29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 08:08:24
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк: "Финансовый кризис перерастает в бюджетный. И это очень опасно"



Ксения Величко
Источник: Газета "Финансовые Известия"
добавлено: 21-05-2009
просмотров: 6073
В апреле первый заместитель мэра в правительстве Москвы руководитель экономического комплекса Юрий Росляк представил Совету общественных организаций Москвы обширный доклад о ситуации в экономике столицы и мерах, предпринимаемых городом для выхода из кризиса. Ситуация сложная. Меры не вполне достаточные. Но далеко не все зависит от московских властей, от федеральных - гораздо больше.

Первый заместитель мэра Москвы Юрий РослякСоциалка и коммуналка

- Кризис, начавшийся как финансовый, распространился на всю экономику, - заявил Юрий Росляк. - А сейчас на наших глазах он перерастает в бюджетный. И это очень опасно, так как сложнее становится сохранить социальные обязательства.

Тем не менее все льготы, все социальные стандарты будут сохранены. В том числе по темпам роста выплат и доплат. Так, с 1 января 2010 года минимальная пенсия вдвое превысит уровень прожиточного минимума. Сохранится и запланированный темп роста зарплаты. С 1 сентября 2009 года минимальная зарплата достигнет 8700 рублей и сравняется с прожиточным минимумом.

Сохранится система субсидирования оплаты коммунальных услуг. Федеральным законодательством установлена предельная планка расходов семьи на ЖКХ - 22% от доходов. Если семья тратит на коммуналку больше, то местный бюджет субсидирует это превышение. В Москве самая низкая планка - 10%, и повышаться она не будет.

При этом Москва не намерена пересматривать установленные тарифы на ЖКХ, несмотря на то, что они выросли на треть. Система ЖКХ живет на эти деньги, и сажать ее на голодный паек нельзя - возрастет опасность аварий, сбоев, дефицита ресурсов.

Многие предприятия жалуются, что, скажем, электричество для них подорожало не на 30%, а на все 70%. Но не все тарифы регулируются РЭК. Нерегулируемые достигают 65% в общем объеме расходов компании на электроснабжение.

- Государство могло бы решить эту проблему, хотя бы на время приостановив процесс либерализации тарифов, - заметил Росляк.

Безработица и миграция

Сегодня в базе службы занятости находится 200 тысяч вакансий, преимущественно торговых, рабочих, транспортных. То есть в тех сферах, где трудится много мигрантов. Московские власти предлагают вернуть на эти места москвичей. Закрывается, скажем, магазин, автотранспортное предприятие - высвободившихся работников-москвичей нужно переводить в успешно работающее предприятие той же специализации на места, которые занимают мигранты. Сегодня большинство экспертов, оценивая количество мигрантов в Москве, называют цифру 1 миллион. Это втрое выше квоты. Получается, что квота никак не соотносится с реальным положением дел.

- Необходимо ввести ответственность работодателей, легализовавших мигрантов по своей квоте, за привлеченную ими рабочую силу, - считает Юрий Росляк. - Нередко иностранные работники, получив разрешение на трудоустройство, через месяц увольняются из этого предприятия и ищут себе новую работу. И никто за них не отвечает.

Городу срочно нужно внедрить электронные карты мигрантов - эту программу обсуждают уже много месяцев, но дело не движется. Такая карта хранила бы в себе информацию о личности ее владельца, месте жительства, медицинских характеристиках, трудовой деятельности.

Строительство и жилье

- Нас мало интересует кризис на рынке дорогой недвижимости, - признается Росляк. - Девелоперы, работавшие в этом сегменте, и их клиенты имели запредельные доходы, и то, что с ними сейчас происходит, укладывается в понятие инвестиционных рисков. Город будет поддерживать только социальные программы. Коммерческая ипотека сейчас фактически свернута. То, что осталось, - слишком дорого и поэтому не востребовано. Сегодня государство занято лишь тем, чтобы решить проблему старых "плохих" кредитов. А надо субсидировать процентную ставку новых кредитов, тем самым стимулируя ипотеку и строительство жилья экономкласса.

Москва по программе социальной ипотеки дает ее участникам возможность брать кредит под 11,7% на срок до 30 лет. Это в разы меньше обычной банковской ставки, хотя, по признанию Росляка, все равно много. Уменьшить еще можно, продавая "социально-ипотечные" квартиры, построенные по горзаказу. А раз по горзаказу, то следует продавать по себестоимости, которая сегодня снижается.

Бизнес малый и большой

- Москва установила фактически номинальную ставку аренды городских площадей для малых предприятий: 1000 рублей за квадратный метр в год, - докладывает Росляк. - Это едва покрывает страховку, которую город оплачивает за эти помещения. Из-за этого город недополучит в бюджет 5 миллиардов. Не будет секвестирован и Фонд содействия предприятиям малого бизнеса. Средства из этого фонда идут на 30-70-процентное субсидирование ставки по кредитам, которые получают малые предприятия. Но, несмотря на это и даже когда гарантом по кредиту выступает бюджет, банки придерживают деньги. Такие процессы свидетельствуют о падении доверия между участниками рынка, а это крайне опасно в ситуации кризиса.

Тем временем объемы промышленного производства в Москве сокращаются. При том что бюджет Москвы уже во второй раз корректируется в направлении увеличения доли городского заказа и что федеральный госзаказ московским предприятиям не уменьшен. (Правда, уменьшено федеральное финансирование строительства метро, транспортной системы Московского региона и других инфраструктурных проектов.)

Правительство рассчитывает по итогам 2009 года сохранить объем промпроизводства хотя бы на уровне 2008 года. По мнению московских руководителей, этого можно достичь, наращивая участие городского бюджета в перспективных предприятиях. Это делается путем прямых инвестиций в уставной капитал таких компаний.

- Это не госкапитализм, а способ поддержки качественного бизнеса, - уточняет Росляк. - Городу не нужны эти активы как таковые, но нужна продукция. Например, Внуково. С помощью городских средств в 2009 году будет достроен второй терминал аэропорта, что позволит ему принимать в год до 20 миллионов пассажиров. То же и в энергетике. В Строгине заработала фактически принадлежащая Москве ТЭЦ, заложены еще две энергетические станции. Или возьмем сталелитейное производство. В таком городе, как Москва, оно не может быть конкурентоспособным. Поэтому мы построили завод в Ярцеве Смоленской области.

Барьеры административные и законодательные

Недавними решениями московского правительства будут радикально сокращены расходы бизнеса на всяческие согласования и разрешения. Столица готова отказаться от 3,5 (из 4,5) миллиарда рублей, которые таким способом получал бюджет. В основном сбор денег поручался ГУПам, которые создавались только для этих целей и иной деятельности не вели. Будет сокращаться и количество требуемых виз.

- Если согласования сделать бесплатными, - рассуждает Росляк, - чиновники первыми будут заинтересованы в сокращении их количества. Таким образом произойдет самоочищение системы.

Московские чиновники считают, что федеральные власти должны скорректировать экономическую политику на своем уровне. Так, Москва в лице мэра не первый месяц бьется за то, чтобы Центробанк снизил ставку рефинансирования. Это ставка, по которой он дает кредиты коммерческим банкам. По мнению москвичей, завышенная ставка рефинансирования ведет к удорожанию кредитов. А это разгоняет инфляцию, ведь ставка попадает в цену товара.

Москва намерена обратиться к федералам еще с одним предложением: сохранить право бюджетного кредитования для богатых регионов.

- Мы не собираемся подменять банковское кредитование. Но как иначе поддержать важные проекты? Нам могут возразить: подрядчики подобных проектов, осуществляемых по госзаказу, обычно не имеют проблем с банковским кредитованием. Но из-за высокой кредитной ставки повышается себестоимость. А мы должны быть экономными.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика