21 октября 2021 г. Четверг | Время МСК: 23:41:30
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Топ-100 Российской розничной торговли



добавлено: 03-02-2010
просмотров: 28429
Национальная Торговая Ассоциация и ИА «INFOLine» представляют рейтинг «Топ-100 российской розничной торговли» по итогам 2008 года. Основной показатель, определяющий место компании в итоговом рейтинге, – выручка торговой сети за 2008 год. Самая большая доля в рейтинге – 46% – у сетей FMCG, получивших в настоящее время наибольшее развитие на российском ретейловом рынке.

В 2008 году рынок розничной торговли России составил 13853,2 млрд руб., причем на долю продовольственных товаров пришлось порядка 6270,8 млрд. руб., на долю непродовольственных – 7582,4 млрд руб. соответственно.

В совокупном объеме выручки наибольшая доля принадлежит сетям FMCG – 58,7%, далее следуют сети бытовой техники и электроники (БТЭ) – 13%, сети мобильных телефонов – 12%. То есть именно в данных сегментах в 2008 году был отмечен наибольший товарооборот.

По количеству магазинов первое место занимают сети мобильных телефонов (37,9%), что во многом обусловлено большим количеством объектов небольшой торговой площади (по общей торговой площади сети мобильных телефонов лишь на четвертом месте). Второе место по количеству торговых объектов у сетей FMCG (31,3%), третье – у аптечных сетей (18,2%).

Наибольшая доля в структуре торговых площадей – 57,3% принадлежит сетям FMCG, что обусловлено большим количеством торговых объектов сетей данного сегмента. Второе место занимают сети БТЭ – 12,2%, третье – сети DIY – 6,8%. Несмотря на небольшое количество объектов сетей DIY, как правило, у магазинов этого формата значительные торговые площади, что и определило третье место в рейтинге.

Что касается показателей эффективности розничных сетей, то средние темпы роста выручки торговых сетей, вошедших в рейтинг FMCG, составляли в 2008 году 131,6% (в 2007 году – 138%). При этом максимальные темпы роста выручки продемонстрировали торговые сети в сегменте парфюмерия и косметика – 144,7%, а минимальные – торговые сети в сегменте одежда – 66,6%. Темпы роста выручки в сегменте FMCG-сетей – 140,6%.

Максимальные темпы роста торговых площадей в 2008 году были характерны для сетей детских товаров 148,4% при среднем показателе по рейтингу 119,9%. Минимальные темпы роста торговых площадей у аптечных сетей – 102,7%. У сегмента FMCG-сетей темпы роста торговых площадей составили 121,6%.

Максимальные показатели выручки с 1 кв. м. торговой площади в 2008 году продемонстрировали сети мобильных телефонов – $27,4 тыс. с 1 кв. м (средний показатель – $10,3 тыс.). Минимальная выручка с 1 кв. м торговой площади – $2,7 тыс. – у книжных сетей. У FMCG-сетей этот показатель равнялся $10,2 тыс.

Темпы роста выручки крупнейших сетей в 2008 году (%)

Сети FMCG

Рейтинг крупнейших сетей FMCG России сформирован по результатам анкетирования, проведенного специалистами ИА «INFOLine» в III квартале 2009 года, и обобщения результатов деятельности 52 крупнейших торговых сетей FMCG России. В качестве основных были приняты следующие критерии: выручка, торговые площади, количество магазинов сети с разбивкой по форматам (в качестве ключевого параметра при определении формата торгового объекта принят параметр торговая площадь). С целью выработки единого критерия при подготовке рейтинга была принята следующая классификация торговых объектов по форматам: магазин у дома (площадь до 500 кв. м), супермаркет (500–2,5 тыс. кв. м), гипермаркет (свыше 2,5 тыс. кв. м). Разбивка магазинов по форматам, принятая в рейтинге, может не совпадать с используемой некоторыми ретейлерами. Например, «Седьмой континент» традиционно считается сетью супермаркетов, однако по критерию торговая площадь значительная часть магазинов сети попадает в формат магазин у дома.

Суммарная выручка 52 крупнейших торговых сетей FMCG, участвовавших в рейтинге, в 2008 году составила 1260 млрд руб. При этом на 10 крупнейших сетей приходится 864,9 млрд руб., или 68,5% общего объема выручки. Первое место по объему выручки занимает компания X5 Retail Group с долей 17%, второе место компания «Магнит» с долей 10,5%, третье место принадлежит компании Aucahan с долей 10,2%. Таким образом, на три крупнейшие сети приходится почти 40% розничного оборота 52 крупнейших сетей FMCG.

Средние темпы роста выручки сетей FMCG в 2008 году составили 40,8% (в рублевом выражении). Причем наибольшие темпы роста выручки демонстрировали торговые сети, которые не являлись лидерами по размеру выручки в 2008 году. Так, первое место по темпам роста выручки заняла торговая сеть «Глобус» (HyperGlobus) – в 2008 году выручка, по данным компании, выросла более чем в 3 раза.

Суммарные торговые площади 45 крупнейших сетей FMCG России составили 5995 тыс. кв. м, при этом на 10 крупнейших сетей приходилось 3627,03 тыс. кв. м, или 60,5%.

Наибольшие общие торговые площади у торговой сети X5 Retail Group (после объединения с сетью «Карусель») – 14,6% в общем объеме. Второе место занимает «Магнит» с долей 13,7%, третье место – Metro C&C с долей 7,2%. В десятку крупнейших розничных сетей по размеру торговых площадей входит пять компаний, развивающих формат гипермаркет: «Лента», Auchan, X5 Retail Group, Metro C&C, «O`Кей». Единственная в десятке, развивающая только один формат магазин у дома, торговая сеть «Копейка» (по состоянию на конец 2008 года). Остальные сети являются мультиформатными.

Средние темпы роста торговых площадей сетей FMCG России в 2008 году составили 25,6%. У трех из 52 торговых сетей «Семья», «Идея», Atac торговые площади за 2008 год выросли в 2 раза. А сеть «Глобус» продемонстрировала рост торговых площадей более чем в 2,5 раза.

Среднегодовая выручка с 1 кв. м торговой площади крупнейших розничных сетей FMCG составила $10,2 тыс. При этом у 22 из 52 компаний выручка с 1 кв. м торговой площади превышает средний показатель. Лидером по данному показателю является торговая сеть «Азбука вкуса» $24 тыс./кв. м. Второе место занимает сеть «Утконос» $23,5 тыс./кв. м, третье место – «Полушка» (Санкт-Петербург) $21,8 тыс./кв. м. Минимальный показатель у компании «АЛПИ» – $1,61 тыс./кв. м.

Общее количество торговых объектов 52 крупнейших торговых сетей FMCG России (по сумме форматов магазин у дома, супермаркет, гипермаркет) на конец 2008 года составило 8046: 1034 супермаркеты, 379 гипермаркеты, 6633 – магазины у дома. На 10 крупнейших компаний приходится 4815 торговых объектов, или 73,9%.

По количеству торговых объектов формата магазин у дома лидером является торговая сеть «Магнит» 2568 магазинов (по состоянию на конец 2008 года). При этом на 10 крупнейших сетей по данному показателю приходится почти 83% от общей совокупности магазинов у дома. Третье место с долей 7,2% занимает «Копейка».

По количеству магазинов формата супермаркет лидирующие позиции у X5 Retail Group с долей 20% (сеть супермаркетов «Перекресток»), второе место – у компании Объединенная компания «Холидей» и «Кора» с долей 11,9%, третье место – у сети «Патэрсон» с долей 7,6%. На 10 крупнейших сетей супермаркетов России в 2008 году приходилось более 70% от общего числа супермаркетов.

В сегменте сетей формата гипермаркет первое место занимает Metro C&C с долей 13,1% в общем количестве гипермаркетов (по состоянию на 2008 год сеть включала 48 гипермаркетов). Второе место принадлежит компании X5 Retail Group с долей 12,5% (46 гипермаркетов на конец 2008 года, в связи с приобретением сети «Карусель»). Третье место занимает торговая сеть «Лента» с долей 9,3% (34 гипермаркета на конец 2008 года). На 10 крупнейших сетей гипермаркетов России приходится около 77% от общего количества гипермаркетов.

Структура рейтинга "Топ-100 российской розничной торговли - 2008" (% от общего количества сетей)

Методология подготовки рейтинга ТОП-100 российской розничной торговли

Для рейтингования торговых сетей были использованы следующие показатели: выручка компании в 2008 году (в рублевом выражении, выручка в долларах или евро переводилась в рубли по среднегодовому курсу валют), количество магазинов, в том числе по форматам, общие торговые площади магазинов сети, темпы роста выручки в 2007-2008 году, темпы роста торговых площадей в 2007-2008 году. В качестве основного показателя, определяющего место компании в итоговом рейтинге, использовался показатель выручки компании в 2008 году в рублевом выражении.

С 2008 года партнером ежегодного рейтинга Национальной Торговой Ассоциации «Топ-100 российской розничной торговли» является ИА «INFOLine». В рамках формирования рейтинга по итогам 2008 года специалисты ИА «INFOLine» провели анкетирование и интервьюирование торговых сетей, обработку данных финансовой отчетности и прочих документов об операционной и финансовой деятельности, анализ публикаций в отраслевых и деловых СМИ. Также использовалась информация от самих компаний и из вторичных источников (данные федеральных органов власти, годовые и квартальные отчеты, проспекты эмиссий ценных бумаг и инвестиционные меморандумы торговых сетей и компаний-поставщиков, и ряда других).

Топ-100

Название сети / Компания / СЕО / Тип сети

1 Карусель, Пятерочка, Перекресток X5 Retail Group Хасис Лев Аронович, главный исполнительный директор FMCG

2 Магнит Магнит, ОАО Галицкий Сергей Николаевич, генеральный директор FMCG

3 Auchan Ашан, ООО Жан-Пьер Жермен, генеральный директор FMCG

4 Евросеть Евросеть, ООО Малис Александр Адольфович, президент мобильные телефоны

5 Metro C&C МЕТРО Кэш энд Керри, ООО Акин Байер, генеральный директор FMCG

6 Эльдорадо Эльдорадо, ООО Немченко Игорь Васильевич, генеральный директор бытовая техника и электроника

7 М.Видео М Видео, ООО Тынкован Александр Анатольевич, президент бытовая техника и электроника

8 Связной Связной СПБ, ОАО(юр. Лицо в СПБ), Связной МС, ЗАО(юр. Лицо в Москве) Ноготков Максим Юрьевич, президент мобильные телефоны

9 Копейка ТД Копейка, ОАО Солодов Сергей Евгеньевич, президент FMCG

10 Лента Лента, ООО Бобров Алексей Владимирович, генеральный директор, с сентября 2009 года Ян Дунинг, генеральный директор FMCG

11 О`Кей, О’Кей-экспресс О`Кей, ООО Лонге Патрик, генеральный директор FMCG

12 ГК Дикси Дикси групп, ОАО; ДИСКОНТцентр, ЗАО Илья Адофольвич Якубсон, президент FMCG

13 Техносила Техносила, ООО Еременко Юрий Борисович, генеральный директор бытовая техника и электроника

14 IKEA Икея, ООО Пер Кауфман, управляющий коммерческими центрами мебель

15 Седьмой Континент, Наш Седьмой Континент, ОАО Ковальчук Степан Васильевич, председатель совета директоров FMCG

16 ГК Виктория ГК Виктория, ОАО Калашникова Елена Вениаминовна, президент; Власенко Николай Владимирович, председатель Совета директоров FMCG

17 Спортмастер Спортмастер, ООО Страхов Леонид Борисович, генеральный директор спорт

18 OBI ОБИ Франчайзинговый Центр, ООО Фогт Торстен, генеральный директор строительные материалы и товары для дома

19 Аптечная сеть 36,6 Аптеки 36,6, ЗАО Джери Калмис, генеральный директор аптеки

20 Цифроград компания закрывается Пляко Владимир Дмитриевич, генеральный директор мобильные телефоны

21 Диксис компания закрывается Филатов Руслан Витальевич, генеральный директор мобильные телефоны

22 Линия Корпорация Гринн, ЗАО Грешилов Николай Николаевич, генеральный директор FMCG

23 Leroy Merlin Леруа Мерлен Восток, ООО Венсан Гюффруа, генеральный директор строительные материалы и товары для дома

24 DOMO Домо, ОАО Сайфутдинов Антон Ринатович, генеральный директор бытовая техника и электроника

25 Объединеная компания "Кора" и "Холидей Классик" Объединенная компания "Холидей" и "КОРА" Степанов Сергей Владимирович, генеральный директор УК "Кора", Скороходов Растислав Владимирович, генеральный директор ООО "Кора-ТК" FMCG

26 МИР Магазины электроники Мир, ООО Кабанов Евгений Александрович, генеральный директор бытовая техника и электроника

27 Монетка Элемент-Трейд, ООО Заболотнов Роман Николаевич, генеральный директор FMCG

28 Алпи Алпи, ОАО Харьков Евгений Васильевич, генеральный директор FMCG

29 Детский мир Детский Мир-Центр, ОАО Ентяков Максим Вадимович, генеральный директор детские товары

30 ГК Вестер Вестер-Регионы, ООО Астрейко Александр Иванович, генеральный директор FMCG

31 Кировский Супермаркет Кировский, ЗАО Ковпак Игорь Иванович, генеральный директор FMCG

32 Real реал,-Гипермаркет, ООО Антонио Баптиста , генеральный директор FMCG

33 Мария-Ра Мария-Ра, ООО, ПКФ Ракшин Александр Федорович, генеральный директор FMCG

34 Л`Этуаль, Sephora Алькор и Ко, ООО Мурадов Кирилл Иосифович, генеральный директор косметика

35 Media Markt Медиа Маркт Сатурн, ООО Гуральчик Бернд, генеральный директор бытовая техника и электроника

36 Максидом Максидом, ООО Голиков Сергей Валентинович, генеральный директор строительные материалы и товары для дома

37 Телефон.ру компания приобретена МТС Золотовицкий Михаил Владимирович, генеральный директор мобильные телефоны

38 Мосмарт Мосмарт, ЗАО Виталий Подольский, главный исполнительный директор FMCG

39 Патэрсон Фирма Омега-97, ООО Яковчик Юрий Викторович, генеральный директор FMCG

40 Самохвал Самторг, ООО Кувшинов Дмитрий, президент сети FMCG

41 Пятерочка, Патэрсон, Столичный Новые торговые системы, ОАО Насоленко Виталий Михайлович, генеральный директор FMCG

42 Rive Gauch (Рив Гош) Арома Люкс, ООО Карабань Лариса Дмитриевна, генеральный директор косметика

43 Billa Билла, ООО Кристиан Карл Хартен, генеральный директор FMCG

44 Ригла Ригла, ООО Остофоров Олег Игоревич, генеральный директор аптеки

45 Твой дом Кротэкс, ЗАО Дадашин Эльдар Рамизович строительные материалы и товары для дома

46 Чибис, Поляна Система РегионМарт, ООО Колесник Сергей Александрович, генеральный директор FMCG

47 Энка ТЦ (Рамстор) Энка, ТЦ Мурат Дуран, генеральный директор FMCG

48 Азбука вкуса Городской супермаркет, ООО Садовин Владимир Альбертович, генеральный директор FMCG

49 Беталинк сеть закрылась Ковалева Марина Александровна, генеральный директор мобильные телефоны

50 Castorama Касторама Рус, ООО Писклов Олег Владимирович, генеральный директор строительные материалы и товары для дома

51 Купец Интерторг, ООО Котляров Владимир Борисович, генеральный директор FMCG

52 СуперСтрой, СтройАрсенал Трест СКМ, ООО Токарев Василий Николаевич строительные материалы и товары для дома

53 Виват Виват-Трейд, ООО Мальков Константин Игоревич, генеральный директор FMCG

54 Полушка (СПб) Любавушка, ООО, Холдинг "Продовльственная биржа" Лысенко Анна Рэмовна, генеральный директор FMCG

55 ILE DE BEAUTE Единая Европа-С.Б., ОАО Николаев Андрей Станиславович, генеральный директор косметика

56 Сибирский гигант Торговый Холдинг Сибирский Гигант, ООО Зацепилин Андрей Михайлович, генеральный директор FMCG

57 Белый ветер-Цифровой Белый ветер Цифровой, ООО Тимченко Илья Владимирович, генеральный директор бытовая техника и электроника

58 Полушка (Уфа) Форвард, ЗАО Антипин Павел Евгеньевич, генеральный директор FMCG

59 Глобус Гиперглобус, ООО Кристиан Хайнц, управляющий FMCG

60 Магнолия Т и К Продукты, ЗАО Митрохин Дмитрий Борисович, генеральный директор FMCG

61 Spar Спар Ритейл, ЗАО Донченко Дмитрий Александрович, генеральный директор FMCG

62 7-я Семья, Идея ТД Интерторг, ООО Абдулаев Михаил Алеевич FMCG

63 Радеж, Эконом Радеж, ООО Сударев Юрий Владимирович, генеральный директор FMCG

64 Фармакор Фармакор, ЗАО Милевич Илья Моисеевич, генеральный директор аптеки

65 Метрика, Стройбаза Рыбинская, Ясам Корпорация СБР, ООО Лебедев Евгений Анатольевич, генеральный директор строительные материалы и товары для дома

66 Топ-книга, Книгомир Топ-Книга, ООО Лямин Георгий Александрович, генеральный директор книги

67 К-Раута (Строймастер) СтройМастер, ЗАО Руденко Александр Евгеньевич, генеральный директор строительные материалы и товары для дома

68 Провиант Компания Провиант, ООО Моргунский Игорь Степанович, генеральный директор FMCG

69 Матрица Универсал-Трейдинг, ООО; Матрица Холдинг, ОАО Городецкий Сергей Николаевич, генеральный директор ООО "Универсал-Трейдинг"; Тимур Гизатуллин, Председатель совета директоров Холдинга "Матрица" FMCG

70 Имплозия Имплозия, ООО Подгорнов Дмитрий Романович, генеральный директор аптеки

71 Утконос Новый Импульс-50, ОАО Разумов С.Н. FMCG

72 Бахетле Бахетле, ООО, ТПК Латыпова Муслима Хабриевна, генеральный директор FMCG

73 Старик Хоттабыч Старик Хотабыч, ООО Лазарев Игорь Николаевич строительные материалы и товары для дома

74 Gloria Jeans& Gee Jay Корпорация Глория Джинз, ЗАО Мельников Владимир Владимирович, президент одежда

75 ТехноШок Техноград, ООО Гордейчук Виктор Николаевич-президент, Демичев Сергей Николаевич-генеральный директор бытовая техника и электроника

76 Айкай, Лукоморье, Грошэль Айкай, Лукоморье, Грошэль Балобанов Александр Анатольевич

FMCG

77 Паллада, Сберегайка, Октябрьский, Дашенька Паллада Торг, ЗАО Хильков Виктор Сергеевич FMCG

78 СемьЯ Семья, ООО Ганченко Ольга Ивановна, генеральный директор FMCG

79 Молния Молл, ООО Бухарин Дмитрий Юрьевич FMCG

80 Доктор Столетов РК Фарм, ЗАО Кошелева Светлана Викторовна аптеки

81 Эссен Оптовик, ООО Махеев Вадим Евгеньевич, генеральный директор FMCG

82 Домоцентр Холдинговая компания Домоцентр, ООО Кулигин Тимофей Вячеславович строительные материалы и товары для дома

83 Вимос ТД "Вимос", ООО Гурьев Владимир Васильевич, генеральный директор строительные материалы и товары для дома

84 Уютерра, Чудом Планета Строй, ООО Саганов Александр Владимирович строительные материалы и товары для дома

85 Бауцентр Бауцентр-Рус, ООО Гаврилов Максим Геннадьевич строительные материалы и товары для дома

86 Первая помощь Первая помощь, ЗАО Власов Виталий Юрьевич аптеки

87 Столичные аптеки ГУП Столичные аптеки Ремизов Михаил Валерьевич, генеральный директор аптеки

88 Ижтрейдинг, Три банана Ижтрейдинг, ООО Волков Андей Евгеньевич FMCG

89 Atac Атак, ООО Жан-Филипп Грабовски, генеральный директор FMCG

90 Эдельвейс Казанский Торговый Дом, ОАО Семенов Олег Алексеевич, генеральный директор FMCG

91 Вита Вита, ООО Дурнев Константин Михайлович аптеки

92 Радуга Роста, ООО Малышева Татьяна Васильевна аптеки

93 Старый Лекарь Витим и Ко, ООО Хенрис Фогелс аптеки

94 Алые паруса Сеть универсамов Алые Паруса, ООО Аткина Елена Витальевна FMCG

95 Глобус Гурмэ Торговая сеть Глобус Гурмэ Яковлев Андрей Геннадиевич FMCG

96 Бегемот Трейд лоджистик компани, ООО Инсарова Наталья Михайловна детские товары

97 Глобус, Все на свете (Киров) Глобус плюс, ООО (Система Глобус, ГК) Березин Олег Юрьевич FMCG

98 Авоська Авоська-два, ООО Чернышев Андрей Васильевич, генеральный директор FMCG

99 Телемакс Телемакс, ООО Лоскутов Андрей Александрович, генеральный директор бытовая техника и электроника

100 НатурПродукт ГК Здоровые Люди, ООО Батулин Алексей Леонидович аптеки

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2021, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.310 сек.
Яндекс.Метрика