14 декабря 2019 г. Суббота | Время МСК: 16:24:33
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

1..2..3..пуск! Программа лояльности: 9 этапов запуска



Ирина Нурматова
Источник: Журнал "Маркетинг Менеджмент"
добавлено: 16-07-2008
просмотров: 15578
Билетное агентство «Партер» первым в России ввело систему онлайн-бронирования и продажи билетов с доставкой на дом на все культурные мероприятия столицы. Сейчас, когда рынок наводнили ресурсы, предоставляющие аналогичные услуги, важным стало более рациональное использование средств, затраченных на привлечение клиентов, удержание привлеченных клиентов и развитие долгосрочных отношений с ними.

Старый друг лучше новых двух

Восемь лет назад, когда «Партер» только начинал свою деятельность, главной задачей было привлечение клиентов. Сейчас все наши силы направлены на то, чтобы клиенты агентства оставались с нами и, решив посетить какое-либо мероприятие, не задумываясь, обращались именно к нам. Вот лишь некоторые плюсы такой политики:

  • Если клиенты покупают у вас, они уже не покупают у конкурентов;
  • Продавать услуги или товары существующему клиенту намного проще, чем новому. Отношения с ним установлены, вы уже знаете его предпочтения и потребности. А значит, снижаются расходы на маркетинг;
  • Постоянные клиенты не так чувствительны к цене. Они знают вас и легко доверяют. Им легче немного переплатить вам, чем тратить время на поиски другой компании, с сервисом того же уровня;
  • Ваши клиенты с большей готовностью попробуют и другие продукты и услуги компании. Доверие, которое вы завоевали, распространится на все ваши предложения.

Но как сделать случайного покупателя постоянным клиентом? Привязать клиента скидками надолго вряд ли удастся, предложение дисконта не сделает его по-настоящему лояльным компании. Особое отношение, льготы и привилегии, от которых трудно будет отказаться – вот самое эффективное выражение своей признательности клиенту и залог длительности отношений. И эту задачу наилучшим образом решают программы лояльности.

Характерными чертами таких программ, в отличие от дисконтных, являются нематериальные поощрения членов программы, а именно – предоставление особых привилегий, а также материальные поощрения, например, накопительная система начисления бонусов или баллов. А маркетинговой задачей становится сохранение и стимулирование покупательской активности клиентской базы компании.

Именно поэтому в «Партере» была разработана своя программа лояльности «Партер-Клуб». Это программа для постоянных клиентов агентства, участником которой можно стать, сделав более пяти заказов в течение года. Члены клуба получают специальную карту, подтверждающую их членство и являющуюся накопительной в бонусной программе. Членство дает возможность получить дополнительные услуги и льготы, быть в курсе самых интересных мероприятий, участвовать в розыгрышах и получать ценные призы и привилегии.

Затем мы запустили еще две программы лояльности, решив не останавливаться на «Партер-Клубе»: программу по работе с корпоративными клиентами и коалиционную программу – клуб «Много.ру».

Клиентами корпоративной программы являются целые компании. В ее рамках действует накопительная система скидок: чем больше заказов делают все сотрудники компании-клиента, тем больше скидка для каждого сотрудника в отдельности. Участие в программе дает возможность оформления коллективных заявок, организации корпоративных мероприятий и личное обслуживание персональным менеджером.

Клуб «Много.ру» – это коалиционная программа, объединяющая более трехсот компаний различных направлений деятельности и более семисот тысяч держателей карт программы. Каждый покупатель может получить такую карту с логотипом «Партера» и заработать бонусы (призовые очки) в качестве поощрения за любую покупку, совершенную в нашем агентстве. Участники программы сами выбирают призы, а накопить бонусы очень легко, совершая покупки еще в семистах магазинах компаний-партнеров, сети аптек, посещая семьдесят баров и ресторанов и шесть кинотеатров.

Совет: если вы горите желанием запустить программу лояльности, видя очевидные плюсы ее наличия, ответьте сначала честно на важный вопрос: стоят ли того ваши товары или услуги? Не низкое ли у них качество, не устарели ли они? Ведь огромные возможности программ лояльности не оправдают ваших ожиданий, если качество продвигаемых ими товаров или услуг низкое. Программа лояльности может лишь повысить ценность товара, но никак не создать ее.

Шесть заповедей компании
1. Запускайте программы лояльности! Не бойтесь новейших технологий и разработок.
2. Будьте лидерами в вашем секторе – к успешным всегда тянутся.
3. Побольше говорите о себе! Чем больше о вас знают, тем активнее формируют отношение к вам.
4. Интересуйтесь вашими клиентами. Станьте для них хорошим другом, общительным и внимательным.
5. Прислушивайтесь к тому, что думают о вас поставщики и партнеры.
6. Станьте компанией – личностью, имеющей не просто имя, а свое лицо.

3…2…1… Запускаем!

Итак, решение о создании программы лояльности принято. А значит, необходимо все продумать и спланировать, чтобы в будущем избежать ряда проблем и сложностей, связанных с самой программой. И теперь приступаем к поэтапному созданию своей программы.

1. Цели

Как и любой проект, разработка программы лояльности начинается с постановки целей. Частой ошибкой здесь является отсутствие четких формулировок. Безусловно, ключевой задачей является повышение лояльности клиентов. Но как мы увидим, что она повысилась? Для этого необходимо определить параметры, по которым можно будет оценивать ее успешность и эффективность. «Увеличение количества постоянных клиентов на 25%, а количества заказов – на 30%» – вот та цель, с которой мы решили начать. Четкая формулировка цели – это показатель оценки эффективности программы лояльности.

2. Целевая аудитория

На кого направлена программа? Кого мы хотим удержать? Чью лояльность хотим повысить? В соответствии с этим определяются и условия участия в программе. Проанализировав клиентскую базу, мы определили, что целевой аудиторией нашей программы являются клиенты, совершающие не менее пяти заказов в год.

3. Тип программы

Рынок пестрит скидками, купонами, дисконтными картами, «уникальными» предложениями приобрести два товара по цене одного. Все это не более чем инструменты стимулирования продаж, причем, чаще всего, в краткосрочном периоде. Нас же интересовало именно удержание клиентов.

Обратившись к опыту сильнейших международных компаний, мы пришли к выводу, что довольно эффективным и увлекательным является накопительная бонусная программа. В мировой практике первая подобная программа появилась в 1981 году у компании American Airlines. В России собственные бонусные программы возникли в 1998 году в той же сфере, что и за рубежом – в авиаперевозках (авиакомпания «Трансаэро» запустила программу «Трансаэро Привилегия»). В 1999 году появились проекты «Аэрофлот Бонус», «Почетный гость» (холдинг «Росинтер Ресторантс»). Основа бонусных программ – накопление баллов, начисляемых клиентам за совершаемые покупки с возможностью их траты. Доминирующим мотивационным фактором здесь выступает не столько материальная выгода (отложенная скидка), сколько элемент игры и эмоциональная выгода от реализации накопленных бонусов.

Своим клиентам мы предлагаем бонусы в размере 20% от стоимости услуги бронирования. Накапливая их на личном бонусном счете, клиент в любой момент может оплатить ими весь заказ или его часть (в зависимости от накопленной суммы).

4. Привилегии

Самый сложный, интересный и творческий этап – это определение того, что предложить клиенту, помимо основной составляющей – бонусов. И тут простор для креатива настолько широк, что можно упустить из виду самое важное – потребности клиентов! Именно они должны определять весь перечень дополнительных привилегий. Можно выделить три этапа его подготовки:

  • предварительное исследование полученного списка на ограниченной выборке клиентов;
  • широкомасштабный опрос;
  • творческая разработка всех возможных привилегий.

Окончательный список делается с учетом таких факторов, как осуществимость привилегии, компетенция компании в ее реализации и стоимость.

Список привилегий «Партер-Клуба» состоит из 12 пунктов, среди которых особые условия доставки, продление срока хранения забронированных билетов, 100% скидка на услугу бронирования в день рождения клиента и др.

5. Финансовая концепция

Наиболее щепетильный вопрос связан с оценкой предстоящих расходов на реализацию программы и возможностей их покрытия. Так, расходы связаны с затратами на начисление бонусов, предоставление скидок, изготовление рекламной и сувенирной продукции, пластиковых карт клуба, приобретение или разработку специализированного программного обеспечения, оплату труда работников, отвечающих за функционирование программы. Покрытие расходов может происходить за счет ежегодного взноса участников, выкупа карты клуба и др. Один из наиболее сложных вопросов – учет бонусов в бухгалтерии компании. Определите методику отслеживания влияния программы лояльности на продажи, прибыльность и доход компании.

Своим постоянным клиентам мы выдаем карту «Партер-Клуба» бесплатно и не требуем уплаты членского взноса. Наша программа окупает себя за счет прибыли, приносимой постоянными клиентами.

6. Коммуникации

Имеют место три направления коммуникаций: между компанией и клиентами, между компанией и внешней средой, а также внутри компании. Система взаимодействия с участниками «Партер-Клуба» строится на основе телефонного общения с операторами колл-центра и менеджером по программам лояльности, информационных рассылок, поздравлений с праздниками, оперативных ответов на письма и жалобы клиентов, на сообщения в форуме. Коммуникации с внешней средой включают в себя публикации в СМИ, участие в конференциях, посвященных вопросам маркетинга лояльности. Внутрикорпоративные коммуникации связаны с взаимодействием всех структурных подразделений компании в процессе реализации привилегий «Партер-Клуба», оценки эффективности ее деятельности и др.

7. Управление

Внимательного отношения требует создание единого центра управления программой лояльности, координирующего ключевые направления ее функционирования; центра по обработке входящих звонков; IT-системы по обслуживанию программы; системы логистики и алгоритма выполнения процедур программы.

8. База данных

Программа лояльности – прекрасный инструмент для сбора и накопления данных о клиентах. Перед запуском программы стоит определиться с тем, какие данные и в каком объеме должны заноситься в базу, каким образом и с какой периодичностью анализироваться, какие для этого потребуются ресурсы, как технические, так и людские. К сожалению, многие компании, реализующие программы лояльности и имеющие обширные базы данных, не эффективно их используют. Причины тому – незнание как можно рационально применить собранную информацию, как разработать индивидуальные предложения для каждого сегмента клиентов, технические сложности при осуществлении аналитических процессов, недостоверность данных и др.

9. Закрытие программы

Вопрос, которому мало кто уделяет внимание при запуске программы в силу оптимистичного настроя в начале пути. Однако не стоит забывать, что любой проект имеет свой жизненный цикл. Может наступить момент, когда программа перестанет быть эффективной. Определитесь заранее с критическими показателями, по достижении которых необходимо сворачивать программу. Будет ли она трансформирована во что-то новое? Если нет, то как будет расформирован персонал, ее обслуживающий? Каким образом будет использована база данных? Эти и другие вопросы стоит обдумывать заранее.

Золотые правила

Правила вступления в программу необходимо сделать доступными для понимания, структурированными и четко изложенными. Клиент должен иметь возможность доступа к информации о состоянии своего бонусного счета, регулярно получать информацию (рассылка, обзвон) о событиях программы. Вы должны обеспечить клиенту обратную связь, при этом постоянно акцентируя его внимание на том, что, став участником программы, он получает особые привилегии и персональное обслуживание.

Поддерживайте особое отношение к программе и среди своих сотрудников. Их личная заинтересованность в успехе принесет выгоды как им самим, так и компании, обеспечив высокое качество работы и результата. Иначе никакие вложения в развитие программы не дадут эффекта, поскольку будут нивелироваться на этапе контакта клиента с персоналом компании.

Сделайте вашу программу не просто яркой и креативной, но постоянно работающей, развивающейся, идущей в ногу с клиентом, интересной для него на любом этапе! Разработанная таким образом программа лояльности станет самым эффективным инструментом маркетинга вашей компании. Вы получите неоспоримое конкурентное преимущество; возможность использования базы данных клиентов для оценки, анализа и принятия оперативных решений. У вас появится гибкая система взаимодействия не только с клиентами, но и с компаниями-партнерами, что позволит расширять ваши базы данных за счет клиентских баз партнеров.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.222 сек.
Яндекс.Метрика