15 ноября 2019 г. Пятница | Время МСК: 23:19:15
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Дмитрий Гришин: «У Mail.Ru никогда не было проблем с амбициями и деньгами»



Мира Агаева
Источник: Журнал "Sales Business"
добавлено: 27-11-2009
просмотров: 6254
В августе Mail.ru запустил собственную платежную систему, а незадолго до этого объявил о выходе на перспективный рынок многопользовательских ролевых онлайн-игр. Несмотря на кризис, портал продолжает готовить новые проекты и развивать имеющиеся. По словам генерального директора Дмитрия Гришина, доходы Mail.Ru в первом полугодии 2009 года выросли на 35 процентов. Глава компании рассказал SB, как конвертировать увлечения пользователей в прибыль

Sales Business: В августе вы запустили собственную платежную систему «Деньги@Mail.Ru». Почему именно сейчас? Каких результатов хотите достичь с этим проектом?

Дмитрий Гришин: Запуск собственной платежной системы мы задумали давно. Просто раньше в этом направлении портал сотрудничал с компанией-партнером. Мы считаем эту нишу очень перспективной. У Mail.Ru огромная аудитория – 50 миллионов человек, и даже если работать с нашей платежной системой на первом этапе будут только пользователи портала, то новый проект уже сможет занять существенную долю на рынке.

Несмотря на экономический спад, люди все больше времени проводят в Интернете, растут и онлайн-продажи. Кризис лишь подстегнул тенденцию, потому что потребители стараются приобретать товары по более низким ценам, а делать покупки в интернете, как правило, выгоднее, чем в обычных магазинах. Это первая причина запуска. Вторая – активное развитие на нашем портале fee-based-сервисов (пользователь приобретает дополнительные возможности на разных проектах портала, в част-ности в онлайн-играх, при этом базовый функционал остается полностью бесплатным). Мы плотно занимаемся этим направлением и поняли, что нашим пользователям необходим единый удобный способ оплаты всех услуг на портале.

SB: Как будете конкурировать с другими платежными системами, терминалами моментальной оплаты и банками, которые активно продвигают услугу оплаты сотовой связи, счетов ЖКХ, доступа в Интернет?

Д.Г.: Пока мы ориентируемся в основном на пользователей нашего ресурса и концентрируемся на том, чтобы предоставлять им максимально удобный сервис. У нас очень большая и лояльная аудитория. Думаю, что эффективно интегрировав «Деньги@Mail.Ru» в портал, мы сразу сможем привлечь большое количество пользователей. Да, на рынке электронных платежей уже есть заметные игроки, но он по-преж-нему находится в зачаточном состоянии и, безусловно, продолжит активно развиваться.

Создавая новый сервис, мы стремились учесть опыт уже имеющихся платежных систем. Например, он полностью работает через web, не нужно устанавливать никаких специальных программ. Также мы постарались максимально упростить работу с проектом, не нарушив при этом самую главную заповедь платежных систем – безопасность. Кроме того, мы внедрили очень много внутренних инновационных архитектурных решений, которые обычному пользователю не видны, но дают возможность оперативно расширять функционал платежной системы и эффективно интегрировать ее в портал. Все эти преимущества станут очевидны уже через некоторое время.

Сейчас мы придерживаемся следующей стратегии: проект запущен, он начал функционировать, мы постепенно развиваем его для своей аудитории и по результатам этого процесса будем решать, куда и как двигаться дальше. Но, как я сказал, даже если мы сделаем просто качественный платежный инструмент для пользователей своего портала, это уже станет хорошим экономическим достижением.

Безусловно, у нас никогда не было проблем с амбициями. Обычно мы очень агрессивно осваиваем новые рынки, на которые выходим, – например, так было с нашей социальной сетью «Мой мир@Mail.Ru». Но что касается платежного сервиса, тут мы довольно консервативны, потому что в его основе лежат довольно сложные технологии, он крайне чувствителен к безопасности. Мы стараемся сначала максимально отработать все внутренние механизмы проекта, чтобы, в частности, можно было без ущерба для общей производительности принимать сразу большое количество платежей. Одним словом, занимаемся «фундаментом». Но можете не волноваться: с нашей аудиторией мы точно сделаем сервис, который будет как минимум очень заметным на рынке.

SB: В августе вы запустили первую собственную многопользовательскую онлайн-игру «Кристалл вечности» и официально объявили о выходе на игровой рынок. Сколько составили инвестиции в проект и каковы его перспективы?

Д.Г.: Мы традиционно не раскрываем точной суммы инвестиций в запуск новых проектов, могу назвать только порядок цифр – миллионы долларов. На наш взгляд, все, что касается онлайн-игр, очень перспективно и потенциально прибыльно. Если говорить упрощенно, продукты этой категории делятся на два вида. Первый – простенькие casual-игры: шарики, бильярд, карты и прочее. Кстати, больше всего они нравятся женской аудитории. Второй – многопользовательские игры, так называемые MMO (Massively multiplayer online games). Это более сложные продукты с трехмерными мирами, продвинутой системой боев и героев, разнообразными монстрами и так далее. При грамотном подходе и на первом, и на втором сегменте можно зарабатывать.

В случае с онлайн-играми мы используем модель заработка, которая называется free-to-play. Базовый функционал пользователям предоставляется бесплатно, но за деньги они получают различные дополнительные преимущества – оружие, подсказки и прочее. Например, играя в карты, вы платите небольшую сумму, и компьютер разрешает попробовать сжульничать. Но при продаже дополнительных опций мы стараемся соблюдать баланс – создавать такие условия, которые не ухудшают игру тем, кто играет бесплатно, а те, кто заплатил, просто получают интересные дополнительные преимущества. И это работает – люди платят. Еще интересный момент: когда пользователи сражаются друг с другом, а не с компьютером (а почти все онлайн-игры на Mail.Ru именно такие), их вовлеченность в процесс и, соответственно, готовность инвестировать в него деньги, гораздо выше. Тут включаются и эмоции, и азарт (особенно при игре с друзьями).

Casual-онлайн-игры Mail.Ru уже давно разрабатывает полностью самостоятельно. По направлению MMO мы раньше сотрудничали только с крупными партнерами – ставили их игры на свой портал и делили прибыль. Но со временем почувствовали в себе силы действовать в этом бизнесе самим – открыли свою студию, которая и разработала наш первый проект «Кристалл вечности». При этом мы создали не только игру, а целую технологическую платформу, которая в будущем позволит нам проектировать и запускать новые MMO, а также развивать уже существующие еще эффективнее и быстрее. В общем, онлайн-игры – очень интересное направление. И мы, безусловно, продолжим им серьезно заниматься.

SB: Насколько прибыльно это направление сегодня?

Д.Г.: Пока основные деньги портал Mail.Ru зарабатывает на медийной рекламе – чуть больше половины всей выручки, однако доля игр в структуре доходов компании растет. Сейчас это единицы процентов, однако можно предположить, что в будущем на онлайн-игры будут приходиться уже десятки процентов. Например, у китайской компании QQ (она, как и Mail.Ru, представляет собой крупный коммуникационный портал с играми) на это направление приходится до трети выручки. Понятно, что в этом случае надо учитывать значительно более высокую развитость азиатского рынка, но тем не менее примерно такое соотношение доходов можно назвать нашей стратегической целью. Думаю, что она вполне реальна – если предлагать пользователям хорошие игры и правильно их продвигать, люди готовы платить.

SB: Как вы продвигаете свои игры?

Д.Г.: В первую очередь интегрируем их в сервисы: в инстант-мессенд-жер «Mail.Ru агент», в социальную сеть «Мой мир@Mail.Ru» и так далее. Но делаем это в тех случаях, когда онлайн-игры органично вписываются в какой-то другой процесс – например, логично, что общаясь с другом через «Mail.Ru агент» в какой-то момент пользователь захочет пригласить собеседника поиграть в одну из нескольких десятков наших игр. Такой подход эффективен и реально работает.

SB: Mail.Ru первоначально представлял собой поисковик и почтовый сервис. Сегодня набор услуг расширился. В каком направлении будете развиваться дальше?

Д.Г.: Наше ключевое направление – общение, именно в нем мы развивались и будем развиваться. Просто раньше основным способом общения была электронная почта – люди коммуницировали друг с другом через e-mail, а также пользовались набором сервисов-сателитов вокруг почты, формирующих единый интегрированный портал. Позже появились другие способы общения, которые мы теперь активно развиваем – инстант-месседжинг (программа мгновенного обмена сообщениями «Mail.Ru агент») и социальная сеть. Эти три направления наша компания видит для себя главными и уже вокруг них и «под них» создает дополнительные сервисы. Стратегическим направлением мы считаем и онлайн-игры, но это, по сути, те же коммуникации.

SB: Как оцениваете перспективы монетизации социальных сетей в России и вашего сервиса «Мой мир@Mail.Ru» в частности?

Д.Г.: Интересно отметить: очень немногие компании в мире могут похвастаться тем, что успели запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда под названием «социальные сети» и занять на этом рынке хорошее место. Mail.Ru – как раз из числа этих немногих. А если брать Россию, то мы вовсе единственные. И наша социальная сеть сейчас активно растет. По последним данным, по аудитории мы входим в тройку лидеров и вплотную приближаемся к «Одноклассникам», которые занимают второе место и не так уж далеки от номера один – «Вконтакте». Борьба идет очень серьезная. Мы постоянно запускаем новые функции в нашей социальной сети, а летом по посещаемости росли быстрее конкурентов.

Что касается монетизации социальных сетей, то тут возможны два способа: реклама и дополнительные платные сервисы. У нас есть и то, и другое. Однако важно помнить, что оба эти подхода будут работать только в том случае, если их внедрять очень грамотно и аккуратно. Если перегнуть палку, можно получить волну негатива от пользователей и даже добиться их оттока на другие сервисы. На рынке есть примеры таких ошибок.

Опыт наших игровых проектов показал, что важно создавать такие дополнительные сервисы, которые органично встраиваются в проект и дополняют его. Человек должен понимать: платные функции полезны и достойны того, чтобы за них заплатить. Иначе он будет воспринимать предложенные платные услуги как барьер, который лишает его свободы, как вымогательство денег. Это очень тонкая грань, и ее нельзя переступать.

К примеру, в «Моем мире@Mail.Ru» можно покупать для друзей стикеры. Популярен сервис «Хочу общаться»: пользователь отправляет SMS и попадает в специальный список людей, которые так же, как и он, ищут сейчас новых друзей для общения. Обратите внимание – все эти услуги не ограничивают людей, а предоставляют им новые возможности.

SB: Какова доля доходов сети «Мой мир@Mail.Ru» в общей структуре доходов Mail.Ru?

Д.Г.: Единицы процентов. Однако это самый быстрорастущий проект в нашей компании. Если в прошлом году, когда мы только начали активно его развивать, он вовсе не приносил прибыли, то сегодня «Мой мир@Mail.Ru» – доходное направление.

SB: Сколько пользователей насчитывает аудитория вашей соцсети?

Д.Г.: Если смотреть по нашим внутренним счетчикам, ежедневная аудитория достигает примерно 4,5 миллиона человек. Согласно данным TNS – 2,5 миллиона, а у «Одноклассников» – 4,5 миллиона посетителей. Разница с нашими данными объясняется другими методиками измерения, кроме того, TNS не учитывает зарубежных пользователей.

SB: Какое направление Рунета, на ваш взгляд, станет очередной «точкой роста»? В последние два года это были социальные сети. Куда сегодня смещаются интересы интернет-аудитории?

Д.Г.: Наиболее активно развиваются различные способы общения: электронная почта, сервисы обмена мгновенными сообщениями и социальные сети. Думаю, следующий шаг – интеграция этих трех направлений в единый продукт. Также очень перспективны онлайн-игры и мобильный Интернет – и тем, и другим мы активно занимаемся.

SB: Рынок интернет-рекламы пострадал от кризиса меньше других. Как перераспределился рекламный «пирог»?

Д.Г.: Интернет, действительно, пострадал гораздо меньше других медиа. Тенденция перемещения рекламных бюджетов в Сеть наблюдалась и прежде, кризис ее подстегнул. Если раньше маркетологи были довольно консервативны в выборе каналов продвижения – ТВ, пресса, билборды и иногда чуть-чуть Интернета, то сейчас ситуация серьезно изменилась в нашу пользу. Руководство заставляет максимизировать эффективность кампаний и искать новые выходы на платежеспособного покупателя. Можно сказать, что кризис разрушает устаревшие подходы к продвижению, ускоряя процесс перетекания средств в Сеть.

В то же время в текущем году уменьшился «пирог» рекламного рынка в целом – в среднем на 30 процентов в денежном выражении. Однако Интернет – единст-венный – вырос на 5 процентов, соответственно его доля в общем «пироге» увеличилась. В общем, Интернет набирает силу, но более точные цифры назвать пока трудно – нужно дождаться конца года.

SB: На интернет-компаниях, подобных вашей, кризис отразился значительно меньше, чем на офлайн-бизнесе. И все же, как сказался на вас экономический спад? Есть ли проблемы с кредитованием?

Д.Г.: Мы полностью прибыльная компания, генерирующая стабильный денежный поток и не связанная никакими кредитами и займами, что очень позитивно в текущей ситуации. Единственный очевидный минус кризиса, правда, он всех касается, не только нас – девальвация рубля. У нас большие затраты на техническое оснащение: покупаем много серверов, процессоров и различного дополнительного оборудования. Все это номинировано в долларах, притом что доходы поступают в рублях.

SB: Вы компенсируете это за счет увеличения цен на свои услуги?

Д.Г.: В сентябре мы действительно увеличили расценки на медийную рекламу на главной странице и в почте, но не из-за того, что «железо» подорожало – просто почувствовали, что рынок хорошо себя чувствует и развивается. Mail.Ru прекрасно закончил первое полугодие – рост доходов превысил 35 процентов. То есть весь рынок увеличился на 5 процентов, а мы – на 35. Думаю, это лучший результат в Рунете на сегодняшний день. Свою роль сыграло и то, что Mail.Ru не только один из лидеров по аудитории, но и делает ставку на прямые продажи. В отличие от других порталов, которые зачастую отдают сейлз на аутсорсинг агентствам, у нас собственная система продаж, в том числе и в регионах. Это сильно помогает.

SB: В одном из интервью вы сказали, что Mail.Ru в кризисное время внимательно мониторит рынок на предмет покупки интересных проектов. Есть ли подходящие предложения на примете?

Д.Г.: Надо сказать, что в первую очередь мы растем органически и покупки делаем довольно осторожно. За последние годы у нас было несколько крупных приобретений (сервис знакомств Mamba – 31,5 процента; 49,9 процента акций интернет-аукциона Molotok.ru; разработчик мобильных приложений Smape. – Прим. SB), все они сегодня интегрированы в наш портал. Это очень важно, потому что купить можно много всего, но если сервисы не связаны между собой, ничего толкового не получится. Такие примеры на рынке есть.

Сегодня с точки зрения M&A мы пристально следим за двумя направлениями. Первое – сервисы, которые можно очень хорошо интегрировать в наш портал, которые органично вписываются в нашу стратегию. Второе – небольшие компании с сильными и умными разработчиками, толковыми менеджерами. И в данном случае покупка для нас просто способ взять их на работу вместе с интересным проектом.

Могу также сказать, что мы активно ведем мониторинг в области игр. Помимо того что ищем потенциальные объекты для покупки, еще и финансируем команды разработчиков компьютерных игр, то есть становимся их издателями.

Дмитрий Гришин,
генеральный директор Mail.Ru

Родился 15 октября 1978 года.

В 2001 году окончил МГТУ им. Баумана с красным дипломом по специальности «системы автоматизированного проектирования», факультет робототехники и комплексной автоматизации. С 1998 по 2001 год работал в компании Axiom Int. (USA, Florida, Clearwater). В марте 2000 года пришел в netBridge Services (в дальнейшем Mail.Ru) на должность руководителя отдела разработки проекта Molotok.ru. С мая 2001го – руководитель сервис-центра. В декабре того же года стал техническим директором Mail.Ru. В июне 2002 года занял пост исполнительного директора, а в апреле 2003-го возглавил компанию.

По словам Дмитрия Гришина, сеть «Мой мир@Mail.Ru» по аудитории вплотную приблизился к «Одноклассникам»

Mail.Ru

Крупнейший коммуникационный портал Рунета. Ежемесячная аудитория сайта превышает 50 млн человек. Предоставляет пользователям около 40 проектов, главные из которых – сервис бесплатной электронной почты, инстант-мессенджер «Mail.Ru агент», социальная сеть «Мой мир@Mail.Ru», фото-, видео- и блогохостинги «Фото@Mail.Ru», «Видео@Mail.Ru», «Блоги@Mail.Ru», ведущий игровой сайт «Игры@Mail.Ru», поисковая система «Поиск@Mail.ru» и многие другие.

В июне 2009 года компания впервые раскрыла свои финансовые показатели. По результатам 2008 года ее выручка по US GAAP составила 74,6 млн долларов США. Чистая прибыль – 34,3 млн долларов. Рентабельность по чистой прибыли – 46 процентов.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.170 сек.
Яндекс.Метрика