23 сентября 2019 г. Понедельник | Время МСК: 05:32:21
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

«Эволюция и революция в истории знака»



добавлено: 11-04-2008
просмотров: 23397
Эпиграфом к этой статье хотелось бы взять цитату из Большой Советской Энциклопедии: «Эволюция и Революция (от лат. Evolutio — развертывание и позднелат. revolutio — поворот) — две неразрывно связанные формы развития: эволюция — последовательное и непрерывное изменение в пределах данного качества; революция — прерывное, скачкообразное превращение одного качественного состояния в другое.


По правде говоря в истории знака и эволюционных и революционных процессов было предостаточно. Но начнем по порядку. Предстоит проследить процессы, имевшие место в напряженной истории становления современных систем корпоративной идентификации. А начался этот процесс довольно давно. Здесь не имеет смысла рассматривать мотивы, побуждавшие пещерного человека покрывать знаковыми росписями стены своей пещеры, или знаковость в иероглифике Древнего Египта. Представляет интерес более поздний период, а именно XVIII век. И не где-нибудь, а в Центральной и Западной Европе. Именно там и именно в названный период началось зарождение того, что в последствие стало называться корпоративный дизайн.

Но перед тем, как перенестись в Западную Европу периода становления капитализма, бросим беглый взгляд на несколько любопытных примеров, датированных более ранними годами. Эта статья посвящена истории знака, и, как уже было сказано, знак в качестве маркетингового инструмента, начал формироваться в XVIII веке. Но идентифицирующую роль знак начал играть задолго до того, как превратился в неотъемлемый элемент коммерции.

Итак, вот примеры так называемых «кристограмм»:

примеры «кристограмм»:

обнаруженных археологами на стенах катакомб, где скрывались первые христиане, на фресках ранних христианских церквей первых веков нашей эры, на церковной утвари. В данном случае мы сталкиваемся с примером классической монограммы, составленной из первых букв имени Иисуса Христа, или из первых букв имени Христос, т.е. на рисунках 1, 2 и 3 мы видим греческие заглавные буквы «Х» и «Р», а на рисунках 4, 5 и 6 буквы «I» и «Х». Эти монограммы являются не только изысканными, из за их простоты, ясности и рукотворности, произведениями дизайна, но, также несут глубокую смысловую нагрузку. Так, буква «Х», повернутая вокруг своей оси на 90 градусов (как на рисунке 2) образует крест — главный символ Христианства, а монограммы 3 и 6, вписаны в круг, призванный, в данном случае, олицетворять солнце. Кстати, варианты 3 и 6 практически точно повторяют древний символ бога солнца — «Sol Invictus», встречавшийся во многих языческих верованиях. Получается, что религии были характерны не только вербальные символы, но и символы графические.

Примерно к тому же периоду времени относятся и следующие примеры:

графические символы

имеющие также греческое и римское происхождение. Интересны эти примеры тем, что они являются не чем иным, как монограммами городов THYATERIA (рис.7), AXAIA (рис.8), ROMA (рис.9) и EDESSA (рис.10). Сравнивая эти примеры, можно, в меру серьезно, предположить наличие определенной стилистики в графическом дизайне первых веков до нашей эры. Звучит, признаться, такая фраза достаточно комично, так как словосочетание «графический дизайн» принято считать явлением исключительно века двадцатого, однако трудно не признать красоты и ясности этих монограмм, каждая из которых насчитывает не менее двух тысяч лет своей истории. По сравнению с ними, торговые марки, насчитывающие более ста лет своего существования, кажутся просто младенцами. Имя дизайнера этих знаков осталось, увы, неизвестным, но можно предположить природу их использования. Ими могли пользоваться купцы, для обозначения происхождения своего товара, ими могли пользоваться ремесленники, принадлежащие к цеху того или иного города. Вот и получается, что еще до нашей эры графический дизайн был призван на службу коммерции и знак играл важную идентифицирующую роль.

Еще одним любопытным примером может служить монограмма монетного мастера по имени KLEUDOROS (рис. 11). В некоторых случаях на монете чеканилось не только изображение властителя, но и идентифицирующий символ мастера-производителя самих монет, отвечавшего головой за их качество. Уверен, что такая монограма вполне могла бы и в наше время стать хорошим знаком для какой-нибудь фирмы и отменно смотрелась бы и на визитках и в наружной рекламе. Кстати, в анкетах, которые было предложено заполнить участникам выставки «Знак» в Манеже, был вопрос о том, может ли знак быть произведением искусства вне времени — я ответил, что может, и рассмотренные монограммы, на мой взгляд, как нельзя лучше, доказывают это. Ниже вы также видите примеры римских монограмм. К сожалению, никакой информации об их владельцах обнаружить не удалось, но многообразие приведенных примеров дает представление о том, насколько распространенным жанром графического дизайна была монограмма.

распространенным жанром графического дизайна была монограмма

Но не надо думать, что только Античность дала нам повод поговорить о графическом дизайне и эволюции знака. Средние века, обычно рассматриваемые, как темный период в истории искусства, также дают нам несколько примеров, которые хотелось бы вынести на рассмотрение широкой публики. В средние века многие из европейских властителей не могли отказать себе в удовольствии заиметь собственный знак-монограмму. Самым известным из этих персональных знаков без сомнения является монограмма Карла Великого (747 — 814 гг.) (рис. 12). В ней «зашифровано» имя императора — KAROLUS. Не откажу себе в удовольствии высказать красивое и романтическое предположение, что Карл Великий сам в редкие часы досуга придумывал себе монограмму, эскизировал на листочке пергамента… Не отставали от него и другие европейские монархи — Юстиниан Великий (482 — 565 гг.) — его монограмму мы видим на рисунке 13. Юстиниан, на мой взгляд через чур усложнил свой знак, зато король Отто I (912 — 973 гг.) создал себе простую и изысканную симметричную (тут уж имя обязывало) монограмму (рис.14).

простая и изысканная симметричная монограмму

История монограммы знает и совсем необычные примеры, такие, как средневековая «говорящая монограмма» (рис. 15). «Говорящая» потому, что в ней зашифровано целое выражение «BENE VALETE», характерное в первую очередь для священнослужителей. Его можно перевести с латыни, как «Живите во благе». Это благословение обычно изображалось в конце письма между двух крестов. Тут же вспоминается строчка из «Евгения Онегина»: «…в конце письма поставить vale…» Очевидно, что данное благословение со временем потеряло свою сугубо религиозную значимость, переродилось в обычное светское прощание, утеряв при этом и свое графическое знаковое начертание. Но не только власть придержащие и духовенство были приобщены к графической культуре. Следующие два примера служат доказательством того, что и рабочему люду это было не чуждо. На рисунках 16 и 17 мы видим идентификационные символы двух различных цеховых объединений каменотесов. Притом одна из монограмм византийская, а другая готическая. Становится ясно, что необходимость идентификации своего цеха, своего предприятия назрела уже в средние века, однако стремительное развитие отрасли графического дизайна пришлось на более поздний период.

развитие отрасли графического дизайна пришлось на более поздний период


В XVIII веке начался процесс нарастания конкурентной борьбы среди ремесленных и торговых предприятий. Идентификационные символы ремесленников и лавочников XVIII — начала XIX веков послужили основой развития промышленной графики и в последствие систем корпоративного дизайна. Вот, примерно, от чего все и началось:

идентификационные знаки мастерских конца XVIII- начала XIX веков — кузница, ателье портного и столярная мастерская


На иллюстрациях представлены идентификационные знаки мастерских конца XVIII- начала XIX веков — кузница, ателье портного и столярная мастерская.

Производство по мере своего развития и роста на рынке требовало все более и более четкого выделения себя из ряда себе подобных. В первой половине XIX века аппетитно выглядевшего калача над входом в булочную и изображения подковы у кузнечной мастерской еще хватало на поддержание марки своего предприятия, но более предприимчивые и сообразительные конкуренты, пока еще неспешно, но уже уверенно уходили вперед. И все потому, что они больше обращали внимание на такие, казалось бы незначительные вещи, как идентификационный символ, торговую марку, упаковку, внешний вид и подачу изделия потребителю. В то же время следует искать и начало рекламы, как таковой.

На самом деле XVIII и XIX века прошли сравнительно спокойно для отрасли промышленной графики, настоящие потрясения начались позднее — в ХХ веке.

Знак эволюционировал с течением времени от почти натуралистичного изображения, показывающего профиль деятельности того или иного производства или суть оказываемой услуги до современного, зачастую абстрактного символа, олицетворяющего собой глубинную сущность компании действующей во второй половине ХХ века.

Вот перед нами характерный пример эволюции товарного знака:

характерный пример эволюции товарного знака


Фирма «Scheufelen GmbH. & Co.» была образована в конце XIX столетия. И на примере мы видим каким образом развивался идентификационный символ компании начиная с 1896 года по наши дни. Путь, пройденный данной компанией, охватывает более века; и по трансформациям торговой марки во времени мы можем четко проследить общие тенденции развития графического дизайна и воззрений на визуальную корпоративную идентификацию в течение последнего столетия. Несомненно, в этапах развития этого знака, мы, как в зеркале можем видеть стилистические временные веяния, которым он подвергался. Это абсолютно естественно, и, более того, именно вписываемость знака в графический контекст времени является одной из основных предпосылок к его успешному существованию.

Знак прошел долгий путь и не сразу превратился в современный графичный символ, четко идентифицирующий данную компанию. В начале своего существования это был герб, со всеми его необходимыми атрибутами. Тут и название фабрики на вьющемся вокруг изображения картуше, и имя владельца этого предприятия, и традиционно выполненное изображение птицы-феникса. С течением времени знак все более упрощался, становился все более условным и, наконец, в 1989 году превратился в тот изысканный идентификационный символ, который продолжает существовать и в наши дни.

Тот факт, что компания существует уже более века и успешно продолжает свою деятельность сегодня, говорит о том, что все решения, принятые рукововодством были верны, в частности и решения об изменении фирменного знака.

Следующий пример, который мы рассмотрим несколько необычен:

знак предприятия «Pelikan»


Он не является характерным и почти уникален. Здесь интересно происхождение знака, его предысторию. Дело в том, что знак предприятия «Pelikan» берет свое начало от фамильного герба, истоки которого, в свою очередь, следует искать еще в начале XVII века. Поначалу это было семейное предприятие, но впоследствии, как это случилось со многими, переросло в крупную корпорацию.

Это предприятие получило свою первую эмблему (называть это фирменным знаком еще рано) в 1878 году; затем эта эмблема неоднократно менялась — в 1910, 1922, 1933 и 1938 годах. Перемены до 1938 года не носили революционного характера. Но после 1933 года прошло всего пять лет, и эмблема превратилась в знак, изменившись кардинально.

С чем были связаны эти изменения? Тот период времени был ознаменован очень серьезными переменами не только в сфере дизайна, общество в целом менялось. И эти изменения в тридцатые годы требовали новой стилистики, нового выражения времени и нового подхода к эстетике производимых продуктов. Таким образом подвижки, и весьма серьезные, в области дизайна в целом и графического дизайна в частности, явились лишь частью процесса перемен, затронувшего Европу тех лет. Стремительное развитие промышленности вывело коммуникации на качественно новую ступень. Уже тогда предприниматели начали осознавать, что грамотно сделанный, эффектный идентификационный символ может стать не только красивой марочкой на фирменном бланке, но способен на большее — фирменный знак становился эффективным маркетинговым инструментом при правильном его применении. Это было одной из причин, по которой именно в середине и конце тридцатых годов все больше предприятий стали обращать более пристальное внимание на свой корпоративный дизайн.

Определяющее влияние на развитие европейского дизайна в тридцатые годы оказала школа «Bauhaus». Именно разработанные под влиянием «Bauhaus» предметы определили во многом лицо того времени. Кардинальные изменения затронули и промышленный дизайн — предметы от локомотива до обычного чайника приобретали необычную для того времени обтекаемую аэродинамическую форму. Не могла остаться в стороне и отрасль графического дизайна. Определяющим становится понятие «знаковость» в современном его понимании. Все большей становится степень стилизации и условности в графическом изображении. Наблюдается явный и решительный отход от картушей, гербов, виньеток и прочих неотъемлемых элементов фирменных знаков (читай: гербов) предприятий конца XIX — начала ХХ века.

Изменения того времени явились подлинной революцией, значительно поменявшей привычные очертания предметной среды обитания человека.

Итак, вернемся к нашему примеру. Следует обратить особое внимание, что знак просуществовал вплоть до 1982 года без малейших изменений, но и изменения 1982 года не были столь радикальны. Практически с 1938 года знак остался почти неизменным. Это редкая ситуация, поскольку в начале 60-х гг. по всему миру прошла волна изменений, связанных с новыми веяниями в области корпоративного дизайна.

О переменах шестидесятых годов сейчас и пойдет речь. Первым вестником грядущих процессов в графическом дизайе стал новый фирменный знак Chase Manhattan Bank. Он появился в начале шестидесятых, ознаменовав собой начало новой эпохи в корпоративном дизайне. Смелое решение дизайнера вывело в свет новый абстрактный символ, олицетворявший лишь формально надежность и стабильность банка. На первый план вышли вопросы пластики и формообразования в графическом дизайне. Важно стало учитывать проблемы психологического восприятия той или иной формы человеком. Символ, обладая объективной визуальной реальностью, всегда имеет скрытое, подчас весьма сложное, субъективное значение. Это напрямую связано со стереотипами человеческого восприятия. Доказано, что геометрические, остроугольные символы, в большинстве своем, производят положительное впечатление на мужчин, в то же время, производя в целом негативное впечатление на женщин. Округлые же символы воспринимаются в основном положительно как мужчинами, так и женщинами. Это может быть объяснено органическими и успокаивающими качествами, ассоциируемыми с плавными линиями.

Этот знак породил лавину решений основанных на постулатах формальной композиции. Геометрические правильные и неправильные формы в самых разнообразных комбинациях и сочетаниях становились фирменными знаками. Знак переставал рассказывать, он начинал намекать, и подчас весьма тонко, оставляя свободу созерцателю домысливать предмет намека. Увеличились требования к выразительности знака. При максимально лаконичных изобразительных средствах он должен был нести также максимальную смысловую нагрузку.

В шестидесятые годы промышленная графика перешагнула рубеж реализма, что изобразительное искусство совершило значительно раньше. Эта черта обозначила еще одну революцию в корпоративном дизайне ХХ века. С тех пор и по наши дни отрасль развивается эволюционально, изменяясь в пределах одного качества.

Но обратимся к следующему примеру. Перед нами также весьма интересный случай эволюции товарного знака компании «Schwan STABILO» (рис. 23), прошедшего долгий путь, начиная с 1925 года и продолжающего существовать и в наши дни.

эволюция товарного знака компании «Schwan STABILO»


Чем же он так интересен? А тем, что если внимательно присмотреться ко всем вариантам графических инкарнаций этого знака, то мы увидим, что одна из основных частей знака-логотипа, а именно силуэт лебедя, остался неизменным с момента своего первого воплощения. Этот знак шел четко по пути упрощения формы, отказа от большого количества деталей к сохранению в наиболее лаконичной форме выражения сути существования и деятельности компании. При этом лишь один компонент изображения не изменялся во времени.

По поводу именно этого знака следует заметить, что его не коснулись те революционные изменения, которые мы уже рассматривали на прошлом примере. Он всегда четко шел по эволюционному пути.

Сам собой напрашивается очевидный вывод, что, в отличие от эволюции живых организмов, эволюция знака двигалась по пути упрощения. Лаконичность и изысканая простота при сохранении смысловой нагрузки является высшим достижением в корпоративном дизайне. Именно знак, в полной мере отвечающий этим критериям оценки, способен стать эффектным и эффективным идентификационным символом.

Имея перед глазами уже три примера эволюционно-революционного развития товарных знаков с начала века и по наши дни, мы можем вывести некоторые общие закономерности развития взглядов на графический дизайн в ХХ веке. Именно рассмотрение эволюции товарных знаков дает уникальную возможность проследить, как менялись взгляды на корпоративный дизайн у руководителей компаний, и какие задачи ставились перед дизайнером в разные годы.

Однако в истории знака происходили процессы, не укладывающиеся четко ни в определение эволюционных, ни в определение революционных. Об одном из них, который можно скорее классифицировать, как отчаянную борьбу знака за выживание (которая, впрочем, является частью процесса эволюции), хочется рассказать в завершение.

Существуют случаи, когда символ может быть трактован неадекватно, как, например, в случае с «Procter & Gamble». Все хорошо знают традиционную концовку рекламных роликов — типографический знак компании, представляющий собой ее инициалы (рис. 24),. Однако не всегда знак компании был таким. Предыдущим символом этой компании был мужской профиль в полумесяце (рис. 25), но она вынуждена была сменить его на тот вариант, который мы так часто видим сегодня. Дело в том, что в середине восьмидесятых, компания безуспешно пыталась пресечь слухи и постоянные пересуды о том, что ее знак является сатанистским и что компания каким-то образом вовлечена в службу дьяволу и все соответствующие этому культу ритуалы. Были наняты детективы, с целью выяснить источник происхождения слухов, но безрезультатно, существовал даже специальный телефонный номер, по которому можно было задать любые вопросы по поводу более чем столетней торговой марки. Однако слухи не прекращались, компания терпела ощутимые убытки и знак, просуществовавший более, ста лет и, казалось бы, уже прочно застрахованный от каких-либо потрясений, стал достоянием истории.

знак «Procter & Gamble»


Знак, в целом, как явление, чрезвычайно динамичен, он продолжает развиваться. Его эволюция отнюдь не заканчивается с концом тысячелетия. А прогнозы о том каким может быть знак в следующем веке, по каким путям пойдет его развитие — об этом можно написать еще одну большую статью с картинками.
Журнал «Мир дизайна», зимний номер 1999 года.
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.216 сек.
Яндекс.Метрика