Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
2009: год всего российского?Виктория Гудкова, Наталья Карнова, Виктория Никитина Источник: Аргументы и факты добавлено: 15-01-2009
просмотров: 8096 У отечественного производителя появился шанс потеснить иностранного. Получится ли это сделать? Главная головная боль от кризиса для рядовых граждан — обилие импорта (46% потребрынка оккупировали именно «они»). И если курс рубля продолжит плавное снижение, то так же медленно, но верно, по прогнозам экспертов, поползёт вверх и цена товаров из-за рубежа. В результате огромному количеству россиян заграничные кофточки, телевизоры и сосиски станут не по карману. И что же нам остаётся? Ходить в валенках и есть одну картошку? Или дешёвый отечественный товар всё-таки оттеснит дорогую «иностранщину»? Продукты питания: минус деликатесы— Не исчезнут ли с наших прилавков многие продукты, если сократится их ввоз из-за границы? А. Кабаков, Хабаровск Что сейчас. По прогнозам Министерства экономического развития, в 2008 г. Россия завезёт продовольствия и сельхозсырья на 36 млрд. долл., что на 10 млрд. больше, чем в 2007 г. Доля импорта на рынке продуктов питания уверенно приближается к 50%. По мясу птицы и свинине она составляет 35, по говядине — 40, по сырам — 45, сливочному маслу — 35, огурцам-помидорам — 50%. Сегодня стопроцентно Россия обеспечивает себя только зерном. Что будет. Уйдёт с рынка импорт — останутся дыры. Быстрее всех их смогут закрыть отечественные производители мяса птицы. Для того чтобы ещё больше стимулировать собственное производство, принято решение с 2009 г. сократить закупки иностранных «птичек» на 300 тыс. т — ровно на столько прибавит в следующем году наш птицепром. Однако есть опасность, что вместо разнообразия окорочков, крылышек и грудок на полках будут одиноко лежать целые тушки. Связано это с тем, что не все наши производители успели модернизировать производство. Свиной импорт со следующего года планируют сократить на 200 тыс. т в год. Эту цифру мы «покроем» сами. — Но вот полностью удовлетворить потребности своего рынка в свинине мы сможем лишь через 5-8 лет, — рассказал нам руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — Есть и другая проблема: производителям мясных продуктов нужна не полутушка, а кусок мяса. У нас же отрасль убоя и первичной переработки ещё только в зачаточном состоянии. Это значит, что свинины на борщ будет предостаточно, а вот разнообразие колбасы и деликатесов исчезнет. Молочные продукты. Из-за падения спроса могут сократиться поставки ряда сортов сыра. — Но никакого дефицита или подорожания не будет, — объяснила «АиФ» ответственный секретарь Молочного союза России Лариса Абдуллаева. Зато взлететь в цене могут огурцы, помидоры и другие тепличные овощи. Выращивать их в России очень затратно, поэтому российские помидоры дороже, к примеру, турецких. Однако при сокращении поставок из-за рубежа придётся покупать именно их. А в отсутствие конкуренции цена «родных» томатов может увеличиться в полтора раза — со 100 до 150 руб. Кроме того, есть сырьё и продовольствие, которые в России просто не производят или производят очень мало. Сахар, рис, некоторые растительные масла, кофе, чай, шоколад (из-за какао-бобов) — первые претенденты на удорожание и уход с прилавков. Опустеют ли наши прилавки?— Россия крепко сидит на «импортной игле» по продовольствию, а отечественные производители явно не в состоянии обеспечить нас. Выходит, при явном изобилии зерна россиян может ожидать в ближайшие годы дефицит, например мяса? И. Антонин, Кострома Отвечает министр сельского хозяйства Алексей Гордеев: — Предпосылок для возникновения дефицита продовольствия в стране нет. В последние годы отмечается неплохая динамика роста производства мяса, молока, радуют рекордные урожаи зерна. В декабре на утверждение Президенту РФ будет представлена Доктрина продовольственной безопасности. Согласно этому документу Россия будет считаться независимой от импортного продовольствия, если доля отечественных продуктов питания на внутреннем рынке, в частности картофеля, составит 95, молока и молочных продуктов — 90, мяса — 85, рыбы, сахара, растительного масла — 80%. Одежда и обувь: дорогой Китай— Рынок лёгкой промышленности на 80% «оккупирован» иностранными производителями. Причём только 30% из этих 80 поставляется легально. Когда будем носить своё? И. Кул ь, Вологда Что сейчас. По данным Минпром-торга, износ оборудования в лёгкой промышленности — 60%. Ежегодно на техническое перевооружение мы тратим 260 млн. долл., а Китай — 9 млрд. долл. Ещё проблема: невозможность конкурировать с дешёвым импортом. Прибыль отечественного производителя обуви сегодня — 10%, а поставщик заморских туфелек делает минимум 100%-ную накрутку, и всё равно его товар оказывается дешевле российского. Ведь средняя цена ввозимой пары кожаной обуви — около 380 руб. Та же ситуация и в текстильной промышленности. В результате по итогам 2007 г. наш легпром выпустил всего 50 млн. пар обуви, 1 млн. пальто, 3 млн. платьев, 15 млн. пар брюк... Для страны, где проживает 142 млн. человек, это просто смешно. Что будет — За 2009-2012 гг. при поддержке государства (предоставлении кредитов по разумным ставкам, налоговых послаблениях) мы готовы увеличить объём производства товаров лёгкой промышленности в два-три раза, — рассказал «АиФ» президент «Рослегпром» Александр Бирюков. — При этом доля российских товаров на нашем рынке дойдёт до 50%. Быстрее не получится — это падать легко, а расти — нет. То есть в течение этих пресловутых двух-трёх лет мы будем поставлены перед выбором: либо бегать по магазинам в поисках недорогих отечественных пальто или курток, либо покупать подорожавший импорт. А при курсе доллара в 27,5 руб. вы можете купить неплохой пуховик за 11-12 тыс. руб. При подорожании доллара до 30 руб. его цена увеличится на тысячу. А ведь есть ещё и ряд импортных товаров, заменить которые российский производитель просто не в силах. — Производство высококаблучной женской обуви у нас практически отсутствует, — посетовала гендиректор Союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич. — Есть малые предприятия, которые выпускают по 10-20 тыс. пар обуви в год. Этого недостаточно. Зато завалить нас женской бескаблучной качественной мужской и детской обувью российские производители обещают уже в 2009-м. Расширить производство на имеющейся базе труда не составит. Но при одном условии — придётся повысить пошлину на ввоз иностранных туфель и сапог (стоимостью до $40 за пару). Для справки: в Китае, который производит 60% всей обуви в мире, пошлины на импорт — 25%, у нас — 10%. Бытовая техника: импорт падает— До недавнего времени российский рынок бытовой техники считался самым быстрорастущим в Европе. Поэтому техника постоянно дешевела. А теперь же… Отчего так? Л. Ларионов, Гусь-Хрустальный Что сейчас. Сегодня импорт на рынке товаров бытовой техники занимает доминирующее положение. 90% малогабаритной техники (телефоны, соковыжималки, чайники) производится за рубежом. Для сравнения: в России в 2007 г. произвели всего 1,5 тыс. фотоаппаратов. С более крупной техникой (холодильники, стиральные машины) дела обстоят получше. Её импорт за последние годы сократился до 60% благодаря тому, что многие иностранные производители перенесли свою сборку на нашу территорию. Что будет. Быстро наладить выпуск отечественных «мелочей» типа утюгов и чайников, телефонов, увы, не получится. Поэтому, если импорт сократится или подорожает, наши производители на помощь не придут. — У нас нет индустрии для производства мелкобытовой техники, — рассказал «АиФ» директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов. — Создавать нет смысла — производство будет неконкурентоспособным. Цена фотоаппарата или плеера зависит от стоимости трёх составляющих: электроэнергии, рабочей силы и комплектующих. Электроэнергия у нас недорогая. Стоимость труда рабочих хоть и дороже, чем в Китае, но всё-таки вполне конкурентоспособна. А вот цены на комплектующие — заоблачные. Виной всему высокие ввозные пошлины. Хотим развивать собственное производство — надо их снижать. Однако актуальны эти идеи будут не раньше, чем закончится кризис. Как рассказали нам в администрации одного из крупнейших отечественных производителей бытовой техники, даже недавнее обнуление пошлин на панели для ЖК-телевизоров их не спасло — сейчас они думают, как выжить, а не как развиваться. Авто: беда в деталях
Что сейчас. Последние лет пять повышенным спросом у россиян пользовались иностранные марки экономварианта: до 25 тыс. долл., купленные в кредит без первоначального или с небольшим взносом минимум на 5 лет. Сейчас банк даёт в долг максимум на три года и при условии, что у вас есть минимум 20% её стоимости. И кредитная ставка уже не 9-11% годовых, как раньше, а под 12-14%. По прогнозам аналитиков, банки могут ещё сильнее ужесточить условия кредитования. А из-за приближающегося увеличения пошлин на ввоз иномарок (с 25 до 30%) авто могут подорожать на 5-10%. Что будет. Новый виток роста рынка обещают не раньше 2010 г. Поэтому придётся искать альтернативу в своём Отечестве. Что оно предлагает? Либо легковушки собственного производства, либо собранные у нас же (!) иномарки. Качество первых, по мнению экспертов, до сих пор «хромает». — Ни одна из наших новинок не отвечает мировым стандартам по безопасности и экологии, — рассказал «АиФ» председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. — И главное — они требуют постоянного ремонта. Иномарки российской сборки лучше, но они не смогут обеспечивать наш спрос ещё минимум 5-7 лет. Надо ли закрывать границы?«За»Директор Института политических исследований, член Общественной палаты Сергей Марков: — Говорят, что США намерены защититься от кризиса с помощью протекционизма (ограничение ввоза иностранных товаров для поддержки своего производства. — Ред.). Да, раньше они так и делали, но сейчас слишком зависят от других стран, чтобы закрывать границы для их товаров. А вот наша страна вполне могла бы взять этот метод на вооружение. Ведь выполнять нормы Всемирной торговой организации мы не обязаны. Я не призываю полностью отказаться от импорта и перейти на «плохое, но своё». Но поднять на какое-то время барьеры для тех товаров, которые мы можем и должны делать сами, необходимо. Прежде всего речь идёт об автопроме и гражданской авиации — эти сферы для нас стратегически необходимы. Мы должны перенимать лучший опыт, технологии, создавать новые рабочие места. А уж потом можно открыть границы и начать конкурировать с другими странами, но уже на равных. Производить всегда выгоднее, чем покупать, — особенно в период кризиса, когда дешевле купить технологии и открыть своё производство. «Против»Руководитель программы «Покупайте российское» Игорь Филоненко: — Полностью закрыться от мира мы всё равно не сможем. Любая закусочная сегодня вынуждена конкурировать с мировыми сетями фастфуда, и иностранцы, если им надо, найдут способ проникнуть на наши рынки. Если мы закроем импорт, то другие страны предпримут аналогичные меры для наших товаров. Чтобы стать конкурентоспособными, мы должны улучшить качество и работать над продвижением. Кроме того, можно производить продукцию под брендами транснациональных корпораций, но на своей территории. Этим путём шли Китай и Корея, а теперь они уже создали собственные марки, которые могут конкурировать с мировыми. Внешнеторговый оборот России, январь-сентябрь 2008 г.Экспорт важнейших товаров, %
Импорт важнейших товаров, %
Источник: Федеральная служба государственной статистики, www.gks.ru Ответная реакция главного редактораСтрана, которая делает лучшие в мире космические ракеты, не может справиться с каблучками для дамских туфель. Парадокс! Мы завозим треть потребляемого нами мяса; сухого молока — на 3 млн. тонн больше, чем производим сами; и импортируем на 40 млн. пар кожаной обуви больше, чем шьём. АИФ №49 от 03 декабря Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|