29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 00:15:54
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Допуск к чтению

По каким книжкам будут учиться российские школьники в новом учебном году



Мария Агранович
Источник: Российская газета
добавлено: 10-02-2009
просмотров: 7216

По каким книжкам будут учиться российские школьники в новом учебном году"Российская газета"опубликовала Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в школах в 2009/2010 учебном году, и сами перечни.

Подобные списки школьной литературы утверждаются ежегодно. Уже четвертый год учебники попадают в перечень только после прохождения экспертизы, которую проводит специальная комиссия из экспертов Российской академии наук и Российской академии образования.

Авторитет ее за годы работы настолько окреп, что министерство образования и науки полностью передало ей функции по формированию перечня. Если раньше в минобрнауки существовал целый отдел федеральных перечней учебной литературы, то теперь его нет - устранили за ненадобностью.

Перечень учебников поделен на 4 группы: первые две - то, что рекомендовано и допущено к использованию в обычных школах, и еще две - рекомендованная и допущенная литература для ребят, которые учатся в коррекционных образовательных учреждениях.

Вниманию родителей, школьников и учителей предлагается 1303 учебника против 1101, включенного в список на текущий учебный год. Много это или мало? Судите сами. Допустим, для начальной ступени обычной школы рекомендовано 340 учебников. Малыши изучают 10 предметов за 4 года. Произведем нехитрые математические вычисления и получим в среднем 8 учебников на один предмет. Вполне допустимое количество, из которого можно выбрать наиболее подходящий вариант.

Однако многие все еще путаются в грифах, которые получают учебники. "Рекомендовано" или "допущено" - что лучше? Ответ прост: министерство допускает учебник в школы, если он новый и проходит экспертизу впервые. Гриф "рекомендовано" - для "бывалых", тех, кто проходит повторную проверку. Таких "бывалых" в нынешнем списке - 989 штук. 237 учебников - новые, имеют гриф "допущено".

Среди книг для коррекционных школ допущены к использованию 34 издания, а гриф "рекомендовано" - у 43. Грифы выдаются на 5 лет.

Все учебники, вошедшие в федеральный перечень, имеют абсолютно равные права.

По каким учебникам учить, выбирает сама школа. Причем под школой подразумеваются не только педагоги, но и ученики, родители. Мнение всех должно учитываться.

- Я не сторонник одного-единственного учебника на один предмет, - говорит генеральный директор издательства "Просвещение" - одного из основных издательств, выпускающих учебную литературу, Александр Кондаков. - И учитель, и ученик имеет право выбора. А требование должно быть одно - учебник должен соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту.

По словам Александра Кондакова, классические учебники, по которым учились наши родители, пока сохраняются, активно перерабатываются в соответствии с требованиями времени. Но это уже классика века минувшего. "Учебники нового поколения очень медленно завоевывают место под солнцем, - считает Александр Михайлович. - Вопрос сейчас в том, чтобы ввести школьные стандарты второго поколения, которые будут предъявлять совершенно иные требования к учебникам: ориентир на современного ребенка и современные образовательные технологии".

В нынешнем списке уже нет ни "Алгебры" Рыбкина, ни "Геометрии" Киселева. Зато пока есть "Физика" Перышкина, правда, основательно переработанная.

Разработка и выпуск нового учебника требуют от издательств больших вложений и 5-7 лет тщательной работы. Так что те, кто каждый год выпускает новые школьные книги, делают это просто недобросовестно.

Актуально

Прямая речь

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:

- В прошлом году был принят закон, по которому мы имеем право лицензировать издательства, которые выпускают учебно-методическую литературу. Сейчас готовим соответствующее положение о порядке и требованиях к организациям, которые берут на себя издание такой литературы. Думаю, после этой истории мы ужесточим требования.

Как изучают историю ВОВ в школе?

По словам учителя Андрея Лукутина, Великую Отечественную войну в школе изучают дважды: в 9-м классе, пунктиром в третьей четверти и в 11-м - во втором полугодии. Сейчас количество часов на боевые исследования ВОВ немного увеличилось. Например, в Москве добавили один час. Но и с этим часом все равно получается всего 4 урока. Некоторые учителя, которые понимают всю важность этого события, "ужимают" немного другие темы, освобождая время на изучение Отечественной войны. Но дело тут, конечно, не в количестве, а в качестве. "Можно прочитать четыре скучных лекции, на которых дети будут просто спать, - замечает Лукутин. - А можно показать отрывки из фильмов "Сталинград", "Битва за Москву". Один поход в Центральный музей Вооруженных Сил стоит 15 уроков. Я уже не говорю о приглашении в школу ветеранов. Главное - заинтересовать ребенка!"


История попала в историю

Минобрнауки ужесточит требования к выпуску учебно-методической литературы

Как известно, президент Дмитрий Медведев поручил министерству образования и науки более внимательно отслеживать качество школьных пособий по истории. Особенно по истории Великой Отечественной войны.

На заседании Российского организационного комитета "Победа" ветераны показали тематические материалы по подготовке к ЕГЭ в 2006 году очень сомнительного содержания. Так, для ответа на вопрос "Какие изменения произошли в Красной армии в годы войны?" школьникам предлагаются следующие варианты ответов: введение погон, введение должности полевого священника, формирование специальной службы для выкупа пленных у противника.

На вопрос "Что является следствием коренного перелома в годы войны?" нужно выбрать подходящий ответ из следующих: выход Японии из войны, распад антигитлеровской коалиции, расстрел всех немецких военнопленных, находившихся в советском плену.

"Просто удивительно, чудовищно!" - возмутился президент.

Откуда появились эти варианты тестов ЕГЭ? Действительно ли школьникам могли предложить выбирать ответы из подобного бреда?

- Ни в одном из официально утвержденных заданий ЕГЭ по истории нет вопросов, подобных тем, что показали на заседании, - заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко журналистам.

Министр рассказал, что были проверены все варианты вопросов ЕГЭ по Великой Отечественной войне. "Думаю, что я поручу опубликовать все контрольно-измерительные материалы (КИМы) по истории за все прошлые годы, чтобы снять сомнения", - отметил он. По его словам, попавшие к президенту школьные материалы по истории взяты из какого-то пособия по подготовке к ЕГЭ, которые не проходят ни проверку, ни аккредитацию минобрнауки.

И здесь высветилась еще одна серьезная проблема. Известно, что рынок учебно-методических пособий насчитывает сотни изданий. А порядка, по которому министерство могло бы регламентировать или контролировать издание такого типа пособий, до сих пор нет.

- Подобные проблемы с якобы контрольно-измерительными материалами по ЕГЭ случаются каждый год, - говорит учитель истории, Учитель года Москвы-2004 Андрей Лукутин. - Дело в том, что сейчас любое мало-мальское издательство, понимая, что рынок по ЕГЭ довольно обширный, привлекает каких-то авторов, которые строчат подобные пособия, что называется, "на коленке". По любому предмету. А официальные пособия по подготовке к ЕГЭ составляются из экзаменационных заданий прошлых лет или из тех, что выложены в так называемом открытом сегменте федеральной базы тестовых заданий. При желании их можно легко вычислить из множества других "дублеров".

Официальными пособиями по подготовке к ЕГЭ являются книги, выпущенные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) - он-то и занимается разработкой и созданием тестов к экзаменам, - или допущенные им к использованию в учебном процессе. Список этой литературы опубликован на сайте института. Именно по этим сборникам минобрнауки рекомендует готовиться к ЕГЭ, все остальное - самопал!

Кстати, ежегодно разрабатывают около 700 вариантов КИМов, в каждом из которых, как правило, 40-50 тестовых заданий. Всего же в базе тестовых заданий более 100 тысяч вопросов.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.161 сек.
Яндекс.Метрика