28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 08:41:31
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Финансовый директор должен олицетворять собой надежность



добавлено: 11-11-2008
просмотров: 11135
Представить хорошего финансиста несложно. Этот человек имеет разнообразные знания и опыт – управления персоналом, общения с инвесторами, внедрения новых учетных систем. Он обладает безупречной деловой репутацией, в первую очередь думает не о себе, а о деле, ответственно относится к своей работе и всегда добивается результата. У такого финансового директора есть все шансы возглавить ФЭС крупной компании, считает Евгений Лунеев.

Евгений ЮневЕсли бы студенту МГИМО Евгению Лунееву сказали, что он станет финансовым директором крупной российской компании, он вряд ли поверил бы в это. В институте у него была твердая тройка по бухучету, и он совершенно не планировал заниматься финансами. Но жизнь распорядилась иначе, и выучить бухгалтерский учет все же пришлось. «По окончании вуза я устроился работать в налоговый отдел Price Waterhouse, где занимался консалтингом и налоговым аудитом в компаниях нефтегазовой отрасли, ездил по разным городам и весям. Все знания по бухгалтерии я получил именно тогда. Мне очень повезло с наставниками: есть руководители, которые все делают сами, а новичкам доверяют лишь перебирать бумажки или складывать цифры в столбик. Мне же предоставили свободу, дали возможность во всем разобраться самостоятельно, и где-то за год я заметно подтянул свои знания», – рассказывает Лунеев.

Однако культура компаний «большой четверки» (тогда это была еще «большая шестерка») не слишком импонировала Евгению. «С одной стороны, вокруг только молодые, жизнерадостные люди. С другой – искусственно создается обстановка жесточайшей конкуренции, сотрудники вынуждены карабкаться наверх, буквально расталкивая друг друга локтями. Кто этим навыком не владеет, может забыть о карьерном росте». Через два года Лунеев ушел к одному из своих клиентов в компанию Halliburton International на позицию старшего бухгалтера.

На протяжении своей карьеры Евгений работал в самых разных компаниях, и в каждой из них что-то вынес для себя. «В Price Waterhouse я научился серьезно относиться к своей работе и освоил практику применения российских стандартов бухгалтерского учета. В Halliburton был очень сложный управленческий учет. Мы применяли стандарты, которые до сих пор нечасто встречаются в российских компаниях, использовали SAP в качестве основной учетной системы. После этого я перешел в «Спутник», российский инвестиционный банк, где занял должность финансового контролера, а затем готовил к продаже один из его проектов – Национальную лесоиндустриальную компанию (НЛК). Работа там оказалась чем-то новым для меня – бизнес по-русски, филиалы и дочерние компании за 200–300 км от крупных городов, бригады с бензопилами в лесу, бездорожье, постоянная нехватка денег из-за слишком быстрого роста», – вспоминает Лунеев.

Параллельно с основной работой Евгений преподавал на курсах подготовки к экзаменам на получение профессиональных финансовых сертификатов (СРА, СМА, CMF, CFA). «Я сдал все экзамены на CPA, еще работая в Price Waterhouse, и считаю это одним из своих самых больших личных достижений. Преподавать на тех же курсах, где недавно учился, – настоящий драйв, и к тому же отличная практика. Есть анекдот про учительницу, которая объясняет одно и то же по три раза, потому и сама все поняла. На самом деле этот анекдот не так уж далек от реальности. Когда рассказываешь другим то, что, казалось бы, знаешь «на все сто», часто получаешь нестандартные вопросы. Поэтому приходится копать все глубже, досконально разбираться в стандартах учета». Последние лекции Евгений читал в прошлом году. Сейчас, к большому сожалению, времени на это уже не хватает, хотя и не исключено, что когда-нибудь он вернется к преподаванию.

Резюме Евгения Лунеева

Евгений Лунеев родился в 1975 году. В 1997 году окончил МГИМО по специальности «Экономист по международным экономическим отношениям», имеет сертификат CPA. В 1997–1999 годах работал специалистом по налогообложению в компании Price Waterhouse, с 1999 по 2002 год – старшим бухгалтером в компании Halliburton International. В 2002–2003 годах занимал должность финансового контролера инвестиционного банка «Спутник», а с 2004 по 2006 год – финансового директора Национальной лесоиндустриальной компании, принадлежащей «Спутнику». В 2005–2007 годах был независимым экспертом в комитете по аудиту совета директоров ОАО «СУЭК». С марта 2006 года – вице-президент по экономике и финансам Группы компаний ПИК.

В Группу компаний ПИК Лунеев, по собственному признанию, попал по знакомству: «Параллельно с НЛК я работал независимым экспертом в комитете по аудиту при совете директоров компании «СУЭК». Там я познакомился с Уиллом Андричем, который впоследствии стал независимым директором в ПИК и пригласил туда меня».

Евгений уверен, что переход из одной компании в другую не должен отразиться на том предприятии, которое ты оставляешь: «Нельзя забирать с собой всех ключевых сотрудников, потому что это негативно скажется на работе компании. Правда, я привел с собой двух человек из НЛК, но вряд ли это можно считать командой». Лунеев признает, что он довольно требователен к людям, с которыми работает. «Когда я пришел в ПИК, мы искали финансовых директоров для нескольких ключевых «дочек». И нам, чтобы нанять человек пять сотрудников, пришлось рассмотреть 200–300 резюме и провести около 80 собеседований. Для меня важно, чтобы человек имел светлую голову, был профессионалом и умел общаться с людьми. Ведь финансовый директор «дочки» подчиняется и мне, и своему генеральному директору, которому хотелось бы, чтобы в дискуссиях с головной компанией финансист отстаивал его интересы. Мне же нужно, чтобы финансовый директор предоставлял реальную информацию и свое видение слабых сторон предприятия, поэтому он должен быть немного дипломатом», – считает Лунеев.

В ПИК Евгения пригласили для того, чтобы принять участие в подготовке компании к IPO. «Необходимо было выстроить финансовую структуру, подготовить отчетность по МСФО, выполнить требования банков перед размещением». По данным ПИК, прошлогоднее IPO компании стало крупнейшим в истории европейского сектора недвижимости. «Когда я пришел, аналитики оценивали компанию в $1 млрд. Акционеры считали, что при публичном размещении капитализация может достичь нескольких миллиардов долларов. В ходе IPO группа была оценена в $12,3 млрд», – говорит Евгений.

«В настоящее время перед нами стоят две основные задачи, – отмечает Лунеев. – Первая – привлечение финансирования под конкретные инвестиционные проекты, что пока не очень развито в России. Не менее важно – унифицировать отчетность в группе. У нас каждая компания все еще ведет учет по своим внутренним стандартам, затем передает документы в головной офис, где готовится консолидированная отчетность. Чтобы уйти от этого, мы создаем интегрированную систему на базе «1С» и SAP. Данные всех юрлиц из «1С» будут поступать на сервер головной компании и консолидироваться в SAP. Сейчас мы регламентируем все процедуры бухгалтерского учета, создаем единые для всех «дочек» стандарты учета. Честно говоря, когда мы запускали этот проект, я думал, что к нам будет стоять очередь из консультантов, которые реализовали что-то подобное в других компаниях, а нам останется просто выбрать наилучшее предложение. Однако оказалось, что подобных успешных решений практически нет. Поэтому иной раз приходиться быть первопроходцами».

ПИК активно развивается, до 2015 года компания планирует освоить более чем 60 регионов. По мнению Лунеева, для финансовой службы в этом таится определенный риск, ведь чем больше источников данных, тем выше вероятность ошибок. Поэтому три месяца назад был запущен проект по созданию общего центра обслуживания, который в течение года должен взять на себя ведение учета порядка 50–60 юрлиц. Несмотря на бурный рост компании, структура финансовой службы уже сложилась. Сейчас в ФЭС выделились два основных блока – казначейство и подготовка отчетности. Казначейство возглавляет директор, который отвечает за привлечение финансирования и движение денежных средств по всему холдингу. Вторым блоком руководит финансовый контролер, в его ведении бухгалтерский учет, управленческая и финансовая отчетность, в том числе по МСФО, а также общий центр обслуживания.

Для финансирования своих приобретений группа ПИК планировала выходить на международные долговые рынки, однако решила с этим повременить: «В текущей ситуации выпустить еврооблигации или CLN нереально. Многие инвесторы в принципе не хотят иметь дело с компаниями сектора недвижимости, ведь именно с него начался обвал на фондовом рынке и кризис доверия кредиторов, который мы сейчас наблюдаем. Пока мы выжидаем, общаемся с банкирами, но как только появится возможность, выпустим еврооблигации или привлечем деньги с рынка другим способом». А вообще, финансовый директор, по мнению Евгения, должен быть главным риск-менеджером компании и время от времени сдерживать энтузиазм своих коллег, отвечающих за развитие бизнеса.

В достижении поставленных целей Евгению помогает проверенный годами подход. «В первую очередь хорошему финансисту нужны технические знания - российского бухгалтерского учета, МСФО, понимание того, как выстраиваются финансовые процессы, как готовится отчетность, как начисляются налоги в России и других странах. И если к этому добавить опыт управления персоналом, общения с инвесторами, внедрения новых учетных систем, то о таком финансовом директоре действительно можно говорить как о высококлассном специалисте, способном возглавить финансовую службу крупной компании. А еще важно думать в первую очередь о деле, а не о зарплате или поисках более «теплого места», - уверен Лунеев. - В последнее время на собеседованиях часто попадаются молодые специалисты, чья карьера началась после 2002 года, в период бурного роста российской экономики. Они амбициозны, легко и часто меняют работу, не особенно задумываясь о том, какого результата от них ждет работодатель. На мой взгляд, это неприемлемо. Ведь финансовый директор должен олицетворять собой надежность, обладать безупречной деловой репутацией. Мой совет молодым финансистам: всегда серьезно относитесь к своей работе, добивайтесь результата в деле, за которое взялись. С таким подходом придет репутация, а с ней - и карьера, и все, что к этому прилагается».

Журнал "Финансовый директор" №10 (октябрь) 2008
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика