2 октября 2022 г. Воскресенье | Время МСК: 05:45:15
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Топ-100 Российской розничной торговли




Источник: TorgRus.com
добавлено: 14-01-2010
просмотров: 43595
Национальная Торговая Ассоциация и ИА «INFOLine» представляют рейтинг «Топ-100 российской розничной торговли» по итогам 2008 года. Основной показатель, определяющий место компании в итоговом рейтинге, – выручка торговой сети за 2008 год. Самая большая доля в рейтинге – 46% – у сетей FMCG, получивших в настоящее время наибольшее развитие на российском ретейловом рынке.

В 2008 году рынок розничной торговли России составил 13853,2 млрд руб., причем на долю продовольственных товаров пришлось порядка 6270,8 млрд. руб., на долю непродовольственных – 7582,4 млрд руб. соответственно.

В совокупном объеме выручки наибольшая доля принадлежит сетям FMCG – 58,7%, далее следуют сети бытовой техники и электроники (БТЭ) – 13%, сети мобильных телефонов – 12%. То есть именно в данных сегментах в 2008 году был отмечен наибольший товарооборот.

По количеству магазинов первое место занимают сети мобильных телефонов (37,9%), что во многом обусловлено большим количеством объектов небольшой торговой площади (по общей торговой площади сети мобильных телефонов лишь на четвертом месте). Второе место по количеству торговых объектов у сетей FMCG (31,3%), третье – у аптечных сетей (18,2%).

Наибольшая доля в структуре торговых площадей – 57,3% принадлежит сетям FMCG, что обусловлено большим количеством торговых объектов сетей данного сегмента. Второе место занимают сети БТЭ – 12,2%, третье – сети DIY – 6,8%. Несмотря на небольшое количество объектов сетей DIY, как правило, у магазинов этого формата значительные торговые площади, что и определило третье место в рейтинге.

Что касается показателей эффективности розничных сетей, то средние темпы роста выручки торговых сетей, вошедших в рейтинг FMCG, составляли в 2008 году 131,6% (в 2007 году – 138%). При этом максимальные темпы роста выручки продемонстрировали торговые сети в сегменте парфюмерия и косметика – 144,7%, а минимальные – торговые сети в сегменте одежда – 66,6%. Темпы роста выручки в сегменте FMCG-сетей – 140,6%.

Максимальные темпы роста торговых площадей в 2008 году были характерны для сетей детских товаров 148,4% при среднем показателе по рейтингу 119,9%. Минимальные темпы роста торговых площадей у аптечных сетей – 102,7%. У сегмента FMCG-сетей темпы роста торговых площадей составили 121,6%.

Максимальные показатели выручки с 1 кв. м. торговой площади в 2008 году продемонстрировали сети мобильных телефонов – $27,4 тыс. с 1 кв. м (средний показатель – $10,3 тыс.). Минимальная выручка с 1 кв. м торговой площади – $2,7 тыс. – у книжных сетей. У FMCG-сетей этот показатель равнялся $10,2 тыс.

Темпы роста выручки крупнейших сетей в 2008 году (%)

Сети FMCG

Рейтинг крупнейших сетей FMCG России сформирован по результатам анкетирования, проведенного специалистами ИА «INFOLine» в III квартале 2009 года, и обобщения результатов деятельности 52 крупнейших торговых сетей FMCG России. В качестве основных были приняты следующие критерии: выручка, торговые площади, количество магазинов сети с разбивкой по форматам (в качестве ключевого параметра при определении формата торгового объекта принят параметр торговая площадь). С целью выработки единого критерия при подготовке рейтинга была принята следующая классификация торговых объектов по форматам: магазин у дома (площадь до 500 кв. м), супермаркет (500–2,5 тыс. кв. м), гипермаркет (свыше 2,5 тыс. кв. м). Разбивка магазинов по форматам, принятая в рейтинге, может не совпадать с используемой некоторыми ретейлерами. Например, «Седьмой континент» традиционно считается сетью супермаркетов, однако по критерию торговая площадь значительная часть магазинов сети попадает в формат магазин у дома.

Суммарная выручка 52 крупнейших торговых сетей FMCG, участвовавших в рейтинге, в 2008 году составила 1260 млрд руб. При этом на 10 крупнейших сетей приходится 864,9 млрд руб., или 68,5% общего объема выручки. Первое место по объему выручки занимает компания X5 Retail Group с долей 17%, второе место компания «Магнит» с долей 10,5%, третье место принадлежит компании Aucahan с долей 10,2%. Таким образом, на три крупнейшие сети приходится почти 40% розничного оборота 52 крупнейших сетей FMCG.

Средние темпы роста выручки сетей FMCG в 2008 году составили 40,8% (в рублевом выражении). Причем наибольшие темпы роста выручки демонстрировали торговые сети, которые не являлись лидерами по размеру выручки в 2008 году. Так, первое место по темпам роста выручки заняла торговая сеть «Глобус» (HyperGlobus) – в 2008 году выручка, по данным компании, выросла более чем в 3 раза.

Суммарные торговые площади 45 крупнейших сетей FMCG России составили 5995 тыс. кв. м, при этом на 10 крупнейших сетей приходилось 3627,03 тыс. кв. м, или 60,5%.

Наибольшие общие торговые площади у торговой сети X5 Retail Group (после объединения с сетью «Карусель») – 14,6% в общем объеме. Второе место занимает «Магнит» с долей 13,7%, третье место – Metro C&C с долей 7,2%. В десятку крупнейших розничных сетей по размеру торговых площадей входит пять компаний, развивающих формат гипермаркет: «Лента», Auchan, X5 Retail Group, Metro C&C, «O`Кей». Единственная в десятке, развивающая только один формат магазин у дома, торговая сеть «Копейка» (по состоянию на конец 2008 года). Остальные сети являются мультиформатными.

Средние темпы роста торговых площадей сетей FMCG России в 2008 году составили 25,6%. У трех из 52 торговых сетей «Семья», «Идея», Atac торговые площади за 2008 год выросли в 2 раза. А сеть «Глобус» продемонстрировала рост торговых площадей более чем в 2,5 раза.

Среднегодовая выручка с 1 кв. м торговой площади крупнейших розничных сетей FMCG составила $10,2 тыс. При этом у 22 из 52 компаний выручка с 1 кв. м торговой площади превышает средний показатель. Лидером по данному показателю является торговая сеть «Азбука вкуса» $24 тыс./кв. м. Второе место занимает сеть «Утконос» $23,5 тыс./кв. м, третье место – «Полушка» (Санкт-Петербург) $21,8 тыс./кв. м. Минимальный показатель у компании «АЛПИ» – $1,61 тыс./кв. м.

Общее количество торговых объектов 52 крупнейших торговых сетей FMCG России (по сумме форматов магазин у дома, супермаркет, гипермаркет) на конец 2008 года составило 8046: 1034 супермаркеты, 379 гипермаркеты, 6633 – магазины у дома. На 10 крупнейших компаний приходится 4815 торговых объектов, или 73,9%.

По количеству торговых объектов формата магазин у дома лидером является торговая сеть «Магнит» 2568 магазинов (по состоянию на конец 2008 года). При этом на 10 крупнейших сетей по данному показателю приходится почти 83% от общей совокупности магазинов у дома. Третье место с долей 7,2% занимает «Копейка».

По количеству магазинов формата супермаркет лидирующие позиции у X5 Retail Group с долей 20% (сеть супермаркетов «Перекресток»), второе место – у компании Объединенная компания «Холидей» и «Кора» с долей 11,9%, третье место – у сети «Патэрсон» с долей 7,6%. На 10 крупнейших сетей супермаркетов России в 2008 году приходилось более 70% от общего числа супермаркетов.

В сегменте сетей формата гипермаркет первое место занимает Metro C&C с долей 13,1% в общем количестве гипермаркетов (по состоянию на 2008 год сеть включала 48 гипермаркетов). Второе место принадлежит компании X5 Retail Group с долей 12,5% (46 гипермаркетов на конец 2008 года, в связи с приобретением сети «Карусель»). Третье место занимает торговая сеть «Лента» с долей 9,3% (34 гипермаркета на конец 2008 года). На 10 крупнейших сетей гипермаркетов России приходится около 77% от общего количества гипермаркетов.

Структура рейтинга "Топ-100 российской розничной торговли - 2008" (% от общего количества сетей)

Методология подготовки рейтинга ТОП-100 российской розничной торговли

Для рейтингования торговых сетей были использованы следующие показатели: выручка компании в 2008 году (в рублевом выражении, выручка в долларах или евро переводилась в рубли по среднегодовому курсу валют), количество магазинов, в том числе по форматам, общие торговые площади магазинов сети, темпы роста выручки в 2007-2008 году, темпы роста торговых площадей в 2007-2008 году. В качестве основного показателя, определяющего место компании в итоговом рейтинге, использовался показатель выручки компании в 2008 году в рублевом выражении.

С 2008 года партнером ежегодного рейтинга Национальной Торговой Ассоциации «Топ-100 российской розничной торговли» является ИА «INFOLine». В рамках формирования рейтинга по итогам 2008 года специалисты ИА «INFOLine» провели анкетирование и интервьюирование торговых сетей, обработку данных финансовой отчетности и прочих документов об операционной и финансовой деятельности, анализ публикаций в отраслевых и деловых СМИ. Также использовалась информация от самих компаний и из вторичных источников (данные федеральных органов власти, годовые и квартальные отчеты, проспекты эмиссий ценных бумаг и инвестиционные меморандумы торговых сетей и компаний-поставщиков, и ряда других).

Топ-100

 Название сетиКомпанияСЕОТип сети
1Карусель, Пятерочка, ПерекрестокX5 Retail GroupХасис Лев Аронович, главный исполнительный директорFMCG
2МагнитМагнит, ОАОГалицкий Сергей Николаевич, генеральный директорFMCG
3AuchanАшан, ОООЖан-Пьер Жермен, генеральный директорFMCG
4ЕвросетьЕвросеть, ОООМалис Александр Адольфович, президентмобильные телефоны
5Metro C&CМЕТРО Кэш энд Керри, ОООАкин Байер, генеральный директорFMCG
6ЭльдорадоЭльдорадо, ОООНемченко Игорь Васильевич, генеральный директорбытовая техника и электроника
7М.ВидеоМ Видео, ОООТынкован Александр Анатольевич, президентбытовая техника и электроника
8СвязнойСвязной СПБ, ОАО(юр. Лицо в СПБ), Связной МС, ЗАО(юр. Лицо в Москве)Ноготков Максим Юрьевич, президентмобильные телефоны
9КопейкаТД Копейка, ОАОСолодов Сергей Евгеньевич, президентFMCG
10ЛентаЛента, ОООБобров Алексей Владимирович, генеральный директор, с сентября 2009 года Ян Дунинг, генеральный директорFMCG
11О`Кей, О’Кей-экспрессО`Кей, ОООЛонге Патрик, генеральный директорFMCG
12ГК ДиксиДикси групп, ОАО; ДИСКОНТцентр, ЗАОИлья Адофольвич Якубсон, президентFMCG
13ТехносилаТехносила, ОООЕременко Юрий Борисович, генеральный директорбытовая техника и электроника
14IKEAИкея, ОООПер Кауфман, управляющий коммерческими центрамимебель
15Седьмой Континент, НашСедьмой Континент, ОАОКовальчук Степан Васильевич, председатель совета директоровFMCG
16ГК ВикторияГК Виктория, ОАОКалашникова Елена Вениаминовна, президент; Власенко Николай Владимирович, председатель Совета директоровFMCG
17СпортмастерСпортмастер, ОООСтрахов Леонид Борисович, генеральный директорспорт
18OBIОБИ Франчайзинговый Центр, ОООФогт Торстен, генеральный директорстроительные материалы и товары для дома
19Аптечная сеть 36,6Аптеки 36,6, ЗАОДжери Калмис, генеральный директораптеки
20Цифроградкомпания закрываетсяПляко Владимир Дмитриевич, генеральный директормобильные телефоны
21Диксискомпания закрываетсяФилатов Руслан Витальевич, генеральный директормобильные телефоны
22ЛинияКорпорация Гринн, ЗАОГрешилов Николай Николаевич, генеральный директорFMCG
23Leroy MerlinЛеруа Мерлен Восток, ОООВенсан Гюффруа, генеральный директорстроительные материалы и товары для дома
24DOMOДомо, ОАОСайфутдинов Антон Ринатович, генеральный директорбытовая техника и электроника
25Объединеная компания "Кора" и "Холидей Классик"Объединенная компания "Холидей" и "КОРА"Степанов Сергей Владимирович, генеральный директор УК "Кора", Скороходов Растислав Владимирович, генеральный директор ООО "Кора-ТК"FMCG
26МИРМагазины электроники Мир, ОООКабанов Евгений Александрович, генеральный директорбытовая техника и электроника
27МонеткаЭлемент-Трейд, ОООЗаболотнов Роман Николаевич, генеральный директорFMCG
28АлпиАлпи, ОАОХарьков Евгений Васильевич, генеральный директорFMCG
29Детский мирДетский Мир-Центр, ОАОЕнтяков Максим Вадимович, генеральный директордетские товары
30ГК ВестерВестер-Регионы, ОООАстрейко Александр Иванович, генеральный директорFMCG
31КировскийСупермаркет Кировский, ЗАОКовпак Игорь Иванович, генеральный директорFMCG
32Realреал,-Гипермаркет, ОООАнтонио Баптиста , генеральный директорFMCG
33Мария-РаМария-Ра, ООО, ПКФРакшин Александр Федорович, генеральный директорFMCG
34Л`Этуаль, SephoraАлькор и Ко, ОООМурадов Кирилл Иосифович, генеральный директоркосметика
35Media MarktМедиа Маркт Сатурн, ОООГуральчик Бернд, генеральный директорбытовая техника и электроника
36МаксидомМаксидом, ОООГоликов Сергей Валентинович, генеральный директорстроительные материалы и товары для дома
37Телефон.рукомпания приобретена МТСЗолотовицкий Михаил Владимирович, генеральный директормобильные телефоны
38МосмартМосмарт, ЗАОВиталий Подольский, главный исполнительный директорFMCG
39ПатэрсонФирма Омега-97, ОООЯковчик Юрий Викторович, генеральный директорFMCG
40СамохвалСамторг, ОООКувшинов Дмитрий, президент сетиFMCG
41Пятерочка, Патэрсон, СтоличныйНовые торговые системы, ОАОНасоленко Виталий Михайлович, генеральный директорFMCG
42Rive Gauch (Рив Гош)Арома Люкс, ОООКарабань Лариса Дмитриевна, генеральный директоркосметика
43BillaБилла, ОООКристиан Карл Хартен, генеральный директорFMCG
44РиглаРигла, ООООстофоров Олег Игоревич, генеральный директораптеки
45Твой домКротэкс, ЗАОДадашин Эльдар Рамизовичстроительные материалы и товары для дома
46Чибис, ПолянаСистема РегионМарт, ОООКолесник Сергей Александрович, генеральный директорFMCG
47Энка ТЦ (Рамстор)Энка, ТЦМурат Дуран, генеральный директорFMCG
48Азбука вкусаГородской супермаркет, ОООСадовин Владимир Альбертович, генеральный директорFMCG
49Беталинксеть закрыласьКовалева Марина Александровна, генеральный директормобильные телефоны
50CastoramaКасторама Рус, ОООПисклов Олег Владимирович, генеральный директорстроительные материалы и товары для дома
51КупецИнтерторг, ОООКотляров Владимир Борисович, генеральный директорFMCG
52СуперСтрой, СтройАрсеналТрест СКМ, ОООТокарев Василий Николаевичстроительные материалы и товары для дома
53ВиватВиват-Трейд, ОООМальков Константин Игоревич, генеральный директорFMCG
54Полушка (СПб)Любавушка, ООО, Холдинг "Продовльственная биржа"Лысенко Анна Рэмовна, генеральный директорFMCG
55ILE DE BEAUTEЕдиная Европа-С.Б., ОАОНиколаев Андрей Станиславович, генеральный директоркосметика
56Сибирский гигантТорговый Холдинг Сибирский Гигант, ОООЗацепилин Андрей Михайлович, генеральный директорFMCG
57Белый ветер-ЦифровойБелый ветер Цифровой, ОООТимченко Илья Владимирович, генеральный директорбытовая техника и электроника
58Полушка (Уфа)Форвард, ЗАОАнтипин Павел Евгеньевич, генеральный директорFMCG
59ГлобусГиперглобус, ОООКристиан Хайнц, управляющийFMCG
60МагнолияТ и К Продукты, ЗАОМитрохин Дмитрий Борисович, генеральный директорFMCG
61SparСпар Ритейл, ЗАОДонченко Дмитрий Александрович, генеральный директорFMCG
627-я Семья, ИдеяТД Интерторг, ОООАбдулаев Михаил АлеевичFMCG
63Радеж, ЭкономРадеж, ОООСударев Юрий Владимирович, генеральный директорFMCG
64ФармакорФармакор, ЗАОМилевич Илья Моисеевич, генеральный директораптеки
65Метрика, Стройбаза Рыбинская, ЯсамКорпорация СБР, ОООЛебедев Евгений Анатольевич, генеральный директорстроительные материалы и товары для дома
66Топ-книга, КнигомирТоп-Книга, ОООЛямин Георгий Александрович, генеральный директоркниги
67К-Раута (Строймастер)СтройМастер, ЗАОРуденко Александр Евгеньевич, генеральный директорстроительные материалы и товары для дома
68ПровиантКомпания Провиант, ОООМоргунский Игорь Степанович, генеральный директорFMCG
69МатрицаУниверсал-Трейдинг, ООО; Матрица Холдинг, ОАОГородецкий Сергей Николаевич, генеральный директор ООО "Универсал-Трейдинг"; Тимур Гизатуллин, Председатель совета директоров Холдинга "Матрица"FMCG
70ИмплозияИмплозия, ОООПодгорнов Дмитрий Романович, генеральный директораптеки
71УтконосНовый Импульс-50, ОАОРазумов С.Н.FMCG
72БахетлеБахетле, ООО, ТПКЛатыпова Муслима Хабриевна, генеральный директорFMCG
73Старик ХоттабычСтарик Хотабыч, ОООЛазарев Игорь Николаевичстроительные материалы и товары для дома
74Gloria Jeans& Gee JayКорпорация Глория Джинз, ЗАОМельников Владимир Владимирович, президентодежда
75ТехноШокТехноград, ОООГордейчук Виктор Николаевич-президент, Демичев Сергей Николаевич-генеральный директорбытовая техника и электроника
76Айкай, Лукоморье, ГрошэльАйкай, Лукоморье, ГрошэльБалобанов Александр АнатольевичFMCG
77Паллада, Сберегайка, Октябрьский, ДашенькаПаллада Торг, ЗАОХильков Виктор СергеевичFMCG
78СемьЯСемья, ОООГанченко Ольга Ивановна, генеральный директорFMCG
79МолнияМолл, ОООБухарин Дмитрий ЮрьевичFMCG
80Доктор СтолетовРК Фарм, ЗАОКошелева Светлана Викторовнааптеки
81ЭссенОптовик, ОООМахеев Вадим Евгеньевич, генеральный директорFMCG
82ДомоцентрХолдинговая компания Домоцентр, ОООКулигин Тимофей Вячеславовичстроительные материалы и товары для дома
83ВимосТД "Вимос", ОООГурьев Владимир Васильевич, генеральный директорстроительные материалы и товары для дома
84Уютерра, ЧудомПланета Строй, ОООСаганов Александр Владимировичстроительные материалы и товары для дома
85БауцентрБауцентр-Рус, ОООГаврилов Максим Геннадьевичстроительные материалы и товары для дома
86Первая помощьПервая помощь, ЗАОВласов Виталий Юрьевичаптеки
87Столичные аптекиГУП Столичные аптекиРемизов Михаил Валерьевич, генеральный директораптеки
88Ижтрейдинг, Три бананаИжтрейдинг, ОООВолков Андей ЕвгеньевичFMCG
89AtacАтак, ОООЖан-Филипп Грабовски, генеральный директорFMCG
90ЭдельвейсКазанский Торговый Дом, ОАОСеменов Олег Алексеевич, генеральный директорFMCG
91ВитаВита, ОООДурнев Константин Михайловичаптеки
92РадугаРоста, ОООМалышева Татьяна Васильевнааптеки
93Старый ЛекарьВитим и Ко, ОООХенрис Фогелсаптеки
94Алые парусаСеть универсамов Алые Паруса, ОООАткина Елена ВитальевнаFMCG
95Глобус ГурмэТорговая сеть Глобус ГурмэЯковлев Андрей ГеннадиевичFMCG
96БегемотТрейд лоджистик компани, ООО Инсарова Наталья Михайловнадетские товары
97Глобус, Все на свете (Киров)Глобус плюс, ООО (Система Глобус, ГК)Березин Олег ЮрьевичFMCG
98АвоськаАвоська-два, ОООЧернышев Андрей Васильевич, генеральный директорFMCG
99ТелемаксТелемакс, ОООЛоскутов Андрей Александрович, генеральный директорбытовая техника и электроника
100НатурПродуктГК Здоровые Люди, ОООБатулин Алексей Леонидовичаптеки
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.105 сек.
Яндекс.Метрика