15 августа 2020 г. Суббота | Время МСК: 23:14:03
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Сергей Иванов: «Кризис усложняет, но не отменяет задачи»



добавлено: 16-06-2009
просмотров: 7485
Несмотря на негативные последствия мирового экономического кризиса, дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса выделено государством одним из приоритетных направлений экономики в ближайшие кризисные и посткризисные годы. Такой акцент в расстановке опорных точек в экономической стратегии страны на этот период дает возможность рационально распределить ресурсы и сохранить ОПК как центр генерации высоких технологий. Исчерпывающие ответы на вопросы «Промышленника России» о перспективах развития ОПК дал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Иванов.

– Оборонно-промышленный комплекс — это своего рода материальная часть стратегии противодействия современным глобальным вызовам и угрозам. Усиление этих угроз является стимулирующим фактором развития и укрепления ОПК. Уважаемый Сергей Борисович, в связи с этим в каких основных направлениях будет наблюдаться развитие ОПК в ближайшей и долгосрочной перспективе?

— Полагаю, что вопрос здесь не только в реакции на вызовы и угрозы современности. Развитие ОПК не может происходить изолированно от общепромышленного комплекса и должно вписываться в общую стратегию и логику развития экономики страны в целом и ее важнейших сфер. Поэтому и в ближайшей, и в долгосрочной перспективе развитие ОПК будет связано с реализацией его ведущей роли в осуществлении инновационного сценария развития экономики страны. Кризис усложняет эти задачи, но не отменяет их.

Цели, задачи, приоритеты и направления развития ОПК определены в Основах политики Российской Федерации в указанной сфере, а также в ряде стратегических и программных документов. Основной вектор движения — это превращение ОПК в высокотехнологичный конкурентоспособный многопрофильный комплекс.

Оборонный комплекс должен включать крупные конкурентоспособные, прежде всего на внешнем рынке, компании, способные к саморазвитию, профессиональному и эффективному управлению активами. Эти компании будут обеспечивать выполнение государственной программы вооружения и осуществлять активное позиционирование на рынках высокотехнологичной продукции и услуг. К 2010 году таких компаний (центров компетенции) предполагается около 55—60, а к концу 2015 года — 40. Они сосредоточат до 70 % продукции ОПК. Диверсификация производства компаний станет по существу основой для их устойчивой деятельности в условиях рынка, как это и подтверждает зарубежный опыт.

В настоящее время с учетом положений стратегии национальной безопасности и ряда принятых важнейших стратегических документов разрабатывается новая редакция Основ политики Российской Федерации в области развития ОПК на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Безусловно, с учетом новых реалий будут внесены соответствующие коррективы. Документ должен быть представлен правительством на утверждение Президенту РФ в июне текущего года. Учитывая это, сегодня могу лишь высказать свою точку зрения по основным комплексным приоритетным задачам долгосрочного развития ОПК, которые, найдут отражение в новой редакции Основ. Среди них:

  • совершенствование системы программно-целевого планирования развития ОПК в интересах повышения эффективности технического оснащения Вооруженных Сил и других войск;
  • технологическая модернизация, обеспечение инновационного развития и реализация конкурентных преимуществ ОПК, в том числе с использованием международной кооперации и механизмов государственно-частного партнерства;
  • совершенствование организационно-технологической структуры, системы управления, государственного регулирования и контроля деятельности ОПК;
  • развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала, обеспечение социальной защищенности работников ОПК;
  • развитие системы информационного обеспечения функционирования ОПК с использованием передовых информационных технологий.

В результате реализации стратегических и программных документов качественно должны измениться не только облик, но и сама структура производства «оборонки» в направлении увеличения удельного веса инновационной и экспортной составляющей. Россия должна обеспечить свое стратегическое присутствие на рынках передовых технологий, продукции и услуг, и ключевая роль здесь принадлежит ОПК.

— Выступая на заседании Государственной Думы 25 февраля этого года в рамках «правительственного часа», вы отметили, что оборонно-промышленный комплекс в значительно меньшей степени, чем гражданские отрасли, затронул нынешний «кризис спроса». В каких сегментах «оборонки» и на какую продукцию наблюдался стабильный спрос как на внутреннем, так и на международном рынках? Каковы прогнозы относительно дальнейшей востребованности российской продукции?

— Ответ на этот вопрос может быть достаточно пространным, поэтому лучше проиллюстрирую ситуацию на конкретных цифрах. В 2008 году в ОПК достигнут прирост объемов производства продукции — на 4,4 % к уровню 2007 года. Это как военная продукция, поставленная в рамках гособоронзаказа и на экспорт, так и гражданская продукция, нашедшая конкретного потребителя. Высокие темпы прироста производства промышленной продукции достигнуты в ракетно-космической промышленности (прирост на 19,1 %), радиоэлектронном комплексе (на 11,4 %), судостроительной промышленности (на 8,8 %).

В 2008 году российская продукция военного назначения поставлена в 62 страны мира. Общий объем нашего военного экспорта составил 8,35 млрд рублей. Стабильный спрос на российскую военную и специальную технику сохраняется благодаря качеству, высокой надежности и эффективности российских си­стем вооружения, а также оптимальному соотношению цены и качественных показателей. Основные поставки осуществляются в Индию, Алжир, Китай и Венесуэлу. Из общего объема поставок более 50 % составляет непосредственно высокотехнологичная техника и финальная продукция организаций ОПК. В основном зарубежные партнеры заказывают и приобретают самолеты, вертолеты, танки Т-90, реактивные системы залпового огня, зенитные ракетные системы. Остальную часть экспорта составляют поставки запасных частей, учебного и вспомогательного оборудования, комплектующих изделий, материалов, а также осуществляется оказание соответствующей технической и технологической поддержки. Большая доля поставок приходится на ФГУП «Рособоронэкспорт», предлагающее иностранным заказчикам все виды вооружения и военной техники, а также весь спектр услуг в отношении продукции военного назначения.

Развивается сотрудничество предприятий топливно-энергетического комплекса и организаций ОПК, в частности, при производстве газотурбинных газоперекачивающих агрегатов. Одним из важнейших направлений деятельности является реализация проектов по строительству уникальных сооружений для морской добычи и транспортировки углеводородного сырья. Осуществляется проект по производству атомных теплоэлектростанций малой мощности на базе плавучего энергоблока (изготовитель ФГУП «ПО «Севмаш», г. Северодвинск) для обеспечения тепловой и электрической энергией потребителей, находящихся в регионах с недостаточно развитой энергетической инфраструктурой и недостатком энергетических ресурсов, а также в качестве энергоисточника для опреснительных комплексов. Ввод в строй первой плавучей теплоэлектростанции предполагается в мае 2010 года.

Нужно отметить, что в текущем году предполагается сохранение объемов поставок продукции военного назначения. Продолжится сотрудничество Российской Федерации с основными заказчиками в этой сфере. Ожидается также рост объемов выпуска продукции гражданского назначения. В целом, по оценкам, объемы производства продукции ОПК в 2009 году с учетом реализации предусмотренных мер государственной поддержки могут возрасти почти на 5 % к уровню 2008 года.

— Какие меры государственной поддержки предлагаются для сохранения конкурентных позиций в экспортных поставках военной продукции и продукции двойного назначения?

— Действительно, в свете существующей на сегодняшний день экономической ситуации многие предприятия оборонно-промышленного комплекса находятся в крайне тяжелом положении.

В настоящее время у Российской Федерации налажены контакты по линии военно-технического сотрудничества более чем с 80 странами. Государство оказывает многоуровневую поддержку организациям ОПК, что особенно актуально в современных условиях, сложившихся на финансовых рынках. Меры государственной поддержки экспорта промышленной продукции можно условно разделить на три основные группы: политико-дипломатического, организационно-правового и финансово-экономического характера.

Финансовая поддержка экспорта осуществляется в соответствии с утвержденной правительством Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддер­жки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. К мерам такой поддержки относятся: гарантирование экспортных операций; страхование экспортных кредитов; возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в целях производства продукции на экспорт. В частности, в 2008 году 38 предприятиям и организациям ОПК из федерального бюджета выделены экспортные субсидии по кредитам на сумму свыше 4 млрд рублей.

Кроме того, сегодня разработан дополнительный комплекс мероприятий с целью поддержки российских предприятий ОПК и сохранения конкурентных позиций отечественной продукции на мировом рынке. Данные мероприятия включают в себя:

  • оказание, по решению комиссии по мониторингу ситуации в оборонно-промышленном комплексе, адресной финансовой помощи предприятиям ОПК в рамках выделяемых средств Правительством Российской Федерации в размере не менее 50 млрд рублей;
  • выделение 100 млрд рублей в качестве государственных гарантий для кредитования предприятий ОПК, а также субсидирование за счет федерального бюджета до 2/3 процентной ставки по получаемым кредитам. Данная мера особенно актуальна для предприятий, участвующих в исполнении внешнеторговых контрактов. Так как многие контракты были заключены в период относительной доступности кредитов, предприятия шли на уступки иностранным заказчикам в условиях оплаты (минимальный авансовый платеж и прочие). Сейчас, когда доступность кредитов значительно снизилась, а процентные ставки возросли, предприятия-производители продукции военного назначения столкнулись с проблемой отсутствия оборотных средств, необходимых для производства продукции. Иностранные партнеры зачастую не готовы пересматривать контрактные обязательства. Поэтому единственным выходом для предприятий становится получение внутреннего кредита на условиях низкой процентной ставки, не превышающей уровень рентабельности производства. Программы целевого субсидирования процентных ставок и госгарантий по кредитам должны обеспечить своевременное и качественное исполнение предприятиями принятых на себя контрактных обязательств;
  • увеличение доли государства в уставном капитале предприятий. Данная мера особенно актуальна для предприятий, оказавшихся на грани банкротства. Так, в уставной капитал РСК «МиГ», оказавшейся в очень тяжелом финансовом положении после расторжения контракта и возврата алжирской стороной самолетов МиГ-29, государством было внесено 15 млрд рублей. Это позволило предприятию не допустить объявления банкротства;
  • расширение списка предприятий, получивших право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Эта мера позволит эффективно работающим предприятиям ОПК самостоятельно проводить маркетинговую деятельность на внешних рынках и заключать с иностранными партнерами контракты, обеспечивающие поступление валютной выручки. А при девальвации рубля наличие у предприятий экспортных контрактов значительно повышает их «устойчивость» в условиях мирового финансового кризиса.

Однако следует отметить, что средства, направленные на поддержку ОПК, не будут розданы по принципу «всем подряд». Государство должно подходить к распределению ресурсов со всей ответственностью, и в первую очередь необходимо поддерживать эффективные предприятия, от деятельности которых зависит как экспортный потенциал россий­ской системы военно-технического сотрудничества, так и национальная безопасность самой Российской Федерации.

Но главное, государственная поддержка организаций ОПК должна состоять в том, чтобы не мешать им работать.

Также добавлю: продвижению, например, российской военной техники на зарубежные рынки способствует и участие российских организаций в международной кооперации в области разработки, производства, модернизации техники, создание совместных предприятий, особенно по проведению работ по ремонту и сервисному обслуживанию.

Для расширения сотрудничества с постоянными партнерами и заключения новых контрактов постоянно организуются выставочные и показательные мероприятия, такие как авиасалон МАКС, выставка сухопутного вооружения в г. Нижний Тагил, осуществляется регулярное участие в крупных международных мероприятиях.

— Как расставлены стратегические приоритеты при реализации государственного оборонного заказа на ближайшие годы? Какие обоснования, кроме безусловного обеспечения национальной безопасности, приняты во внимание? Производство какой уникальной продукции заложено в оборонный заказ?

— В настоящее время техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск осуществляется в рамках исполнения государственного оборонного заказа на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Этот документ утвержден правительством в конце 2008 года на базе параметров Государственной программы вооружения на 2007—2015 годы с учетом мероприятий, направленных на переоснащение сил общего назначения.

Кроме того, Минобороны России проведен детальный анализ итогов югоосетинского конфликта, который позволил сформулировать комплекс мероприятий, необходимых для усиления контингента войск в Южном регионе и сил Черноморского флота.

К первоочередным мероприятиям, включенным в государственный оборонный заказ, относятся:

  • модернизация стратегических ядерных сил;
  • ускорение завершения модернизации фронтовой и армейской авиации, увязки их в единое информационно-управляющее поле с авиационными комплексами и средствами поражения, а также оборудование летательных аппаратов бортовыми средствами радиоэлектронного противодействия;
  • закупка атомных подводных крейсеров и перспективных боевых многоцелевых кораблей и судов обеспечения;
  • закупка современных зенитных ракетно-пушечных комплексов и комплексов противовоздушной обороны;
  • комплексы оружия и боеприпасы нелетального воздействия;
  • средства поражения без использования взрывчатых веществ;
  • системы защиты от химических и бактериологических диверсионно-террористических средств;
  • системы защиты гражданских воздушных судов от средств поражения;
  • системы и комплексы гарантированного обеспечения информационной безопасности.

Естественно, предусмотрена закупка необходимого количества боеприпасов и ракет.

Кроме того, по линии противодействия планируемым к размещению в Польше и Чехии элементам ПРО предусмотрено создание радиолокационных станций си­стемы предупреждения о ракетном нападении, а также дополнительная закупка ракет и пусковых установок к ракетному комплексу «Искандер».

В целом запланированные мероприятия позволят существенно повысить темпы переоснащения Вооруженных Сил с учетом уточненного перспективного облика. Однако мы не останавливаемся на достигнутом и обеспечиваем создание задела для последующего перевооружения.

Вместе с тем в сложных финансово-экономических условиях не все запланированные мероприятия смогут быть реализованы в полном объеме и в намеченные сроки. При этом безусловно будут обеспечены:

  • программа развития стратегических и космических средств;
  • мероприятия, связанные с переходом к перспективному облику Вооруженных Сил;
  • работы по силам общего назначения, запланированные по результатам конфликта в Южной Осетии;
  • проекты, решения по которым приняты президентом и правительством.

Мы понимаем, что некоторое незначительное снижение объемов финансирования государственного оборонного заказа окажет влияние на развитие предприятий промышленности, производящих вооружение. Для стабилизации ситуации мы предпринимаем в сложившихся условиях все необходимые меры оплаты заданий государственного оборонного заказа по условиям государственных контрактов.

— В условиях негативных тенденций в экономике не хотелось бы утратить устойчивость платформы для дальнейшего развития ОПК. Сохранятся ли темпы технического перевооружения, строительства новых объектов, внедрения в производство наукоемких технологий? Можно ли привести здесь примеры успешного государственно-частного партнерства?

— Правительством предпринимаются активные меры, направленные на обеспечение технологической модернизации ОПК как основы для его устойчивого развития. Утвержден и реализуется целый ряд федеральных целевых программ технологического профиля, важнейшей из которых является ФЦП «Развитие ОПК Российской Федерации на 2007—2010 годы и на период до 2015 года».

Намечен и уже выполняется в отношении организаций ОПК комплекс мер антикризисного характера, который, как известно, опубликован в антикризисной программе правительства. Подчеркну, что это — дополнительные меры к уже предусмотренным в рамках гособоронзаказа и действующих федеральных целевых программ. Среди них выделю различного вида субсидии, в том числе на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на реализацию инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции, государственные гарантии по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями ОПК на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, инвестиционный налоговый кредит и ряд других.

Очевидно, что в сложившейся ситуации темпы технического перевооружения и создания производственных мощностей для выпуска профильной продукции удержать, к сожалению, не удастся. Они будут несколько снижены. Среди основных причин: снижение возможности у предприятий вложения собственных средств, а также рост рублевой стоимости передового импортного оборудования, которое не производится в России, но необходимо для организации высокотехнологичных производств.

Доля указанного оборудования пока еще достаточно велика, что ставит задачу развития отечественного наукоемкого станкостроения. В настоящее время предложения в этом направлении предполагаются к реализации в рамках отдельной подпрограммы ФЦП «Национальная технологическая база».

В сложившейся ситуации для консолидации ресурсов необходимо развитие механизмов государственно-частного партнерства и прежде всего с заинтересованным в развитии ОПК отечественным бизнесом.

Примерами успешной реализации подобных совместных проектов являются «Сухой Супер джет» (SSJ-100) (завершение данного проекта предусмотрено в 2009 году), создание технологической линии по производству сверхбыстродействующих интегральных микросхем с технологическими нормами 0,18—0,13 микрон (срок завершения — в 2012 году).

— Каковы перспективы внедрения нанотехнологий, развития наноэлектроники, наноприборостроения в целях создания продукции оборонного значения?

— В настоящее время Правительством Российской Федерации приняты достаточные меры по организационному и финансовому обеспечению формирования наноиндустрии в Российской Федерации, координации работ в этой сфере, осуществлению комплексного, эффективного развития нанотехнологий, в том числе исследований и разработок по направлениям, имеющим стратегическое значение.

Развитие специализированных направлений нанотехнологий и наноматериалов предусматривается в ряде федеральных целевых программ, программ Российской академии наук и Российского фонда фундаментальных исследований. На реализацию государственной политики в области развития наноиндустрии нацелена Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий».

В 2008 году была принята Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года, которая является важным координационным звеном реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии». В указанной программе в разделе, посвященном потенциальным угрозам жизнедеятельности человека в связи с развитием нанотехнологий, отмечается, что мировое развитие нанотехнологий может привести к появлению ряда принципиально новых угроз жизнедеятельности человека. Формирующиеся угрозы обусловлены прежде всего спецификой реализуемых технических решений в сфере нанотехнологий и наноматериалов, основанных на самоорганизации и высокой адаптивности.

Наибольшую угрозу представляет создание принципиально новых видов оружия массового поражения — саморазвивающихся гибридных биоподобных наносистем и наноструктур, основанных на технологиях, интегрирующих достижения генетики, нанобиотехнологий и микроробототехники. Такие искусственные биологические и гибридные организмы, обладающие свойствами самоорганизации, адаптации, самообучения и воспроизводства, высокоустойчивые к воздействующим факторам, будут способны поражать не только личный состав противника, но и выводить из строя узлы технических систем и вооружений.

Создание перспективных радиоэлектронных систем разведки, противодействия и информационного обмена, требующих усложнения конструкций сверхбольших интегральных схем, повышения быстродействия и снижения энергопотребления, базируется на освоении технологий нанометрового диапазона. НИОКР в направлении развития отечественной наноэлектроники осуществляются в рамках федеральных целевых программ: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» и «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008—2015 годы. Работы по развитию методологии проектирования микроэлектронных устройств технологического уровня 180—90 нм, исследования новых физических эффектов в нанометровом диапазоне размеров электронных компонент пока организуются в небольшом объеме Роснаукой (5—10 млн рублей в год). Вместе с тем развитие этого направления и доведение результатов исследований до практического применения требует существенно большего финансирования.

В общем случае можно определить следующие стратегические цели развития исследований и разработок в сфере наноиндустрии в интересах ОПК:

  • создание интегрированных систем индивидуальной безопасности, защиты и повышения живучести личного состава и военной техники (использование нанотехнологий в экипировке военнослужащих, в том числе для повышения и расширения их функциональных возможностей, при одновременном снижении массогабаритных характеристик);
  • совершенствование существующих и разработка новейших систем обычных вооружений, «интеллектуального» высокоточного оружия, химического, ядерного и других видов вооружения и военной техники, в том числе образцов вооружения и военной техники, включая индивидуальные, для оперативного ведения радиационной, химической и биологической разведки;
  • создание сверхлегких беспилотных летательных аппаратов, в том числе космического базирования, и автономных систем вооружения и военной техники на основе технологий с применением наноэлектромеханических и нанооптоэлектромеханических систем, использование нанотехнологий для повышения энергоемкости конденсированных сред и создания компактных высокоэффективных автономных энергетических установок;
  • разработка современных систем связи и информационно-аналитического обеспечения военнослужащих, в том числе систем непрерывного мониторинга и анализа оперативной информации в режиме реального времени, прогнозирования и содействия в принятии управленческих решений;
  • создание высокоэффективной национальной системы анализа и непрерывного мониторинга потенциальных угроз от разработки и применения нанотехнологий и наноматериалов в военной сфере, систем и средств противодействия терроризму, микро- и нанодатчиков дистанционной идентификации и распознавания химических веществ и биологических объектов.

В качестве примера создания систем индивидуальной безопасности и защиты военнослужащих можно привести возможное практическое применение в госпиталях и подразделениях Минобороны России новых медицинских изделий пролонгированного действия, полученных методами нанотехнологий, которые элиминируют в раневую среду нано- и микрочастицы целлюлозы, содержащие вмонтированные в них лекарственные препараты. Указанные медицинские изделия разработаны НИИ текстильных материалов для закрытия и лечения гнойно-некротических ран, а также для ускоренной и эффективной остановки кровотечений с одновременным созданием на ране антибактериальной среды. Маркетинговый анализ российского рынка подтвердил отсутствие указанной продукции и высокую потребность в ней. Как свидетельствуют результаты исследований, проведенные РАМН, аналогов гемостатическому комплекту Бета-гемостопан среди российских и зарубежных материалов с подобными свойствами не зафиксировано.

— Каковы государственные ориентиры для сохранения и увеличения научного, профессионального кадрового потенциала ОПК, укрепления научных школ, обеспечивающих преемственность поколений и передачу накопленных знаний?

— Важнейшие государственные ориентиры в данной области предусмотрены в Стратегии создания в ОПК системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года, одобренной Военно-промышленной комиссией в январе текущего года.

Наверное, данный вопрос не столько в ориентирах, сколько в мерах по их реализации.

Необходимо отметить, что в 2008 году обеспечено выполнение государственного плана подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций ОПК. По направлениям подготовки (специальностям) и профессиям оборонного профиля на первый курс в федеральные государственные образовательные учреждения послевузовского, высшего, среднего и начального профессионального образования приняты соответственно 356, 11 600, 14 760 и 24 263 человек.

Одновременно в 2008 году была проведена апробация утвержденного Минобрнауки России порядка реализации государственного плана подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций ОПК на 2007—2010 годы. Сформирован перечень научных специальностей, направлений подготовки, специальностей и профессий, по которым осуществляется подготовка научных работников, специалистов и рабочих кадров для предприятий и организаций ОПК на 2007—2010 годы (перечень оборонных специальностей), а также перечень федеральных государственных образовательных учреждений профессионального образования (ФГОУ), осуществляющих подготовку кадров для ОПК.

Из 53 вузов, принимавших участие в реализации государственного плана, наиболее успешно справились с поставленной задачей по целевому приему студентов Московский государственный университет приборостроения и информатики, Рязанский государственный радиотехнический университет, Ижевский государственный технический университет, Пермский государственный университет, Балтийский государственный технический университет «Военмех».

В 2009 году этот порядок будет совершенствоваться с учетом результатов мониторинга в 2008 году по данному вопросу и предложений, поступивших от федеральных органов исполнительной власти, также будет поведена апробация распределенной информационной системы сопровождения выполнения государственного плана подготовки кадров для ОПК.

Особое место в подготовке кадров высшей квалификации занимает реализация федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы», в рамках которой будут проведены мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала ОПК.

Так, предусмотрено оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для научных организаций и предприятий ОПК, предприятий высокотехнологичных секторов экономики, современным специальным научно-технологическим оборудованием (учебно-исследовательские комплексы), используемым как для научных исследований, так и в образовательном процессе. На исследования, проводимые в интересах организаций высокотехнологичного сектора экономики, предусмотрена 10 %-ная квота от общего ежегодного отбора научно-исследовательских проектов.

С целью сохранения научного кадрового потенциала ОПК и укрепления научных школ Роснаукой на конкурсной основе осуществляется выделение грантов для государственной поддер­жки ведущих научных школ Российской Федерации по 10 областям знаний, одной из которых является «Военные и специальные технологии».

В рамках федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» предусмотрено финансирование мероприятий по формированию кадровой информационно-аналитической системы наноиндустрии, которая будет использоваться в интересах ОПК.

В рамках указанной программы по направлению «нанотехнологии для систем безопасности» на базе Центрального научно-исследовательского института химии и механики Федеральной службы по техническому и экспортному контролю РФ (ФСТЭК России) формируется научно-исследовательский центр нанотехнологий. Предполагаемый объем бюджетных ассигнований на 2008—2010 годах составляет 787,6 млн рублей.

Следует отметить, что комплекс мер прежде всего направлен на снижение среднего возраста работников предприятий ОПК и профессорско-преподавательского состава, занятого в си­стеме профессионального образования, и модернизацию системы повышения квалификации и переподготовки указанного состава.

В целях закрепления на предприятиях и в организациях ОПК молодых работников (научных работников, специалистов и рабочих кадров) и осуществления государственной поддержки указанной категории работников предусматривается установление стипендий молодым работникам организаций ОПК.

Также для привлечения абитуриентов к поступлению в вузы по оборонным специальностям, закрепления их на время учебы, а в последующем и в организациях ОПК, предполагается учреждение специальной (оборонной) государственной стипендии правительства и установление ежемесячной процентной надбавки для студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлениям (специальностям) ОПК.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2020, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Кузьмина Ксения Алексеевна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.231 сек.
Яндекс.Метрика