28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 21:27:47
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Подготовить отчетность по МСФО – не поле перейти



Елизавета Суворова
Источник: Журнал "Финансовый директор"
добавлено: 30-07-2008
просмотров: 10312
Компания ОАО «РТМ», основными направлениями деятельности которой являются развитие и управление современными многофункциональными торговыми комплексами в крупнейших городах России, недавно опубликовала отчетность по МСФО. Согласно данным,  за первое полугодие 2007 года на фоне сокращения чистого финансового долга операционная рентабельность ОАО РТМ возросла до 63,2%, доля собственного капитала  до 44,8%. Выручка достигла $24,98 млн. Об этапах перехода на международные стандарты, трудностях составления отчетности и сложностях автоматизации процессов рассказал редакции FD.ru Алексей Селезнев, заместитель генерального директора по финансам и экономике  ОАО «РТМ».

Алексей Селезнев, заместитель генерального директора по финансам и экономике ОАО «РТМ»Каковы были этапы по переходу на отчетность по МСФО?

-Наша первая отчетность вышла ровно год назад. Подготовлена она была собственными силами и проаудирована в соответствии с международными стандартами. Мы избежали сложностей процесса перехода на МСФО, поскольку начали готовить МСФО отчетность с момента формирования Группы.

С какими трудностями столкнулась компания при переходе на МСФО?

- Серьезных проблем, связанных с переходом на МСФО, у нас не было. Однако следует отметить, что ОАО РТМ является молодой и динамично развивающейся Группой компаний: в настоящее время в состав Группы входит более тридцати юридических лиц, большая часть которых была нами приобретена в течение 2006 года. Подготовка отчетности по МСФО велась параллельно  с процессом унификации учета и составления отчетности в соответствии с РСБУ. В этом и заключалась основная сложность – в довольно сжатые нам необходимо было и унифицировать учет по РСБУ во всех компаниях Группы и подготовить консолидированную отчетность по МСФО.

Какие существуют особенности по подготовке отчетности в соответствии с  МСФО в распределенной структуре?

Главная особенность подготовки консолидированной отчетности по МСФО заключается в наличии внутригрупповых операций и остатков. При составлении консолидированной отчетности внутригрупповые остатки, доходы и расходы должны быть выверены по всем компаниям Группы и свернуты. Также возможны дискуссии в отношении применения соответствующих стандартов международной финансовой отчетности при учете сделок приобретения компаний.

Каким образом автоматизирован процесс подготовки отчетности?

- В настоящее время ведется работа по переходу на параллельный учет, в соответствии с которым МСФО отчетность будет формироваться в 1С 8.1 одновременно с РСБУ. В отсутствии автоматизированной системы, МСФО отчетность составляется на базе Exсel.

Как компании можно спланировать переход МСФО?

Во-первых, компании необходимо сформировать команду высококвалифицированных специалистов в области МСФО, обладающих практическими навыками составления МСФО отчетности и имеющих профессиональные международные квалификации в области международного учета и отчетности. Эти специалисты будут отвечать за подготовку отчетности в соответствии с МСФО, включая разработку учетной политики, а также за взаимодействие с внешними аудиторами и, в перспективе, будут активно вовлечены в процесс автоматизации учета по МСФО.

Второе – необходимо разработать и согласовать с аудиторами учетную политику по МСФО. Этот этап важен при переходе на МСФО, поскольку именно учетная политика закладывает основополагающие принципы формирования статей отчетности (к примеру, капитализация процентных расходов или списание в отчет о прибылях и убытках, использование справедливой или первоначальной стоимости при оценке объектов основных средств, и т.д.). Учетная политика должна быть сформирована таким образом, чтобы максимально полно и объективно отражать финансовое положение и результаты финансово-хозяйственной деятельности компании, с учетом специфики ее бизнеса. 

И последнее (но не в порядке значимости) – определиться с механизмом подготовки МСФО отчетности. Здесь может быть несколько вариантов, напр., аутсорсинг функции подготовки отчетности внешнему консультанту (в случае отсутствия отдела МСФО в компании), трансформация РСБУ отчетности в МСФО отчетность собственными силами с использованием электронных таблиц Excel, или автоматизация учета. 

На мой взгляд, компания должна начинать с более простых процессов. Сначала следует подготовить МСФО отчетность на основе перекладки РСБУ отчетности, с использованием собственных ресурсов компании или привлеченных консультантов. Только после прохождения данного этапа можно думать об автоматизации. Более того, прежде чем говорить о формировании отчетности по МСФО, в компании должна быть подготовлена качественная отчетность по РСБУ, включающая достаточную аналитику на счетах российского бухгалтерского учета.

Влияет ли переход на МСФО на общую политику компании?

- Безусловно, влияет. Как правило, переход на МСФО повышает общую дисциплину в области учета и составления отчетности, влечет за собой разработку унифицированного порядка учета и составления отчетности компании в целом. МСФО структурирует предприятие и его деятельность, дает возможность оценить реальное положение дел в организации. МСФО отчетность более объективно показывает динамику развития и текущие дела компании. Кроме того, наличие МСФО отчетности повышает инвестиционную привлекательность организации.

Почему в отчетности Вашей компании прибыль больше выручки?

Кроме выручки от сдачи имущества в аренду, на формирование чистой прибыли компании оказывают влияние другие статьи доходов и расходов. Например, в состав доходов от основной деятельности входит чистый доход от переоценки инвестиционной недвижимости. Так, за шесть месяцев текущего года величина дохода от переоценки портфеля недвижимости составила $44,5 млн.

Что могли бы посоветовать компании, переходящей на МСФО?

- На первоначальном этапе все-таки целесообразно поручить составление МСФО отчетности консультанту, обладающему международно-признанной репутацией в этой области. Консультант поможет организации разработать качественную учетную политику и сформирует базу для перекладки отчетности из РСБУ в МСФО. Второе важное замечание – «не есть все сразу, иначе может случиться несварение». Сначала пройдите этап перекладки РСБУ отчетности в МСФО, только потом приступайте к автоматизации.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика