29 марта 2020 г. Воскресенье | Время МСК: 00:35:05
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Коварное доверие



Сергей Петров - редактор «Альпина Бизнес Букс»
Источник: Harvard Business Review Russia
добавлено: 13-04-2010
просмотров: 4335
Как экономический кризис связан с доверчивостью людей? Как компаниям и государствам бороться с недобросовестностью? Об этом рассказывает автор выдающихся трудов по экономике профессор Йельского университета Роберт Шиллер. Только что на русском языке вышла написанная им в соавторстве с нобелевским лауреатом Джорджем Акерлофом книга «Spiritus Animalis. Как человеческая психология управляет экономикой».

В своей книге вы утверждаете, что некоторые экономические колебания связаны с тем, как меняются масштабы и допустимость злоупотреблений и недобросовестности. В чем тут связь?

Капиталистическая система полноценно функционирует, когда люди доверяют друг другу. Когда же в деловые отношения прокрадываются недобросовестность (люди формально не выходят за рамки закона, но руководствуются дурными побуждениями) и злоупотребления (крайняя форма недобросовестности, возникающая от склонности экономических субъектов к антиобщественному поведению), уровень доверия падает и в системе происходит сбой. И тогда приходится выбирать в партнеры, например, родственников, так как остальным уже не доверяешь, а это не способствует экономическому процветанию.

В 1991 году мне довелось работать с российскими коллегами Максимом Бойко и Владимиром Коробовым — мы сравнивали США и тогдашнюю Россию по ряду параметров (эта работа была в том же году опубликована в журнале American Economic Review). В частности, мы пытались понять, как в наших странах относятся к бизнесменам.

Мы задавали вопрос: хотели ли бы вы иметь среди своих друзей бизнесмена? Американцы не видели в этом ничего плохого. А россияне намного хуже относились к тем, кто занимается бизнесом. Вот это самое недоверие и влияет на экономику. Жители России при коммунистах восхищались людьми, которые играют в шахматы, пишут стихи и т.д. И это прекрасно, но бизнесменов тоже нельзя не уважать — они вносят вклад в развитие экономики. Кстати, интересно было бы повторить это исследование сегодня.

Влияние недоверия можно наблюдать и в США, и, подозреваю, в других странах. Сегодня американцы злы на бизнесменов. И эта злость подавляет нормальную деловую активность: не создаются новые предприятия, не развиваются новые рынки. Отчасти из-за этого мы стали терпимее относиться к увеличившемуся вмешательству правительства в экономическую жизнь. Теперь государству американцы доверяют больше, а предпринимателям — меньше. Впрочем, это, конечно, не означает, что американская экономика придет к социалистическому планированию.

То есть злоупотребления и доверие — понятия взаимосвязанные?

Да. В принципе уровень доверия в обществе определяется отчасти культурой, отчасти свойствами человека, которые у него возникли в ходе эволюции. Но чем больше люди доверяют друг другу, тем выше вероятность злоупотреблений и недобросовестности.

Каким образом меняются настроения в обществе, до конца не изучено. Мы знаем пока, что периоды бума и процветания, вызванные в том числе доверием, запускают механизмы, разрушающие это доверие. Но понять, почему и как это происходит, — пока невозможно.

Существуют ли инструменты для измерения уровня доверия на том или ином рынке, в той или иной компании?

Пока что эта тема недостаточно разработана. Хотя исследования, выявляющие уровень доверия в разных странах, уже есть — например, опрос World’s Values Survey, который проводится примерно в сотне стран. К сожалению, пройдет не один год, прежде чем мы соберем достаточный массив данных, чтобы с уверенностью оперировать этим параметром.

Можно ли считать, что человеческая склонность к злоупотреблениям непобедима?

Очень может быть, но здесь мы уже уходим в другую научную область — биологию и теорию эволюции. Вообще, злоупотребления, как и недобросовестность, и доверие, — важнейший элемент, определяющий успех компаний и целых государств, и экономистам нельзя упускать его из виду.

В своей книге вы утверждаете, что людям свойственна доверчивость. Но все ли доверчивы в равной мере?

Конечно, есть люди более и менее падкие на «чудодейственные» продукты и услуги. Но обычно, ошибившись несколько раз, человек становится осмотрительнее. В большей степени доверчивость свойственна молодежи и пожилым людям. А вот всякого рода меньшинства враждебнее относятся к окружающим и, следовательно, ведут себя осторожнее. Но при этом они меньше включены в систему, и это мешает им добиться процветания.

Как потребитель может защититься от недобросовестности компаний и властей?

Ничего нового здесь не посоветуешь: достаточно вести себя осмотрительно. К тому же у государств уже есть механизмы, позволяющие бороться с злоупотреблениями, — всевозможные законы и правила. Многие из них достаточно эффективны, именно благодаря им существует нынешняя цивилизация. Эти механизмы создают не только государства, но и сами бизнесмены и частные лица. Успех той или иной страны зависит от того, что стоит за этими механизмами.

Что делать руководителю компании, оказавшейся жертвой недобросовестности и злоупотреблений?

Если компания работает в среде, где слишком терпимо относятся к злоупотреблениям, то ее руководителю остается только посочувствовать. Можно сформировать определенную культуру внутри, но повлиять на то, что происходит за ее пределами, топ-менеджер не в состоянии. Возможно, ему надо вступить в какую-либо организацию, пропагандирующую определенные ценности. Можно заниматься благотворительностью — скажем, Джордж Сорос, Билл Гейтс и многие другие руководители создали фонды, которые делают замечательные вещи. Личный пример — вот что больше всего способствует атмосфере доверия.

В прошлом году президент России Дмитрий Медведев заявил о начале кампании по борьбе с коррупцией. Как по-вашему, есть ли методы, которые могли бы помочь нашей стране избавиться от нынешней вспышки злоупотреблений?

Я бы посоветовал не скупиться на дорогостоящие меры. Следует привлекать людей способных, «дорогих», умеющих грамотно управлять такой ответственной кампанией. Необходимо также нанять большое количество юристов. Понадобятся и законодатели, которые будут сочувственно относиться к бизнесменам, не слишком жестоко наказывать их. В целом же мой совет главе вашего государства — надо понять, что на борьбу с коррупцией нужны деньги, много денег.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2020, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Кузьмина Ксения Алексеевна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.279 сек.
Яндекс.Метрика