20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 05:09:21
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Л.З. Шнейдман: «Общество вправе контролировать, как аудиторы выполняют свою миссию»



добавлено: 18-11-2009
просмотров: 7699
С 1 января 2009 года вступил в силу новый Закон «Об аудиторской деятельности». Каковы основные положения нового Закона об аудите? Приведут ли они к коренному изменению функционирования рынка аудиторских услуг в нашей стране? В чем заключается деятельность саморегулируемых организаций аудиторов? На эти и другие вопросы ответил Леонид Зиновьевич ШНЕЙДМАН, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России

Леонид Зиновьевич, недавно был принят Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее —Закон № 307-ФЗ). Он во многом отличается от прежнего Закона об аудите. Можно ли говорить о своего рода революции в сфере аудита?

— Федеральный закон № 307-ФЗ не предусматривает никаких кардинальных изменений в российском аудите. Аудиторский рынок в нашей стране сформировался, он не требует ни перестройки, ни введения новых институтов, ни создания принципиально новых механизмов.

В России сложилась система регулирования аудиторской деятельности, во многом отвечающая международно-признанным принципам и моделям. Поэтому не ставилась задача все сломать и построить новую систему.

Еще одно распространенное заблуждение: будто бы новый закон вводит институт саморегулирования в аудиторскую деятельность. Аудиторская деятельность — одна из немногих сфер, в которой с самого начала достаточно активно проявляла себя профессиональная общественность. Элементы саморегулирования существовали и работали в российском аудите еще до принятия нового закона. Речь идет в первую очередь о профессиональных аудиторских объединениях и Совете по аудиторской деятельности. Опыт работы профессиональных объединений аудиторов показал, что саморегулирование идет на пользу аудиторской деятельности. Поэтому в новом законе сделан следующий шаг — на законодательном уровне закреплено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов (СРО).

Таким образом, новый закон определяет эволюционное развитие аудиторской профессии в нашей стране. По существу он стал результатом обобщения правоприменительной практики. При этом Законом № 307-ФЗ предусматривается плавное изменение отдельных элементов организации и регулирования аудиторской деятельности. В нем установлен длительный переходный период и предусмотрены механизмы такого перехода, которые не нарушают нормальную работу аудиторского рынка.

Какой переходный период предусмотрен Законом № 307-ФЗ для вступления аудиторов в члены саморегулируемой организации?

— На это законом отведен весь 2009 год. В течение данного периода аудиторские организации и аудиторы, желающие продолжать работать в сфере аудита, должны вступить в члены одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, не вступившие в СРО, с 1 января 2010 года утратят право на осуществление аудиторской деятельности, а также на оказание сопутствующих аудиту услуг. В свою очередь аудиторы — работники аудиторских организаций, которые не вступят в 2009 году в СРО, со следующего года утратят право на участие в аудиторской деятельности, в том числе на подписание аудиторского заключения. Это определено в части 2 статьи 23 Закона № 307-ФЗ.

Леонид Зиновьевич, назовите, пожалуйста, основные функции саморегулируемых организаций аудиторов.

— По закону о саморегулируемых организациях предметом саморегулирования является стандартизация в той или иной сфере деятельности. Однако в области аудита давно пришли к выводу, что стандартизация в рамках отдельного профессионального объединения не отвечает интересам общества, да и самой профессии. В интересах пользователей аудиторских услуг должны действовать единые аудиторские стандарты. Они существуют, причем не только на национальном, но и на международном уровне.

Многие страны активно переходят на международные стандарты аудита, разрабатываемые и внедряемые Международной федерацией бухгалтеров. На это, кстати, нацеливает и Декларация, принятая лидерами стран «Большой двадцатки», включая Президента РФ. Поэтому деятельность по стандартизации аудиторских услуг в рамках одной СРО вряд ли окажется главной для таких организаций. Это вовсе не означает, что они не должны заниматься стандартизацией аудиторской деятельности. Именно саморегулируемые организации аудиторов на основании нового закона разрабатывают проекты федеральных стандартов аудита. Более того, они вправе вводить собственные стандарты для тех видов деятельности своих участников, которые не относятся к аудиторской. А в рамках аудиторской деятельности данные организации могут разрабатывать и принимать стандарты, устанавливающие дополнительные требования при наличии особенностей в ходе проведения аудита.

В саморегулируемых организациях аудиторов на первый план выдвигается контроль за деятельностью своих участников, создание и поддержание их профессионального имиджа. В этом, по нашему мнению, «Аудит — это общественно значимая деятельность, и общество вправе контролировать, как аудитор выполняет свою миссию» специфика саморегулирования аудиторской деятельности. Иными словами, контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов — основная задача СРО. Саморегулируемые сообщества аудиторов должны способствовать поддержанию положительной репутации каждого аудитора. Ведь профессиональная репутация — главная ценность, которая есть у аудиторских организаций и аудиторов.

Многие аудиторские организации считают, что новый закон приведет к чрезмерному контролю над их деятельностью со стороны саморегулируемых организаций и Совета по аудиторской деятельности. Так ли это?

— Аудит — деятельность, достаточно жестко регулируемая и контролируемая. Тому есть исторические корни. Особенно сильно это проявилось на рубеже XXI века, когда во всем мире к профессии аудитора начали предъявлять повышенные требования. И в данном аспекте Закон № 307-ФЗ ничего нового не привнес. Аудитор выражает общественные интересы, выполняет общественно значимую функцию, стоит на страже интересов общества. Поэтому общество имеет право контролировать, действительно ли аудитор защищает его интересы и насколько хорошо он выполняет данную работу. В этом и есть смысл надзора и контроля в аудиторской деятельности, здесь кроется причина того, что аудиторские стандарты устанавливают требования к процедурам аудита, к системе внутреннего контроля в аудиторской организации. Именно в этом суть требования, чтобы все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы являлись членами саморегулируемых организаций аудиторов. Они станут подконтрольными своему профессиональному сообществу, людям, которые понимают, что такое аудит, и могут оценить, действительно ли аудитор оказывает качественные услуги и тем самым защищает интересы общества и пользователей финансовой отчетности. Такова же и цель изложенного в новом законе механизма государственного контроля за деятельностью отдельных групп аудиторов, обслуживающих социально значимые организации.

Справка

Леонид Зиновьевич Шнейдеман, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России, доктор экономических наук, профессор. В 1983 году окончил Московский финансовый институт по специальности «бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности». Работал в Министерстве финансов СССР, аудиторско-консалтинговой компании «ПрайсвотерхаусКуперс». С 2004 года — директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России

Усиленный контроль и надзор — специфика аудиторской деятельности. Уже на этапе вступления в этот бизнес каждый должен отчетливо понимать свою общественно значимую задачу. Аудиторское заключение, которое составляет аудитор, дает широкому кругу пользователей определенную уверенность в том, что им предоставлена надежная, объективная и правдивая финансовая информация. В этом и заключается публичная функция аудитора. Тем самым он защищает интересы общества и вместе с тем принимает на себя определенные обязательства перед ним. Естественно, общество хочет быть уверенным, что аудитор выполняет свои функции надлежащим образом.

Леонид Зиновьевич, скажите, пожалуйста, при осуществлении контроля со стороны СРО должно проверяться качество непосредственно аудиторской деятельности или всего спектра дополнительных услуг, которые оказывает аудиторская организация.

— В новом Законе об аудите говорится об обязательности контроля качества аудиторской деятельности со стороны СРО. Что касается прочих услуг, которые может оказывать аудиторская организация и аудитор (они перечислены в пункте 7 статьи 1 Закона № 307-ФЗ), то каждая СРО самостоятельно решает, будет ли осуществлять контроль в отношении подобных услуг и в какой степени.

С 2011 года начнет функционировать Совет по аудиторской деятельности, созданный в соответствии с требованиями нового закона. Согласно статье 16 Закона № 307-ФЗ в состав совета войдут десять представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это более половины членов Совета по аудиторской деятельности. В то же время от всех зарегистрированных СРО в совет будут входить всего два представителя. Обратная картина наблюдается, если посмотреть на состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности. В нем число представителей СРО должно составлять не менее 70% от общего числа членов рабочего органа. Почему в Совете по аудиторской деятельности будет так мало представителей профессии, а в рабочем органе совета — наоборот?

Сравним старый и новый законы об аудиторской деятельности. Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ Совет по аудиторской деятельности создавался для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. Это орган, выражающий мнение представителей профессии. Обратимся к новому закону. В части 1 статьи 16 Закона № 307-ФЗ указано, что совет создается в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Речь идет об органе, который выражает не только и не столько интересы самих аудиторов, сколько интересы общества в целом, интересы тех, кто пользуется услугами аудиторов.

Как видим, меняется цель деятельности совета. Исходя из этого, подавляющее число членов Совета по аудиторской деятельности не представители профессии, а представители делового сообщества.

Но представители общественности не являются профессионалами в аудите, они не знают его специфики. Наверное, стандарты аудиторской деятельности все же лучше разрабатывать профессионалам.

— При принятии стандартов аудиторской деятельности мнение специалистов без сомнения должно быть услышано. Только они способны отразить специфику проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Для этого в новом законе и предусмотрено создание рабочего органа Совета по аудиторской деятельности. Этот орган обсуждает все вопросы с профессиональной точки зрения, вырабатывает профессиональные решения и передает их в совет. В свою очередь последний рассматривает решения, предложенные рабочим органом, уже с точки зрения их соответствия общественным интересам. Исходя из общественных интересов, Совет по аудиторской деятельности принимает либо отклоняет предложения рабочего органа. Таким образом, подобная структура позволит каждое решение в сфере аудиторской деятельности оценить с точки зрения и профессионалов, и представителей общественности.

Кроме того, сам аудитор должен быть заинтересован в Совете по аудиторской деятельности, который функционирует независимо от мнения представителей профессии. Сейчас, когда аудитор приходит к аудируемому лицу или к пользователю бухгалтерской отчетности со стандартами аудиторской деятельности, они вправе усомниться, что эти стандарты в полной мере учитывают их интересы, потому как они были приняты исключительно представителями профессии. Теперь же аудитор сможет развеять данные сомнения, так как стандарты аудиторской деятельности утверждены советом, который в первую очередь выражает интересы общественности, и одобрены людьми, с одной стороны независимыми от аудита, а с другой — имеющими непосредственный интерес к этой деятельности.

Кто именно может входить в состав Совета по аудиторской деятельности в качестве представителей пользователей бухгалтерской отчетности?

— В совет должны войти лица, представляющие интересы собственников, инвесторов, кредиторов и других пользователей аудиторских услуг.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика