28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 10:34:30
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Осторожно: аутсорсинг

Ведение бухгалтерии сторонней организацией имеет немало подводных камней



Ирина Юцковская
Источник: Журнал "Босс"
добавлено: 29-10-2009
просмотров: 11511
В эпоху всеобщей интеграции и глобализации, информационной революции и динамично развивающейся экономики России порой трудно бывает сориентироваться в обширном круге предложений товаров и услуг.

Хорошо, когда еще до покупки товар можно пощупать, попробовать на вкус, оценить по внешнему виду... А если физико-технические параметры предмета исследования отсутствуют? Как оценить фундаментальный аспект выбора покупки — соотношение «цена — качество»? Вопрос еще более значителен, когда имеют место одновременно несколько условий:

  • большой круг лиц, которые предлагают одноименные услуги;
  • относительная новизна услуги на рынке с еще не сложившейся историей и структурой, содержащей как порядочных продавцов так и просто «дельцов»;
  • нерегламентируемый процесс оказания услуг, где услуга выступает предметом купли-продажи;
  • неясная функциональная наполняемость услуг, то есть различная трактовка одних и тех же терминов, названий услуг.
  • Таким образом, покупатель оказывается в положении приобретателя «кота в мешке». Оценить товар — услугу он сможет только после того, как:
  • услуга покупателем (заказчиком) будет оплачена;
  • услуга продавцом (исполнителем) будет оказана;
  • пройдет некоторый период времени после выполнения/принятия работ, когда будет произведен внутренний контроль, контроль (проверка) временем или внешний контроль соответствующими уполномоченными структурами.

При приобретении услуг необходимо четко себе представлять критерии оказания услуг и искомый результат, иметь конкретные представления, что вкладывается в понятие той или иной услуги, и выбирать известного продавца с уже сложившейся деловой репутацией. Все это позволит минимизировать риск покупки и будет актуальным для любых видов услуг. Однако если, например, со строительно-монтажными работами все более или менее понятно, то с таким видом специфических услуг, как аутсорсинговые, возникает много вопросов.

В настоящее время наблюдается достаточно большой ажиотаж и масса публикаций в СМИ и специализированных изданиях по поводу предмета и обязательств по аутсорсинговым услугам. Кроме того, среди кажущейся простоты в понимании содержания аутсорсинговых услуг на рынке появилось множество продавцов этих услуг. Особенно значительное количество предложений имеется в части ведения учета и бухгалтерского сопровождения деятельности компании-клиента. Зачастую под бухгалтерским учетом подразумевается в том числе и налоговый учет, а также составление бухгалтерской и налоговой отчетности.

Аутсорсинг бухгалтерских услуг и налогового учета сопряжен с разнообразными видами рисков для компании-клиента, начиная от предмета договора и постановки задачи и заканчивая определением оптимальной цены договора и ответственности сторон. В итоге точки возникновения этих рисков ранжируется следующим образом:

1. Выбор компании-аутсорсера.

2. Вид и предмет договора.

3. Ценообразование.

4. Ответственность компании-аутсорсера.

5. Аудит отчетности компании-клиента.

О профессиональном уровне аутсорсера свидетельствует самостоятельное фактическое исполнение и восприятие как обязанности всех процедур в подготовке и контроле ряда документов и процессов, формирующих (и сопутствующих) базу для ведения учета и составления отчетности компании-клиента. Другими словами, как правило, от аутсорсера требуется не только записать правильные проводки, заполнить учетные регистры и сформировать бухгалтерскую и налоговую отчетность, но и составить другую отчетность в соответствии с требованиями законодательства, а также проверить наличие и правильность составления, а при необходимости и оформить пакет первичных документов. Наличия правильно оформленных первичных документов, их необходимого и достаточного количества требуют Закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ и Налоговый кодекс РФ.

Именно в правильности оформления первичных документов, необходимом и достаточном их количестве по сделкам и дальнейшей, в соответствии с действующим законодательством, интерпретации на их основе информации, отображаемой по соответствующим графам в формах отчетности, и заключается степень профессионализма в формировании бухгалтерской и налоговой отчетности. С целью правильного понимания всех функциональных составляющих аутсорсинга, учета и формирования отчетности необходимо классифицировать содержание этих услуг.

Принимая решение о выборе исполнителя-аутсорсера, компания-клиент прежде всего ориентируется на стоимость, однако аутсорсинговые услуги — это как раз тот продукт, который не может быть дешевым. Да, бесспорно, при определенных ситуациях компания-клиент получит значительные экономические выгоды при аутсорсинге по ведению учета и формированию отчетности, но это не означает, что услуги будут дешевле, чем содержание своего штата финансовой (бухгалтерской) службы. Прежде всего компания-клиент получает выгоды не от цены как абсолютного показателя, а от качества оказанных услуг и перераспределения высвобождаемых ресурсов в центры прибыли (дохода), то есть совокупности относительных показателей. Под качеством оказанных услуг понимается прежде всего своевременная и достоверная отчетность компании-клиента.

Результаты проведенного мониторинга предложений различных аутсорсеров позволяют сделать заключение об отсутствии единообразия в понимании функциональной наполняемости понятия «ведение учета и составление отчетности» и индивидуализации масштабов функционирования компании-клиента. Об этом свидетельствует огромный разрыв заявленной стоимости в различных рекламных предложениях: одни аутсорсинговые компании готовы работать за 10 тыс. руб. в месяц, другие хотят от 35 тыс. до 650 тыс. руб. в месяц, а третьи дают стоимость в расчете на рабочий час — от 1600 руб./р.час без НДС.

Проанализировав имеющиеся на рынке предложения аутсорсинга бухгалтерского учета, можно заключить, что достаточно заплатить аутсорсеру всего 10 тыс. руб. в месяц, и руководство компании-клиента может «спать спокойно». Однако следует подчеркнуть, что это миф. Сомнителен аутсорсер, который готов работать без коммерческой составляющей аутсорсинговых услуг как бизнеса. Элементарный расчет потенциальных затрат любого аутсорсера на содержание персонала и офиса показывает, что либо указана не реальная цена, либо услуги будут оказаны не на профессиональном уровне.

Необходимым условием качественных услуг по ведению учета и составлению отчетности является высококвалифицированный персонал. Как минимум в команде аутсорсера должны присутствовать налоговый эксперт, аттестованный аудитор, юрист, специалист по информационным технологиям, сертифицированные профессиональные бухгалтеры. Кроме того, наблюдается тенденция к росту спроса услуг по ведению учета и составлению отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (IFRS, US GAAP), тогда в команде аутсорсера должен присутствовать специалист соответствующего профиля и квалификации — как правило, один из самых «дорогих» в команде аутсорсера. Например, исходя из опыта можно предположить следующий оптимальный состав команды аутсорсера по ведению учета и составлению отчетности в соответствии с действующим законодательством РФ и средний уровень оплаты труда, определенный на основании московских ставок.

Расходы на оплату персонала, как правило, составляют в среднем 60—80% всех затрат аутсорсера. Кроме того, для организации работы необходимы ежемесячные расходы на содержание офиса: мебель и технику; ПК и другую электронику; программное обеспечение для ПК и автоматизации учетных процедур; правовые базы (консультант, гарант); канцелярские и прочие сопутствующие товары. Следует также учесть оплату аренды офиса, коммунальных услуг, коммуникаций, текущий ремонт помещения и оборудования, а также представительские и другие непредвиденные расходы.

Таким образом, в расчете на одного специалиста компания-аутсорсер по скромным расчетам несет расходы в размере 1260 руб./час, что в месяц составляет примерно 170 тыс. руб. (НДС в расчетах не учитывается). Затратный метод ценообразования показывает, что при рентабельности 30%, расчетная ставка специалиста должна быть не ниже 1600 руб./час без НДС.

Исходя из рекламных предложений различных аутсорсинговых компаний по ведению учета и составлению отчетности за 10 тыс. руб. в месяц, можно предположить, что аутсорсер планирует затратить на формирование отчетности компании-клиента всего чуть более шести рабочих часов, что составляет менее одного рабочего дня одного специалиста. Естественно, предполагается должный уровень квалификации привлекаемых специалистов. Если у компании-клиента имеется всего не более пяти однотипных хозяйственных операций, повторяющихся из месяца в месяц, по которым весь необходимый пакет первичных документов уже сформирован и передан аутсорсеру, то теоретически возможно за такой срок сформировать отчетность на должном профессиональном уровне. В противном случае, если количество операций больше пяти, компания-клиент должна быть готова к следующим двум вариантам:

—?выделить больший бюджет на аутсорсинг учета, чтобы аутсорсер уделил достаточное количество рабочего времени на подготовку отчетности, привлекая необходимое количество квалифицированных специалистов;

—?понимать, что аутсорсер значительно ограничивает время обработки документов и квалификацию сотрудников, а также степень погружения, и принимать все риски на себя в результате сомнительного уровня достоверности отчетности.

Качество оказанных аутсорсинговых услуг по ведению учета проверяется временем, и зачастую ответственность компании-клиента по итогам контроля результатов выполненных услуг наступает значительно позже. Кроме того (проведя аналогию с аудиторскими услугами), какая-либо специальная ответственность по аутсорсинговым услугам юридически не предусмотрена. Отношения между сторонами регулируются только в рамках договора возмездного оказания услуг в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, ответственность аутсорсера сводится только к риску потери своей деловой репутации. В такой ситуации компании-клиенту остается только надеяться на честность и порядочность руководства аутсорсера, предполагая, что аутсорсинговая компания, помимо соблюдения национального законодательства, функционирует в соответствии с международными требованиями и понятиями COSO и закона Сарбейнса-Оксли в отношении системы внутреннего контроля и управления рисками.

Привлекая аутсорсера, компания-клиент должна понимать, что при аудите ее отчетности аудитор должен будет получить различные доказательства ее достоверности. Аудитор обязан провести необходимые аудиторские процедуры не только в отношении самой компании-клиента, но и других лиц, непосредственно принимавших участие в формировании отчетности, то есть аутсорсера, даже если аутсорсер не уполномочен в авторизации транзакций.

Стандарты аудита в части понимания рисков системы внутреннего контроля аутсорсера при проведении аудита отчетности компании-клиента достаточно требовательны к действиям внешнего аудитора компании-клиента. Руководствуясь стандартом аудита 25 (Международный стандарт аудита 402), аудитор определяет, какое влияние аутсорсинговая компания (аутсорсер) оказывает на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля компании-клиента (аудируемого лица) с целью правильного планирования аудита и разработки эффективного подхода к его проведению. Аудитор компании-клиента оценивает риски системы внутреннего контроля аутсорсера на основе анализа информации из заключения внешнего аудитора аутсорсера о СВК, а при недостаточности — самостоятельно проводит дополнительные процедуры тестирования СВК.

Ни для кого не секрет, что достоверная и своевременная бухгалтерская, управленческая и налоговая отчетность позволяет минимизировать не только налоговые риски, но и ответственность по административному и уголовному кодексу, не говоря уже об эффективности управленческих решений. Таким образом, выбор аутсорсера для компании-клиента — ответственный и значительный этап в организации управленческих бизнес-процессов.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика