18 апреля 2024 г. Четверг | Время МСК: 05:44:21
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Расплата за гарантию качества в учете



добавлено: 21-05-2009
просмотров: 9616
Наверное, любой из нас при прочих равных отдаст предпочтение покупке товара, на который производитель или продавец дает определенную гарантию. Однако данная медаль имеет и обратную сторону. Отражение любой операции, проведенной в рамках гарантийного ремонта, будь то банальная настройка или устранение той или иной неполадки, несмотря на свою безвозмездность, требует довольно пристального внимания.

Расплата за гарантию качества в учетеКак известно, изготовитель товара может устанавливать гарантийный срок на производимую продукцию. Под таковым подразумевается период, в течение которого безвозмездно устраняются выявленные недостатки и неисправности изделий. Распространяется данное правило и на исполнителей работ, которые в течение определенного времени обязуются устранить обнаруженные дефекты. Об этом говорится в пункте 6 статьи 5 Закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1).

Если же изготовитель не возьмет на себя гарантийные обязательства, то это на основании пункта 7 статьи 5 Закона № 2300-1 вправе сделать продавец. Сходные положения зафиксированы в главах Гражданского кодекса, посвященных отдельным видам обязательств (гл. 30, 37 ГК и др.).

Как изготовитель, так и продавец имеют право принять на себя дополнительное обязательство в отношении недостатков, обнаруженных по истечении гарантийного срока. Это делается с целью повышения лояльности потребителей.

По общему правилу отсчет гарантийного срока начинается с момента передачи товара покупателю. Естественно, иные положения можно прописать в договоре купли-продажи. Это прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 471 Гражданского кодекса. В случае невозможности установления дня передачи продукции отсчет ведется со дня ее изготовления (п. 2 ст. 19 Закона № 2300-1).

При продаже товаров по образцам либо по почте, а также если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. В ситуации, когда потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (например, когда необходима специальная установка, подключение или сборка, или если имеются недостатки), «таймер гарантийного срока» не включается до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки или наладки продукции определить не представляется возможным, то эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи. Таковы требования пункта 2 статьи 19 Закона № 2300-1.

Вполне логично, что разбираться с претензиями от потребителей и выполнять гарантийный ремонт изготовитель может как самостоятельно, так и поручив эту обязанность продавцу либо специализированному сервисному центру, что разрешено сделать на основании пункта 6 статьи 5 Закона № 2300-1. Примечательно, что налоговый и бухгалтерский учет во всех трех случаях весьма похожи, хотя каждый из них и имеет свои нюансы.

 

Расход как расход

Напомним, что согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса расходы для целей налогообложения прибыли – это обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные фирмой. Главное, чтобы они были произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Что касается трат на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, то они относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции (подп. 9 п. 1 ст. 264 НК). Аналогичным образом списывается стоимость отечественных и импортных запчастей, приобретенных для выполнения «гарантийных» работ. Такого мнения придерживается Минфин в письме от 13 апреля 2009 года № 03-03-06/1/236. Если же изготовитель товаров либо импортер компенсирует продавцу (сервисному центру) понесенные затраты по восстановлению работоспособности продукции, то полученное возмещение учитывается в составе внереализационных доходов на основании пункта 3 статьи 250 Кодекса.

Возможна также ситуация, когда по согласованию сторон изготовитель бесплатно снабжает контрагента запасными частями, необходимыми для выполнения гарантийных обязательств. При этом стоимость узлов и агрегатов их получатель должен учитывать как внереализационный доход в виде безвозмездно полученного имущества (п. 8 ст. 250 НК). Впоследствии используемые для гарантийного ремонта детали будут списаны в составе расходов. Казалось бы, гораздо проще изначально не учитывать стоимость узлов и агрегатов. Однако налоговики вряд ли одобрят данный «маневр», скорее всего, настойчиво порекомендуют заняться «учетной» работой.

Кроме того, организация имеет полное право в соответствии со статьей 267 Кодекса сформировать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию. Порядок его формирования и максимальный размер отчислений фиксируются в учетной политике на предстоящий год. Отметим, что изменить данные положения в течение налогового периода не удастся. Ведь такая возможность попросту отсутствует в главном налоговом документе (письмо Минфина от 22 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/129).

 

НДС-условия

Услуги по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, оказываемые в период гарантийного срока их эксплуатации, освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость. Это прямо предусмотрено подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.

Распространяется данная льгота и на передачу запасных частей для находящейся на гарантии продукции и деталей к ней. Правда, применить предусмотренную главой 21 Кодекса «поблажку» возможно только при устранении выявленных недостатков без взимания дополнительной платы.

Сервисный центр, который непосредственно занимается гарантийным ремонтом, не включает в налоговую базу по НДС получаемое от изготовителя (продавца) продукции возмещение понесенных затрат. Во избежание недоразумений и споров с контролерами рекомендуем в договоре прописать отдельно как суммы получаемого вознаграждения за выполненные работы, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, так и суммы возмещения затрат (письмо Минфина от 29 мая 2008 г. № 03-07-11/210).

Если со стоимостью работ проблем не возникает, то учет запчастей таит в себе определенные трудности. Дело в том, что зачастую исполнитель работ не знает, для чего понадобятся те или иные детали. Соответственно, «входной» налог принимается к вычету в полном объеме, а впоследствии «гарантийная» часть НДС восстанавливается. При этом неизбежно возникает необходимость ведения раздельного учета, так как обычно выполнение гарантийных обязательств является своего рода «вспомогательным бизнесом» ремонтных мастерских.

Нельзя не упомянуть о «входном» НДС со стоимости запчастей, приобретенных для оказания услуг по гарантийному ремонту. Сумма налога не принимается к вычету, а учитывается в стоимости выполняемых работ. На этом акцентирует внимание главное финансовое ведомство в письме от 13 апреля 2009 года № 03-03-06/1/236. Основание для таких действий – подпункт 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса.

 

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете «гарантийные» затраты являются расходами по обычным видам деятельности. Об этом говорится в пункте 5 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н.

Стоимость запасных частей, приобретенных для проведения гарантийного ремонта, учитывается в качестве материально-производственных запасов по договорной стоимости, за вычетом НДС (п. 2, 5, 6 ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н).

Напоследок скажем пару слов о суммах полученной компенсации понесенных затрат на гарантийный ремонт. В целях бухгалтерского учета такие поступления целесообразно рассматривать в качестве возмещения убытков и включать в состав прочих доходов. Это позволяет сделать пункт 7 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н.

 

Пример

Организация продает аудио- и видеотехнику, а также комплектующие к ним. Все покупается у фирмы-импортера. На все товары установлен гарантийный срок, в течение которого все претензии по качеству покупатели предъявляют продавцу, который своими силами осуществляет необходимый гарантийный ремонт. По условиям договора импортер возмещает стоимость ремонтных работ и запасных частей в пределах установленных сторонами норм.

В апреле 2009 года затраты на выполнение работ по гарантийному ремонту составили 90 000 рублей; стоимость запчастей составила 177 000 рублей, в том числе НДС – 27 000 рублей. Доставка запчастей выполнена силами сторонней организации, выставившей счет на сумму 18 880 рублей, в том числе НДС – 2880 рублей. Импортером затраты на ремонт возмещены полностью.

В учете будут сделаны следующие проводки:

 

Дебет 10-5   Кредит 60

– 150 000 руб. – отражено приобретение запчастей;

Дебет 19   Кредит 60

–27 000 руб. – выделен «входной» НДС;

Дебет 60   Кредит 51

–177 000 руб. – перечислена оплата за запчасти;

Дебет 23   Кредит 10-5

– 150 000 руб. – отражена передача запчастей вспомогательному производству;

Дебет 23   Кредит 19

– 27 000 руб. – НДС со стоимости запчастей отнесен на вспомогательное производство;

Дебет 23   Кредит 70, 69

– 90 000 руб. – начислена зарплата работникам ремонтного цеха и ЕСН с сумм заработной платы;

Дебет 23   Кредит 60

– 18 880 руб. – признаны транспортные расходы на доставку запчастей;

Дебет 60   Кредит 51

– 18 880 руб. – оплачены транспортные расходы;

Дебет 44   Кредит 23

– 285 880 руб. (90 000 руб. + 177 000 руб. + 18 880 руб.) – отражены совокупные затраты на гарантийный ремонт;

Дебет 76   Кредит 91-1

– 285 880 руб. – отражена сумма, подлежащая компенсации импортером;

Дебет 51   Кредит 76

– 285 880 руб. – получены денежные средства в компенсацию понесенных расходов.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика