15 апреля 2024 г. Понедельник | Время МСК: 13:43:05
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Построение отношений клиентов с банком в период экономической нестабильности



Гагарин Павел
Источник: Журнал "Финансовый директор"
добавлено: 28-01-2009
просмотров: 9392
В период кризиса клиентов банка больше всего интересует, чтобы входящие платежи вовремя зачислялись, а все платежные поручения, которые отданы в банк, вовремя бы исполнялись на оплату контрагентам. Если банк вовремя не зачисляет на расчетный счет клиента поступающие платежи или вовремя не списывает по поступающим платежным поручениям, это означает, что банк можно отнести к проблемным по состоянию текущей ликвидности. Однако банк может быть проблемным и по другим критериям.

Гагарин Павел (председатель совета директоров ГК «Градиент Альфа»)Например, банк серьезно пострадал от неблагоприятных изменений на валютном или фондовом рынках, если он вложился не в те ценные бумаги, не в профильные активы. В результате банк понес серьезные убытки, которые могут не сразу отражаться на текущей ликвидности, так как она может поддерживаться какое-то время за счет привлекаемых или инвестиционных кредитов, которые выдает государство. Но все это рано или поздно заканчивается и у банка, который провел ряд неудачных финансовых операций, возникают проблемы с текущей ликвидностью. Как правило, клиенты банка о таких операциях не знают. Это связано с тем, что, если будет проведена неудачная сделка и об этом узнают клиенты, то среди них может начаться паника, в результате которой произойдет массовый вывод денег из банка. Следовательно, сделки и их результаты держатся в строгой тайне. Тем не менее, если известно, что банк был активным оператором на фондовом рынке или на других высокорисковых рынках, то можно ожидать, что в период нынешнего кризиса у него существуют подобного рода проблемы и реальные убытки, как зафиксированные, так и незафиксированные, т.е. образуется так называемая «дыра» в балансе. Размеры этой «дыры» могут быть сопоставимы с обязательствами банка перед своими клиентами, поэтому банк может быть уже проблемным или оказаться таковым в будущем.

Работа с банками, у которых уже существуют первичные признаки кризиса

Первичными признаками кризиса у банка можно назвать несвоевременное зачисление денежных средств, поступающих на счета в банк, и их несвоевременное списание с расчетного счета более чем на один день. Иногда банк, своевременно не зачисляя и не оплачивая платежные поручения клиентов, делает это намерено, причем даже при достаточном количестве денег на корреспондентском счете. Так, если в банке стабильны и приток, и списание  денежных средств, то в случае списания денег днем позже, клиенты, по сути, бесплатно кредитуют банк на один день в размере ежедневного прихода. Если ежедневно в банк поступает 100 млн. руб., у него появляется бесплатный кредит в размере 100 млн. руб., который ему может быть нужен по тем или иным причинам. Соответственно если платеж будет задержан на два дня, а приток денег сохранится, то банк получает, бесплатный  кредит  уже на 200 млн. руб. Однако банк также может задерживать зачисление и отправку платежей и ввиду  недостаточности у него денег. Задержка зачисления происходит из-за опасений банка, что клиент может быстро списать со счета зачисленные деньги. А списания задерживаются в связи с отсутствием денег на корреспондентском счете банка. Таким образом, сбои с зачислениями или списаниями, которые происходят более двух раз в неделю, свидетельствуют о том, что в банке есть первичные признаки кризиса.

Встречаются ситуации, когда банк не переводит клиентские платежи в конце месяца, в конце квартала, т.е. в конце отчетного периода. Как правило, здесь кроются причины административные, а не связанные с ликвидностью. Если банк стабильно не оплачивает платежи в пятницу, но нормально оплачивает их в другие дни, то, скорее всего, он за клиентские средства на межбанковском рынке берет так называемый кредит овернайт – кредит «на три ночи»: с пятницы на субботу, с субботы на воскресенье, с воскресенья на понедельник. В понедельник ему возвращают кредит и банк начинает нормально работать. Не оплачивая платежи в пятницу, банк получает бесплатный кредит за счет клиента, на три дня. Следовательно, проценты по этому кредиту он размещает на межбанковском рынке. Здесь можно не волноваться, можно только договариваться с банком о том, чтобы он все-таки в пятницу самые необходимые платежи проводил.

Есть ряд банков, которые в конце квартала не проводят клиентские платежи, потому что они хотят показать на отчетную дату клиентские остатки по своим счетам. Однако надо учитывать, что если оплата не произведена в последний день месяца, в последний день квартала или в пятницу, то это может оказаться признаком не падения текущей ликвидности, а недобросовестно организованного менеджмента, который за счет клиентов, таким образом, пытается увеличить прибыль банка. Некоторые клиенты идут на это по согласованию с банком. Иногда банкиры договариваются с крупными системообразующими клиентами о таких условиях работы, а  рядовые клиенты не поставлены об этом в известность. И в данном случае они являются как бы жертвами подобных договоренностей. Тем не менее, если происходит задержка платежей больше, чем на один день, или происходит задержка достаточно регулярно, не только по пятницам, но и по другим дням недели, это может свидетельствовать о недостатке денежных средств на корсчете банка – банк не может удовлетворять все текущие потребности клиентов по осуществлению платежей. Клиент сам должен контролировать порейсовые отправки по системе «банк – клиент». Как правило, бухгалтер заполняет платежное поручение, отправляет его по системе «банк – клиент» и считает свою миссию выполненной. Однако в банке оно может быть отложено на неопределенное время. Поэтому контроль заключается в том, чтобы отслеживать не только поступление на расчетный счет и своевременное зачисление денежных средств, но и их своевременный приход на расчетный счет ваших контрагентов. Если вдруг выяснится, что деньги клиенту не пришли, то это может свидетельствовать о том, что в банке существуют первичные признаки кризиса, либо о том, что эти признаки есть у банка, куда отправлены деньги. В том случае, если у банка появились первичные признаки кризиса, необходимо уменьшить поток поступлений и размер текущего остатка на счете и соответственно размер платежей из банка. Как выводить деньги из банка, обладающего первичными признаками кризиса? Не пытайтесь вывести деньги сразу большой суммой, лучше их раздробить, тогда платежи будут переведены с большей вероятностью. Например, очевидно, что лучше уйдет 10 платежей по одному миллиону, чем один платеж на 10 млн. руб. В РКЦ существует программа, которая расставляет платежи в порядке их очередности, и первыми уходят самые маленькие суммы.

Работа с банком, вступившим в кризисное состояние

Это ситуация, когда денежные средства из банка либо не уходят вообще, либо уходят с большими задержками (больше трех дней и нерегулярно). В этом случае наиболее эффективным способом вывода денег из банка является поиск дебиторов этого банка и заключение с ним соглашения о переуступке прав требования, например, на невозвращенный кредит. И с каким-то дисконтом можно договариваться с дебитором банка о том, что ваша компания, имеющая деньги в банке, своими деньгами гасит кредит, а та компания, которая должна была погасить кредит, отдает вашей компании деньги с каким-то приемлемым дисконтом. Это один вариант.

Можно также договориться с менеджерами банка о том, чтобы платежи вашей компании были поставлены в первую очередь. Но, это не всегда возможно.

Банк, у которого отозвана лицензия в связи с неисполнением требований Банка России, или в связи с потерей ликвидности, или в связи с невыполнением требований клиентов, может быть либо ликвидирован, либо подвергнут процессу банкротства. Это два принципиально разных подхода.

Чем отличается ликвидация от банкротства известно. Конечно, лучше ликвидация. В этом случае Банк России назначает временную администрацию. Как правило, глава временной администрации – это квалифицированный сотрудник аппарата Банка России. Задача временной администрации – сохранить активы, чтобы потом из них конкурсный управляющий мог составить конкурсную массу, ее реализовывать и расплачиваться с кредиторами банка. Кредиторами банка являются в данном случае в основном его клиенты, у которых не исполнены платежи или есть остатки на расчетных счетах.

После того, как временная администрация подготовит соответствующие документы и проведет инвентаризацию имущества и других активов, арбитраж назначает конкурсного управляющего. Как правило, им является сотрудник государственного агентства по страхованию вкладов, который в дальнейшем занимается реализацией конкурсной массы, продажей недвижимости, взысканием долгов, продажей ценных бумаг и прочего банковского имущества, формирует денежную массу и распределяет ее между кредиторами банка пропорционально его неудовлетворенным обязательствам перед ними.

На этапе формирования команды конкурсного управляющего клиентам, у которых есть к банку претензии, хорошо бы подать пакет документов в арбитраж, чтобы получить решение арбитражного суда о взыскании с банка денежных средств в пользу данного юридического или физического лица. Если такое решение будет приложено к комплекту документов от клиента, которые поступят к конкурсному управляющему на рассмотрение, существенно повысится вероятность того, что требования клиентов будут удовлетворены в первую очередь.

Если банк не в состоянии расплатиться по своим обязательствам и если клиенты объединяют свои усилия, то, конечно, надо добиваться того, чтобы он был ликвидирован, а не признавался банкротом.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика