14 июня 2021 г. Понедельник | Время МСК: 12:33:41
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Опоздавший экспресс

Что мешает развитию рынка экспресс-лизинга



Константин Фрумкин
Источник: Еженедельник "Компания"
добавлено: 11-08-2008
просмотров: 7093
Рынок экспресс-лизинга развивается медленными темпами. Этот продукт удобен для потребителя, который может за 1 – 3 дня и без бумажной волокиты получить имущество в финансовую аренду. Однако для лизинговых компаний «быстрый продукт» – это тяжелый хлеб: высокая скорость заключения контракта достигается лишь за счет отлаженной системы оценки и проверки клиента, которая не может гарантировать полной защиты от невозврата.

Сделать лизинговый контракт конвейерным продуктом российские лизингодатели мечтали с самого зарождения рынка финансовой аренды в РФ. На первый взгляд, такой подход противоречит самой сути лизинга, предусматривающего сдачу в аренду основных производственных средств, которые стоят недешево, притом что контракт финансовой аренды заключается на долгое время. Теоретически спешка здесь не нужна – в интересах лизингодателя тщательно проверить клиента. Однако на практике лизинговым компаниям пришлось убедиться в том, что сделка сделке рознь. На контракте в $300 000 лизингодатели зарабатывают в десятки раз меньше, чем на сделке в $1 млн при почти равных затратах сил и времени. Поэтому лизинговые компании пришли к пониманию того, что подход к заключению части контрактов стоит стандартизировать, ускорив и удешевив эти процессы. В результате появился новый продукт – экспресс-лизинг. Произошло примерно то же, что и в банковском кредитовании, когда помимо простых ссуд банки начали выдавать экспресс-кредиты.

Технологически от банковской экспресс-ссуды лизинг «по-быстрому» мало чем отличается. В основе методов скоростной оценки как потенциальных лизингополучателей, так и заемщиков банка, лежит скоринговая система. «Используемые нами алгоритмы принятия решения близки к тем, что применяются при скоринге, – рассказывает генеральный директор «Столичной лизинговой компании» (СЛК) Алексей Пегов. – У нас есть собственная методика оценки клиентов, основанная на опыте работы нашей компании в розничном кредитовании и лизинге».

Смысл работы скоринговой системы заключается в определении ряда параметров, по которым потенциальному лизингополучателю присваиваются баллы. Далее они суммируются. Полученный результат оценивается по специальной шкале. Все зависит от того, в какой промежуток на этой «линейке» попадет результат оцениваемого клиента. Если клиент набрал много баллов, то может рассчитывать на получение дорогостоящего оборудования. Когда же потенциальный лизингополучатель заработал минимальное количество баллов, то ему, скорее всего, откажут в сотрудничестве.

Массовые проблемы

Однако какой бы совершенной ни была система скоринга, она все равно не гарантирует принятия лизингодателем на 100% правильного решения. Банки уже столкнулись с проблемами невозвратов по экспресс-кредитам. Есть ли подобные риски у лизинговых компаний? Как рассказала директор практики аудита банков, финансовых, инвестиционных и страховых компаний группы «БДО Юникон» Лариса Ефремова, принятие решения о заключении договора лизинга в течение 24 часов не дает возможности лизинговой компании всесторонне и многогранно оценить финансовое состояние потенциального лизингополучателя, чтобы минимизировать свои риски в случае неполучения лизинговых платежей. Поэтому лизингодатели используют только то имущество, которое можно быстро и с наименьшими затратами реализовать. То есть в лизинг сдаются наиболее ликвидные объекты. «Экспресс-лизинг применяется при финансовой аренде высоколиквидного имущества – это, в первую очередь, передача в лизинг автомобильного транспорта», – отмечает Лариса Ефремова.

Не последнюю роль в снижении рисков экспресс-лизинга играют массовость продукта (а значит, высокая диверсификация портфеля лизинговой компании. – Прим. «Ко»), отлаженная технология оценки и контроля проектов, ограничивающая условия договора лизинга, и – в меньшей степени – ставка удорожания, отмечает Алексей Пегов (СЛК). При этом, по его наблюдениям, клиенты, приобретающие, например, автомобиль в лизинг, значительно отличаются от заемщиков по потребительскому кредитованию. У них другие мотивы, другой образ жизни, другая структура финансов. Для бизнесменов зачастую приобретаемый автомобиль является основным источником дохода, и они относятся к предмету лизинга с особым вниманием, говорит Алексей Пегов.

Несмотря на возникающие риски, игра в экспресс-лизинг стоит свеч. Со стороны потребителя «быстрый» лизинг выглядит более чем привлекательно. «Процедура рассмотрения заявки и получения финансирования значительно ускорена и упрощена, – уверяет Алексей Пегов. – Для получения имущества в лизинг нужно предоставить минимум документов». Это позволяет клиенту быстро получить желаемый объект.

Так, например, когда по экспресс-лизингу приобретается автомобиль, решение о финансировании сделки может быть принято, пока клиент находится в автосалоне. «Упрощение процедуры оформления сделки позволяет клиенту акцентировать внимание на более насущных проблемах, не отвлекаясь на оформление бесчисленного количества бумажек, более четко и уверенно планировать бизнес-процессы, распределять ресурсы», – считает Алексей Пегов.

Дорогу стандарту

Получается, что экспресс-лизинг удобен клиенту. Этот продукт экономит время и силы. Поэтому нет ничего странного в том, что он пользуется повышенным спросом. «Экспресс-лизинг – одно из самых быстроразвивающихся направлений в предоставлении лизинговых услуг, – считает генеральный директор «Объединенной лизинговой компании» (ОЛК) Елена Алексеева. – Объем таких сделок в настоящее время составляет не менее 20% рынка лизинга».

При этом доля контрактов по программам экспресс-лизинга неуклонно увеличивается, отмечает исполняющая обязанности генерального директора компании «Русь-Лизинг» Наталья Швалева. Как правило, данные программы призваны удовлетворить наиболее распространенные потребности лизингополучателей и предусматривают наиболее часто встречаемые условия сделок. С учетом того, что с увеличением рынка все большее число сделок попадает под определение стандартной, очевидно, что и в дальнейшем доля контрактов экспресс-лизинга будет расти, считает Наталья Швалева.

Хотя есть и менее оптимистичные оценки этого рынка. «На сегодняшний день доля контрактов экспресс-лизинга занимает не более 10% от всего лизингового портфеля, – говорит Лариса Ефремова (группа «БДО Юникон»). – В ближайшее время с малой степенью вероятности можно ожидать увеличения роста экспресс-лизинга. Прежде всего в связи с тем, что наблюдается постепенное увеличение в объеме лизинговых услуг доли энергоемкого и дорогостоящего оборудования для электроэнергетической отрасли, а также других секторов производства, где происходит значительное обновление производственных фондов».

Еще один фактор, который не позволит рынку экспресс-лизинга распухнуть до невообразимых размеров – это его ориентация на клиентов из малого и среднего бизнеса. «Продукты по программам экспресс-лизинга ставят своей целью унифицикацию предоставляемых условий для охвата наиболее широких слоев лизингополучателей, – объясняет Наталья Швалева. – Поэтому основными потребителями услуг экспресс-лизинга являются фирмы малого и среднего бизнеса с более или менее схожими потребностями и параметрами работы, а наиболее востребованными предметами сделок – транспортные средства промышленного назначения».

Лариса Ефремова делится аналогичными соображениями. По ее мнению, основными потребителями услуг экспресс-лизинга являются компании малого и среднего бизнеса. Такие организации, как правило, не строят долгосрочных планов, а работают на ближайшую перспективу. Для подобных фирм очень важно в кратчайшие сроки обеспечить выполнение первоочередных задач, отмечает Лариса Ефремова. Поэтому и лизинг они предпочитают оформлять быстрее, а значит, используют как раз экспресс-программы. Тогда как для крупного бизнеса характерно долгосрочное инвестирование с разработкой и обоснованием бизнес-проектов, требующих разностороннего и многоступенчатого анализа с предоставлением различных видов обеспечения, рассказывает Лариса Ефремова. Понятно, что здесь стандартизированный и поверхностный подход экспресс-лизинга неприменим.

Вялотекущее соперничество

Еще один факт, который не позволяет считать экспресс-лизинг сверхпривлекательным бизнесом, – это отсутствие жесткой конкуренции на этом рынке. «Для большинства лизинговых компаний конкуренция есть, но не такая острая, чтобы из-за нее страдал бизнес, – рассказывает Наталья Швалева (компания «Русь-Лизинг»). – Лизингополучатели повышают свои знания о преимуществах финансовой аренды и, соответственно, увеличивают спрос на лизинговые продукты». Увеличению спроса способствует и общий рост российской экономики.

Лидеры рынка, которые, по идее, должны являться катализаторами роста экспресс-лизинга, тоже не спешат расталкивать конкурентов локтями. «Лизинговые компании, которые исторически являются лидерами автомобильного лизинга, не стремятся увеличить долю экспресс-лизинга в общем объеме своих услуг, потому что позиция лидеров дает им преимущества перед другими компаниями в завоевании клиентов, – рассказывает Лариса Ефремова (группа «БДО Юникон»). – А вот новым участникам лизингового рынка приходится применять различные нетрадиционные схемы для упрочения своих позиций, в том числе – экспресс-анализ для ускоренного принятия решений в отношении лизингополучателей».

Текущий уровень конкуренции на рынке экспресс-лизинга можно оценить как средний, соглашается Елена Алексеева (ОЛК). По ее мнению, это связано сразу с рядом трудностей. «Среди основных проблем развития рынка экспресс-лизинга можно выделить недостаточный уровень прозрачности малого бизнеса, а также низкую финансовую грамотность потребителей относительно специальных продуктов, в особенности – лизинга», – рассказывает Елена Алексеева.

«Только отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами, раскрывает все риски, которым подвержен лизингополучатель – и операционные, и управленческие, и валютные, и географические, и риски ликвидности, – уверена Лариса Ефремова. – Кроме этого, отчетность по МСФО отражает реальную стоимость активов компании и собственный капитал, которым она владеет». Но составление такой отчетности требует значительных дополнительных сил и ресурсов, и многим компаниям это пока еще недоступно, отмечает Лариса Ефремова. А значит, лизингодателям сложно адекватно оценить финансовое состояние большей части клиентов.

А вот Наталья Швалева считает, что собака зарыта в законе: «Проблемы, решение которых способствовало бы росту рынка лизинга, в основном лежат в плоскости законодательства, в частности, регламентации вопросов операционного лизинга». Он де-факто не прописан в российском законодательстве, тогда как на Западе оперативный лизинг имущества, особенно автомобилей, предусматривающий полное сервисное сопровождение и последующий возврат объекта сделки лизингодателю, является одним из локомотивов роста сектора экспресс-лизинга.

Ну и, конечно, лизингодателям не хватает информации о будущих клиентах, которую можно было бы получить из независимых источников. Как признает Лариса Ефремова, у лизинговых компаний нет свободного доступа к кредитным бюро, где можно было бы найти данные о лизингополучателях. Тогда как наличие достаточно объемной и разносторонней дополнительной информации о платежеспособности клиентов могло бы ощутимо снизить риски при принятии решений о заключении договора лизинга в минимальные сроки, уверена Лариса Ефремова.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2021, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.226 сек.
Яндекс.Метрика