12 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 15:11:47
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Микрофинансирование: Делать добро, не оставаясь внакладе

В поддержку получения прибыли за счет бедных




Источник: Журнал РБК
добавлено: 31-07-2008
просмотров: 9155

Мухаммад Юнус в течение многих лет олицетворял собой идею микрофинансирования. И поэтому все сочли справедливым, когда в 2006 году этот бангладешский экономист и предприниматель, чувствующий свою социальную ответственность, и его банк Grameen разделили Нобелевскую премию мира за реализацию революционной концепции микрокредитования, которое помогло выбраться из нищеты миллионам людей. Однако где-то с прошлого года у микрофинансирования в глазах общественности появилось другое обличье, которое вызывает обеспокоенность у таких людей, как г-н Юнус. Руководство мексиканского банка Compartamos утверждает, что лучший способ помочь бедным с помощью микрокредитования заключается в извлечении максимальной прибыли из этого дела.

Микрофинансирование: Делать добро, не оставаясь внакладеС тех пор, как в апреле 2007 года банк Compartamos разместил на бирже свои акции на сумму более 1 млрд долларов, его деятельность стала вызывать все более яростные дебаты. Для г-на Юнуса и других критиков этот мексиканский банк ничем не лучше старомодной акулы кредитования, получающей огромные прибыли, выдавая кредиты бедным заемщикам по ростовщическим процентным ставкам, которые составляют минимум 79% годовых. Вероятно, осознав, что общественное мнение от него отворачивается, банк с некоторым запозданием перешел к защите нападением, выпустив дерзкий манифест в оправдание своего бизнеса в виде 11-страничного "письма к коллегам". И ему действительно удалось убедительно доказать на практике правильность своей стратегии сочетания борьбы с бедностью с получением прибыли.

Акции и их распределение

Банк Compartamos был порожден той же социальной инициативой, которая вдохновила в свое время г-на Юнуса. Compartamos использует модель группового кредитования, близкую к той, которая применяется банком Grameen. Его руководство утверждает, что миссия банка не изменилась – просто оно убедилось, что, взяв курс на увеличение прибыли, банк сможет оказать финансовые услуги гораздо бóльшему числу бедных людей и за гораздо более короткое время, чем это было бы возможно, если бы банк продолжил действовать в качестве благотворительного учреждения.

Микрофинансирование, особенно беззалоговое кредитование "микропредпринимателей" – дело трудоемкое и затратное: банку Compartamos обслуживание каждого клиента обходится примерно в 152 доллара в год, а кредит в среднем составляет 450 долларов. Облагая кредиты прибыльными процентными ставками, банк может быстро расти и обеспечивать гораздо большее число мелких предпринимателей необходимыми им средствами, даже если по стандартам богатых стран эти процентные ставки и кажутся неприемлемо высокими. В настоящее время у банка более 900 000 клиентов; ожидается, что в течение этого года их количество превысит 1 млн человек, тогда как в 2000 году, после 10 лет работы Compartamos в качестве традиционной некоммерческой организации, их численность составляла всего 61 000 человек. И при этом никого из его новых заемщиков не гнали за кредитом из-под палки.

Кроме того, банк Compartamos утверждает, что его прибыли пойдут на формирование сектора микрофинансирования. Чем больше заработает банк, тем более привлекательным сектор микрофинансирования станет для инвесторов, и тем больше капитала они в него вложат. И эту кажущуюся корыстной точку зрения подтверждают факты: с тех пор как Compartamos взял курс на увеличение прибыли, в Мексике появилось семь новых регулируемых учреждений, предоставляющих услуги микрокредитования. Они стали конкурентами Compartamos. Многие из них финансируются инвесторами, жаждущими получать прибыль. Вследствие увеличения масштабов кредитования и конкуренции процентные ставки в этом секторе начинают снижаться – в случае с Compartamos со 115% годовых семь лет назад. Даже г-н Юнус недавно начал подготовку базы для создания модели "социального бизнеса" с бóльшей долей самоокупаемости, хотя его "компанию без убытков и дивидендов" едва ли можно назвать столь алчной, как банк Compartamos.

Получение прибыли за счет бедных можно считать несправедливым в том случае, если кредитование с самого начала является формой разбоя – то есть если кредитор заведомо рассчитывает на то, что заемщик не сможет выплатить проценты по кредиту или его основную сумму. Compartamos не ориентируется на самые бедные слои населения: его руководство считает, что было бы лучше, если бы им помогало государство путем раздачи денежных пособий. По словам представителей банка, число невыплат по его кредитам низкое, а степень удовлетворенности клиентов высокая.

Что же касается использования банком в своих интересах неосведомленности некоторых заемщиков, то, по словам представителей банка, Compartamos придерживается принципов прозрачности процентных ставок и других выплат. С момента выхода на фондовый рынок банк начал предлагать своим клиентам курсы финансовой грамотности, и в прошлом году их посетили примерно 60 000 человек. Ах, если бы те банки в богатых странах, которые раздали столько рисковых ипотечных кредитов беднякам, также заботились об интересах общества!

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика