Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Андрей Ренард: Кризис и консультантыИсточник: E-xecutive добавлено: 30-04-2009
просмотров: 7654 Кого, в чем и как слушаться в кризис? Любой сложный период вызывает активное желание посоветоваться с кем-то умным. Но в то же время никому не хочется верить – ну, что они могут понимать?! И все-таки мы идем к консультантам. Зачем? Андрей Ренард, автор статьи, победившей на прошедшей неделе, делится своим видением ситуации.
Кого, в чем и как слушаться в период кризиса? Врач спрашивает у посетителя: Любой кризис вызывает активное желание с кем-то посоветоваться. С кем-то умным. Одновременно с сильным желанием никому не верить – ну, что они все могут понимать?! Если бы они знали, что надо делать, они бы давно это делали сами, а не ошивались бы вокруг меня в той же ж… И все-таки мы идем к консультантам. Зачем мы к ним идем? Точнее, так спросим: за чем мы идем? Конечно, за советами! Которым мы потом вряд ли последуем. Точнее, последуем – если они совпадают с нашими ощущениями и понятиями. Мы не очень уверены в квалификации тех, кто дает советы, и тем не менее, слушаем их. Мы просто не очень уверены в себе, вот и спрашиваем. Значит, мы идем за уверенностью? Кто нам может ее дать? Вот теперь – о главном. Я разговариваю с бизнесменами и предпринимателями. Я говорю о бизнесе, об экономике, о менеджменте. Не о частной жизни. В ней я ничего не понимаю. То есть, своим ближним я, конечно, даю массу советов, но они не слушают меня. И правильно делают. Потому что я поменял рубли на евро по самому невыгодному курсу (ну, надо было в Европу ехать, боялся за карточку!). Потому что я держал свои деньги в ПИФе и все ждал, что вот-вот поднимутся котировки – потому что для падения им не было объективных причин. И вообще, потому что я – «непрактичный чел». В бизнесе я понимаю больше. Просто так сложилось. Потому что кризис-менеджмент – моя профессия. С кризисом надо уметь работать – мы твердили об этом всем менеджерам, но они от нас отмахивались. Мы говорили, что к нему надо быть готовым – и к глобальному, и к малому, в рамках твоего бизнеса. У человека наступает уверенность, когда он понимает, что происходит,- и понимает, что ему надо делать. Даже если это понимание скорбно – уверенность дает дополнительные силы. Итак, кто нам поможет? Книги? Но они излагают общие правила, а тут – реальная ситуация. Какое из правил действует сегодня? Газеты, статьи? Но они настолько противоречат друг другу! За один день я прочитал прогнозы трех или четырех экспертов, Умных людей, совершенно противоположные. Кому верить? А в чем паника? Что, собственно говоря, случилось? Что происходит? Наконец удалось установить причину Понятно, что в Америке – ипотечный кризис. А почему у нас заводы закрываются? Автопром, машиностроительные и другие? Какое отношение их ипотека имеет к нашему автопрому? Вообще, в экономике «Задним числом» можно объяснить все, что угодно. И почему курс падает, и почему рос. Самое простое объяснение, которое я встречал, дал не экономист, а социолог. Простой кризис перепроизводства. Родившийся в одной отрасли и перекинувшийся на другие. Посмотрите в любом учебнике по истории экономики про кризис перепроизводства – узнаете сегодняшние приметы. Кризис перепроизводства – в недвижимости и кредитах. Ведь кредиты – это те же продукты. Их тоже производят. Произвели много. И того, и другого. Виртуальных денег стало больше, чем реальных. Реальные деньги привлекались в обмен на виртуальные акции, расписки и т.д. В районе 2000 года лопнул пузырь переоцененных акций интернет-компаний, сейчас настала очередь инвестиционных банков и недвижимости. А у нас – еще и падение цен на нефть – резко, как только Европа начала легонько притормаживать. Финансов перестало хватать. Катастрофически. Финансы – кровеносная система экономики. Значит, следом идет уже кризис экономический. И хуже всего, что его размеры никто не может предсказать. Куда мы будем падать, не знает никто. Малому и среднему бизнесу будет легче, это точно. В силу их большей поворотливости и оперативности. Если они, конечно, будут поворачиваться. И реагировать! Самое ценное – наши деньги Больной перед операцией спрашивает у хирурга: Самое неприятное, если у вашей компании набрано много кредитов. Банки повышают, и будут повышать процентные ставки, требуя срочного возврата денег. Что делать? Посчитать. Если вам не хватает прибыли, чтобы обслуживать кредиты (да чтобы еще и не вся прибыль на это шла), то лучше остановиться. И пока не платить. А сесть вместе с банками – и реструктурировать задолженность. Под девизом: «Лучше спасти часть, чем потерять все, в придачу потеряв нервы, силы и время». И еще – помните, как учат начинающих водителей: «Когда ты начал делать левый поворот и включил мигалку, это уже стало не твоей проблемой, а всех, кто едет за тобой! А когда ты еще высунул нос на встречную полосу, это стало проблемой всей дороги!»… Ваши кредиты – это уже не ваша проблема, а проблема банков. Вон, Путин говорит, что это уже и его проблема. И он прав. Так что – садимся с банками, кредиторами – и реструктурируем задолженность. По простой схеме, традиционной: фиксируем остаток; проценты или основной долг гасим по какой-то внятной схеме. Банку придется «подвинуться», потерять большую часть запланированной на вас прибыли,- чтобы не потерять все. Будьте психологически готовы идти на банкротство – если будете пробовать гасить все кредиты, все равно обанкротитесь. Только не сразу. Если кредитов нет, то можно переходить к шагу следующему. Искать выход из не самого радостного положения. Самое святое – наше будущее Прежде, чем о чем-то мечтать, Больше всего нас волнует наше будущее. О нем и печемся. «Что будет с долларом?» «Говорят, теперь ипотеку отменят вообще» «Закроют вывоз денег за границу», «Новые деньги уже напечатаны, мой близкий друг в руках их держал»… Замечательные и интересные темы, но какое они имеют отношение к нам? Определяйте точнее и внятнее стратегию вашего бизнеса – сейчас самое время это делать. Конечно, какие-то расходы надо подсократить. Даже – очень многие надо сократить, - это такая сладкая тема, об этом поговорим отдельно… А сейчас – о главном. Выход из кризиса – не в сокращении расходов. И не в тактических шагах по сохранению всяких разных ценностей. Выход – в будущем. Каким вы его видите, каким вы его строите. Только там – прорыв, новые продукты, услуги, клиенты, деньги. Деньги есть – вот ведь и ВЫ САМИ тратите деньги ежедневно. Ну, подсказку поняли?.. Вы – такой же «клиент» на рынке. «Чайник» - во всем, кроме своего собственного бизнеса. У Вас стало меньше денег, но они не пропали. Вы их по-прежнему тратите. Точнее, не «по-прежнему», а «по-новому». На другое. Заметили? Оглядитесь вокруг – люди живут при любых кризисах – им нужно пить, есть, одеваться.. Им все нужно – что и раньше. Только по-другому. Вот это «другое» и отгадывайте! И – смело в прорыв! А чтоб хватило денег на прорыв – надо их взять… Откуда? Семь раз отмерили – пора резать, начальник К одесситу подходит приезжий с чемоданом: Конечно, какие-то расходы надо подсократить. Не сократим мы – сократятся сами. Уже вместе с нами… Тут есть одна тайна… Или даже секрет… Хорошо знакомый всем директорам… Только мы не любим об этом говорить. Когда у компании дефицитный бюджет, управлять ею легче. И получается успешнее. Профицит порождает бесконтрольность, расслабление, много чего еще – такого же неприятного. Кризис перевел нас всех в условия жесткого дефицита бюджета – вот теперь и посмотрим, кто умеет управлять. Посмотрим, кто какие расходы сокращает. Полезно поджать ремешок в расходах на офис, на АУП, там всегда есть резервы – процентов 20-30. Реклама – все равно мы ее не умели делать. Хороший момент настал, чтоб понять, что есть не рекламный бюджет, а бюджет маркетинга. Что разные инструменты продвижения взаимозаменяемы, и надо поинтереснее придумывать новые способы продвижения. Люди не хотят, чтобы их сокращали? Значит, момент настал, чтобы вместе с сотрудниками придумать новую систему мотивации – пусть самую большую долю в зарплате составляет доля от дохода. Вопрос – кого оставить? Беда, когда начинают сокращать расходы на движение вперед,- оставляя без изменения расходы, оплачивающие прошлое. Когда директора по несколько месяцев не решаются сократить бухгалтерию, офис, многие службы, раздутые «про запас», но легко урезает инвестиционные программы, расходы на обучение и т.п. Оставьте 30 процентов сотрудников – но их-то надо готовить, организовать, обучать!! Новые продукты не смогут появиться без нового оборудования! Беда в том, что в инвестиционных бюджетах слишком много было «кофе-машин» и «офисной мебели». Страна советов - Нодари, у меня свадьба, я прошу Вдруг кому-то пригодится… Первое. Выключите страх, панику. Кризис уже наступил, он уже тут. Не скажу, что хуже не будет, - но если вы не остановите свой страх, у вас будет точно хуже. Второе. Не надо быть слишком активным! Не надо «что-то делать» - надо подумать, что именно делать. Не спасайтесь от паники слепой активностью! Третье. Не экономьте на спичках! Не поможет. Только всех рассмешите – хотя, не до смеха будет. Не тратьте несколько недель для выработки «гибкого политического решения» - собрать всех начальников цехов и решать, где есть избыточные кадры. Лично присутствовал на таких «рабочих группах», никому не пожелаю! Вот тут как раз надо быть решительным! А убирать кофе из меню бесплатного буфета – глупость. Или весь буфет убирать, или не дергаться. И не обманывайте себя! Это – не «контроль», это пародия. Четвертое. Если решение принято – выполнять его надо очень быстро и четко. Никаких «доработок», «в основном» и так далее. И к этому надо быстро приучить всех. И хорошо бы потом не дать отучиться от этого. Пятое. Не ищите виноватых! Их нет. Или назначьте виноватым Джорджа Буша, Путина. Себя, в конце концов. Какая разница! Как говорят психологи, когда найден или «назначен» виноватый, люди подсознательно начинают ждать «спасителя». Кто-то придет, и всех нас спасет. Это порождает очень опасную пассивность. А в кризис-менеджменте это гибельно. Шестое. Все-таки привлекайте к выработке решений посторонних. Независимых. Я не знаю, кто они… Вариантов много: Эксперты, приглашенные лично вами. Или учредителями. Консультанты. Ранее зарекомендовавшие себя. Независимые члены Совета директоров (думаю, такие структуры начнут появляться сейчас даже в среднем бизнесе). Нужны еще мнения, еще идеи,- потому что задачи будут непростыми. Желаю успехов! Спасибо за внимание. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|