28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 15:26:32
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

«Карманный фонарик» лидера



добавлено: 31-07-2009
просмотров: 7229
Состояние организации во многом зависит от психологического состояния и мировосприятия лидера. И, если что-то происходит не так, стоит разобраться, что вы транслируете коллективу на уровне эмоций и личных установок.

Прошло уже несколько месяцев с начала кризиса. Казалось бы, все, кто удержался на своих местах, «выжил» после волны сокращений, должны с азартом работать за двоих. По крайней мере на это надеялись руководители компаний. Но все чаще от них можно услышать: «Люди пассивны, не хотят работать. Не знаю, что с этим делать?»

Пропал энтузиазм

Попытаемся разобраться. Итак, почему пропал энтузиазм? В обществе буквально разлита атмосфера тревоги, неопределенности. Приходит понимание, что «дна» еще не достигли и что надо готовиться к худшему. Это не может не оказывать угнетающего действия на людей. Усиливает пессимизм и то, что, наверное, не осталось ни одного человека, у которого от кризиса не пострадал кто-то из близкого окружения: снизили зарплату родственнику, возникли проблемы с бизнесом у друга, уволили соседа. Апатия усугубляется отсутствием ясных перспектив профессионального и карьерного роста. Кроме того, у многих сорвались личные планы: мечта отдохнуть в теплых странах, покупка новой машины, оплата учебы сына или желание всерьез заняться здоровьем. Кризис в первую очередь затронул те «мелочи», из которых и состоит наша жизнь. Неопределенность, потеря ближайших ориентиров, своеобразных «вешек», выбили людей из привычной колеи.

Один мой знакомый так описал свое нынешнее состояние: «У меня возникло такое чувство, будто я внутри темного тоннеля, из которого нельзя выбраться и впереди нет никакого просвета». Подобные ощущения испытывают сейчас большинство людей. Нужно ли удивляться, что у них не горят глаза, нет воодушевления и азарта.

Что в этой ситуации делать руководителю? Главное осознать, что это закономерная реакция людей на длительный стресс, не возмущаться и не обижаться на них за отсутствие энтузиазма.

Сейчас главе компании важно сосредоточиться на своей ведущей роли, на тех действиях, которые он должен предпринять, чтобы вернуть своим сотрудникам утраченное ощущение определенности.

Свою активность руководителю нужно распределить по трем направлениям, которые можно обозначить так: «люди», «дело», «я сам».

Люди: разглядеть и одобрить

У каждого человека своя картина мира, свои представления и переживания, поэтому не стоит ожидать от сотрудников «кальки» своих реакций. Один из руководителей недоумевал: «Я сохранил компанию, оставил этих людей, плачу им деньги - и никакой благодарности, никакого рвения». Мой совет ему был такой: надо избавиться от избыточных ожиданий и постараться увидеть мир глазами своих сотрудников. При этом важно понимать, что каждому из нас естественнее переживать по поводу утерянного, чем ценить то, что и так имеем. И это касается не только работы. 

Владельцу компании необходимо повысить общий эмоциональный фон в своей организации, проявить внимание к своим сотрудникам, ободрить, отметить позитивные стороны их работы. При этом руководителю надо попытаться разглядеть то, что действительно человек делает хорошо. Чтобы это было не просто восхваление сотрудника, а внимательный анализ его успешных действий.

 Как в любой критический момент, сейчас человеку требуется эмоциональная подпитка. Перед руководителем стоит задача поддержать сотрудника не только как профессионала, как специалиста, но и просто по-человечески. Люди должны чувствовать, что в их офисе комфортно, спокойно, атмосфера позитивная и нормальные отношения. Нужно постараться из своей компании создать «островок эмоциональной стабильности».

Дело: шаг за шагом

Люди нуждаются в однозначной информации о том, что происходит в компании. Потому что «свято место» пусто не бывает: если мы находимся в ситуации неопределенности и ощущаем дефицит информации, то стремимся восполнить его любыми способами.

Когда первое лицо компании по каким-то причинам не озвучивает свои планы, возникает информационный вакуум, который немедленно начинает заполняться домыслами и вымыслами, и сам руководитель становится объектом фантазий. В этой питательной среде плодятся слухи, сплетни, интриги, манипуляции, которые могут исходить даже от умных, толковых и спокойных людей - они тоже пытаются справиться с тревогой.

Приведу пример. Руководитель, как обычно, уехал отдохнуть в свой дом на Лазурном берегу. А компанию посетил известный бизнесмен. Сотрудники увидели в этом верный знак «слияния-поглощения». И, когда владелец вернулся, то недосчитался двух нужных ему топ-менеджеров, которые перешли к конкуренту.

Главная задача руководителя - дать подчиненным четкие, конкретные задания, обеспечить их реальной работой, которая принесет результат компании и каждому лично. От озвучивания стратегических планов лучше перейти к тактическим задачам, сделать упор на краткосрочном планировании: от планов на «пятилетку» - к конкретным действиям step by step, к планированию от достигнутого. Решили одну задачу - переходим к следующей. Люди чувствуют себя спокойнее, когда точно знают, что им надо делать сейчас, завтра, через неделю.

Я сам: транслирую надежность

Особо важен сам образ руководителя и егоуправленческий стиль, который уместно сделать более директивным - как в военное время, когда четко отдаются приказы, которые выполняются без лишнего обсуждения. Вести свою компанию нужно «железной рукой, но в бархатной перчатке», проявляя исконно российский патернализм.

И здесь важно понимать, что каждый жест, взгляд, каждое слово руководителя будут истолкованы подчиненными. От своего лидера они ждут сигналов, говорящих о стабильности, надежности, подтверждающих хорошее отношение к ним, но при этом очень пристально выискивают то, что свидетельствует об обратном. Поэтому к своему поведению, к своим словам сейчас нужно относиться намного ответственнее.

Большое значение приобретает контакт руководителя с людьми, реальный диалог с ними. У них усиливается потребность видеть и слышать своего начальника - уверенного и спокойного.

Для того чтобы руководителю продумать дальнейшие шаги, взвесить все «за» и «против», ему необходим диалог с референтным человеком. Именно с ним есть возможность перебирать альтернативы, рассматривать варианты, сомневаться в правильности решения, выдвигать идеи и тут же от них отказываться. В ситуации кризиса руководитель не может позволить таких обсуждений со своими подчиненными, ведь на него обращено повышенное внимание всех сотрудников. Поэтому свои сомнения владельцу бизнеса нужно вынести за пределы компании.

Безусловно, изменить ситуацию в стране, в мире руководитель не в состоянии. Но он может повлиять на атмосферу в своей компании, вернуть ощущение спокойствия и стабильности. Даже если сейчас не видно «света в конце тоннеля», руководитель может включить свой «карманный фонарик», чтобы освещать ближайший путь. Он точно знает, куда идет, и его уверенность передается сотрудникам, вселяет в них спокойствие и желание идти рядом.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика