![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Приведет ли кризис к переделу рынка консалтинговых услуг в России?Андрей Воронов Источник: Журнал "Финансовый директор" добавлено: 27-01-2009
просмотров: 11931 Сократится ли спрос российских компаний на консалтинговые услуги и аутсорсинг? Как повлияет финансовый кризис на рынок консалтинговых услуг в России? На вопросы проекта FD.ru отвечает Павел Боровков, генеральный менеджер проектов ГК «ИНТАЛЕВ».
В ходе финансового кризиса, как и в любой сложной ситуации, есть, как правило, две группы участников: более дальновидные, то есть те, кто даже оперативные действия пытается выстраивать с учетом дальнейшего развития ситуации, и те, кто, на самом деле, изначально был недальновиден и теперь хватается за последние свои возможности. Соответственно, первые, как минимум не будут сокращать издержки на развитие IT-инфраструктуры, а некоторые из них, наиболее проактивно встречающие кризис, даже будут их расширять, дабы строить у себя системы, позволяющие им более гибко реагировать на ситуацию. Те же, кто действительно попал в сложную ситуацию и им остается только компенсировать потери, конечно, будут достаточно быстро сокращать издержки на IT в составе прочих административных затрат. Есть две противоположные точки зрения. Первая: кризис – прекрасное время для инноваций и инвестиций в развитие. Тот, кто сделает такие вложения, после окончания кризиса сможет захватить лидерство на рынке. Вторая: необходимо сохранить «нажитое непосильным трудом» и выбрать оборонительную стратегию, так как в случае затяжного падения выживает тот, у кого толще «жировая прослойка». На ваш взгляд, в данной ситуации, какая стратегия более выигрышная? Те компании, кто выбрали стратегию активного влияния на ситуацию, произведут определенные улучшения, в том числе и в своей IT-инфраструктуре. С другой стороны, нужно понимать: в кризисной ситуации вряд ли кто-то будет говорить о серьезных научных инновациях и инвестициях именно в НИОКР и развитие. Скорее всего инвестиции будут производиться в сторону покупок более слабых компаний и расширения своего бизнеса, а вот всплеск «инноваций» в прямом смысле этого слова мы будем ожидать после кризиса, тогда, когда ситуация «устаканится», а на рынке появятся новые сильные игроки, подмявшие под себя менее конкурентоспособных. С точки зрения консалтинговой компании, отличается ли финансовый кризис в России-2008, от кризиса 1998 года? Будут ли для компаний действительны стратегии по выживанию, применявшиеся 10 лет назад? На мой взгляд, это совершенно разные кризисы, они имеют принципиально разную природу. В 1998 году был кризис, который, во-первых, происходил только в России, а не во всем мире; во-вторых, он был вызван несбалансированностью нашего фондового рынка на фоне слабой экономики. Соответственно, риски несла вся российская экономика, весь российский бизнес, притом, что в целом мир чувствовал себя вполне нормально по сравнению с нами. В 2008 году, как раз наоборот, Россия, конечно, страдает от экономической нестабильности, но в целом, по сравнению с другими странами, она имеет достаточно выгодные позиции: и государство, и бизнес, - поэтому нельзя сравнивать эти два кризиса, а также отличаются методы реагирования на них. Если в 1998 году имело смысл предсказывать и компенсировать макроэкономические страновые риски (инфляция, курс валюты, ситуация на внутреннем фондовом рынке), то сейчас предельное внимание нужно оказывать собственным рискам бизнеса (ликвидность, уровень задолженностей, финансовая устойчивость, особенно – вариантам враждебных поглощений). Поэтому и консалтинговым компаниям просто нужно четко ориентироваться на то, как они приготовились к кризису, есть ли у них какой-нибудь финансовый запас и устойчивые отношения с ключевыми клиентами, которые не бросят их и не прекратят платежи. Следует обратить внимание на такие вещи, которые связаны с компанией, как с таковой, а не с общей ситуацией на рынке. В условиях кризиса сократится или вырастет спрос российских компаний на консалтинговые услуги и аутсорсинг? Почему? Скорее всего, общий уровень спроса будет стабильным. Ряд компаний расширят свои потребности, другие, наоборот, жестко урежут, поэтому в целом по рынку стоит ждать стабильный спрос на консалтинговый услуги. Если брать спрос отдельно на аутсорсинг, то в некоторых сферах он на время сократится в связи с тем, что многие крупные компании начали скупать слабых игроков рынка, то есть то, что раньше они заказывали у них на стороне (во многих случаях скупают своих партнеров и смежников), на некоторое время вновь созданная группа компаний будет производить внутри. После кризиса спрос на аутсорсинг опять стабилизируется. Приведет ли кризис к переделу рынка консалтинговых услуг в России? Ожидается ли уход зарубежных компаний или, наоборот, усиление игроков из за рубежа? Потеряем ли мы кого-то из «титанов рынка»? Ожидаются ли новые «звезды»? Скажем так, в рамках самого кризиса, скорее всего, предела рынка не произойдет в связи с тем, что в консалтинговой отрасли, у каждой отдельно взятой компании, невелик объем свободных денежных средств. Поэтому консалтинговые компания в рамках кризиса покупать друг друга вряд ли будут, это не особо принято в данном бизнесе по сравнению с другими отраслями экономики. Но косвенно, после кризиса, когда изменится сама структура экономики, структура потенциальных клиентов, потребителей консалтинговых услуг, возможно, некоторые изменения произойдут. Какие-то услуги станут более популярными, например, то же инвестиционное и финансовое прогнозирование, от недостатка которого пострадали многие компании, поэтому определенные изменения произойдут, но именно после кризиса, а не непосредственно в его ходе. По поводу ухода зарубежных компаний можно сказать следующее: на наш взгляд, большая четверка и ряд других крупных компании вряд ли в рамках кризиса серьезно обанкротятся или свернут свои операции в России. Они тоже, наверное, переживают тяжелые времена, но останутся в России. Потеряем ли мы кого-то или появятся ли «новые звезды» сказать сложно - это как раз покажет тот процесс, который начнет формироваться в послекризисной ситуации, а не во время кризиса. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|