18 июня 2021 г. Пятница | Время МСК: 18:05:44
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Не пора ли взглянуть на капитализм по-новому?



Майкл Язижи
Источник: Harvard Business Review Russia
добавлено: 28-01-2009
просмотров: 5490
Сегодня руководители ­публичных компаний связаны по рукам и ногам. Ежеквартально высокие финансовые результаты — вот что прежде всего интересует акционеров и фондовый рынок. Когда-то это имело свои резоны, но с тех пор все изменилось. Логика развития ­рыночного конкурентного капитализма сегодня приводит к появлению рыночного конкурентного лейборизма — системы, при которой сотрудникам компании достается большая часть остаточной прибыли, и именно они принимают ключевые решения. Такая модель отвечает и идее справедливости, и интересам конкурентоспособности.

Не пора ли взглянуть на капитализм по-новому?Двести лет назад частный инвес­тор мог взять свои сбережения и вложить их в реальную фабрику. На эту фабрику нанимали поденщиков и платили им за каждый отработанный день. На кого падали основные риски такого предприя­тия и кому по справедливости ­причиталась вся остаточная прибыль? Конечно, тому, кто вложил в фабрику свой капитал. Кто больше всего был заинтересован в успехе фабрики? Тот же капиталист. Кто располагал самой полной информацией о бизнесе, заботился о его процветании и соответственно выстраи­вал производственные процессы? Опять-таки капиталист. Это и есть логика капитализма: кто больше всех рискует, тот и должен управлять предприятием и ­получать ­остаточную прибыль. Такое положение оправдывалось и этическими, и конкурентными соображениями.

Времена изменились. Сегодня ­деньги акционеров вложены в разные активы, потому они практически не берут на себя риски конкретной компании — одной из многих, в которые инвестировали через пенсионный или паевой фонд. Если ее акции упадут в цене вдвое, не исключено, что кто-то из таких акционеров и не узнает об этом. Да и многие ли сумеют назвать навскидку все компании, в которые вложены их деньги?

А что будет, если в два раза подешевеют акции фирмы, где вы работаете? Наверняка у вас ­найдется гораздо больше причин для беспокойства. В свою организацию мы вкладываем много такого, что нельзя просто забрать и использовать в другом месте: это и знание бизнеса, и налаженные контакты, и наша деловая репутация. Теперь в первую очередь рискует сотрудник, а не капиталист. Если следовать той же логике справедливости и конкурентоспособности, согласно которой раньше первостепенную роль играли акционеры, то выходит, что сегодня большую часть ­остаточной прибыли должен получать сотрудник.

Конечно, это не означает, что нужно просто перераспределить прибыль в пользу персонала. Чтобы бизнес процветал и развивался, ком­паниям нужно создать рыночный механизм распределения прибыли между всеми, кто сделал заметный вклад в ее работу: между сотрудниками, акционерами, клиентами и т.д. Если фирма не выделит инвесторам их долю, рассчитанную с поправкой на степень риска, то ей не удастся привлечь капитал и она потерпит крах. Затем, весомая часть доходов должна достаться сотрудникам — в виде хороших зарплат и социального пакета. Наконец, потребителям необходимо предложить нужный им продукт — иначе вы его не продадите; на это тоже идет часть прибыли. Однако, согласно новой теории лей­боризма, после того как все заинтересованные стороны получат свое, большая часть остаточной прибыли должна достаться сотрудникам.

Кто рискует больше других, того больше всего заботит конкуренто­способность организации. Поэтому самые выгодные позиции займут компании, сотрудники которых активно участвуют в управлении. С этой мыслью в душе согласны и многие руководители: они-то знают, как часто приходится ради сию­минутных требований рынка жертвовать долго­срочной конкурен­тоспособностью компании. Есть и еще один аргумент в ее пользу: именно по этой модели работают многие преуспевающие юридичес­кие и консалтинговые фирмы. Все важные решения, в том числе о распределении прибыли, там принимают партнеры, то есть группа сотруд­ников. Кроме того, уже сегодня в со­став правления многих ведущих немецких и японских корпораций входят не только акционеры, но и представители трудового ­кол­лектива.

Интересно, что с теорией конку­рентного лейборизма хорошо согласуется и общепринятая концепция, согласно которой конкурент­ных преимуществ могут добиться лишь компании, располагающие уникальными ценными ресурсами или навыками. А можно ли назвать уникальным или незаменимым такой ресурс, как капитал? Часто ли он дает решающее преимущество перед соперниками? В сегодняшнем бизнесе прорывы осуществляют в основном те, у кого есть яркие идеи и талантливые сотрудники. Так что будет логично, если получать часть прибыли и принимать решения станут те, кто вкладывает в компанию больше всего, — ее сотрудники.

Адаму Смиту такая мысль пришлась бы по душе.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2021, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.181 сек.
Яндекс.Метрика