19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 03:40:37
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

У кризиса есть плюсы? Вы в это верите или вам просто страшно



Олег Болычев
Источник: Журнал "FD"
добавлено: 04-03-2009
просмотров: 7518
Что чувствуют и как борются с кризисом главные финансисты компаний, относящихся к тем отраслям, на которых пресса и многие финансовые аналитики поставили клеймо «ненадежен»? Для группы «Вестер» лишь тот факт, что она специализируется на продуктовом ритейле, вылился в войну с банком-кредитором и непростые переговоры с поставщиками

Олег БолычевЧто в кризисе хорошего? Кто вам сказал, что у кризиса есть свои преимущества? Наверное, я рискую быть непопулярным, если скажу, что никаких плюсов нет. Возможности открываются лишь для тех людей, которые не прочь половить рыбку в мутной воде или которым повезло нечаянно оказаться в кэше. Боже, как меня умиляют те банкиры, аналитики и журналисты, которые сегодня кричат о том, что якобы они кризис предвидели. Может, я что-то упустил, вот только в начале 2008 года не припомню ни одной публикации на эту тему. Зато все не скупились на прогнозы и ломали себе голову, сколько же будет стоить нефть в 2020 году – 200 долларов за баррель или все же 400.

Вообще рассуждения о положительных моментах кризиса мне здорово напоминают врача, который, предварительно искромсав больного практически до смерти и удалив ему все что только было можно, с гордостью заявляет: «Идите, вы здоровы!» Какие бы в ходе кризиса положительные моменты ни наступали, если такое в принципе возможно, чего этот позитив будет стоить? Почему нужно жертвовать благосостоянием миллионов людей ради возможностей, открывшихся для десятка или сотни банкиров? Да, они-то уж точно найдут в кризисе плюсы, выдавая кредиты под 20–30 и больше процентов годовых. Такого в принципе допускать нельзя. Ведь так или иначе эти проценты оплатят граждане страны.

Попробуйте убедить в том, что кризис – это хорошо, человека, оставшегося без работы. А таких уже сотни тысяч. Говорить о преимуществах того, что творится сейчас в экономике страны, могут либо глупцы, либо циники и лицемеры. Я расскажу, каким мы увидели кризис в группе «Вестер» и о «плюсах», которыми он обернулся для нас.

Верните деньги

Не помню, когда в последний раз каким-либо событиям удавалось меня настолько выбить из колеи, вызвать такое удивление и негодование, как письмо от банка, пришедшее 3 октября 2008 года. Кредитная организация требовала досрочного погашения кредита, который был предоставлен одной из наших компаний («Вестер-Недвижимость») на 12 месяцев 30 апреля 2008 года. Сумма займа – 6 млн долларов. И почему мы должны его досрочно погасить? Мы регулярно и своевременно исполняли свои обязательства по уплате процентов за пользование кредитом и поддерживали требуемые договором ежемесячные обороты.

Мало того, банк потребовал погасить кредит в день предъявления требования, то есть 3 октября. Видите ли, группа якобы не выполняла обязательства по поддержанию оборотов, а наше финансовое положение, по их мнению, было просто катастрофическим. И эти невнятные объяснения дали им повод нарушить условия кредитного договора, согласно которым требование о досрочном погашении может быть предъявлено как минимум за пять рабочих дней.
Дальше – больше. После того как мы отказались выполнить их требования, они потребовали безакцептного списания денежных средств со счетов заемщика и поручителей в других банках. Вот только банкиры, видимо, забыли, что это незаконно. Впрочем, чему тут удивляться.

Утешает то, что Арбитражный суд Калининградской области, в котором рассматривался конфликт, вынес определение об обеспечении нашего искового заявления к Бинбанку. Это произошло 13 октября 2008 года. До решения суда банку было запрещено производить какие-либо действия, связанные со списанием денежных средств. В декабре же 2008 года «Вестер-Недвижимость» и Бинбанк подписали мировое соглашение. Стороны полностью урегулировали вопрос погашения задолженности компанией перед банком. Условия мирового соглашения отвечают интересам обеих сторон, а компания «Вестер» располагает финансовыми возможностями для погашения долга перед Бинбанком в полном объеме.

Просрочка перед поставщиками составляла всего-то месяц. И если бы не было кризиса доверия, все посчитали бы, что это не так уж и много.

Не верьте банку

Мы привыкли называть банки партнерами по бизнесу. Вот только верить этим партнерам можно лишь в самом крайнем случае. Я прекрасно помню, как представители трех банков, к которым я приезжал на переговоры о рефинансировании задолженности, говорили мне: «Все будет в порядке. Ты верни мне деньги по графику, а на следующий день мы выдадим вам ту же сумму. Все будем делать строго в соответствии с договором». Мы все погасили, а новых денег не дождались. И зачем нужно было так меня подставлять? Группа в любом случае рассчиталась бы по своим обязательствам, но, зная, что новых кредитов ждать не стоит, смогла бы правильно спланировать свою работу.

Пообщавшись с коллегами, я понял, что на эту уловку попались не только мы. Все, с кем я встречался, рассказали свои, но очень похожие истории. О каких партнерских взаимоотношениях можно говорить, когда банки обманывают, используя пробелы в законодательстве? Получается, сегодня заемщик практически бесправен перед банком и кредитная организация в любой момент под надуманным предлогом может потребовать досрочно возвратить кредит. Чем это обернется для бизнеса, лучше даже и не думать.

В начале октября 2008 года в рамках ранее открытых кредитных линий мы должны были получить очередные транши на общую сумму около 40 млн долларов. Однако мы не только не получили эти средства, но по так называемым коротким кредитам, наоборот, банки уменьшили кредитное «тело» компании на 24 млн долларов и продолжают сокращать. Еще есть вопросы, почему у предприятий, действующих в реальном секторе, возникают кассовые разрывы? Отсюда и сложности с текущими платежами поставщикам.

Задача минимум

Для преодоления финансового кризиса и дальнейшего развития группа «Вестер» на 2009 год поставила перед собой следующие задачи, выполнить которые просто необходимо:
1. Окончательно урегулировать взаимоотношения с поставщиками и нормализовать поставки товаров в магазины федеральной сети.
2. Реструктурировать или рефинансировать текущие кредиты. Банки, которые занимают небольшую долю в кредитном портфеле группы – от 3 до 5 процентов, – менее склонны к реструктуризации и компромиссам. Поэтому их кредиты мы будем рефинансировать за счет других банков-партнеров. Крупные банки-кредиторы понимают, что, изымая из оборота очередной транш, они тем самым подрывают способность компании обслуживать оставшиеся кредиты. Причем группа будет применять различные инструменты реструктуризации, например сделки по продаже объекта недвижимости с обратным выкупом.
3. Открыть гипермаркет в Оренбурге. Это необходимо не только потому, что замороженный проект обходится дорого, но, что еще важнее, этот гипермаркет позволит получить новый крупный объект залога. Сегодня банки очень осторожно подходят к инвестиционному кредитованию, тем не менее группа надеется, что низкая доля заемных средств в этом проекте – около 12 процентов – позволит «Вестеру» получить финансирование под этот объект.
4. А самая главная задача – оптимизация расходов, повышение прибыли и операционной эффективности. Если раньше основные усилия менеджмента группы были направлены на развитие, то сейчас все сконцентрированы на кропотливой работе по сокращению издержек.

Дмитрий Кравченко, финансовый директор группы «Вестер»

Партнер партнеру рознь

Впервые после 1998 года мы столкнулись с ситуацией, когда полки в наших магазинах несколько опустели. Произошло это из-за возникшей задолженности перед поставщиками после погашения внеочередных банковских траншей. Верите, мне стыдно, что так получилось, хотя объективно в этом нет ни моей личной вины, ни вины группы. К слову, поставщиков у нас больше 4000, и со многими мы работаем уже далеко не первый год.

Проблема не только в банках. Конечно, кризис, и подкрался он абсолютно незаметно. И страшно стало всем – банкам, поставщикам, самим ритейлерам. Когда эта каша заварилась, никто просто не мог понять, что же, черт возьми, происходит. Почему нормальные ритейлеры перестали платить? С чего вдруг? И отдельное спасибо тем не слишком порядочным людям, которые принялись распространять все-возможные слухи. Не знаю, ждали ли они какой-то выгоды, нагнетая обстановку, или им просто хотелось максимально качественно напугать окружающих и себя. Вот такие слухи, сплетни, публикации, построенные на непроверенных фактах, обеспечили нам целый ворох проблем. Порой мне даже кажется, что кризис повредил бизнесу не столь серьезно, как эти болтуны.

Честно говоря, договариваться с поставщиками об отсрочке платежей для группы – исключение из правил. Но, учитывая ситуацию с банками, мы обратились к некоторым партнерам (это единицы) с просьбой перенести платежи на сентябрь 2009 года. В один день проблему, конечно, решить было бы невозможно, да и не хотелось всех наших контрагентов подгонять под одни стандарты. Каждый из поставщиков очень важен для бизнеса «Вестер», поэтому я лично встретился с руководителями 70 наиболее крупных компаний. Практически все договоренности свелись к тому, что мы пролонгируем предыдущие договоренности с тем, чтобы не тратить время на выяснение отношений сегодня. Я уверен, в кризис окажутся в выигрыше те, кто сможет верить своим партнерам.

Так, одна из компаний предложила нам следующее: она продолжает поставлять широкий ассортимент продукции во все магазины сети, мы же исправно осуществляем каждый текущий платеж, к которому прибавляем определенную сумму из имеющегося долга. То есть мы сохраняем партнерские отношения с поставщиком, в магазинах представлен необходимый ассортимент товара, поставщик получает свои деньги, долговая нагрузка нашей компании постепенно сокращается. Мне кажется, это вполне приемлемое решение проблемы для обеих сторон.

Другая история с поставщиками-монополистами. Им глубоко безразличны чужие сложности, они наотрез отказываются вести диалог и предъявляют ритейлерам невыносимо жесткие условия сотрудничества – полную предоплату.

Знаете, договоры, цифры, заверенные и подписанные обязательства – все это неотъемлемые составляющие любого бизнеса. Но мне не понятно, почему бизнес должен терять человеческое лицо. Почему сиюминутные проблемы зачастую разрушают те отношения, которые строились годами. Если и есть в кризисе какие-то плюсы, то они лишь в том, что вы четко понимаете, кто будет вашим надежным партнером, а кто – случайный контрагент.

Чем платить

Просрочка перед поставщиками составляла всего-то месяц. И если бы не было кризиса доверия, все посчитали бы, что это не так уж и много. А так отовсюду валятся жалобы и претензии. Спокойнее надо быть, господа. Да, долг немалый, примерно 600 млн рублей. Максимум в двух-, трехмесячный срок мы погасим всю задолженность перед поставщиками.

Слава богу, я точно знаю, где взять деньги. Пустим в дело прибыль, выбьем из банков рефинансирование, соберем деньги от продажи непрофильных и малоэффективных активов. Вроде бы не все так мрачно, как это представлялось вначале. Но для этого пришлось немало потрудиться – отрезать по максимуму все второстепенные затраты, реструктурировать кредитный портфель. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что долговая нагрузка нам по силам. Даже по итогам 2008 года вышли на бюджетные показатели по прибыли.

Кстати, выяснилось, что не все банки ведут себя некорректно. Наши партнеры – да, да, именно банки-партнеры, такие как Сбербанк, «Возрождение», «УралСиб», Стройинвестбанк и Промсвязьбанк, – продолжают с нами сотрудничать. Удается заключать новые кредитные договоры. Появился новый кредитор – Swedbank.

Правда, новые кредиты не столь большие, как хотелось бы. Проблема не в нас, просто у наших банков тоже есть свои ограничения – деньги у всех сегодня в дефиците. За последнее время мы получили кредиты на сумму больше 35 млн долларов. Их удалось направить на пополнение оборотных средств, расчеты с контрагентами, а также на рефинансирование ранее полученных кредитов. Теперь можно вздохнуть свободнее. Уже сейчас мы выплатили более 400 млн рублей.

Блицинтервью

Дмитрий Кравченко, финансовый директор группы «Вестер»

В России заемщик практически бесправен

Какие затраты компании удалось безболезненно сократить?

Мы сконцентрировались на кропотливой работе по сокращению издержек – от аренды помещений до хозяйственных нужд. В частности, сегодня в «Вестер» снижены расходы на аренду (15%) и рекламу (40%). Арендную плату удалось снизить благодаря тому, что мы немного уменьшили количетво занимаемых площадей – прежде всего в офисах – и подписали соглашения с арендодателями о снижении цен. Что касается рекламы, то мы стали избирательно подходить к выбору каналов ее размещения и снизили количество рекламных акций. Другими словами, работы по снижению издержек активно ведутся, и первые результаты уже есть.

Как пролонгировали сроки погашения задолженности с поставщиками?

На встречах с поставщиками нашему топ-менеджменту удалось заключить предварительные договоренности о сроках и условиях пролонгации задолженности перед поставщиками. После этого юристам «Вестер» было поручено разработать дополнительное соглашение к уже подписанным контрактам. В него и были включены все предварительные договоренности. Подписанием занялись сотрудники компании, работающие с тем или иным поставщиком.
Сложностей при этом у нас не возникло – все документы обеими сторонами были завизированы очень быстро.

Какие пробелы в законодательстве позволили банкам не выполнить договорные условия?

Если внимательно посмотреть на договор, который банк предлагает подписать заемщику, то в нем можно увидеть со стороны заемщика лишь обязанности, а со стороны банка – только права. Причем в числе этих прав – изменение банковской ставки по своему усмотрению, требование досрочного погашения кредита по тем или иным причинам, которые написаны мелким шрифтом, и пр. То есть речь идет об ответственности банка перед заемщиком, которой по сути в России нет.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика