27 мая 2019 г. Понедельник | Время МСК: 01:58:03
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Особенности аудиторской деятельности в корпорациях



добавлено: 28-01-2010
просмотров: 9040
По приглашению руководства Департамента внутреннего аудита и контроля ОАО РЖД Генеральный директор Института профессиональных финансовых менеджеров (Россия), член Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, профессор Соколов Б.Н. выступил 10 июля 2009 г. перед руководителями контрольных органов железных дорог с докладом «Особенности аудиторской деятельности в корпорациях». Доклад посвящался проблемам взаимодействия внешних и внутренних аудиторов в условиях действия новой редакции «Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Особенности аудиторской деятельности в корпорациях

(Тезисы доклада)

Аудиторская деятельность в корпорациях на современном этапе осуществляется внешними аудиторами и внутренними аудиторами. Их работа может координироваться Комитетом по аудиту при Совете директоров (далее по тексту- Комитет). Типовой порядок работы этого Комитета и его основные функции определены Кодексом корпоративного поведения, разработанным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг еще в 2002 г.

Для Комитета функция координации работы внешних и внутренних аудиторов является одной из основных, поскольку обуславливает сокращение дублирования и рост эффективности проверок. В рамках реализации этой функции Комитет:

  1. обеспечивает системное взаимодействие со Службой внутреннего аудита (далее по тексту – СВА), которая помогает ему выполнять общую координацию и контроль над работой всех контролирующих структур в корпорации;
  2. организует, при необходимости, совместное рассмотрение с внутренними контролирующими структурами планов (программ) и методического инструментария комплексных проверок деятельности материнской компании и бизнес – единиц, их координации с внешними контролирующими органами;
  3. организует периодические семинары (совещания, встречи) с внутренними аудиторами и внутренними контролерами, дислоцирующимися в участниках корпорации с целью обмена опытом работы и оценки.

Комитет занимает одну из ключевых позиций также в вопросах обсуждения подготовленных внешними аудиторами замечаний предложений и оговорок. СВА может принимать участие в обсуждении материалов внешних аудиторов. Как показывает практика, внешние аудиторы обычно не возражают против предварительного обсуждения этого рабочего материала с СВА для выявления его слабых мест. Особое внимание в процессе этой работы уделяется анализу фактов и причин выявленных в бухгалтерской (финансовой) отчетности искажений.

При обсуждении могут появиться разногласия, которые не удается урегулировать. В этом случае СВА подготавливает для Комитета отчет или дает письменные разъяснения в иной форме для обоснования своей точки зрения. Этот документ должен содержать обоснования основных расхождений во взглядах СВА с внешними аудиторами.

Самое пристальное внимание в процессе обсуждения следует обращать на содержание и обоснованность оговорок, включаемых в аудиторское заключение. Причины их появления должны стать предметом детального изучения внутренними аудиторами. Это могут быть, например, нежелание финансовых руководителей корпорации признавать допущенные ошибки и вносить исправления в бухгалтерскую (финансовую) отчетность или наличие оставшихся спорных вопросов, трактуемых внешним аудитом в свою пользу.

Таким образом, можно констатировать, что СВА в процессе взаимодействия с внешними аудиторами выполняет функции первого рецензента материалов по результатам проверки.

Комитет по аудиту при Совете директоров на основании анализа результатов работы внешних аудиторов, проведенного СВА по его поручению, может предпринять следующие действия:

  1. дать оценку работе аудиторской организации на соответствие федеральным стандартам и, в случае необходимости, обратиться в саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой с января 2010 г. должна являться каждая аудиторская организация;
  2. информировать Совет директоров о лицах, виновных в совершении нарушений законодательства и внутренних регламентов экономического субъекта; о причинах и условиях, способствовавших их появлению, а также о возможных путях и способах предупреждения аналогичных нарушений в будущем.

Совет директоров после доклада Комитета принимает решение об утверждении бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации.

СВА может играть первостепенную роль в проводимых внешними аудиторами проверках, снижать их стоимость. Порядок взаимодействия в этом вопросе определен федеральным правилом стандартом аудиторской деятельности № 29, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В зависимости от имеющегося опыта взаимодействия оно может осуществляться на 3 уровнях.

  • выполнение работ под контролем внешних аудиторов;
  • выполнение работ при руководстве внешних аудиторов;
  • выполнение работ по программе внешнего аудита самостоятельно.

Рассмотрим сущность каждого из указанных уровней взаимодействия.

1. Выполнение работ под контролем внешнего аудита (первый уровень) осуществляется, как правило, при первом опыте сотрудничества внешних аудиторов и СВА. В этом случае внутренние аудиторы работают с внешними аудиторами по их рабочим программам и под текущим контролем руководителя группы, которому внутренние аудиторы на системной основе представляют свои отчеты и рабочие материалы по проделанной работе. Внутренний аудит использует свои базы данных.

При этом уровне взаимодействия отрабатывается методика совместной работы, осуществляется конструктивное обсуждение ее результатов, что, в конечном счете, приводит к повышению обоснованности аудиторского заключения.

2. Процесс выполнения работ при руководстве внешних аудиторов (второй уровень) применяется при наличии определенного опыта совместной деятельности внутренних и внешних аудиторов, например, на первом уровне. В этом случае сотрудники СВА действуют в составе группы внешних аудиторов в соответствии с их программами. Уровень качества их материалов контролируется в общем порядке для всей группы аудиторов в конце проверки.

Такая схема взаимодействия применяется, в основном, при проверках в холдинговых структурах, требующих одновременной согласованной работы значительного числа профессионалов, позволяет составить качественное аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности. В определенной мере при использовании труда внутренних аудиторов, работающих в структурах холдинга, снижаются накладные расходы.

3. При системном взаимодействии внешних и внутренних аудиторов в корпорации, имеющей значительную филиальную сеть, СВА может проводить проверки в этой сети по собственному плану, согласованному с аудиторской организацией. По результатам этих проверок подготавливаются отчеты для Комитета по аудиту при Совете директоров и для руководства экономического субъекта.

Внешний аудит получает, изучает и может использовать эти отчеты при аудите консолидированной финансовой отчетности. При таком взаимодействии внешние аудиторы минимизируют проводимые ими контрольные процедуры в филиальной сети или не проводят их вообще.

СВА повышает качество и снижает стоимость проверок внешних аудиторов, выполняя следующую работу, помогающую их деятельности. Она повышает информационную обеспеченность внешних аудиторов, сокращает одновременно время проверки, осуществляемые трудозатраты и ее стоимость. Внутренние аудиторы, в частности, контролируют своевременную подготовку необходимой информации (первичных документов, копий документов для рабочей документации, справок). Они наблюдают также за соблюдением при проведении проверки режима конфиденциальности (хранение и возврат первичной документации и рабочих документов внешнего аудита), организуют встречи внешних аудиторов с сотрудниками и руководителями корпорации, содействуют подготовке письменных разъяснений по запросам внешних аудиторов.

В корпорациях Комитет, СВА и бухгалтерия являются ключевыми структурами, от мнения которых во многом зависит выбор аудиторской организации, осуществляющей обязательный аудит или оказывающей иные услуги. Поэтому руководителям и сотрудникам указанных структур важно знать современные требования к аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам. Эти требования на современном этапе определены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон).

При выборе указанных субъектов аудиторской деятельности следует оценивать их на соответствие следующим критериям.

1. Аудиторская деятельность осуществляется исключительно при наличии лицензий, выданных Минфином России. Действительными являются лицензии, срок действия которых не истек до 1 января 2009 г., но истекает до 1 января 2010 г. Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона в этом случае аудиторская деятельность может осуществляться аудиторской организацией без переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. В этот временной период действуют также лицензии, выданные Минфином России в 2009 г.

Работа по их выдаче производится Минфином России в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 80. При этом лицензионные требования и условия, установленные Положением о лицензировании аудиторской деятельности, применяются с учетом положений Федерального закона.

2. Поскольку на настоящий момент не существует ни одного профессионального объединения аудиторов и аудиторских организаций, аккредитованного Минфином России в качестве саморегулируемой организации (далее по тексту – СРО), требование Федерального закона об обязательном членстве аудиторской организации в СРО вступает в действие с 1 января 2010 г. С этой даты аудиторские организации, не вступившие в СРО аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона аудиторская организация может являться членом только одной СРО аудиторов. До момента вступления в нее аудиторские организации обязаны свои учредительные документы привести в соответствие с требованиями Федерального закона.

3. Индивидуальные аудиторы, наряду с аудиторскими организациями имеют право проводить обязательный аудит и оказывать связанные с аудитом услуги со следующими ограничениями. С 1 января 2009 г. в соответствии с частью 2 статьи 1, частью 4 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, за исключением обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности. Как и в случае с аудиторскими организациями перечень оказываемых индивидуальными аудиторами услуг, не является исчерпывающим.

4. Аудиторы, не являющихся индивидуальными аудиторами, до конца 2009 г. вправе участвовать в аудиторской деятельности (в том числе подписывать аудиторские заключения) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата. До 1 января 2010 г. факт того, что если аудитор не является членом СРО аудиторов, то это не является препятствием участия такого аудитора в аудиторской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона до 1 января 2010 г. аудиторы обязаны выполнить установленное частью 1 статьи 4 Федерального закона требование к членству в СРО аудиторов. При этом необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона аудитор может являться членом только одной СРО аудиторов.

С 1 января 2010 г. аудиторы, не вступившие в СРО аудиторов, не вправе участвовать в аудиторской деятельности.

Следует подчеркнуть, что с 1 января 2011 г. участие в аудиторской деятельности допускается исключительно на основании:

  • действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России до 1 января 2009 г.;
  • действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России с 1 января 2009 г. до 1 января 2011 г.;
  • действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных в порядке, установленном частями 1-8 статьи 11 и частью 4 статьи 23 Федерального закона, с 1 января 2011 г.

Как показывает практика, значительное число внутренних аудиторов имеет или собирается получать квалификационный аттестат внешнего аудитора, в связи с чем аудиторам и претендентам весьма полезно знать требования Федерального закона к аттестации и повышению квалификации аудиторов.

В соответствии с Федеральным законом в 2009-2010 гг. обучение желающих заниматься аудиторской деятельностью, квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора, выдача квалификационного аттестата аудитора будут осуществляться в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Временным положением, утвержденным Минфином России.

Кардинальные изменения в реорганизации обучающего процесса произойдут с 1 января 2011 года, когда вступит в силу статья 11 Закона, которая определяет новый порядок получения аттестата аудитора. В частности, не будет регламентирована процедура обучения в конкретных учебных центрах. Подготовку претендентов для сдачи квалификационного экзамена сможет выполнять любая обучающая организация, у которой есть право на учебную деятельность. То есть будут созданы условия для формирования эффективной конкурентной среды.

Помимо прочего, статья 11 гласит, что ко дню объявления результатов квалификационного экзамена, стаж работы претендента, связанный с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета, должен быть не менее 3 лет. Не менее 2 последних лет трудового стажа, претендент должен работать в аудиторской организации.

Пока еще частично действующий Федеральный закон от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» позволяет получать квалификационные аттестаты аудитора лицам без должного практического опыта. А это негативно сказывается в дальнейшем на качестве их работы в аудиторских организациях.

Еще одно нововведение в области проведения квалификационных экзаменов по аудиту – это формирование всеми СРО аудиторов в порядке, установленном Минфином России, Единой аттестационной комиссии. Именно она будет организовывать экзаменационный процесс. Иными словами усиливается роль профессии в формировании собственных кадров.

Определенные изменения предусматриваются в системе повышения квалификации. Статья 11 Федерального закона предусматривает, как и в настоящее время, предусматривает в качестве обязанности аудитора проходить обязательное ежегодное повышение квалификации в объеме не менее 120 часов за 3 года. Однако при распределении этих часов предусматривается возможность проведения курсов повышения квалификации в объеме не менее 20 часов каждый год (в настоящее время – не менее 40 часов). Это изменение позволяет сформировать в один из годов трехлетнего периода курс в объеме 80 часов, что даст возможность подготовить внешнего аудитора к качественному самостоятельному выполнению сопутствующих аудиту профессиональных услуг. Эта норма водится Федеральным законом с 1 января 2010 г.

Представляется, что усиление взаимодействия СВА с Комитетом позволит корпорации повысить эффективность контрольной работы с ее активами, обязательствами и бизнес-процессами.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.444 сек.
Яндекс.Метрика