22 ноября 2019 г. Пятница | Время МСК: 16:02:21
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Приведет ли кризис к переделу рынка консалтинговых услуг в России?



Андрей Воронов
Источник: Журнал "Финансовый директор"
добавлено: 27-01-2009
просмотров: 10361
Сократится ли спрос российских компаний на консалтинговые услуги и аутсорсинг? Как повлияет финансовый кризис на рынок консалтинговых услуг в России? На вопросы проекта FD.ru отвечает Павел Боровков, генеральный менеджер проектов ГК «ИНТАЛЕВ».

Павел Боровков, генеральный менеджер проектов ГК «ИНТАЛЕВ»На последнем форуме IT-лидер многие докладчики выразили мнение, что в условиях кризиса компании будут вынуждены вкладывать средства в свои программы автоматизации, чтобы повысить отдачу от IT-технологий. Многие же участники говорили, что сейчас в компаниях будут сокращаться IT-затраты. Как будет развиваться ситуация на ваш взгляд?

В ходе финансового кризиса, как и в любой сложной ситуации, есть, как правило, две группы участников: более дальновидные, то есть те, кто даже оперативные действия пытается выстраивать с учетом дальнейшего развития ситуации, и  те, кто, на самом деле, изначально был недальновиден и теперь хватается за последние свои возможности. Соответственно, первые, как минимум не будут сокращать издержки на развитие IT-инфраструктуры, а некоторые из них, наиболее проактивно встречающие кризис, даже будут их расширять, дабы строить у себя системы, позволяющие им более гибко реагировать на ситуацию. Те же, кто действительно попал в сложную ситуацию и им остается только компенсировать потери, конечно, будут достаточно быстро сокращать издержки на IT в составе прочих административных затрат.

Есть две противоположные точки зрения. Первая: кризис – прекрасное время для инноваций и инвестиций в развитие. Тот, кто сделает такие вложения, после окончания кризиса сможет захватить лидерство на рынке. Вторая: необходимо сохранить «нажитое непосильным трудом» и выбрать оборонительную стратегию, так как в случае затяжного падения выживает тот, у кого толще «жировая прослойка». На ваш взгляд, в данной ситуации, какая стратегия более выигрышная?

Те компании, кто выбрали стратегию активного влияния на ситуацию, произведут определенные улучшения, в том числе и в своей IT-инфраструктуре. С другой стороны, нужно понимать: в кризисной ситуации вряд ли кто-то будет говорить о серьезных научных инновациях и инвестициях именно в НИОКР и развитие. Скорее всего инвестиции будут производиться в сторону покупок более слабых компаний и расширения своего бизнеса, а вот всплеск «инноваций» в прямом смысле этого слова мы будем ожидать после кризиса, тогда, когда ситуация «устаканится», а на рынке появятся новые сильные игроки, подмявшие под себя менее конкурентоспособных.

С точки зрения консалтинговой компании, отличается ли финансовый кризис в России-2008, от кризиса 1998 года? Будут ли для компаний действительны стратегии по выживанию, применявшиеся 10 лет назад?

На мой взгляд, это совершенно разные кризисы, они имеют принципиально разную природу. В 1998 году был кризис, который, во-первых, происходил только в России, а не во всем мире; во-вторых, он был вызван несбалансированностью нашего фондового рынка на фоне слабой экономики. Соответственно, риски несла вся российская экономика, весь российский бизнес, притом, что в целом мир чувствовал себя вполне нормально по сравнению с нами. В 2008 году, как раз наоборот, Россия, конечно, страдает от экономической нестабильности, но в целом, по сравнению с другими странами, она имеет достаточно выгодные позиции: и государство, и бизнес, - поэтому нельзя сравнивать эти два кризиса, а также отличаются методы реагирования на них. Если  в 1998 году имело смысл предсказывать и компенсировать макроэкономические страновые риски (инфляция, курс валюты, ситуация на внутреннем фондовом рынке), то сейчас предельное внимание нужно оказывать собственным рискам бизнеса (ликвидность, уровень задолженностей, финансовая устойчивость, особенно – вариантам враждебных поглощений). 

Поэтому и консалтинговым компаниям просто нужно четко ориентироваться на то, как они приготовились к кризису, есть ли у них какой-нибудь финансовый запас и устойчивые отношения с ключевыми клиентами, которые не бросят их и не прекратят платежи. Следует обратить внимание на такие вещи, которые связаны с компанией, как с таковой, а не с общей ситуацией на рынке.

В условиях кризиса сократится или вырастет спрос российских компаний на консалтинговые услуги и аутсорсинг? Почему?

Скорее всего, общий уровень спроса будет стабильным. Ряд компаний расширят свои потребности, другие, наоборот, жестко урежут, поэтому в целом по рынку стоит ждать стабильный спрос на консалтинговый услуги. Если брать спрос отдельно на аутсорсинг, то в некоторых сферах он на время сократится в связи с тем, что многие крупные компании начали скупать слабых игроков рынка, то есть то, что раньше они заказывали у них на стороне (во многих случаях скупают своих партнеров и смежников), на некоторое время вновь созданная группа компаний будет производить внутри. После кризиса спрос на аутсорсинг опять стабилизируется.

Приведет ли кризис к переделу рынка консалтинговых услуг в России? Ожидается ли уход зарубежных компаний или, наоборот, усиление игроков из за рубежа? Потеряем ли мы кого-то из «титанов рынка»? Ожидаются ли новые «звезды»?

Скажем так, в рамках самого кризиса, скорее всего, предела рынка не произойдет в связи с тем, что в консалтинговой отрасли, у каждой отдельно взятой компании, невелик объем свободных денежных средств. Поэтому консалтинговые компания в рамках кризиса покупать друг друга вряд ли будут, это не особо принято в данном бизнесе по сравнению с другими отраслями экономики. Но косвенно, после кризиса, когда изменится сама структура экономики, структура потенциальных клиентов, потребителей консалтинговых услуг, возможно, некоторые изменения произойдут. Какие-то услуги станут более популярными, например, то же инвестиционное и финансовое прогнозирование, от недостатка которого пострадали многие компании, поэтому определенные изменения произойдут, но именно после кризиса, а не непосредственно в его ходе. По поводу ухода зарубежных компаний можно сказать следующее: на наш взгляд, большая четверка и ряд других крупных компании вряд ли в рамках кризиса серьезно обанкротятся или свернут свои операции в России. Они тоже, наверное, переживают тяжелые времена, но останутся в России. Потеряем ли мы кого-то или появятся ли «новые звезды» сказать сложно - это как раз покажет тот процесс, который начнет формироваться в послекризисной ситуации, а не во время кризиса.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.215 сек.
Яндекс.Метрика