12 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 15:47:08
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Валерий Горегляд: "Государство должно регулировать заимствования корпораций"



Наталья Приходко
Источник: Страна Ru
добавлено: 26-08-2009
просмотров: 6492
"Резервы целы", - заверил в интервью для Страны.Ru Валерий Горегляд, аудитор Счетной палаты РФ, проверившей, как Центробанк управляет золотовалютными резервами страны. Он также изложил позицию СП в отношении нерегулируемого пока процесса внешних заимствований и не исключил, что "плохие кредиты" достигнут 15-20% во втором полугодии. Но 30-процентного рубежа, грозящего банкам второй волной кризиса, удастся избежать, полагает аудитор СП.

Валерий Горегляд: - Валерий Павлович, как обстоит дело с проверкой финансово-хозяйственной деятельности Банка России в части управления золотовалютными резервами, которая планировалась ранее Счетной палатой?

- В соответствии с постановлением Госдумы РФ от 08.10.2008 и планами работы Счетной палаты, мы проверили финансово-хозяйственную деятельность ЦБ за 2006-2008 годы на предмет эффективности управления золотовалютными (международными) резервами. Проверка проводилась с октября 2008-го по апрель 2009 года, ее результаты были рассмотрены на Коллегии СП 30 апреля. До сих пор было много разговоров о том, что золотовалютные резервы куда-то растратили, что они оказались потеряны в американских бумагах. Разговоров ходило много, но никто, кроме нас, не имеет доступа к информации ЦБ об управлении государственными резервами. Мы провели проверку, и главное, что можем сказать - резервы не потеряны. Выявленное нами реальное положение дел соответствует отчетной документации Банка России.

И в целом, с точки зрения трех ключевых параметров - сохранности, ликвидности и доходности - Центробанк эффективно управляет золотовалютными резервами страны.

Вместе с тем, СП по результатам проверки выработала ряд замечаний и рекомендаций, которые были направлены в Федеральное собрание РФ и Национальный банковский совет ЦБ РФ, а также в правительство. В частности, мы выступили за разработку долгосрочной стратегии управления золотовалютными резервами и совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы.

- Ранее СП также объявила о намерении осуществлять ежеквартальный мониторинг размещения и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в том числе в рамках реализации антикризисных мер. Каковы результаты?

- СП ежеквартально к 20 числу готовит подробную записку с анализом эффективности антикризисных мер правительства и Банка России за истекший период. Также ежемесячно, к 20 числу, готовится сводная таблица количественных финансовых показателей принятых антикризисных мер. Эти материалы направляются президенту страны, в правительство и Федеральное собрание.

- Какова на сегодня ситуация с внешним долгом России, который за период с начала 2006 года по октябрь 2008 года более, чем удвоился, но затем, правда, сократился - на 51 миллиард долларов, составив к первому января 2009-го 489,5 миллиардов долларов?

- По оценке Центробанка, составлявший в апреле 450,8 миллиардов долларов США совокупный (национальный) внешний долг РФ (напомню, он состоит из госдолга и долга корпораций) на 1 июля 2009 года несколько увеличился - до 475,1 миллиарда. Что может быть связано с реструктуризацией существующей задолженности и включением в суммы долга причитающихся процентных платежей.

- Уточните, пожалуйста, какая часть внешнего долга РФ приходится на госсектор? Например, председатель СП Сергей Степашин в марте текущего года заявил в Госдуме, что на долю государственных предприятий и банков приходится более четверти всех обязательств, а в вашем докладе, сделанном в том же месяце, упоминалось, что доля государственного долга составляет лишь 7,9% от совокупной внешней задолженности. Кто же прав - вы или ваш начальник?

- В первом случае речь шла о задолженности госсектора, в так называемом расширенном определении, в соответствии с методологией МВФ, в которую, помимо задолженности органов государственного и денежно-кредитного регулирования, включается также задолженность банков и предприятий с превалирующим (свыше 50%) государственным участием в капитале. Задолженность последних на 1 января 2009-го составила 130,5 миллиардов долларов. То есть, на них, действительно, приходится около четверти совокупного внешнего долга РФ (всего 484,7 миллиардов, по уточненным данным). И хотя государство не несет прямой ответственности по выполнению этих обязательств, в условиях кризиса оно не может оставить без поддержки коммерческие банки с госучастием и госкорпорации, в случае возникновения у них затруднений с погашением, рефинансированием задолженностей. А потому, на наш взгляд, необходимо усовершенствовать регулирование процесса привлечения иностранных денежных ресурсов, обеспечив, в том числе, прозрачность их использования.

