23 августа 2019 г. Пятница | Время МСК: 20:26:14
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Рейтинг аудиторско-консалтинговых групп "Российский аудит" по итогам 2007 года



Вартан Ханферян
Источник: Журнал "Эксперт"
добавлено: 15-04-2008
просмотров: 11102

Эффект массы

От безудержной региональной экспансии крупнейшие аудиторско-консалтинговые группы переходят к планомерному повышению эффективности бизнеса. Если бегло просмотреть результаты нашего двенадцатого рейтинга крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) России, то напрашивается весьма незамысловатый, хотя и внушающий оптимизм вывод. Рынок устойчиво растет, а его развитие почти полностью укладывается в тенденции, подмеченные нами еще год-два назад.

Действительно, уже второй год выручка ведущих АКГ увеличивается почти на 40% ежегодно, уверенно перекрывая и инфляционный фон, и общий рост экономики (см. график 1). Структура совокупных доходов неизменна. Соотношение 40 к 60 (см. график 2), отражающее вклад услуг от аудита и консалтинга соответственно, казалось бы, хоть сейчас высекай в мраморе. По крайней мере, в последние три года оно если и менялось, то максимум на полтора процентных пункта. Да и лидеры, по большому счету, все те же. Словом, можно и расслабиться.

Совокупная выручка крупнейших АКГ Россиии по итогам 2007 года (без компаний "Большой четверки")Структура выручки аудиторско-консалтинговых групп в 2007 году (без компаний "Большой четверки")

Однако более детальное ознакомление с итогами деятельности 150 АКГ в 2007 году заставляет прийти к другим заключениям. Как раз сейчас рынок начинает входить в новую фазу развития. Накопив изрядную массу за счет стремительного строительства региональных сетей, ведущие участники рынка озадачились вопросом: а как, собственно, добиться эффективности разросшегося хозяйства? Ответом на него становится существенное замедление продвижения в регионы и более пристальное внимание к качеству предоставляемых услуг.

Сетевое торможение

Суммарная выручка 150 крупнейших российских АКГ (без компаний «большой четверки») в 2007 году достигла 37 млрд рублей, увеличившись по сравнению с показателями предыдущего рейтинга на 37,4%. Основная причина успехов аудиторов и консультантов очевидна. При столь благоприятной экономической конъюнктуре спрос на их услуги неизбежно растет. В таких условиях компании имеют все возможности для привлечения новых заказов, даже постепенно повышая ставки (последние, кстати, по нашим оценкам, увеличились за год в среднем на четверть).

«Устойчивый рост экономики и активное стремление ведущих российских компаний к публичности, а также приток иностранного капитала в Россию и приобретение зарубежными компаниями российских активов — вот основные факторы, способствующие росту рынка», — считает глава группы компаний «БДО Юникон» Андрей Дубинский. Его поддерживает и президент компании ФБК (PKF) Сергей Шапигузов: «В минувшем году сразу несколько обстоятельств предопределили рост рынка аудиторско-консалтинговых услуг. Во-первых, общий рост экономики — все-таки по итогам года мы получили очень весомую прибавку ВВП — 8,1 процента. Во-вторых, несмотря ни на что, весьма динамично развивались многие средние и малые предприятия, и это также повлияло на увеличение спроса на аудит и консалтинг», — заключает он.

Тем не менее внешние факторы развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг отходят на второй план перед кардинальным изменением самого характера роста. От экстенсивной модели, при которой все усилия лидеров тратились на механическое наращивание масштаба деятельности за счет организации региональных филиалов и поглощения более мелких структур, ведущие игроки рынка начали переходить к наращиванию эффективности бизнеса. В этом выпуске рейтинга 150 АКГ включают в свой состав 1254 компании. По сравнению с прошлогодним списком количество аффилированных структур возросло всего на 10%, тогда как в 2005–2006 годах их число увеличилось на 36–40%. Зато выручка в расчете на одного специалиста в 2007 году увеличилась сразу на 14%, до 1,864 млн рублей, против 11−процентного прироста, отмеченного в прошлом рейтинге.

В компаниях, формирующих первую десятку рейтинга, дрейф в сторону эффективности еще более нагляден. После двухлетней стагнации их удельные доходы увеличились на 15%, до 2,109 млн рублей, на специалиста, при том что количество филиалов выросло менее чем на 5%. Конечно, разрыв между эффективностью, демонстрируемой компаниями «большой четверки», и национальными лидерами еще велик. Специалист российского офиса компании PricewaterhouseCoopers приносит 3,972 млн рублей доходов, почти вдвое опережая средний показатель по отечественным топ-10. Однако самые эффективные российские АКГ уже вплотную приблизились к международным конкурентам. Так, выручка в расчете на одного специалиста компании «СВ-Аудит» в 2007 году достигла 3,947 млн рублей, а группа «Развитие бизнес-систем» и вовсе показала удельные доходы в размере 4,123 млн рублей на специалиста. Правда, в этом случае фантастическая эффективность деятельности вызвана прежде всего доминированием в портфеле заказов компании высокодоходных консультационных проектов.

Изменение акцентов в корпоративных стратегиях в сторону большей эффективности нельзя не признать своевременным. В конце концов, главным долгосрочным фактором конкурентоспособности компаний является повышение качества и расширение спектра предоставляемых услуг. Ведь требования клиентов, предъявляемые к аудиторам и консультантам, постоянно растут. По мнению Сергея Шапигузова, «на наших глазах происходит взросление бизнеса, усложнение бизнес-процессов. Руководители предприятий становятся более профессиональными — происходит смена поколений руководителей: приходят люди, знающие, как работать в рыночной экономике, как организовать успешно развивающееся дело, как реализовать свои планы. Это существенно повышает спрос на качественные услуги».

С этой точки зрения куда более важным конкурентным преимуществом АКГ становится эффективность корпоративных систем обучения специалистов и надежность контроля качества, которые легче обеспечить в компактных региональных сетях, нежели в гигантских конгломератах, объединяющих сотни разнородных структур, разбросанных по всем уголкам России. Текущие многомиллиардные обороты в последнем случае — слабое утешение. Ведь за них приходится расплачиваться неэффективностью всей бизнес-модели. За примерами далеко ходить не надо. Абсолютный чемпион последних двух рейтингов по числу аффилированных компаний — группа «BKR-Интерком-Аудит», занимающая третью строчку в нашем рейтинге (совокупную выручку 2,3 млрд рублей в 2007 году совместными усилиями генерировали 412 структур), по уровню доходов на одного специалиста в 1,6 раза уступает среднему показателю по рейтингу в целом и в два раза проигрывает своим коллегам из десятки крупнейших национальных АКГ. Возможно, впрочем, что это издержки незавершенного процесса формирования сети и по мере ее отладки ситуация выправится. «За развитием национальных сетей будущее. Для нас это вопрос обеспечения качественными услугами региональных подразделений компаний-клиентов, а для небольших региональных компаний — способ выживания в конкурентной борьбе», — считает генеральный директор АКГ «BKR-Интерком-Аудит» Юрий Фадеев.

Кстати, постепенное взросление рынка заставляет нас еще раз проанализировать методологию составления нашего рейтинга. До сих пор при определении объема консолидированной выручки по группе компаний мы сознательно использовали относительно мягкий подход. Помимо компаний, объединенных четким юридическим основанием аффилированности, в консолидированный оборот АКГ могли также включаться показатели фирм, работающих по соглашениям о совместной деятельности, договорам о взаимном сотрудничестве и т. п. По сути, мы строго следовали законодательным трактовкам, пусть не всегда являющимся образцом четкой определенности формулировок. И это сыграло положительную роль. Ведь иначе мы не наблюдали бы во всей полноте процессы консолидации. Однако сейчас рынок стал куда более зрелым. Поэтому мы активно работаем над выработкой более ясных и однозначных условий определения консолидированных доходов аудиторско-консалтинговых групп. Первые обсуждения возможных новаций с участниками рынка уже состоялись (отдельно хочется поблагодарить Институт профессиональных аудиторов России, члены которого приняли очень активное участие в дискуссии). Ближе к осени мы планируем опубликовать обновленные методологические подходы к составлению рейтинга 2009 года.

Узкие места

Стремление лидеров к повышению качества услуг пока не стало тенденцией, характерной для всего рынка в целом. «Качество услуг, увы, не выросло, а, скорее всего, даже ухудшилось, что связано прежде всего с кризисом на кадровом рынке профессиональных услуг. Востребованность аудиторских и консультационных компаний, резко возрастающая в пик сезона, создает возможность активно действовать компаниям, предлагающим суррогат услуг. Это касается помимо аудита услуг по оценке активов», — сетует Андрей Дубинский.

Недостаток квалифицированных специалистов — явление для рынка аудиторско-консалтинговых услуг не новое. Продолжающийся уже не первый год стремительный рост зарплат профессионалов в экспорториентированных отраслях, ритейле, финансовых структурах ухудшает конкурентные позиции аудиторов и консультантов на рынке труда. Результатом становится увеличивающийся отток толковых специалистов в корпоративный сектор. При этом кадровые трудности испытывают не только национальные АКГ, но и компании «большой четверки».

Расходы на профессиональную подготовку у ведущих игроков рынка ежегодно растут. Кадровые службы начинают работать уже даже не с выпускниками университетов, а со студентами старших курсов. Однако, получив четырех-пятилетний опыт работы в международных АКГ и хорошо зарекомендовав себя при выполнении крупных проектов, новоиспеченные аудиторы и консультанты нередко уходят в штат вчерашнего клиента. Руководству аудиторских компаний остается грустно шутить, что их организации все больше играют роль институтов по переподготовке кадров для нефтяников, банкиров, металлургов. Для того чтобы удержать персонал или хотя бы как-то вернуть потраченные на обучение средства, компании вынуждены вносить в договоры на оказание услуг пункты о компенсациях в случае перехода специалиста.

Другим фактором, тормозящим повышение качества услуг, остается проблема демпинга, наиболее ярко проявляющаяся в сфере обязательного аудита госсектора, в частности ГУПов. Действующий механизм выбора аудитора для выполнения таких услуг фактически ограничивается лишь ценовыми параметрами. В отличие от акционерных обществ, собственники и инвесторы которых заинтересованы в реальной информации, унитарные предприятия далеко не всегда мотивированы в проведении объективного аудита. Учитывая это, практика выдачи номинальных аудиторских заключений без всякой проверки за минимальное вознаграждение до сих пор остается широко распространенной.

«Тупиковую ситуацию, в которой оказался обязательный аудит предприятий госсектора и акционерных обществ с долей государственного участия, необходимо преодолеть. Механизм закупок аудиторско-консультационных услуг на конкурсной основе, по сути, выродился в закупку видимости услуг за символические деньги. Это порождает дисбаланс на рынке услуг и создает почву для прочих негативных явлений», — заявляет г-н Дубинский.

Марш аудиторов

Проблемы, осложняющие работу аудиторов, пока не оказывают определяющего влияния на развитие рынка в целом. По итогам 2007 года объем аудиторских услуг сохранил отмеченную еще год назад тенденцию к ускорению. Доходы от аудиторских проверок выросли на 36,3% против 34,7−процентного прироста, зафиксированного прошлым рейтингом. Такой динамикой компании обязаны росту спроса на услуги в области общего и банковского аудита (см. график 3).

Динамика роста выручки от аудиторско-консалтинговых групп

Общий аудит. Темп прироста выручки от оказания услуг в области общего аудита составил 36,4% против 34,9% годом ранее. Роль первой скрипки здесь по-прежнему принадлежит компаниям, ориентированным на работу с крупным бизнесом. По словам заместителя генерального директора компании «Росэкспертиза» Александра Ерофеева, «усиливается тенденция, в соответствии с которой менеджмент крупных разветвленных компаний стремится обеспечить единство подходов к качеству и надежности финансовой информации. Увеличивается число запросов на централизованный аудит холдингов и входящих в них предприятий. При этом повышается и уровень требовательности и тщательности таких клиентов при выборе аудитора на конкурсах».

Банковский аудит. Активное развитие финансовой сферы, растущая популярность заимствований на открытом рынке и, не в последнюю очередь, усиление контрольных функций со стороны надзорных органов создают благодатную почву для расширения банковских практик аудиторских компаний. В целом по сегменту объем доходов увеличился на 40% против 23% прироста годом ранее. Беспрецедентный рост выручки продемонстрировали АКГ, специализирующиеся на предоставлении услуг в области банковского аудита. Так, объем выручки в этом направлении у компании ФБК увеличился на 65%, у компании «Марка Аудит» — на 93%, а у «ФинЭкспертизы» — и вовсе на 208%.

По словам вице-президента ФБК по банковскому аудиту Алексея Терехова, «наиболее востребованной на рынке банковского аудита была комплексная услуга, включающая аудит отчетности, оценку контроля за сделками, которые можно расценить как сомнительные, и оценку налоговых рисков. Внимание к сомнительным сделкам обусловлено повышенным вниманием к этой проблеме со стороны ЦБ РФ». Растет число банков, обращающихся за аудитом отчетности, в том числе и по международным стандартам, к российским аудиторам. Пример тому — ряд крупнейших банков, аудит которых проводит ФБК. Кроме того, компания в консорциуме с PricewaterhouseCoopers провела аудит ЦБ РФ за 2006 год и выиграла тендер на аудит ЦБ РФ за 2007 год.

Инвестиционный и страховой аудит. Объемы выручки АКГ от оказания услуг в области инвестиционного аудита и аудита страховых компаний в общей структуре рынка по-прежнему невелики и в долевом выражении составляют примерно по одному проценту. Однако спрос со стороны инвестиционных и страховых компаний на услуги аудиторов остается стабильно высоким. За последний год темп прироста выручки в секторе инвестиционного аудита составил 38%, а в сегменте аудита страховых компаний — 14%.

Спрос на услуги АКГ со стороны инвестиционных компаний в 2007 году поддерживался ралли на фондовом рынке. Устойчиво росло число ПИФов и управляющих компаний. «У участников инвестиционных процессов с каждым годом усиливается понимание того, что прозрачная отчетность и надежная информация о финансовом состоянии — это залог привлечения интереса к использованию тех или иных инструментов, предлагаемых на рынке, а также большой плюс в борьбе за клиента. Нельзя также сбрасывать со счетов то, что многие российские компании в прошлом году достаточно активно начали процесс размещения своих акций на западных площадках. Происходит это не напрямую, а с помощью привлечения российских инвестиционных компаний, что требует от последних отчетности, составленной по международным стандартам. А это невозможно без квалифицированных специалистов в области аудита», — рассказывает о тенденциях спроса на инвестиционный аудит первый заместитель генерального директора компании «Марка Аудит» Светлана Сазонова.

Что же касается спроса на аудиторские услуги со стороны страховщиков, то его по-прежнему активно формируют отечественные и иностранные компании, испытывающие потребность в отчетности по международным и российским стандартам. Всего компаниям, работающим в этом секторе, за год удалось заработать 191 млн рублей. По мнению экспертов, определяющим фактором изменения спроса на аудиторские услуги со стороны страховщиков служит процесс консолидации страхового рынка. Как считает генеральный директор АК «Мариллион» Сергей Харитонов, «концентрация рынка приведет к усилению конкуренции аудиторских организаций, занимающихся аудитом страховщиков. Клиент будет выбирать наиболее компетентных и опытных. В “Мариллионе” мы ощутили именно эту тенденцию: с одной стороны, к нам перешли на аудит компании, работавшие ранее с “большой четверкой”, с другой стороны, у нас много запросов на аудит от компаний, работавших ранее с мелкими аудиторскими фирмами, которые не могут обеспечить должный уровень компетентности».

МСФО навсегда

Рынок аудиторских и консалтинговых услуг в сфере МСФО уже который год демонстрирует феноменальный рост. По результатам этого рейтинга выручка 150 АКГ достигла 3,2 млрд рублей, увеличившись более чем в полтора раза (см. график 4). Характерно, что примерно такая же динамика отмечалась и в предыдущем рейтинге. Целый десяток компаний пополнил список организаций, имеющих опыт предоставления услуг в этой области; теперь их число увеличилось до 66.

Объем выручки АКГ от услуг в области МСФО

Питательной средой для роста спроса на услуги в области МСФО выступает неутоленный финансовый голод средних по масштабу бизнеса предприятий и банков из регионов, толкающий их на рынок заимствований. Убедить инвестора в приемлемом кредитном качестве компании, а следовательно, и добиться снижения ставок без отчетности по международным стандартам все труднее. Стоимость услуг аудиторских компаний из «большой четверки» большинству региональных предприятий не по карману. Зато для российских аудиторско-консалтинговых групп, работающих под брендом международных сетей, этот бизнес — настоящее золотое дно.

Комментирует генеральный директор «Бейкер Тилли Русаудит» Евгений Самойлов: «В настоящее время большинство инвестиционных банков не начинают работу с потенциальными эмитентами облигаций или акций до тех пор, пока эти эмитенты не представят отчетность по МСФО. Как следствие, в настоящее время рост на услуги в области подготовки отчетности, а также аудиту по международным стандартам огромен».

Еще год назад можно было говорить о практически равнозначном спросе на аудит и трансформацию отчетности. В 2007 году акценты несколько сместились. В прошедшем году основным драйвером роста в большей степени был спрос на услуги по трансформации отчетности в соответствии с МСФО (см. график 5). Выручка АКГ в этом сегменте увеличилась почти в два раза и составила 1,1 млрд рублей. При этом львиная доля — 93% — приходится на трансформацию отчетности для предприятий нефинансового сектора. По данным компаний, в 2007 году такими услугами воспользовались 578 клиентских компаний. «По нашему опыту, большая потребность была у предприятий энергетики — вновь образованных после реструктуризации компаний, которые привлекают или стремятся привлекать финансовые ресурсы. Среди наиболее интересных проектов нашей компании — подготовка отчетности по МСФО для энергетических предприятий для IPO», — рассказывает Нина Данцер, руководитель управления аудита АКГ «РСМ Топ-Аудит».

Динамика роста выручки от услуг в области МСФО за три года

Причина активизации спроса на трансформацию отчетности не только в увеличении инвестиционных проектов, покупок и продаж активов, количества осуществленных и подготавливаемых IPO. В условиях экономического роста возникает нехватка собственных специалистов, в связи с чем растет спрос на услуги по трансформации, которые предлагают АКГ. Кроме того, как считает Евгений Самойлов, «компании “большой четверки” постепенно отходят от практики оказания консультационных услуг по подготовке отчетности для своих клиентов, если они при этом одновременно делают аудит. Как следствие, в разы растет потребность в услугах в области трансформации. Если говорить о среднесрочной перспективе, то, безусловно, этот рынок в ближайшие несколько лет останется. Однако по мере увеличения количества специалистов в области МСФО темпы роста рынка существенно замедлятся, а через какое-то время будут сокращаться. Безусловно, на смену этой услуге придут новые продукты, например, связанные с постановкой параллельного учета или постановкой работ по трансформации силами специалистов самой компании».

Тем не менее наибольшую выручку АКГ продолжают зарабатывать именно на аудите по международным стандартам. Объем выручки в этом сегменте составил по итогам года около 1,65 млрд рублей, а наибольшая доля выручки — 77% — приходится на сектор предприятий промышленных отраслей, число клиентов в котором у АКГ увеличилось до 777. Количество банков, прошедших аудит по МСФО в 2007 году, по данным компаний, составило около 400. Но темпы роста выручки аудиторов в этом сегменте уменьшились до 25% с 62% годом ранее.

А вот число клиентов в лице инвестиционных и страховых компаний продолжает сокращаться, равно как и темпы роста выручки от аудита по МСФО в этом сегменте. Основной фактор снижения темпов роста доходов — консолидация рынка страховых компаний. Тем не менее доля выручки от аудита по МСФО для инвестиционных и страховых компаний по-прежнему составляет около 2% в общей структуре услуг по МСФО.

Консалтинг новой волны

Пережив период бурного роста в начале текущего десятилетия, рынок консалтинговых услуг стал развиваться более плавно. В 2007 году объем консалтинговых практик 150 российских АКГ составил 22 млрд рублей (59% общего объема выручки компаний из нашего рейтинга). Динамика развития этого сектора продолжала подтормаживаться: темп прироста снизился на 3 процентных пункта по сравнению с 2006 годом — до 36%. Однако вполне вероятно, что уже в недалеком будущем рынок ожидает новая волна роста.

«Считаю 2007 год неким водоразделом. До 2007 года проходила очень мощная консолидация всех отраслей промышленности, — говорит управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы “ФинЭкспертиза” Елена Трубникова. — В этот период вопросами эффективности мало кто занимался. Когда надо завоевывать рынок, не до эффективности. Сейчас эти процессы идут на спад, поскольку все уже достаточно консолидированы. И вот начиная с этого года, учитывая, что по ценам, по уровню жизни и так далее мы стремительно приближаемся к “развитой части человечества” и нам все тяжелее и тяжелее конкурировать с ними, именно сейчас вопросы эффективности выходят на первое место. Я думаю, это за собой потащит огромный объем консалтинговых услуг, связанных с увеличением эффективности, увеличением производительности труда».

Пока же наибольший рост характерен для рынка ИТ-консультирования.

ИТ-консалтинг. Прирост выручки АКГ в этом сегменте составил 67%, а доля сектора увеличилась до 7%. Отчасти такой рост объясняется тем, что АКГ, наработав практику взаимодействия с клиентом в области стандартных аудиторских и консалтинговых услуг, могут предложить более эффективные решения, связанные с автоматизацией учета и финансовой деятельности компании. «Сегодня финансово-экономическая деятельность неразрывно связана с применением информационных технологий, при этом наличие отлаженных технологий проектирования и внедрения информационных систем вкупе с опытом оказания аудиторских услуг, финансового консалтинга имеет положительный синергетический эффект для клиентских компаний», — говорит директор АСБК (АКГ «Руфаудит Альянс») Дмитрий Каплунов. Кроме того, спрос на ИТ-услуги обеспечивают крупные межрегиональные холдинги. Председатель совета директоров компании «Энерджи Консалтинг», лидера по развитию ИТ-консультирования в нашем рейтинге, Михаил Пономарев считает, что «происходящие процессы реструктуризации и консолидации активов в основополагающих отраслях открывают новые возможности для развития бизнеса, в особенности в области консолидации отчетности, BI— и roll-out-проектов».

Финансовый консалтинг. Услуги в области финансового консалтинга обеспечили участникам рейтинга 3,2 млрд рублей доходов. В 2007 году этот сегмент потерял около 10 процентных пунктов прироста, увеличившись за год на 40%. Наиболее популярными по-прежнему остаются услуги комплексной финансовой экспертизы (Due Diligence). Комментирует партнер «АСК-Консалтинг» Наталья Сапгир: «Достаточно востребованной остается проверка финансового статуса приобретаемых предприятий. В 2007 году наша компания реализовала около ста проектов, связанных с приобретением аптечных сетей на всей территории России. Это сложные проекты, которые требовали от нас глубокого понимания особенностей розничного бизнеса и оперативной оценки последствий выявленных рисков. Довольно часто наши данные о реальном финансовом статусе приобретаемого бизнеса позволяли существенно снизить стоимость покупки».

Стратегический консалтинг. Рынок стратегического консалтинга в 2007 году вырос на 30%, до 2,2 млрд рублей. Бессменным лидером в этом направлении выступает компания «Развитие бизнес-систем», которая реализует проекты в рамках административной реформы органов государственной власти России и востребованность услуг которой демонстрирует двукратный рост выручки в области стратегического консалтинга. Среди факторов стабильного спроса в этом сегменте генеральный директор АКГ «Развитие бизнес-систем» Игорь Пикан выделяет «развитие российских компаний, которые сливаются в холдинги, проводят реструктуризацию собственного бизнеса и находятся в стадии активного привлечения инвестиций в связи с ускоренным развитием инвестиционного процесса в стране. Кроме этого, стоит отметить наличие спроса на услуги консалтинга у предприятий среднего бизнеса, продиктованного дальнейшим развитием и расширением сферы деятельности».

Налоговый и юридический консалтинг. Ситуация в этих секторах рынка характеризовалась существенным замедлением. В 2007 году выручка 150 АКГ по этим видам деятельности выросла на 21%, тогда как в предыдущем выпуске рейтинга речь шла о почти 30−процентном росте. Продолжение эпохи ликвидации налоговых схем приводит к снижению спроса на услуги по оптимизации налогов. Клиента теперь в большей степени интересует безоговорочное соответствие налоговых аспектов бизнеса законодательству. Одновременно меняется и круг клиентов, обращающихся за помощью к налоговым консультантам. «Все чаще к нам стали обращаться организации, которые раньше либо вообще не интересовались налоговыми вопросами, либо не имели возможности оплачивать услуги налоговых специалистов. Это прежде всего бюджетные учреждения, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, некоммерческие организации, малый бизнес», — отмечает заместитель генерального директора компании МКПЦН Наталья Малофеева.

Что же касается юридических услуг, то, по мнению Михаила Стешева, генерального директора компании «Михайлов и партнеры», заметно увеличилось количество обращений за юридической экспертизой инвестиционных проектов, экспертизе подвергаются ключевые вопросы, как то: соблюдение процедуры эмиссий акций приобретаемого предприятия, размер его реальных долгов, наличие прав на объекты недвижимости. «Также будет сохраняться устойчивый спрос на специалистов, занятых в сопровождении производственного процесса. Растущего внимания со стороны клиентов можно ожидать и в такой области, как защита интеллектуальной собственности», — считает он.

Опубликовано в журнале «Эксперт» №12 (601)/24 марта 2008
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.258 сек.
Яндекс.Метрика