![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Виктор Окопный: «Кризис стал катализатором»Олег Максименко Источник: Журнал "Финанс." добавлено: 23-06-2009
просмотров: 7472 Интервью. Руководитель блока кредитования малого бизнеса «Юниаструм Банка» Виктор Окопный считает, что малый бизнес способен поднять уровень жизни большей части россиян.
Виктор Николаевич, ранее «Юниаструм Банк» сообщал о планах по увеличению программы кредитования малого бизнеса. Ситуация на рынке внесла какие-либо коррективы? – Мы свои планы не меняли и по-прежнему готовы увеличивать объемы кредитования малого бизнеса. Совместная программа «Юниаструм Банка» и Банка Кипра, подписанная в ходе официальной встречи президента России Дмитрия Медведева и президента Республики Кипр Димитриса Христофиаса, рассчитана до 2011 года, ее объем составляет 15 млрд рублей. До конца 2009-го мы планируем выдать предприятиям малого бизнеса порядка 8 млрд рублей. Как кризис отразился на работе вашего блока? Что изменилось за последние полгода? – Кризис очень жестко отразился на деятельности наших клиентов – малый бизнес первым ощутил на себе его влияние. Если у крупных предприятий был запас прочности и кризисные явления у них начались позже, то развитие небольших производств остановилось уже в сентябре. … А у каких малых предприятий дела по-прежнему идут неплохо? – У ориентированных на розничного потребителя. На общем фоне их бизнес выглядит достаточно хорошо. Это, в первую очередь, маленькие магазинчики, ателье по ремонту одежды и обуви – у них даже наблюдается подъем за счет того, что люди перестали покупать новые вещи и понесли в ремонт старые. И если в Москве эта тенденция не очень сильно чувствуется, то в регионах динамика очень заметная. Получается, что некоторым видам деятельности кризис даже способствует. – Можно выделить группы малого бизнеса, где заметен рост в полтора-два раза. В первую очередь, это предприниматели, которые занимаются изготовлением полуфабрикатов, пирожных, булочек. Не столь сильно, но также усилился рост бизнеса по ремонту и обслуживанию: у станций техобслуживания автомобилей, различных ателье… Это касается всей сферы обслуживания? – Не совсем. Например, в секторе автомобильных пассажирских перевозок все осталось на докризисном уровне – нет ни роста, ни падения. Что касается продовольственных магазинов, то в этом сегменте наблюдается падение выручки на 15–20% – на общем фоне это не так критично. Причем торговля отреагировала на кризис очень оперативно: были быстро подняты цены на некоторые продукты питания, и прибыль упала несущественно. Кто оказался среди наиболее пострадавших? – Торговля непродовольственными товарами, малые предприятия, специализирующиеся на грузопассажирских перевозках и на сдаче недвижимости в аренду – эти три группы пострадали сильнее всех. Люди перестали арендовать недвижимость? – Новых договоров почти не наблюдается, а старые контракты, как правило, пролонгируются с уменьшением арендной ставки. Проявились ли какие-нибудь особенности развития малого бизнеса в кризисный период? – Каких-либо четко очерченных особенностей пока не наблюдается, но уже имеются некоторые тенденции. Малые предприятия попали в первую группу шока от падения покупательского спроса и они же первыми стали реагировать на изменившуюся обстановку на рынке. На фоне того, что крупные корпорации пытаются получить у правительства какие-то льготы, не меняя ничего, малый бизнес ведет себя совершенно иначе – меняют группу товаров, переориентируются на других клиентов и т. д. Им просто не на кого больше рассчитывать, кроме как на самих себя… – В России существует программа поддержки малого бизнеса, к сожалению не все малые предприятия владеют соответствующей информацией и поэтому могут воспользоваться ею. С другой стороны, малый бизнес наиболее мобилен к изменяющимся внешним условиям и поэтому наиболее адекватно и быстро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры. В области поддержки малого бизнеса мы напрямую работаем с правительством Москвы. Кроме того, сотрудничаем с гарантийными фондами в других городах России. Поэтому ситуацию знаем изнутри. Имеются две ключевые проблемы в этой области: малая информированность предпринимателей о том, как можно воспользоваться господдержкой, и очень жесткие требования фондов. Кроме того, имеет место недоверие со стороны самих предпринимателей. В чем это выражается? Они не обращаются в фонды? – Обращается не более 10% от общего количества. У многих предпринимателей создается впечатление, что получить поддержку государства очень сложно. Как вы считаете, банки должны учитывать отраслевую специфику, разрабатывая продукты для малого бизнеса? Или достаточно универсальных предложений? – На мой взгляд, должны. Нами выделено тринадцать ниш, которые мы считаем приоритетными и по которым имеем наибольшее количество данных, позволяющих выработать оптимальные стратегии финансирования и взаимодействия. Расскажите, пожалуйста, подробнее – ваш банк один из немногих, кто сегодня этим занимается… – Я расскажу на контрасте о двух нишах: первая – производство и переработка сельхозпродукции, а вторая – небольшие розничные магазины. Специфика сельхозпереработки заключается в том, что это очень сезонный бизнес, обусловленный большими объемами дебиторской и кредиторской задолженностей. Урожай берется в долг, перерабатывается, реализуется, и только после этого происходит погашение задолженности. В розничной торговле сезонность практически отсутствует. Как правило, дебиторская задолженность равна нулю, а кредиторская – достаточно небольшая – 10–20%. Отсрочки платежей перед поставщиками обычно короткие: 15–30 дней. Эти параметры определяют особый подход к финансированию. В розничной торговле мы можем применять технологию аннуитетных платежей и использовать в качестве залогов стандартное оборудование, автотранспорт владельца магазина и помещение, если оно в собственности. А товар в обороте учитываете? – Учитываем. А вот в сельхозпроизводстве мы вынуждены применять другой подход. Здесь необходимо финансирование с отсрочкой погашения основного долга на срок 6–12 месяцев, пока пройдет время между уборкой, переработкой и началом реализации. Кроме того, небольшие магазины сегодня попадают под поддержку фондов, чьи гарантии мы можем принимать в качестве обеспечения по займам. Сельхозпроизводители такого блага лишены. Опять-таки у них другой подход к залогу, поскольку отсутствует стандартное оборудование. Как правило, техническое обеспечение на селе унаследовано со времен Советского Союза и его балансовая стоимость равна нулю. Мы тщательно проработали все ниши и понимаем специфику каждого бизнеса, его потребности и пути их удовлетворения. Это первые шаги, которые в России пока никто не делал. Мы продолжаем совершенствовать технологии, накапливать материал для того, чтобы уйти от стандартной схемы «залог-кредит» и перейти к схеме «возможность-заемщик». Для этого вы должны очень хорошо знать заемщика… – Именно поэтому мы выделили ниши, создали так называемые портреты заемщиков и накапливаем материал, совершенствуя эти типовые портреты. И каковы ваши успехи? Вы уже пользуетесь своими разработками? – Да. В апреле запущены первые три ниши – целенаправленное кредитование станций технического обслуживания, программа для производителей колбас и полуфабрикатов из мяса, а также продукт, предназначенный для розничных продуктовых магазинов. В июне начнем работать по производству и переработке сельхозпродукции и по продаже оборудования. А до конца лета планируем запустить все тринадцать программ. Велика ли предельная сумма, которую вы готовы выдать в кредит малому бизнесу? – Двадцать миллионов рублей. Каковы максимальные сроки кредитования и эффективная ставка? – Сроки: до 5 лет, если деньги предназначены для покупки основных средств; до 10 лет, если осуществляется приобретение недвижимости; и до 2 лет для пополнения оборотных средств. Эффективная ставка находится в пределах 24–26% годовых. Многовато… – Деньги для частных коммерческих банков сегодня дорогие. Но, чтобы нивелировать высокую эффективную ставку, мы работаем с правительством Москвы по программе компенсации процентных ставок. Кроме того, готовится к подписанию ряд соглашений с субъектами федерации, реализующими аналогичные программы. Какую долю Москва собирается субсидировать? – Если кредиты до года, то гасится одна треть ставки рефинансирования Центробанка, до двух лет – половина, а если срок займа свыше двух лет, то компенсируется две трети. Так длинные деньги могут стать дешевле коротких. Выходит, что выгодно брать кредит на длительный срок, покупая основные средства например… – Так и получается. Это направлено на развитие производства. Чего нам ждать от российского малого бизнеса в ближайшей перспективе? – Кризис стал катализатором. В процессе выхода из кризиса предпринимательская активность усилится. Малый бизнес – это инструмент, способный вытащить большую часть населения. Уже видно, что этот сегмент даже сокращения коснулись в наименьшей степени. Это говорит о том, что занятость населения в этом секторе будет продолжать расти и дальше. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|