13 ноября 2018 г. Вторник | Время МСК: 07:26:16
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Вечно красные директора

Российские менеджеры так и не смогли сломать советский стиль управления. Это надо принять как факт



Борис Щербаков
Источник: Еженедельник "Smartmoney"
добавлено: 12-09-2008
просмотров: 7870
В начале 1990-х в ходу были такие рассуждения (в основном ими грешили иностранцы, командированные в нашу страну на подъем начинающегося бизнеса западных корпораций): «Старое поколение директоров, испорченное социалистической системой, вот-вот уйдет, на них и ставку делать нечего. А молодежь, которая сейчас заканчивает школы, институты, получает западное бизнес-образование, перевернет управленческие стереотипы постсоветского периода. Она будет предсказуемой и понятной Западу, а потому более эффективной по определению». Время показало, что в этих иллюзиях было много чего понамешано. Во-первых, иностранные коллеги не учли потенциала советской, а по сути национальной российской системы управления, имеющей серьезные отличия от англо-саксонской. Во-вторых, их подвело незнание социально-культурного контекста, игнорирование исторической, генетической памяти людей. В-третьих, сказалось банальное зазнайство, претензия на обладание истиной в последней инстанции.

Трудно спорить с тем, что знакомство с западным опытом во многом поменяло наших управленцев, добавило знаний и навыков, за что огромное спасибо. Но изменило ли оно саму ментальность российских менеджеров — большой вопрос. Под воздействием внешних обстоятельств (интеграция в международный бизнес, требование прозрачности для публичных компаний, ужесточение законов о труде, налогового законодательства) российские руководители приобрели внешний лоск, но не изменили свою национальную идентичность. Получились своего рода «Особенности национального корпоративного управления». Да и работают новые генеральные директора все в той же жесткой связке с собственниками бизнеса, а потому не могут не перенять присущих последним родовых черт этапа первичного накопления капитала. Отсюда все еще пока доминирующий жесткий, на грани психической атаки, стиль управления. Преобладают репрессивные методы мотивации, «византийщина» в принятии решений, отсутствие работающей системы делегирования полномочий, обусловленное как незащищенностью прав собственности, так и неуверенностью собственников и самих наемных менеджеров в стратегической перспективе бизнеса. Причем на вооружение все это взяли те самые брокеры начала 1990-х, бывшие консультанты «большой четверки», крупных инвестбанков, новое поколение управленцев, о которых с такой надеждой говорили как о менеджерах нового века, могильщиках ретроградного советского стиля. Путем сложных трансформаций новые управленцы превратились в жестких менеджеров, успешно впитавших и теорию МВА, и советский мат на совещаниях. Совсем не тот формат, что ожидался. Но формат уже привычный, повсеместно распространенный, детерминированный особенностями среды обитания, национального бизнес-климата, исторического этапа развития российской экономики.

Делающим карьеру в российском бизнесе управленцам, подверженным исключительным стрессам, я, повторяя слова Путина, давал бы медаль. Я бы так не смог… Обратите внимание, редко кто из иностранцев, попадающих на топовые позиции в российские компании, выдерживает более года. Говорят, что и в других странах — в Латинской Америке, Китае, на Ближнем Востоке — управленческие модели сильно отличаются от Стэнфорда и INSEAD. А хуже они или лучше, определять так же бессмысленно, как сравнивать преимущества языков и культур. Не думаю, что в ближайшей исторической перспективе возможна серьезная конвергенция стилей управления, как невозможна и конвергенция национальных менталитетов людей разных культур. С этим придется жить международному сообществу в нашем многополярном мире. Надо учиться использовать возникшую разницу потенциалов для зарядки собственного бизнеса, а не уповать на появление неких мифических кентавров, способных изменить мир в чью-то пользу.

Еженедельник "SmartMoney" №30 (120) 18 августа 2008
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2018, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.225 сек.
Яндекс.Метрика