22 января 2019 г. Вторник | Время МСК: 07:07:09
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Прогноз по бухгалтерии банка на 2009 год



добавлено: 13-04-2009
просмотров: 5063
2008 год ознаменовался для банковских бухгалтеров введением нового Положения о бухгалтерском учете № 302-П. Масштаб и затраты преобразования сопоставимы с введением МСФО. В 2009 году таких масштабных новшеств не ожидается, но ожидается кризис, который наверняка внесет свои коррективы в работу бухгалтерии.

Год високосной бухгалтерии

2008 год начался с перехода банков на новое Положение о бухгалтерском учете в банках № 302-П.

Что же поменялось в правилах? Во-первых, банки перешли на метод начисления. Теперь по-другому учитывается часть доходов и расходов, в зависимости от их признания банком.

Во-вторых, изменился порядок отражения в бухгалтерском учете ценных бумаг. Но не только отражение по проводкам, а и формирование портфелей ценных бумаг, и признание их выбытия, и т.д. Этот вопрос был привязан к приближению банковской системы к МСФО. Внедрение этого приложения по ценным бумагам должно было обеспечить это самое сближение. Кажется, и на этот раз не очень удачно.

Теперь из-за наступившего кризиса, как кажется автору, придется менять МСФО, наше понимание МСФО или давать такие трактовки, которые сильно скорректируют порядок формирования портфелей, оценку бумаг в них и условия выбытия ценных бумаг. Кстати, и сам ЦБ РФ уже говорит о том, что готов разрешить банкам изменить учетную политику, чтобы хоть как-то справиться с кризисом.

Справедливее было бы не давать право на изменение учетной политики, а совместно выработать такую политику, которая давала бы банку возможность применения тех или иных учетных вариантов в зависимости от складывающейся ситуации. В этом плане мы должны иметь свою точку зрения, которая и должна отражаться в РСБУ и которую мы должны отстаивать в международных организациях.

Ну и, в-третьих, изменения коснулись плана счетов. Ведь под новые требования потребовались новые счета, старые надо было закрыть, а какие-то балансовые счета изменить. Изменились и формы отчетов, в том числе отчет о прибылях и убытках стал формой аналитического учета.

Не вдаваясь в оценки «лучше–хуже», можно сказать, что как для учетного аппарата банка, так и для автоматизаторов год начинался очень сложно. Но основные вопросы были решены за месяц–другой, и почти все рассосалось к концу лета.

Однако тут вступило в действие новое положение по кассе, которое заменило все печатные формы и вызвало ряд дополнительных вопросов, ответов на которые нет и по сей день. Не регламентировано, какие ценности хранятся в кассовом хранилище, есть вопросы по наличной валюте и по оформлению валютообменных операций.

Остался подвешенным как дамоклов меч и вопрос о применении контрольно-кассовой техники. А ведь это довольно дорогостоящий вопрос.

Сколько сил потрачено в банках на приведение учета в соответствие с новыми правилами, сказать очень сложно. Еще сложнее оценить денежные затраты по автоматизации и изменению структуры учетного аппарата. Можно предположить, что это второй по величине расходов, связанных с бухгалтерией банка, проект после введения МСФО.

Недавно было принято письмо «О годовом отчете». Теперь это не бухгалтерский отчет, а банковский, и готовить его придется всему банку. Тем не менее в соответствии с этим указанием было разработано указание о внесении изменений в Банковские правила учета и счетный план. Изменения вступят в силу с 01.01.2009 года.

Не сильно, но угнетал банки и вопрос о применении норм Налогового кодекса в части НДС, вступивших в силу с 01.01.2008 года, пока не были получены разъяснения Минфина России.

Прогноз на 2009-й

Следующий год, по идее, не должен ознаменоваться какими-то серьезными учетными изменениями. Скорее, надо ожидать технических корректировок правил. Банки довольно быстро учтут и автоматизируют те изменения, которые вызваны принятием указания «О годовом отчете». Есть надежда, что будет разрешено несколько иначе работать с портфелями бумаг, хотя вполне возможно, что регулятор будет долго ждать внесения изменений в МСФО.

И главное, есть надежда на то, что будут внесены такие изменения в правила, которые позволят банкам не заниматься затратными ненужными процедурами и перейти на электронный оборот и хранение документов. Справедливости ради, надо сказать, что такой переход тоже вызовет определенные расходы. Должна быть укреплена система надежного хранения данных, возможность вывода информации из баз в тех форматах, которые существовали на момент сохранения информации.

Полученный опыт должен привести к пересмотру ряда позиций, в том числе связанных с ролью бухгалтерского учета. Кризис показал, что никакие стандарты не спасают от возникающих проблем. Не является панацеей и переход российского банковского сектора на МСФО. Точнее, не надо питать радужных иллюзий, что с переходом на МСФО вся отчетность будет транспарентной и адекватно отображать процессы. Скорее приближение к МСФО даст просто единые трактовки различных процессов и единую (по возможности) терминологическую базу. Конечно, значительно проще разговаривать с людьми на одном языке, чем на нескольких разных.

Каждому сотруднику бухгалтерии предстоит задуматься о том, выполняет ли он бухгалтерскую функцию, или счетоводческую? Правильнее было бы, сохранив костяк бухгалтерии, обрасти неким количеством счетоводов, учетчиков.

Касательно того, какой из учетных блоков в ближайшем можно перевести на МСФО, следует отметить, что таким блоком является учет кредитов по амортизованной стоимости. Другое дело, остается вопрос: стоит ли это делать?

Представляется, что проще перевести учет основных средств на требования МСФО 16, потому как, с одной стороны, это наименее трудоемко, а с другой — позволяет сотрудникам «втянуться» в понимание требований стандартов и вообще положений МСФО.

На сегодняшний день в одних банках составляют отчет по МСФО для целей представления ее зарубежным инвесторам и контрагентам. Другие банки, которые не имеют большого интереса к иностранным рынкам, формируют отчетность в большей своей части формально, для регулятора. Эта ситуация тянется с 2004 года, и еще какое-то продолжительное время будет таковой и оставаться. Что касается внутреннего управленческого учета, то он в чем-то совпадает с МСФО, в чем-то с нашими РСБУ, но в любом случае он более прагматичен и часто дает варианты «снимка» существующей ситуации.

Огромную долю учетного аппарата составляют операционные сотрудники, и вопрос их численности – это вопрос наличия необходимого числа клиентов.

Ведение параллельного учета для целей МСФО вызывает довольно большие трудозатраты. Каждую из сделок надо отразить сначала по РСБУ, а потом проставить в базе еще и идентификаторы, и условия сделки для целей МСФО. Ведение такого учета позволяет быстрее получать балансовый отчет по МСФО. Но, как уже говорилось выше, часто сам отчет по МСФО отнюдь не цель, а дань формальности. Управленческий отчет существует параллельно.

Но есть и еще один аспект у МСФО. Он заключается в том, что никто из сотрудников банка не знает МСФО и не имеет представления, ведется ли учет по МСФО, или как-то иначе. Информация обрабатывается в информационных системах и трансформируется отдельными сотрудниками или даже иными фирмами (консультантами или аудиторами).

Бухгалтерские кадры и кризис — будут ли сокращения?

Кризис затронул все сферы экономики и вообще нашей жизни. И бухгалтерский учет здесь не исключение. Изменение/реформирование бухгалтерского учета на международном уровне будет осуществляться в том числе и с учетом причин кризиса. Будет он меняться и у нас. Но помимо изменений, вносимых в действующий бухгалтерский учет, многое зависит и от закона о бухучете, проект которого годами бродит в коридорах власти. Наш бумажный оборот (особенно в банках) очень велик. А повлияет ли кризис на штатный состав бухгалтерии? Несомненно. Но в первую очередь каждому сотруднику бухгалтерии банка стоило бы хорошо задуматься о том, выполняет ли он бухгалтерскую функцию, или просто счетоводческую? Или даже подсобную по распечатке энного количества необходимых бумаг. Правильнее было бы, сохранив костяк бухгалтерской службы, обрасти неким количеством счетоводов, учетчиков. При таком разделении произойдет дифференциация оплаты труда, изменение конфигурации учетного процесса. Но стоит обратить внимание на то, что, как правило, именно бухгалтерия в банках очень малочисленна. Огромную долю учетного аппарата составляют операционные сотрудники, и вопрос их численности — это вопрос наличия необходимого числа клиентов. Если учет в банке ведется в бэк-офисах, то и их может накрыть реорганизация или сокращение в том случае, если количество операций, оформляемых и проводимых в учете в данном офисе, сократится.

Хочется надеяться, что количество сотрудников именно в бухгалтерских подразделениях не претерпит изменений, как и оплата труда, особенно учитывая, что наши бухгалтерские кадры среднего звена имеют знания намного выше тех, что определены должностными инструкциями.

Оплата труда в более низком звене может и сократиться, однако и тут надо разбираться — в каких банках и до каких пределов. Если в малых и средних банках зарплата и сейчас не очень велика, то ей и падать особо некуда. В банках с относительно высокой заработной платой катиться есть куда, особенно учитывая возможный избыток кадров этого звена на рынке труда.

"Банковское обозрение", №12, декабрь 2008 г.
Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.207 сек.
Яндекс.Метрика