19 мая 2019 г. Воскресенье | Время МСК: 09:41:55
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Топ-конкуренция



Ольга Великанова
Источник: Журнал "Эксперт Северо-Запад"
добавлено: 18-05-2010
просмотров: 4824
Рынок оценки для МСФО ожидает оживления, и борьба за лакомые проекты развернется между крупнейшими игроками.

По мере стабилизации отечественной экономики аудиторские компании ожидают восстановления спроса на оценочные услуги, в том числе на оценку по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Этот сегмент рынка весьма привлекателен для аудиторов с точки зрения масштабов заказов и величины бюджетов. Процедура требует от исполнителей высокого уровня профессионализма и достаточного опыта работы с МСФО, поэтому такие услуги оказывают в основном топовые оценочные компании. Именно между ними развернется конкурентная борьба на оживающем рынке.

Уязвимый сегмент

Прошлый год стал серьезным испытанием для консалтинговых и аудиторских компаний: спрос упал по всем направлениям, рентабельность бизнеса сократилась в среднем на 30−40%. Сокращение спроса в сегменте МСФО было более существенным, чем по многим другим направлениям. В такой же степени пострадали только управленческий консалтинг и услуги по сопровождению сделок M&A.

Правда, ситуация на рынке слияний и поглощений стала выравниваться уже во втором полугодии 2009 года, когда начал расти интерес к проектам по анализу рынков и подбору возможных российских и региональных инвестиционных целей или партнеров. Тогда многие иностранные и российские непубличные компании не так сильно пострадали от кризиса и старались использовать возможность экспансии в новые регионы и сегменты, учитывая благоприятную конъюнктуру. Управленческий консалтинг выживал в основном за счет консультаций по антикризисному управлению, стабильно востребованными оставались аудит, юридическое и налоговое консультирование.

Что касается оценки в целом, то здесь произошло перераспределение спроса: резко упала потребность в оценке залоговых обязательств из-за уменьшения кредитной массы в банковской сфере, эмиссий акций из-за снижения инвестиционного потенциала. Но оценщики не остались без работы благодаря возникшей у собственников необходимости продавать имущество, бизнес и неликвидные активы, а также появлению «конкурсной массы» банкротов.

С МСФО ситуация оказалась более сложной. Недоступность кредитных ресурсов и замораживание инвестиционных проектов привели к тому, что переход на международную отчетность стал для бизнеса гораздо менее актуальным, чем в благополучные времена. «Объем заказов по оценке для МСФО резко снизился. Сократилось количество компаний, которые идут по этому пути в надежде на привлечение инвестиций на фондовом рынке, – вспоминает директор по оценке компании „ПРАУД эксперт“ (АКГ „ПРАУД“) Дмитрий Кузнецов. – После обвала фондового рынка в 2008 году возникла вполне даже осмысленная позиция, которая предполагала, что между капитализацией компании и ее фундаментальной стоимостью нет никакой связи и фондовый рынок существует сам по себе».

По наблюдениям экспертов, рынок оценки для МСФО в кризис сократился более чем в два раза. «Наиболее востребованной была услуга по проведению теста на обесценение активов и гудвилла (деловой репутации), что объясняется завышенной стоимостью активов предприятий, отраженных ранее в отчетности, вследствие недозагрузки и конъюнктурных изменений в различных отраслях промышленности, – рассказывает директор департамента оценки бизнеса консалтинговой группы „НЭО Центр“ Екатерина Григорьева. – Яркий пример – предприятия металлургической и горнодобывающей отраслей».

Позитивные симптомы

Надежды на восстановление спроса в этом сегменте оценщики прежде всего связывают с возобновлением инвестиционной активности предприятий. Основные заказчики оценки для МСФО – это компании, которые планируют привлечение заемных средств или инвестиций, выходят на IPO. «В рамках привлечения средств иностранных инвесторов компании возобновят трансформацию отчетности. А услуги оценки требуются в рамках перехода компании с российских стандартов бухгалтерской отчетности (РСБУ) на МСФО, – объясняет директор офиса НКГ „2К Аудит – Деловые консультации“ в Санкт-Петербурге Олег Семенов. – Предприятиям, которые работают с иностранными партнерами или привлекают инвестиции из-за рубежа, переход на МСФО позволяет сделать прозрачной финансовую отчетность. Мы ждем значительного роста спроса на данную услугу уже к концу 2010 года».

В числе драйверов роста в сегменте МСФО – размораживание кредитной политики банков. С одной стороны, перед банками стоит задача наращивания кредитного портфеля, с другой – они стремятся сохранить консервативный подход в оценке заемщиков. «Вследствие нестабильной экономической ситуации и отсутствия четких прогнозов по развитию экономики банки и инвестиционные компании заинтересованы в ужесточении внутреннего контроля, снижении рисков и ведении предприятиями прозрачной отчетности», – уверена директор департамента консалтинга и оценки недвижимости КГ «ЛАИР» Светлана Чевдарь. Более благосклонно к международной аудированной отчетности относятся и международные финансовые организации, такие как ЕБРР и МФК.

До кризиса рынок услуг в области МСФО развивался весьма динамично: потребность в реформировании бухгалтерской отчетности ощущали многие крупные предприятия, особенно те, которые активно взаимодействовали с иностранными партнерами. На данный момент немало компаний вынуждены справляться с последствиями кризиса и сосредоточены скорее на оптимизации издержек и стабилизации бизнеса, чем на вопросах развития. Но некоторое оживление экономики все же подталкивает их к переходу на новые стандарты отчетности, что особенно актуально для тех, кто инициировал эту процедуру еще до кризиса. «Останавливаться на полпути при переходе на МСФО нецелесообразно, – утверждает Семенов. – Рано или поздно все равно придется столкнуться с такой необходимостью. Если проект остановить, то в будущем финансировать переход на новые стандарты придется с самого начала и средства, сегодня выделенные на эти цели, будут потрачены впустую. Многие компании это понимают и продолжают трансформацию, несмотря на сокращение расходов».

С научным подходом

Оценка для МСФО стоит особняком от прочих видов оценочной деятельности. Это обусловлено как сравнительно узким кругом потенциальных заказчиков, так и более жесткими требованиями с их стороны к качеству работы исполнителей. «Оценщик сдает работу не заказчику, а аудитору, который берет на себя ответственность и за оценку. Приемка работ очень жесткая, непривычная для некоторых отечественных оценщиков. Сказываются профессиональные амбиции и специалистов, работающих на иностранные компании, и самих компаний, а также международная конкуренция», – рассуждает Дмитрий Кузнецов.

Поэтому работают в сегменте оценки для МСФО немногие компании, в основном – лидеры рынка, у которых есть ресурсы для качественного выполнения этого вида услуг. «Важнейший показатель при выборе исполнителя – наличие в его штате квалифицированных специалистов, а также опыта подготовки отчетности по МСФО и взаимодействия с аудиторами „большой четверки“, – рассказывает Олег Семенов. – Цена вопроса в данном случае определяется стоимостью не оценочных процедур или трансформации отчетности, а рисков, которые могут отразиться на финансовом благополучии клиента в случае некачественного проведения работ. Именно поэтому в данном секторе конкурируют исключительно крупные аудиторские компании, которые могут позволить себе страховку рисков на крупные суммы и дорожат своим именем».

Поскольку работа над подобными заказами – прерогатива топовых компаний, конкуренция в этом сегменте имеет ряд особенностей. Во-первых, эксперты не склонны ограничивать ее региональными рамками. «В отношении оценки для МСФО не совсем корректно говорить о конкуренции в рамках одного города. Отчетность по международным стандартам ведут, как правило, крупные предприятия и холдинги. Аудиторы у них – известные международные и российские компании, – говорит руководитель департамента оценки Института проблем предпринимательства Сергей Эдомский. – Репутация оценщика и его отраслевая компетентность являются залогом успеха в данном сегменте оценки». Аналогичное мнение высказывает президент ГК «Аверс» Михаил Зельдин: «Оценщика чаще выбирают не по территориальному признаку. Петербургские оценщики работают с предприятиями по всей России, а в числе клиентов оценщиков из Москвы есть предприятия Северной столицы».

Тем не менее центральные офисы крупнейших компаний чаще всего располагаются в Москве, поэтому объем петербургского рынка оценки для МСФО все же меньше столичного. Дмитрий Кузнецов отмечает, что подходы к оценке петербургских и московских оценщиков несколько отличаются, что обостряет конкуренцию. В Петербурге сохранились традиции научного подхода к оценочной деятельности, действуют три научные школы, разрабатываются оригинальные методики и подходы, а в Москве оценка развивается в первую очередь как бизнес и выросла из аудита и финансового анализа. «Проблемы в столице решаются, как правило, не научными методами, а методами бизнес-сообщества – путем ведения деловых переговоров и „разруливания“ проблем. Это касается и оценки для МСФО. Оптимально, на мой взгляд, такое соотношение: 75% – профессиональная деятельность (наука оценки), 25% – предпринимательская. А сейчас все наоборот. Возможно, поэтому москвичи часто обходят петербуржцев, так как пока бизнес-подход в России эффективнее, чем научный», – делится наблюдениями Кузнецов.

Плата за эксклюзив

Характерной чертой текущего года станет острая конкуренция за заказы в области оценки для МСФО. В прошлом году в конкурентной борьбе на рынке аудита и консалтинга часто применялся откровенный демпинг, характерно это было и для услуг оценки. «В кризисный период, чтобы получить пакет заказов (например, выиграть тендер), оценочные компании в цене контракта зачастую указывали суммы заведомо ниже тех, которые обеспечили бы положительную рентабельность. Это делалось и для того, чтобы просто удержаться на рынке труда, и ради перспективы получить потенциального заказчика оценочных или других консалтинговых услуг в качестве уполномоченных лиц оцениваемого в данном тендере предприятия, – рассказывает заместитель генерального директора компании „АФК-Аудит“ Ксения Янковская. – Сейчас тарифная политика по данным услугам должна быть, безусловно, не демпинговой, но умеренно пессимистичной, с целью цивилизованной борьбы с конкурентами и с расчетом на дальнейшее сотрудничество с заказчиком или уполномоченными лицами оцениваемого предприятия».

Демпинговать в сегменте оценки для МСФО более сложно в силу как существенных затрат на оказание услуги, так и специфики данного рынка. «По нашему опыту, оценка для МСФО влечет затраты, которые как минимум в два раза выше, чем при обычной оценке, – поясняет Дмитрий Кузнецов. – Тогда как, например, „заказная“ оценка устроена достаточно просто и стоит недорого. В связи с этим заказчику есть из чего выбирать, и он выбирает – по минимальной цене. При оценке для МСФО дело обстоит не так драматично, ведь иностранный аудитор откровенную халтуру не подпишет, а вот отличать качественную работу от некачественной некоторые пока не научились. Пользуясь этим, наши иностранные коллеги утверждают, что качественную оценку могут выполнить только они. При этом, конечно, она стоит дорого. Хотя в России есть оценщики, которые могут сделать такую работу не хуже и в полтора-два раза дешевле».

Как замечает Екатерина Григорьева, стоимость услуг по оценке для МСФО существенно варьируется в зависимости от сферы деятельности компаний и от состава активов, подлежащих оценке. Так, например, клиентская база, товарный знак, лицензии, патенты и другие нематериальные активы, в том числе гудвилл, не отраженные в финансовой отчетности, зачастую требуют от оценщика существенных трудозатрат. «Услуги по оценке в целях составления отчетности для МСФО оказывают крупнейшие российские и международные компании, в том числе компании „большой четверки“, что, безусловно, влияет на увеличение тарифа на оценочные услуги по сравнению с оценками для других целей, которые могут проводить практически все российские компании», – говорит Григорьева.

В целом спрос на данную услугу, как и принципы тарифообразования, будут зависеть от ситуации в экономике, темпов ее восстановления. Сергей Эдомский считает, что в ближайшие несколько лет по мере выхода из кризиса (или привыкания к существующей экономической ситуации) предприятия должны будут перейти от идеологии выживания к стратегии развития, предполагающей привлечение внешних инвестиций. Одним из первых шагов в этом направлении может быть признание акционерами необходимости составления отчетности по МСФО. С ростом количества таких предприятий и включения в их круг компаний второго эшелона востребованность оценщиков будет расти. В то же время, предполагает Эдомский, в этом году тарифная политика вряд ли существенно изменится.  

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.200 сек.
Яндекс.Метрика