18 апреля 2024 г. Четверг | Время МСК: 08:23:17
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Ужасы нашего городка



М. Хазин
Источник: FinTimes.ru
добавлено: 17-04-2009
просмотров: 6400
Название текста, как понятно, взято из передачи «Городок», а вот содержание к ней не имеет никакого отношения. Дело в том, что, рассуждая об экономическом кризисе, мы как-то забываем те его особенности, которые наиболее остро ощущаются конкретными гражданами или даже вполне крупными организациями. И сегодня я хочу частично исправить этот недостаток и сказать несколько слов о проблеме, которая волнует всех и решения которой не существует. В принципе.

Речь пойдет о сбережениях. Дело в том, что на протяжении ряда лет, даже десятилетий, поскольку советская модель сбережений вполне укладывалась в общемировую тенденцию,  граждане знали, что они могут, каждый год, откладывая что-то из своей зарплаты, накопить на «черный день», на крупную покупку, на пенсию достаточно денег. Эта модель формировала все потребительское поведение людей, да и многих организаций, которые специально создавались для управления такими деньгами. И вот сегодня стало понятно, что эта модель подходит к концу.

В условиях кризиса все понятно: все активы скачут туда-сюда и понятно, что все убытки в конце концов перекладываются на частного инвестора (будущего пенсионера), просто потому, что он самое беззащитное существо. Понятно, что в «пузырях» 90-х – 2000-х «сгорели» практически все пенсионные накопления «бэби-бумеров»,  и это станет серьезнейшей проблемой для США в ближайшие годы. А вот что нас ждет по окончании острой стадии кризиса? Закончится же она когда-нибудь?

Закончится, разумеется. Но прежней модели уже не будет. Просто потому, что она была построена на больших масштабах. Колоссальная машинка по сбору частных средств их аккумулировала и искала новые площадки для приложений инвестиций. Причем модель была построена так, что эффективно работать она начинала только при достаточно больших масштабах этой «площадки».

Некоторым аналогом этой модели может быть московский стройкомплекс. Который еще в 80-е годы был создан для освоения больших площадей. Только на них он становился эффективным, причем строить он мог только дешевое жилье. Как только нужно было искать точечные объекты, они становились «золотыми», причем качество там по-прежнему оставалось достаточно низким.

Такая модель вполне успешно работала в 40-е – 60-е годы ХХ века, когда нужно было восстанавливать то, что было разрушено во время войны, столкнулось со страшными проблемами (в некотором смысле – теми же, что и сейчас) в 70-е годы, была подстегнута «рейганомикой» в 80-е, «жировала» на новых рынках, полученных от разрушения мировой системы социализма в 90-е годы. И вновь вползла в кризис падения эффективности капитала в 2000-е годы, кризис, который мы сегодня и наблюдаем. Кризис невозможности дальнейшего экстенсивного, то есть чисто физического роста.

Разумеется, теоретически, можно говорить о том, что есть еще люди, которые ни разу в своей жизни не летали на самолетах и даже не ездили на автомобилях и в этом смысле расширение вполне возможно. Однако не забудем, что «пирамида потребления» потому и называется «пирамида», что ее основание (то есть люди, которые потребляют меньше) должно быть шире верхушки. Можно попытаться (как это было сделано в СССР, при социализме) сделать как можно меньше разрыв между основанием и верхушкой, но пирамида все равно останется. Да и верхушка будет активно протестовать (как это сейчас делают США). Ну, действительно, если всех китайцев автомобилизировать в масштабе США,  то они будут потреблять весь бензин, который производится в мире. Ясное дело, что такое развитие событий американцам не нравится.

Возвращаясь к основной теме, мы видим, что падение эффективности капитала вызвало кризис, который еще усугубился резким падением до того почти три десятилетия стимулирующегося в США спроса. Это падение будет еще 3-5 лет, а затем мы получим долгую и непрекращающуюся депрессию, сопровождающуюся постепенной технологической деградацией, поскольку не будет не то, чтобы денег на инвестиции, а возможностей их вернуть с прибылью. То есть, если посмотреть на ситуацию с точки зрения инвестора, невозможность сохранить свои сбережения.

Да, теоретически в условиях депрессии растут в цене реальные ценности (золото, недвижимость, драгоценности), однако это рост специфический и не гарантированный. Вы можете сбережения 30 лет потратить на покупку уникального розового бриллианта, а потом обнаружить, что он никому не нужен. Аналогично – с домом или поместьем. Гарантированные способы сбережений постепенно будут исчезать, вложение денег все более и более будет становиться делом частным, а значит – невероятно рискованным.

И что с этим делать – науке пока не известно. Хотя именно сейчас это станет весьма и весьма актуально. Другое дело, что для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо будет полностью «оторваться» от всей современной экономической реальности, от общепринятого «языка» ее описания, от уже устоявшихся моделей, взглянуть на ситуацию «сверху», найти какие-то совершенно новые подходы… И сделать то открытие, которое спасет весь наш маленький «городок».

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика