29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 12:37:24
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Дэвид Майерс: «В бизнесе лучше не полагаться на интуицию»



Ольга Бедарева
Источник: E-xecutive
добавлено: 14-12-2009
просмотров: 7950
Такой парадоксальный совет дает участникам Сообщества известный американский психолог, ученый, преподаватель и писатель Дэвид Майерс. Он исследовал интуицию вдоль и поперек, посвятив этой теме книгу. О том, почему интуиция чаще подводит мужчин, опасных последствиях ее применения в бизнесе и способах тренировки эксперт рассказал в интервью E-xecutive.

myers-08b.jpgСогласитесь, возможность использовать интуицию на 100% очень привлекательна. Сколько полезных и эффективных решений можно было бы принять, это помогло бы в разы улучшить качество жизни и вырасти в глазах окружающих. Ученые спешат обрадовать мечтателей – интуицию можно и нужно развивать, и для этих целей уже разработан ряд эффективных методик. Однако если есть люди, которые благодаря потрясающей интуиции смогли выиграть в лотерею или создать успешных бизнес, то почему мы ничего о них не знаем?

Дэвид Майерс, известный профессор психологии мичиганского Хоуп-колледжа, автор многочисленных книг и обладатель престижной психологической премии Гордона Оллпорта, озадачился этим и другими аспектами интуиции и поставил перед собой цель заставить шестое чувство работать на благо его хозяев. В результате кропотливых исследований в свет вышла книга Майерса «Интуиция». В монографии, которая появилась в России в этом году, автор подробно рассматривает феномен интуиции с точки зрения психологии и социологии, подкрепляя свой анализ результатами многочисленных исследований. Одна из важных идеи книги – показать, что интуиция – опасное и непредсказуемое оружие, которое при неправильном использовании может нанести владельцу большой материальный и моральный вред.

В интервью E-xecutive Майерс рассказал, какую службу может сослужить интуиция бизнесмену и каковы условия правильной эксплуатации «шестого чувства».

E-xecutive: Хорошая интуиция – врожденное или приобретенное качество? Каков механизм ее формирования?

Дэвид Майерс: Интуиция восходит, в первую очередь, к нашему опыту. Интуиция – это приобретенный опыт, который наша психика в нужный момент делает мгновенно доступным. Например, для начинающих водителей процесс управления автомобилем требует концентрации и постоянного внимания. Однако по мере накопления опыта эти навыки становятся автоматическими и выполняются интуитивно. Так опытные гроссмейстеры многие ходы делают интуитивно, также интуитивно играют на своем инструменте профессиональные скрипачи – не думая, под каким углом разместить скрипку и с какой силой нажать на смычок.

Для формирования интуиции большое значение имеет процесс релаксации, отдыха. Это доказывает пример Эндрю Уайлза, легендарного математика из Принстона, который после успешного доказательства теоремы Ферма сделал свои умозаключения относительно вектора приложения сил и релаксации. По его словам, главное – в определенный момент думать исключительно о задаче и концентрироваться только на ней. Затем взять паузу, в течение которой будет работать подсознание, оно поможет дать новое понимание о задаче и идеи по ее решению.

Ученые, писатели, артисты – все удивляются тому, как помогает бессознательное, интуитивное мышление. Его можно сравнить с появлением на мониторе «всплывающих» баннеров. Однако для интуиции необходимо создать пространство, только в этом случае она даст о себе знать. Это произойдет тогда, когда мы перестанем «трещать» о силе нашего рационального ума, считает известная американская писательница Энн Ламотт.

Таким образом, для стимуляции интуиции необходимо соблюдать два вышеназванных правила – активно использовать опыт и отвлеченное сознание. Это позволит услышать «шепот» раннее невыразимых знаний.

E-xecutive: То есть люди с сильным логическим умом никогда не отличаются хорошей интуицией, поскольку привыкли доверять логике? В таком случае, какому типу людей свойственна хорошая интуиция?

— Действительно, одни люди более интуитивны, а другие более рациональны. Здесь уместно вспомнить о типологической инвентаризации людей Майерса-Бриггса. Например, одни умеют хорошо распознавать мысли и намерения окружающих. Для изучения этого феномена профессор психологии университета Техаса Уильям Айкс и его коллеги провели эксперимент. Они сделали видеозаписи множества эпизодов общения между людьми - между родными и близкими, коллегами по работе и так далее. Затем каждый из участников диалога просматривал запись, останавливаясь на любом эпизоде, в ходе которого у него при записи возникали особенно яркие чувства и мысли, и озвучивал их. После этого запись воспроизводилась снова, и уже другим испытуемым предлагалось угадать, что именно чувствовал человек, изображенный в кадре, в каждом из этих ключевых моментов. Выяснилось, что существует отдельная категория людей, в которой очень много женщин, которым удавалось угадывать истинные ощущения людей гораздо чаще.

Интересен тот факт, что между тем, как люди думают, они могут читать мысли, и их реальными успехами нет почти никакой связи. Как отмечает Айкс, уровень точности эмоционального восприятия у людей растет. Учитывая то, что социальная интуиция важна для массы специалистов, среди которых дипломаты, врачи, руководители компаний, судьи, эти новости не могут не радовать.

E-xecutive: Учитывая этот факт, можно ли утверждать, что женщины более успешны на определенных позициях в бизнесе (например, в качестве HR-менеджеров), нежели мужчины, в силу более развитой интуиции?

— На самом деле у мужчин и женщин гораздо больше сходств, нежели различий. Но именно различия всегда были в фокусе внимания ученых и общественности. Женщины сами склонны описывать себя как более эмоционально компетентных, имеющих способность проникаться чувствами других людей. Это качество, в частности, объясняет, почему оба пола считают дружбу с женщинами более доверительной, интимной и психологически комфортной, нежели с мужчинами. Так что теперь понятно, почему в поисках понимания все обращаются именно к женщинам.

В основе кардинальных отличий – способность женщин читать чужие эмоции. В результате анализа 125 исследований социальной чувствительности одна из самых сильных американских экспертов по невербальному общению Джудит Холл выяснила, что женщины намного превосходят мужчин в способности декодирования эмоциональных сообщений. Когда женщинам показывали беззвучный короткий эпизод из фильма, в котором фигурировала расстроенная женщина, дамы чаще, чем мужчины, догадывались, что она обсуждает свой развод, а не выслушивает критику. Это также дает женщинам возможность распознавать ложь и эмоциональную фальсификацию, в том числе, и в межличностных отношениях.

Так что можно сказать, что в среднем женщины, конечно, с большим интересом склонны распространять свои способности на межличностные отношения и противоположный пол, однако исследования в этой области продолжаются, что позволит в будущем более четко определить превосходство женщин и в решении бизнес-задач.

E-xecutive: А как насчет брокерского дела? Интуиция в этом деле приходит мужчинам на помощь?

— Я бы так не сказал. Мужчины, конечно, больше, чем женщины склонны делать смелые прогнозы и принимать рискованные решения. Однако в результате сами же и страдают. Этой проблемой в 90-е годы занимались ученые Брэд Барбер и Терренс Один из Калифорнийского университета. Они, в частности выяснили, что экономическая интуиция – очень опасная штука. Полагаясь только на нее, можно здорово проиграть. Мужчинам в этой области, так и в любых других, вообще свойственно завышать уровень своей компетенции, а неудачи списывать на других людей или независящие от них обстоятельства. В результате они теряют деньги.

E-xecutive: Одна из первых глав вашей новой книги «Интуиция» посвящена опасным сторонам шестого чувства. О каких из них следует помнить прежде всего??

— Читая о возможностях, которые дает интуиция, и связанных с ней рисках, многие читатели наверняка захотят проверить свое шестое чувство. Однако все не так просто. В одних случая интуиция срабатывает очень верно, например, многие с легкостью читают по лицам. А вот интуитивно спрогнозировать курс акций или футбольный счет может далеко не каждый.

Благодаря СМИ информация об авиакатастрофах распространяется очень быстро и во всех подробностях. Поэтому многие американцы, особенно после терактов 11 сентября, предпочитают ездить на весенние каникулы во Флориду на автомобиле, а не подниматься в небо. Хотя по статистике самолет до сих пор – самый безопасный вид транспорта. Так что наша интуиция часто также дает сбои и ошибается. Интуитивно люди доверяют воспоминаниям больше, чем следует. Мы неправильно читаем посылы собственного разума, отрицаем, что определенные факторы влияют на нас. Также неправильно предчувствуем будущее, - как плохо мы можем предсказать, что будет с нами через год в случае, сли мы потеряем работу, разобьется наша семья, у нас диагностируют ВИЧ… И как хорошо можно предсказать будущее при условии, что мы выиграем в лотерею сумму с несколькими нулями.

Как показывают десятки исследований, люди часто неправильно трактуют даже собственное поведение и не могут его адекватно оценить. Так, женщина среднего возраста часто выбирает в магазине узкие джинсы, уверяя себя, что запросто скинет несколько кило. Редко кто в таких ситуациях реалистично смотрит на вещи и отложит покупку до тех пор, пока не похудеет.

E-xecutive: В книге вы также рассказываете об аномалиях экономической интуиции людей. Как они влияют на нашу жизнь?

— Поведенческие экономисты Ричард Талер и Даниэл Канеман выявили ряд таких аномалий. В соответствии с этими инстинктами, мы очень быстро принимаем решения — иногда мудрые, а иногда глупые и непредсказуемые. Бывают случаи, когда экономическая интуиция людей действует вопреки логике экономики. Исследования Канемана и Амоса Тверски демонстрируют, что это понятно с точки зрения психологии, хотя и нелогично: мы получаем больше боли от потерь, чем счастья от приобретения чего-либо. Поэтому мы проявляем острожность, когда нам дается шанс придержать победившие акции, и смелость, если появляется возможность избежать потери. В ходе различных экспериментов люди предпочитают верную прибыль ситуации, когда по случайности можно либо все проиграть, либо получить выгоду в два раза больше. Тем не менее если речь идет о том, чтобы избежать потери, они с радостью хватаются за такую рискованную возможность. По мнению Канемана и Тверски, мы ощущаем боль от потери в два раза острее, чем удовольствие от приобретения такого же размера. Эта аномалия известна как «отвращение к потерям».

Еще одну аномалию экономист Талер назвал «эффектом пожертвования». Вам нравится машина соседа, но готовы ли вы поменяться с ним? Любопытно, что подавляющее большинство людей в этой ситуации предпочтет практически всем соблазнительным альтернативам те вещи, которые уже имеет. С экономической точки зрения люди часто хотят получить за отказ от чего-то гораздо больше, чем они готовы заплатить за получение этого.

И еще один красноречивый эксперимент. В ходе одного исследования одним людям по два доллара, а другим — лотерейные билеты такой же стоимости. Позднее, когда исследователи предложили участникам эксперимента поменяться, большинство предпочли оставить себе то, что у них уже было.

E-xecutive: А как застраховать себя от неверных интуитивных решений, в том числе и экономических?

— Во-первых, мы должны помнить об опасностях интуиции. Когнитивная наука сегодня направляет свои силы не на уничтожение интуиции, а не ее активное укрепление, заострение мышления и углубление мудрости. Это все равно как если бы врач сказал, что состояние здоровья пациента отличное, но требуется некоторая коррекция зрения. Так что в одних областях интуиция работает очень остро, а в других требует развития и заострения. Кроме того, в тех случаях, когда это возможно, мы должны проверять интуицию реальностью, и постоянно испытывать ее. И уж конечно не полагаться при принятии серьезных решений только на шестое чувство, особенно, если у вас мало такого опыта.

E-xecutive: Российские предприниматели часто не относятся к интуиции серьезно и считают ее факультативным критерием при принятии решений. Как дела обстоят у их американских коллег?

— Интуиция американских инвесторов, успешных и не очень, конечно, влияет на их судьбу. Согласно исследованиям психологов, многие инвесторы, среди которых много мужчин, действительно доверяют своему внутреннему чутью, но делают это зря. Они живут с иллюзией, что могут быть более успешны, если не будут играть по правилам эффективного рынка, а воспользуются интуицией. Однако такая позиция в лучшем случае приводит к тому, что они ничего не теряют. Интуицию можно и нужно развивать, однако это не панацея и не единственный ключ к успеху.

E-xecutive: Каким образом можно обратить внимание предпринимателей на возможности интуиции? Есть ли смысл, например, ввести специальный курс по развитию интуиции в программу МВА-школ?

— Исследование о недостатках интуиции применительно не только к сфере инвестиций, но и к процессу подбора персонала. Так, например, часто HR-менеджеры склонны проявлять чрезмерную уверенность в своей способности прогнозировать шансы кандидата на успех. Многим людям, занятым в бизнесе, я вообще бы не советовал обращать на внимание на интуицию в случае, если ее успехи не подтверждены обширным опытом. Согласитесь, что вероятность успешной работы кандидата зависит от многих факторов, а не от субъективных интуитивных оценок сотрудников HR-службы.

E-xecutive: В таком случае может ли интуиция помочь HR-менеджеру раскрыть истинную натуру кандидата?

— Следует отметить, что интуиция не поможет понять, говорит ли человек на собеседовании правду или лжет. Так что, выбирая между двумя кандидатами, один из которых действительно искренен, а другой просто пытается произвести хорошее впечатление, менеджеры компании, как правило, сталкиваются с большими трудностями. Тем не менее, как я уже говорил, многие люди более компетентны в умении читать эмоции окружающих. Для определения истинных эмоций – счастья, гнева, страха, удивления, - многим достаточно лишь взглянуть в лицо собеседнику в течение долей секунд.

E-xecutive: Хорошая интуиция помогает предсказать степень риска и принять правильное решение. Какие факторы влияют на нашу возможность предсказать степень риска?

— Психологи определили, что на наше предчувствие относительно целесообразности риска влияет четыре фактора. В качестве примера действия этих факторов приведу распространенную нынче боязнь полетов.

Во-первых, мы боимся замкнутого пространства и высоты – этот страх имеет очень глубокие корни и восходит еще к страхам наших предков. Во-вторых, мы боимся, что не сможем контролировать ситуацию в небе. Мы считаем, что, ведя машину, полностью контролируем ситуацию, а летя на самолете – нет. Это ошибочное впечатление. Мы не любим, когда кто-то делаем для то, что мы можем с удовольствием сделать для себя сами, говорит риск-аналитик Чонси Старр.

В-третьих, мы боимся того, что может произойти внезапно, поскольку мы слишком волнуемся о будущем и боимся, что сможем его потерять. А вот подростки, например, равнодушны к вреду курения, поскольку живут настоящим, а не будущим.

Кроме того, мы боимся картинок, которые надолго врезаются в нашу память. Фотографии терактов 11 сентября формируют ужасные ощущения и страхи, которые определяют наше желание избежать подобных ситуаций. Так что тысячи примеров удачных поездок на дальние расстояния на авто заставляют нас не думать об опасностях вождения. Мы боимся единичных случаев, а не тех опасностей, которые сплошь и рядом. Такова человеческая природа.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика