13 декабря 2018 г. Четверг | Время МСК: 14:24:23
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Виталий Езопов: «О коммерческих предложениях «Мастертел» известно почти на каждой московской стройке»




Источник: Мир связи, Connect!
добавлено: 13-08-2008
просмотров: 10268
Всего пять лет потребовалось компании «Мастертел», чтобы войти в десятку ведущих операторов Москвы и Московской области. Сегодня она предоставляет клиентам не только комплекс услуг связи, но и весь спектр телекоммуникационных решений, обеспечивающих оптимизацию бизнеса заказчика на основе современных технологий. Качество сервиса соответствует самым высоким стандартам, а техническая поддержка обеспечивается в режиме 24/7/365 (с поправкой на 366 в 2008 високосном году). В беседе с генеральным директором компании «Мастертел», членом Совета директоров холдинга «Прайм Бизнес Групп» Виталием Езоповым наш корреспондент попытался выяснить, как добиться успеха на российском рынке связи. Не изменилась ли тактика ведения бизнеса оператора в результате реорганизации холдинга? Какие риски представляют наибольшую опасность в сфере коммерческой недвижимости? Почему столичному оператору все же пришлось открыть филиал в Санкт-Петербурге? Какие отношения связывают компанию с клубом ЦСКА? Какие проекты сегодня наиболее конкурентоспособны? И каковы шансы устроиться на работу в «Мастертел»?

Виталий Езопов: «О коммерческих предложениях «Мастертел» известно почти на каждой московской стройке»– Что сегодня представляет собой компания «Мастертел»? Какие услуги и решения можно считать ее визитной карточкой?

– Компания «Мастертел» входит в холдинг «Прайм Бизнес Групп», который занимается девелопментом, управлением коммерческой недвижимостью, строительством, системной интеграцией, информационными технологиями и телекоммуникациями. Сфера деятельности «Мастертел» – предоставление услуг связи и телекоммуникационных решений корпоративным клиентам на территории Москвы и Московской области. В настоящее время мы готовимся выйти на рынок Санкт-Петербурга, и в скором времени компания станет оператором двух российских столиц.

«Мастертел» предлагает полный спектр услуг связи, прежде всего телефонию и доступ в Интернет, без чего невозможно организовать работу современного офиса. В числе наших услуг также аренда каналов, проектирование и строительство объектов связи, сетевой инфраструктуры, корпоративных сетей, в том числе VPN, MSN, организация инженерных систем, поставка оборудования, ИТ-аутсорсинг и многое другое. Большим спросом пользуются решения на основе сети темного волокна «Мастер-Коннект» – телекоммуникационной инфраструктуры, не имеющей аналогов в России.

Ассортимент решений постоянно расширяется, поскольку технологии развиваются, а запросы заказчиков и потенциальных клиентов повышаются. Компания «Мастертел» готова предложить любую востребованную на рынке услугу. В нашем активе немало проектов, представленных в виде бизнес-«кубиков», служащих основой для реализации современных услуг. Расширяя продуктовые линейки, мы успешно сотрудничаем с партнерами, например вместе с «МегаФоном» представили услугу FMC, объединяющую фиксированную и мобильную телефонию.

– Чем была вызвана реорганизация холдинга «Прайм Бизнес Групп», решены ли задачи, которые ставились на этапе ее осуществления, насколько сложной оказалась эта процедура?

– Реорганизация холдинга была связана с реализацией концепции его развития и расширения сферы деятельности. Новое перспективное направление – девелопмент и управление коммерческой недвижимостью, ставит перед группой компаний сложные задачи и накладывает ряд дополнительных обязательств. Портфель заказов в этой сфере приближается к 2 млн кв. м. Развитие данного направления позволит удвоить, а, возможно, и утроить наш бизнес. И мы должны быть к этому готовы в техническом, административном и коммерческом плане, хотя, должен заметить, ежегодные темпы роста компании за всю ее историю составляли не менее 50%.
Что касается процесса реорганизации, то сложностей на данном этапе не было, так как расширение группы компаний проводилось в плановом порядке.
Задачи, поставленные перед менеджерами на стадии реформирования «Прайм Бизнес Групп», решены и начинают давать первые результаты.

– Насколько органично вписались Управляющая и Строительная компании БВТ в структуру обновленного холдинга? Изменились ли в связи с этим стратегия и тактика поведения на рынке «Мастертел»?

– К началу реорганизации холдинга мы уже имели большой опыт сотрудничества с управляющими компаниями. Весной этого года «Мастертел» выступил инициатором конференции, посвященной специфике рынка коммерческой недвижимости. Вхождение новых компаний в «Прайм Бизнес Групп» было закономерным. Подобное развитие событий предопределили и нормативные требования, обязывающие, например, получать лицензию заказчика-застройщика, если планируется заключение соответствующего договора с генеральным подрядчиком. Кроме того, в штате компании, работающей в сфере недвижимости, должны быть специалисты, которые подготовят техническое задание, оформят проектную документацию. Телекоммуникационные решения для новых объектов закладываются уже на этапе проектирования здания, тогда же подключается к их реализации и оператор. С появлением в холдинге Управляющей и Строительной компаний БВТ увеличилась эффективность взаимодействия, повысился уровень предлагаемых решений, расширились наши ресурсы в данной сфере. Считаю, что в новых условиях «Мастертел» сможет еще более успешно реализовать свой потенциал.

Стратегия оператора как открытой публичной компании определена на ближайшие пять-семь лет. Мы намерены столь же эффективно справляться с растущим объемом заказов. Выходить за рамки столичного рынка и развивать свой бизнес в регионах, где жестче конкуренция, выше административные барьеры, не планировалось. Но осуществление нового вида деятельности заставило компанию предпринять шаги по открытию филиала в Санкт-Петербурге. И здесь мы столкнулись с рядом трудностей. В городе много старых коммуникаций, большое количество разводных мостов. А значит, новые линии связи, кабели нужно прокладывать по дну рек и каналов. Различаются также подходы к организации и ведению бизнеса, например, больше времени занимают переговоры, что приходится учитывать при организации деловых встреч, регистрации предприятий, получении лицензий. Тем не менее, в начале осени планируем сдать в городе на Неве свой первый объект – бизнес-центр площадью 30 тыс. кв. м.

– На какие преимущества в результате реорганизации холдинга могут рассчитывать клиенты «Прайм Бизнес Групп» и «Мастертел» в частности?

– Преимущества очевидны. Значительно увеличилось количество точек присутствия нашей компании. Мы предлагаем свои услуги в большем количестве строящихся и действующих деловых центров, следовательно, при смене местонахождения наших заказчиков не придется строить дополнительные коммуникации, договариваться с собственником здания. Более того, клиенты накануне переезда или открытия филиала предпочитают навести справки и выяснить у нас, где именно стоит арендовать офис, чтобы подключение средств коммуникаций было максимально оперативным. В составе холдинга появились коммерческие отделы, риэлторские компании, которые выполняют и такие клиентские задачи, расширяется список предлагаемых услуг.

Кроме того, мы обеспечиваем комплексные решения – от проектирования систем, разработки и реализации проектов до управления телекоммуникационной инфраструктурой офиса и здания в целом. Современный деловой комплекс представляет собой единый центр услуг, позволяющий выполнять большинство операций, не покидая бизнес-центра. О коммерческих предложениях «Мастертел» сегодня известно практически на каждом возводимом объекте.

– Как бы Вы охарактеризовали состав клиентов возглавляемой компании?

– Среди клиентов «Мастертел» – государственные компании, предприятия крупного, среднего и малого бизнеса, занятые в самых разных сферах деятельности. Это девелоперы и застройщики, торговые сети и бизнес-центры, операторы связи и гостиничные комплексы, банки и медиахолдинги, производители продукции, товаров и услуг и т. д. Мы предоставляем услуги и небольшим фирмам, для них разработали специальные решения, например, small office.

Несмотря на то, что состав наших клиентов довольно пестрый, всех их объединяет желание получить доступ к современным телекоммуникациям отличного качества. Без этого успешное развитие бизнеса невозможно. Доказательством тому может служить опыт одного из наших заказчиков –фабрики по производству пиццы. Предприятие, состоящее из сети мини-пекарен и кафе, обеспечивает доставку продукта внутри округов мегаполиса. Вряд ли стоит пояснять, что значат для фабрики услуги бесперебойной связи, когда заказ может принять даже водитель. «Мастертел» проложил к каждому кафе клиента оптический кабель, обеспечил многоканальную связь, интернет-доступ, возможность подключения платежных терминалов, систем видеонаблюдения и видеоконференцсвязи.

– Развитие инфокоммуникаций на рынке коммерческой недвижимости – одно из направлений бизнеса «Мастертел». В чем специфика этого сегмента? Сколько времени уходит на разработку и реализацию проектов?

– В Москве строительный бум, город преображается на глазах и, не имея возможности расти вширь, устремляется ввысь, чему способствуют современные технологии. В столице реализуются смелые проекты, один другого интереснее. А если учесть, что многие здания планируется перестраивать, то масштабы этого рынка, без преувеличения, огромны. Правда, все чаще инвесторам приходится финансировать строительство объектов на месте бывших производственных площадей, вынесенных за городскую черту, или жилых домов, идущих под снос, обеспечивая при этом расселение жильцов.

Еще недавно за покупками нужно было ехать в ГУМ, ЦУМ, «Детский мир», а сегодня торговые или бизнес-центры есть рядом с любой станцией метро. Мы повторяем путь западных стран, где уже давно реализованы подобные проекты, известны среднестатистические коэффициенты, на сколько жителей нужно построить торговый комплекс, каков спрос на офисные помещения в бизнес-центрах определенной категории. По мере уменьшения дефицита на объекты коммерческой недвижимости в Москве будет расширяться строительство бизнес-центров более доступных классов «Б», «С». Пока же возводятся деловые центры преимущественно класса «А». Причем масштаб строительства настолько велик, что заметно некоторое ослабление жесткой конкуренции. Игроки осознали, что работы хватит на всех.

Если говорить о реализации проектов, то, пожалуй, наиболее продолжительный этап – согласование проектной и иной документации. По самым оптимистичным оценкам на это уходит минимум год, иногда два, а то и три года. Для многих компаний согласование эскизных проектов, планов и решений архитекторов превращается в проблему, как, впрочем, и само строительство, когда для реализации проекта приглашаются компании, не имеющие квалификации требуемого уровня. На возведение современного здания необходимо в среднем год-полтора. Вот и считайте – от момента получения распорядительной документации до сдачи объекта в эксплуатацию проходит, в лучшем случае, два-три года. При этом у компаний-операторов есть возможность планировать объем работ, равномерно распределяя ресурсы на несколько лет. Например, два десятка контрактов, подписанных «Мастертел» в нынешнем году, позволяют распределить нагрузку по возрастающей на период до 2012 г. В 2008-м мы взяли обязательства обеспечить средствами связи более 500 тыс. кв. м офисных площадей, в следующем году – миллион. Однако нельзя не учитывать и дополнительной нагрузки, когда заказчики просят в срочном порядке оснастить телекоммуникациями объекты, которые открываются после реконструкции.

Подобные предложения поступают регулярно. Строительно-монтажная компания нашего холдинга «Мастертел-Север» может обеспечить полный цикл работ, в том числе проектирование, согласование документации, строительство телефонных коммуникаций, прокладку кабеля и его обслуживание. Немаловажно также, что выполнение комплекса работ «под ключ» обходится заказчикам по оптимальной цене. В этом еще одно преимущество для наших клиентов.

– Какие риски необходимо учитывать оператору при реализации проектов в этой сфере?

– Основной риск заключается в том, что возведенный объект может быть сразу же продан, поскольку за время проектирования и строительства его цена существенно увеличивается. Нельзя исключить, что у нового собственника окажется свое представление о том, услугами какого оператора пользоваться. Среди основных рисков можно отметить и необязательность подрядчика, проблемы с финансированием. Долгострои, к сожалению, не редкость. Планируется сдать объект через два года, а уходит все четыре, что тоже приходится учитывать в бизнес-плане. По-прежнему высокую активность проявляют рейдеры. Никто не застрахован и от банкротства строительных компаний.

– С какими трудностями сталкивается «Мастертел» на этапе эксплуатации телекоминфраструктуры на объектах коммерческой недвижимости? Накладывает ли отпечаток на работу оператора специфика взаимоотношений собственника, управляющего и арендатора?

– Безусловно. На первый план выходит взаимодействие с собственником здания. Если владелец опытный, имеет соответствующую подготовку, он знает, что компания не может переехать за один день, даже, предположим, с этажа на этаж. А когда в роли арендатора выступает банк, собственнику хорошо известно, сколько времени требуется для того, чтобы обеспечить доступ клиентов к услугам и сервисам в финансовой сфере. И тогда, как правило, удается избежать ситуации, когда подписывается договор аренды, а оператор узнает о том, что необходимо подключить услуги связи, всего за нескольких дней до передачи офисного помещения. Определенные трудности возникают, если не обеспечивается грамотная эксплуатация здания и, как следствие, повреждается оборудование, оператор и арендаторы несут убытки. Хотя этого в принципе быть не должно.

– В чем уникальность недавно стартовавшего проекта «Мастер-Коннект»?

– Сеть «Мастер-Коннект» представляет собой инфраструктуру, передающую информацию в форме световых импульсов на большие расстояния с огромной скоростью. Создание таких волокон стало возможным благодаря способности кремния обеспечивать абсолютную прозрачность при определенной длине волны. Строится сеть в расчете на будущий спрос. Готовое к эксплуатации волокно находится в земле подобно полезному ископаемому и ждет часа, когда будет востребовано. Оно и называется темным потому, что до поры до времени не используется, не является активным, то есть буквально не несет света. Главное преимущество сети «Мастер-Коннект» в том, что арендовать ее ресурсы оператор может в любое время. А после установки нужного оборудования можно предлагать любой вид связи и передачи данных для массового потребителя. Иными словами, сеть темного волокна для операторов – это что-то вроде нефти для перерабатывающих предприятий, из которой путем перегонки можно получить бензин, керосин, мазут, асфальт или маргарин…

Предлагаемая оптическая инфраструктура предоставляет отличный шанс для операторов, которые готовятся выйти на рынок или в течение нескольких месяцев планируют увеличить объем предлагаемых услуг. Для разворачивания десятков и сотен базовых станций коллективного доступа не нужно строить собственные сети, на что уходит не один год и затрачиваются большие средства, а можно использовать наш – уже готовый продукт.

– Каковы, на Ваш взгляд, перспективы сетей темного волокна в России? Как продвигается работа над созданием каналов связи на его основе для объектов в столице и Московской области?

– Идея использовать темное волокно пришлась ко времени. Мы расцениваем этот конкурентоспособный проект как прорыв на московском рынке. Интенсивное развитие сети, не имеющей ограничений в скорости передачи данных, способствует росту конкуренции, снижению цен на услуги. На мой взгляд, темное волокно в России будет столь же популярным, как и за рубежом. Большинство операторов связи – клиентов нашей компании – уже оценили преимущества этой сети. «Мастертел» планирует обеспечить каналами связи на основе темного волокна все технопарки Москвы. И по мере их развития эта услуга будет набирать обороты. Будь на то моя воля, я бы реализовал аналогичный проект в каждом городе.

– Оптимизация расходов на эксплуатацию – одна из ключевых проблем для операторов. Какие, на Ваш взгляд, варианты ее решения являются наиболее продуктивными?

– Одно из таких решений – ИТ-аутсорсинг. Второе, не менее эффективное – создание в компании так называемых бизнес-юнитов по определенным направлениям деятельности. Они основаны на принципе самоокупаемости, ме-неджеры могут привлекать к сотрудничеству сторонние организации, а система мотивации сотрудников строится в зависимости от результатов работы бизнес-юнита. В нашей компании подобные схемы реализованы на таких направлениях, как ИТ-аутсорсинг, торговля и ряде других. Чтобы структурные подразделения сами по себе были конкурентоспособными, нужно обеспечить их мобильность, прозрачность, разработать четкие правила оценки эффективности.

К сожалению, не всегда это удается, но такой подход как один из вариантов имеет право на существование. Третий способ – превратить соперничество в сотрудничество, без чего прогресс невозможен. Можно, конечно, построить современную сеть и не подпускать к ней конкурентов, но затраты на эксплуатацию в данном случае будут неоправданно высокими. Не случайно мы предложили конкурирующим компаниям вариант сотрудничества на единых для всех условиях, без преференций.

– Насколько востребована услуга ИТ-аутсорсинга, и насколько обоснована в связи с этим обеспокоенность компаний проблемой безопасности? Что предлагает своим клиентам в данном сегменте «Мастертел»?

– Как показывает практика, крупные компании либо не готовы передавать функции управления информационной инфраструктурой на аутсорсинг, либо идут на это неохотно, несмотря на то, что выгода очевидна. Главная причина, думаю, в том, что такие компании могут себе позволить содержание специальных подразделений. Наше сотрудничество с ними в этой сфере ограничивается преимущественно консультациями, хотя есть и ряд интересных проектов, например, с Российским кадровым консалтинговым агентством, которое доверило «Мастертел» развитие собственной ИТ-инфраструктуры.

В сегменте средних и малых предприятий такая услуга пользуется спросом, и мы инвестируем в ее развитие. Предлагаем разнообразные программы аутсорсинга, предусматривающие абонентское обслуживание ИТ-инфраструктуры (техники, сетей и систем), поиск оптимальных решений для ее эффективного использования и развития, вплоть до закупки техники и обучения пользователей.

Виталий Езопов: «О коммерческих предложениях «Мастертел» известно почти на каждой московской стройке»– Входит ли в планы вашей компании выполнение работ по интеллектуализации бизнес-зданий и развитию соответствующей инфраструктуры?

– Да, конечно. Мы уже выполняем определенные виды таких работ, хотя пока это дорогое удовольствие. Тем не менее, управляющие компании поставили перед «Мастертел» задачу аккумулировать опыт в данной сфере и, опираясь на имеющие разработки, в том числе зарубежные, развивать данное направление. В их планы входит реализация высокотехнологичных проектов, обеспечивающих снижение затрат на эксплуатацию инфраструктуры.

В Москве пока немного собственников сетевых бизнес-центров, сам бизнес управления коммерческой недвижимостью относительно молод, из-за стремительного роста цен на аренду и высокого спроса собственники уделяют мало внимания качеству обслуживания арендаторов. По мере развития рынка, когда арендаторы смогут пользоваться помещениями на протяжении лет десяти минимум, при этом в одном центре будут размещаться десятки офисов, темпы автоматизации будут повышаться. Кроме того, строительство в Москве небоскребов требует принятия на правительственном уровне решений, обеспечивающих такие объекты интеллектуальными системами охраны и жизнеобеспечения. Внимание столичного правительства к этому вопросу послужит импульсом к разработке соответствующих систем. Имеющиеся, в том числе и у нас, наработки, уверен, будут востребованы. И мы готовы к выполнению в этой сфере любых задач, представляющих интерес для клиентов компании.

– Активный рост бизнеса компании «Мастертел» требует дополнительных ресурсов, в том числе кадровых. Как вы решаете эту проблему?

– Пожалуй, это самый сложный вопрос для руководителя любого предприятия. Известный вариант его решения, когда конкуренты переманивают специалистов, привел к тому, что рынок труда перегрет с точки зрения окладов и бонусов, а кадровая проблема не становится менее актуальной. К тому же амбиции претендентов на ту или иную должность зачастую не соответствуют их возможностям. Поэтому мы предпочли другой путь – растить кадры самостоятельно. Предоставляем сотрудникам возможность самореализации в компании, всячески содействуя этому. Зачастую разговор строится так: что вы умеете, и чем бы хотели заниматься? А когда видим, что сотрудник проявил склонность к определенному направлению работы, у него со временем обязательно появляется возможность попробовать свои силы в новом качестве, даже если для этого придется перейти в другой отдел. Условие всего одно – большое желание реализовать свои способности. Кроме того, мы стремимся создать в коллективе атмосферу, в которой нет места стрессам, а любое старание и прилежание будут замечены. Лично мне по душе опыт компании Google, где условия труда, во многом непривычные с точки зрения российских реалий, лояльное отношение к сотрудникам доказали свою эффективность. На мой взгляд, в любой компании есть отделы и службы, работа в которых может стать трамплином для профессионального роста. У нас, например, это служба технической поддержки. Здесь может попробовать свои силы и целеустремленный студент.

Если резюмировать сказанное, то для решения кадровой проблемы особенно важны три составляющие. Первая – у компании и каждого ее сотрудника должна быть перспектива. Вторая – работник должен стремиться к развитию личности и самореализации. И третья – материальная мотивация.

– «Мастертел» отличает высокое качество технической поддержки. Как вы этого добились?

– Опытно-экспериментальным путем. Сумели правильно организовать бизнес-процесс, продумав все до мельчайших деталей. Дежурные инженеры примут звонок в любое время суток, а должным образом экипированные сотрудники готовы устранить возникающие проблемы в кратчайшие сроки. Для этого созданы рабочие склады, укомплектованные специальным оборудованием и инструментом. Но главное – есть команда специалистов, для которых интересы клиента всегда на первом месте. Замечу, что выполнение срочных заявок, устранение неисправностей, возникающих чаще всего не по нашей вине, – работа не из легких. Трудиться на этом участке сложно, хотя и материальные, и моральные стимулы предусмотрены. Но я неслучайно отметил, что эта служба для многих является трамплином, поскольку именно здесь есть возможность приобрести уникальный опыт, проявить профессиональные и личностные качества, получить трудовую закалку, а значит, при желании обеспечить продвижение по службе.

– Приходилось слышать, что заключаемое с клиентами соглашение об уровне обслуживания (SLA) предусматривает очень строгие требования? Так ли это?

– Это действительно так. Буквально на днях подписал договор, в котором предусмотрены четыре уровня ответственности, установлены сроки устранения неисправностей и даже скорость управления реакцией на определенные ситуации, указано, кто именно и за что отвечает. Требования очень серьезные. И, на мой взгляд, это хорошо. Столь подкованные и взыскательные клиенты заслуживают благодарности, ведь, по сути, они предлагают готовые способы улучшения организации труда, повышая тем самым конкурентоспособность нашей компании. Если таких заказчиков будет больше, то и другие наши клиенты выиграют.

– И в заключение нельзя не спросить о формуле успешного ведения телекоммуникационного бизнеса на российском рынке корпоративных клиентов.

– К сожалению, ее нет, и, скорее всего, быть не может. Иначе подобную формулу уже давно бы вывели. Бизнес – тонкая материя. На успех может рассчитывать тот, для кого бизнес – прежде всего удовольствие, самореализация и только потом деньги.

Кстати, по моему мнению, скупки, слияния, поглощения и консолидации на рынке – далеко не всегда конструктивный процесс, поскольку нередко преследуется цель выручить в результате перепродажи как можно больше, не особо заботясь при этом о потребителе или пользователе.

В данном случае это не производство и не созидание. О том, что тактика нашего холдинга не имеет ничего общего с подобными целями, можно судить на примере не очень выгодного нам в финансовом плане контракта, подписанного недавно «Мастертел» с футбольным клубом ЦСКА, который строит стадион, отвечающий мировым стандартам. Рядом будут возведены бизнес-центры для компаний, имеющих непосредственное отношение к спорту, в том числе телевизионных. Кстати, предоставление канала для теле- и радиовещания – одна из услуг «Мастертел». Поэтому мы обеспечим строящий спортивный комплекс телекоммуникациями, выступив в качестве партнера ЦСКА.

– Символичный проект на фоне недавних громких побед российских спортсменов…

– Подписывали контракт незадолго до этих побед и в расчете на то, чтобы оказывать поддержку детским спортивным школам ЦСКА. А в том, что поступили верно, сомневаться не приходится. Думаю, все будут рады еще не раз испытать то фантастическое чувство победы, каким запомнился россиянам май 2008 года.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2018, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.227 сек.
Яндекс.Метрика