Доля же государственных долговых обязательств, к которым, в соответствие с Бюджетным кодексом, относятся долговые обязательства РФ, в общем объеме совокупного внешнего долга незначительна. Для сопоставимости данных, могу также привести информацию ЦБ, исходя из которой доля задолженности органов госуправления на 1 января 2009-го в общей "долговой" сумме составила 6%.

- Представители СП ранее неоднократно заявляли, что из-за отсутствия каких-либо законодательных нормативных ограничений величины и предельного уровня внешних задолженностей не исключено дальнейшее негативное развитие событий в экономике. В этой связи, какие ограничительные регламентирующие меры, на ваш взгляд, следовало бы принять?

- В самом деле,

исполнительные органы госвласти на сегодня практически не располагают инструментами, которые позволили бы эффективно влиять на процесс привлечения корпоративных иностранных заимствований. Хотя предусмотреть такие инструменты было бы целесообразно,

с учетом воздействия фактора величины совокупного внешнего долга на общее состояние финансовой системы страны. СП еще два года назад поднимала эту проблему. Возможно, имеет смысл вернуться к ранее применявшейся ЦБ практике, когда в отношении кредитных организаций действовал норматив Банка России, которым ограничивался размер внешних обязательств перед нерезидентами - в зависимости от размеров капитала банков. Быть может, аналогичные меры следовало бы предусмотреть и в отношении предприятий. Но при этом, конечно, важно не допустить, чтобы регулирующие меры превратились в инструменты тотального контроля и давления государства на частные структуры. И параллельно также нужно продолжить работу над формированием необходимых финансовых ресурсов внутри страны. До сих пор же зачастую отечественным экономическим агентам удавалось получить "хорошие и длинные" ресурсы лишь у зарубежных кредиторов. Отсюда и риски.

- Судя по результатам последних проверок СП, в системообразующих банках ситуация, в целом, на сегодня стабильна?

- С начала текущего года Внешэкономбанк, как главный оператор средств Фонда национального благосостояния, предоставил субординированные кредиты 4 кредитным организациям (ОАО «Альфа-банк», ОАО «Газпромбанк», ОАО «ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК» и ОАО НОМОС-БАНК) на общую сумму в 32,1 миллиарда рублей. А с учетом субординированных кредитов предоставленных ВЭБом в 2008 году (ОАО Банк ВТБ и ОАО «Россельхозбанк»), всего финансовую помощь в виде субординированного кредита получили 6 кредитных организаций на общую сумму в 257,1 миллиардов рублей, то есть около 60% средств, предусмотренных на эти цели. На сегодня наблюдательным советом Внешэкономбанка также принято положительное решение о предоставлении субординированного кредита 10 кредитным организациям на сумму порядка 20 миллиардов рублей. При проверке ВЭБа Счетная палата обращала внимание на затянутую по времени многоступенчатую процедуру, которая предшествовала перечислению кредита на счет банка-заемщика - начиная от поступления заявки последнего и рассмотрения ее в соответствующих структурных подразделениях до принятия решений правлением и наблюдательным советом Внешэкономбанка.

Как показали результаты проверок "Газпромбанка", ВТБ и "Альфа-банка", здесь неизбежное влияние кризиса удалось смягчить, благодаря созданному запасу ликвидности, в том числе за счет замещения части среднесрочных депозитов корпоративных клиентов и привлечений с межбанковского рынка средствами, привлеченными от Банка России, а также депозитами Минфина. В настоящее время показатели ликвидности проверенных банков находятся в допустимых пределах.

- Вместе с тем, что бы вы ответили экспертам, которые утверждают, что сегодня в России "избранные" банки кредитуют "избранные" предприятия, а все прочие остаются за бортом (и, в том числе не столь мощные региональные банковские и производственные структуры, от которых зависит развитие реальной экономики на местах, где и могут созревать очаги социальной напряженности)?

- В отношении вышеупомянутых банков данное высказывание не совсем справедливо. Эти банки и ранее были крупномасштабно задействованы в кредитовании системообразующих предприятий, ставших основными реципиентами кредитных средств, которые направляются на поддержку реального сектора экономики в рамках антикризисных мер. При этом даже в кризисных условиях резкого сокращения кредитных портфелей здесь не отмечается, а в некоторых банках их объемы продолжают расти. Так, например, размер кредитного портфеля ВТБ по корпоративным клиентам за 2008 год и I квартал 2009 года увеличился в 2 раза и составил около 1,6 триллиона рублей. Причем прирост объема кредитного портфеля по приоритетным отраслям экономики (а это - оборонно-промышленный комплекс, энергетика, транспорт, связь; строительство доступного жилья; ТЭК и другие) составил более 400 миллиардов рублей, в том числе по системообразующим предприятиям – 380,7 миллиардов рублей. К тому же, хотя по субъектам РФ кредиты распределяются крайне неравномерно (безусловным лидером по выделенным кредитным средствам стал Центральный Федеральный округ) у названных банков существует и большое количество региональных заемщиков. В частности, «Альфа-Банк» наиболее активно кредитует предприятия Приволжского Федерального округа (в республиках Марий Эл и Татарстан), Уральского Федерального округа (в Челябинской и Свердловской областях) и Сибирского Федерального округа (в республике Хакасия, Красноярском крае, Иркутской области).

А поскольку основные финансовые ресурсы в России аккумулируются на счетах десятка крупных банков (так, на Сбербанк приходится более 50% общего объема вкладов физлиц и порядка 30% всего банковского капитала), можно констатировать, что практические возможности многих прочих банковских учреждений, общее число которых превышает 1100, достаточно ограниченны. Исходя из чего резонно было бы, вероятно, также ограничить и их функции с тем, чтобы они сосредоточились, скажем, на микрокредитовании, расчетных операциях и т.д. Понятно, что тут нельзя резать по живому: процесс оптимизации банковской системы постепенно мог бы осуществляться через процедуры банкротства и санации нежизнеспособных банков.

- Изучалась ли представителями Счетной палаты проблематика чрезмерно высоких банковских кредитных ставок, на которые продолжают дружно жаловаться производственники? И если да, то, какие выводы, рекомендации при этом были сделаны?

- Периодически обсуждаемую в СМИ проблему высоких процентных ставок нельзя рассматривать в отрыве от оценки финансово-экономического состояния заемщиков и стоимости привлечения финансовых ресурсов для самих банков. Из-за падения мировых цен на традиционные экспортные товары отечественных предприятий (газ, нефть, металлы и др.), а также существенного снижения стоимости ценных бумаг российских эмитентов, как на внешних, так и на внутренних рынках, значительно повысились и кредитные риски.

Денежные ресурсы Банка России на беззалоговых аукционах предоставлялись под процентные ставки, которые на 0,25 – 5,85 процентных пункта превышали действующую на момент предоставления кредита ставку рефинансирования ЦБ (максимальный размер средневзвешенной процентной ставки на аукционах в 2009 году составил 18,83 %). При этом банки осуществляли кредитование предприятий реального сектора экономики по ставкам, превышающим ставки рефинансирования Банка России на 1,8 – 6 процентных пункта, в зависимости от качества обеспечения кредита конкретным заемщиком.

В рамках выборочного анализа кредитных договоров в ходе проверок СП аномального завышения процентных ставок выявлено не было.

- Анализировались ли также представителями СП риски "плохих кредитов"? Могут ли они составить реальную угрозу дестабилизации российской экономики во втором полугодии?

- Так как финансовое положение заемщиков в условиях экономического кризиса ухудшилось, это не могло не сказаться на росте просроченной задолженности по кредитам. Если на начало 2008 года уровень просроченной задолженности составлял от 0,6% до 2,5% от общего объема ссудной задолженности, то к 1 апреля 2009 года он существенно поднялся, достигнув, по проверенным банкам, 2,5% (у "Газпромбанка") и 10,04 % (у «Альфа-банк»). Причем высокие показатели «Альфа-банка» обусловлены не тем, что там хуже всего обстоит дело, а тем, что данный банк проводит достаточно жесткую политику в отношении взыскания долгов с клиентов и не скрывает реальных параметров своей деятельности, чего не чураются иные банковские учреждения.

Для снижения рисков «плохих» долгов банки увеличивают резервы на возможные потери по ссудам, проводят переклассификацию качества ссудной задолженности ряда заемщиков. Но, так или иначе, в результате существенно сужается ресурсная база банков и, как следствие, сокращаются их возможности по кредитованию реального сектора экономики.

- И, значит, нельзя исключить вероятности второй кризисной волны в банковской системе?

- Проблема "плохих" кредитов порождена не в банковском, а в реальном производственном секторе. И здесь пока ситуация остается достаточно тяжелой. Но если общая доля "плохих" кредитов во втором полугодии достигнет 15-20%, думаю, банковская система с этим справится.

Тогда как 30-процентный рубеж, несомненно, оказался бы критическим. Но, полагаю, он все-таки достигнут не будет.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.156 сек.
Яндекс.Метрика