25 января 2022 г. Вторник | Время МСК: 23:30:15
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько: "За девять месяцев текущего года выездной турпоток уменьшился на 26,6%"



Марина Кадыкова
Источник: Газета "Финансовые Известия"
добавлено: 17-12-2009
просмотров: 5497
Близится Новый год, и, несмотря на кризис, десятки тысяч россиян опять отправятся отмечать праздник на какой-то курорт. Предложений немало, однако далеко не все они сегодня актуальны, некоторые страны, вопреки ожиданиям, не снизили стоимость отдыха. Какие направления нынче в моде, какова обстановка с ценами и услугами, обозревателю "Финансовых Известий" Марине Кадыковой рассказал президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилькофинансовые известия: Сергей Павлович, близится Новый год - куда на этот раз поедут россияне, по каким направлениям ожидается наибольший турпоток на праздники?

— Зимой россияне в основном предпочитают ездить на пляжные либо горнолыжные курорты. Что касается первого варианта, то здесь уже традиционно наибольшей популярностью пользуются такие страны, как Египет, Эмираты и Таиланд. Из горнолыжных курортов наших граждан привлекают Альпы, а это соответственно Австрия, Франция, Италия и Швейцария. К излюбленным местам российских туристов можно отнести также Андорру, Болгарию, Словакию и скандинавские страны.

Но в целом путевки за границу покупает не более трех-четырех процентов населения России, так что существует спрос на отдых и внутри страны. Популярностью пользуются горнолыжные курорты, расположенные на Урале, Алтае и в Сочи. Кроме того, многие выезжают в пригородные пансионаты и турбазы. Стоит отметить, что весьма важную роль в этой географии играет, конечно, курортное лечение. Кстати, продукт оказался антикризисным - спрос на него практически не снизился. И это понятно: если брать весь спектр мотивации поездок, то своим здоровьем люди жертвуют все же в последнюю очередь. К тому же у санаторно-курортного лечения в России очень сильная школа, есть отличные специалисты, поэтому и эффективность высока.

— То есть, если нужно не только отдохнуть, но и подлечиться, россияне выбирают отечественные курорты?

— Да, и прежде всего Краснодарский край. Но не только. Москвичи часто едут в Подмосковье, питерцы - в курортный район Санкт-Петербурга, жители других городов - в пригородные санатории. Большой популярностью пользуются Кавминводы. В принципе лечиться можно во всех регионах. Например, в Сибири есть Белокуриха (Алтайский край. - "Финансовые Известия") или соленое озеро Шира, на Урале - Усть-Качка, ну и так вплоть до камчатской Паратунки. Сейчас многие понимают, что качественное лечение с помощью природных факторов очень эффективно, поэтому спрос на него растет, лишь незначительно снизившись в период кризиса. Например, если раньше в высокий сезон спрос превышал предложение и составлял, скажем, 130%, то теперь это цифра на уровне 100-105%.

— Насколько активно россияне сейчас покупают путевки на новогодние каникулы?

— Прошлогоднего напряжения, когда люди тянули до последнего, решая, ехать или нет, сейчас не наблюдается. Но вообще спрос рваный и неравномерный: например, ноябрь на многих направлениях с точки зрения продаж был "мертвый", а в последнюю неделю народ зашевелился, звонков в турфирмах стало больше, пошли бронирования. Кроме того, в кризис обострилась тенденция, которая проявилась два-три года назад: большинство предпочитает Новый год встречать дома, а отдыхать едут со 2-3 января. Новогодние туры на 20-30% дороже, чем каникулярные, и люди экономят. Поэтому на период с 20 по 31 декабря сейчас много спецпредложений, вплоть до бесплатного перелета для детей, новогоднего ужина или экскурсии в подарок.

— Изменились ли предпочтения российских туристов по сравнению с прошлым годом?

— В туризме тоже существует мода, и сейчас это особенно заметно. Вдруг появился хороший спрос на карибские страны - Доминикану, Кубу, Мексику. Во многом дело в том, что по цене эти дальние направления почти сравнялись с Европой. При этом сервис - например, в Доминиканской Республике - отличный: отели прекрасные, практически все работают по любимой россиянами системе "все включено", пляжи замечательные, погода гарантируется. С другой стороны, раскрученный остров Бали в Индонезии сегодня "подгорает", спрос на него тормозится. Мода прошла? Возможно, хотя направление чудесное. Таиланд продается хорошо, а ОАЭ - чуть хуже, так как там отдых подороже. Но, конечно, кардинальных географических сдвигов в турпотоках, наверное, уже не будет. Может быть, прибавятся более дешевые направления, в частности восточноевропейские.

Вообще для большинства россиян решающим фактором при выборе тура остается цена. Именно поэтому прошедшим летом Турции наши туристы предпочли Египет, который, желая удержать турпоток из России, снизил стоимость проживания в гостиницах. А Турция упорствовала до последнего, действуя по принципу "никуда не денутся, все равно приедут". В результате по итогам девяти месяцев выезд из России в Египет вырос на четыре процента, а в Турцию, наоборот, упал на 13 процентов. Еще больше потеряли Мальта (-33,3%) и Хорватия (-37,3%), они тоже поплатились за упрямство, не пожелав снизить стоимость проживания в отелях в тяжелые кризисные месяцы. Всего лишь один процент российского турпотока за девять месяцев потеряла Болгария. Отмена платы за услуги визового центра, бесплатная виза для детей, безупречная работа консульства в Москве, фейерверк спецпредложений и бонусов от болгарских отелей - и россияне не изменили этому направлению. Хороший пример для подражания.

— Стоит ли ожидать изменения количества выезжающих российских туристов по сравнению с концом 2008 года?

— Сейчас уровень продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился по разным направлениям от 15 до 30%. А за девять месяцев текущего года выездной турпоток уменьшился на 26,6%. Так что в любом случае увеличения ждать не приходится.

— Свиной грипп как-то повлиял на спрос?

— Да, ситуация со свиным гриппом сказалась довольно болезненно. Особенно это касается детского туризма. С середины лета были сорваны образовательные поездки школьников в Великобританию. Полностью провалились осенние каникулы, было аннулировано до 80% поездок школьных групп, и не только за рубеж, но и по России. Но по поводу зимних каникул у детей и турфирм появилась надежда: напряженность в связи с эпидемией спала, запрета на поездки не ожидается, даже продажи детского отдыха активизировались. Что касается взрослых, то из-за свиного гриппа практически не состоялся отдых на майские праздники в Мексике, откуда впервые и пошли сообщения об этой болезни. Летом было некоторое торможение спроса на Испанию, когда там выявились случаи заражения. Но в целом, конечно, грипп перемешался с кризисом, и точно определить степень влияния каждого из этих факторов трудно.

— Как вы оцениваете Россию в целом на мировом туристическом рынке, насколько отечественные курорты конкурентоспособны?

— В прошлом году вышел рейтинг конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий 133 стран, подготовленный Всемирным экономическим форумом. По природному наследию мы оказались на четвертом месте, по культурному - на девятом, а по конкурентоспособности российского турпродукта в целом на 59-м. Получается, что потенциал велик, а конкуренцию мы не выдерживаем.

— И с чем это связано?

— В первую очередь это связано с высокими тарифами на транспорт, а также с несовершенством системы налогообложения. Достаточно сказать, что уже 21 европейская страна снизила НДС для гостиничного хозяйства до уровня пяти-семи процентов. По сути дела для Европы это антикризисная мера, необходимая для повышения конкурентоспособности гостиниц. Но у нас, понятно, данный вопрос даже никто и не рассматривает. Кроме того, Россия недостаточно активно продвигает свои туристические возможности на внешних рынках. Мешает развитию туризма также и визовый режим. Все наши конкуренты на мировом туристическом рынке, в частности, страны Восточной Европы находятся уже в безвизовой зоне, и это, конечно, является их сильным преимуществом. Большинство стран СНГ также ввели в одностороннем порядке упрощенный визовый режим для граждан экономически развитых государств, безопасных с точки зрения нелегальной трудовой миграции. И нам с нашими многочисленными формальностями, включая визы, необходимость регистрации иностранцев, трудно бороться за туристические потоки.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика