![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Обратите внимание на особенности подбора персоналаВ компаниях и фирмах с различными типами организационных культур они весьма различныС. Кантарович, доцент кафедры социологии и управления МАДИ (ГТУ) Источник: Охрана труда добавлено: 01-06-2010
просмотров: 19821 Продолжая тему предыдущей статьи, отметим, что в кадровом менеджменте существует немало эффективных методик подбора персонала. Однако не все из них учитывают многообразие факторов, влияющих на успешность вхождения новых сотрудников в компанию. Особенно это касается организаций с различными типами корпоративных культур.
Актуальность правильного подбора персонала сегодня абсолютно очевидна большинству руководителей, HR-директоров и рекрутеров. Ошибка, совершенная при подборе, может дорого обойтись любой серьезной компании. Многие организации снижают погрешность с помощью хорошо построенных процедур оценки, таких, как структурированные интервью, батареи тестов, деловые игры, центры оценки и даже проверки на полиграфе. Однако за редким исключением эти оценочные способы достаточно затратны с точки зрения временных, финансовых и человеческих ресурсов. И даже применяя большинство из них, мы не застрахованы от пресловутой ошибки при подборе персонала. О чем же необходимо помнить, выстраивая стратегии поиска и отбора персонала? Многочисленные исследования показывают, что около 80% сотрудников, уволившихся по личной инициативе, приняли это решение в первые несколько дней работы в организации. Безусловно, на подобные действия сильное влияние оказывает эффективность адаптационных программ, но главным фактором, предопределяющим успешность адаптации, является объективность оценки кандидата при найме. Почему надо обращать внимание на них при подборе персонала? Источником организационных и общечеловеческих ценностей являются люди, а общечеловеческие ценности имеют следующие признаки:
В теории выделяют три формы существования ценностей.
Вышеупомянутые идеалы должны усваиваться (либо уже быть усвоенными) сотрудниками и побуждать их к проявлению соответствующего организационного поведения, которое и приводит к предметному воплощению организационных ценностей и т. д. Такой цикл позволяет постоянно совершенствовать ценности компании. Все общеорганизационные ценности проявляются на поверхностном уровне организационной культуры в виде символов высокого и низкого профиля. Символы высокого профиля служат для формирования имиджа фирмы. Они ориентированы на клиентов и партнеров. К таким символам относят все, что можно быстро увидеть и узнать при первом знакомстве с компанией: логотипы, девизы и лозунги, наличие стиля и формы одежды персонала, миссию и цели. Символы низкого профиля выражают способы и приемы повседневной деятельности и в большей степени влияют на работу с персоналом. К этим символам относят все, что связано с материальными объектами организации (то, с чем сталкиваются сотрудники каждый день): внутренние архитектура и логистика офиса, процедуры (обычаи, традиции и т. д.), способы коммуникации. Ценности, воплощенные в предметах, становятся основой осознанного формирования организационных идеалов. По данным исследований, такую организационную культуру имеют:
Очевидно, что компании с осознаваемой и устоявшейся организационной культурой более эффективно используют человеческие ресурсы. Рассмотрим подробнее основные методы отбора, применяя которые, можно получить дополнительную информацию о соответствии кандидата культуре организации. Анализ анкет, особенно биографических, является ценным источником информации о личности кандидата, его профессиональной квалификации, взглядах и убеждениях. В них содержатся сведения о социально-демографическом статусе претендента, его образовании и успеваемости, мотивации выбора профессии и места работы, хобби, самооценке и других особенностях жизненного и профессионального опыта. Эта информация позволяет с довольно высокой степенью точности осуществить прогноз относительно успешности будущей работы кандидата в данной должности и длительности его адаптации. Структурированное интервью (собеседование). Оно наиболее распространено в практике современного кадрового отбора, что позволяет уточнить и дополнить информацию, полученную из анкет и автобиографий, предоставляя широкие возможности для наблюдения и обоюдного обмена сведениями между кандидатом и интервьюером. Последний должен разрабатывать структуру беседы вместе со специалистами по управлению организационной культурой и/или проходить специальный курс обучения, в ходе которого он сможет ознакомиться с базовыми организационными ценностями. Для выявления ценностей, норм и взглядов кандидата также могут эффективно применяться специальные опросники, состоящие из суждений, касающихся важнейших аспектов организационной жизнедеятельности и рабочего поведения. Для определения типа культуры организации нужно проводить диагностику:
Для диагностики могут быть применены анкетирование, опросники и следующие диагностические инструменты:
Серьезные организации, целенаправленно занимающиеся усилением корпоративной культуры и придающие большое значение приверженности своих сотрудников, используют многоступенчатую структуру отбора с применением вышеперечисленных методик и инструментов. Типы организационных культур Разные этапы развития бизнеса требуют привлечения сотрудников различных типов. На стадии роста бизнеса нужны инициативные и креативные люди с нестандартными подходами к решению бизнес-задач. На этапе стабилизации необходимы стабильные и процедурно ориентированные специалисты, на переломных этапах – организованные сотрудники с высокой степенью адаптивности и высоким индексом принятия неопределенности. Очевидно, что каждая организация в настоящий момент проходит определенную фазу своего развития. Любую компанию можно условно отнести к какому-либо типу организационной культуры. В современной теории организаций существует много методик приведения в соответствие стратегии фирмы и ее культуры. Не менее интересен вопрос о способе подбора персонала в зависимости от типа культуры предприятия. Поэтому рассмотрим подробнее несколько типов оргкультур. Приведу в качестве примера типологию Т.Е. Дейла. Он для анализируемых параметров выбрал уровень риска и скорость получения обратной связи. На основании сочетания этих параметров выявил четыре типа организационной культуры.
Не менее интересна и может быть полезной типология Р. Акоффа, который анализировал корпоративную культуру как отношения власти в группе или организации. Для исследования он выделил два параметра: степень привлечения работников к установлению целей и к выбору средств их достижения. На основании сравнения данных параметров было выделено четыре типа организационной культуры с характерными отношениями власти.
Американский социолог С. Ханди, в свою очередь, предложил иную классификацию типов корпоративной культуры. Для анализа он выбрал процесс распределения власти в компании, ценностные ориентации личности, отношения индивида и организации, структуру фирмы и характер ее деятельности на различных этапах эволюции. На основе исследования этих параметров С. Ханди выделил четыре типа организационной культуры: культуру власти, культуру роли, культуру задачи и культуру личности. Рассмотрим подробнее способы подбора кандидатов для каждого типа организационных культур, выделенного им. 1. Организации, базирующиеся на культуре власти (и, соответственно, находящиеся в подавляющем большинстве на этапе активного роста), набирают сотрудников, часто не создавая огромных отделов по привлечению персонала. В найме и оценке участвуют не только рекрутеры, но и сам руководитель компании, который принимает окончательное решение о зачислении сотрудника в штат. Оценочные процедуры, применяемые такими компаниями, – анкеты, интервью, иногда тестирование. Решение о соответствии кандидата типу организации чаще возникает у рекрутеров и/или руководителей на интуитивном уровне (определение «нашего» и «не нашего» человека). Основные критерии оценки:
Ведущие ценности – сильная материальная заинтересованность, амбициозность. Преимущественно на работу принимаются молодые люди, обладающие достаточными компетенциями и высоким потенциалом развития. Часто набор происходит по принципу приглашения «знакомых знакомых». Сотрудники ориентированы на профессиональное и карьерное развитие внутри компании. 2. Подбор персонала в компанию с культурой роли (организации, находящиеся на стадии стабильности) является системным. Приглашаются наиболее подготовленные, способные, высококомпетентные специалисты. В таких фирмах существуют многочисленные подразделения по подбору персонала, разработаны четкие критерии оценки нанимаемых кандидатов и процедуры прохождения оценочных этапов. Решение о найме чаще всего принимается коллегиально либо спускается сверху. Основные критерии для успешного найма:
Ведущие ценности кандидата – социальный статус, стабильность, желание иметь гарантии, отсутствие резких перемен, стремление быть защищенным. 3. Организации, ставящие задачи для людей, способных работать в командах и проектных группах. Компания ориентирована на то, чтобы большая часть персонала развивалась внутри нее (горизонтальная и вертикальная карьера). Отбираются только необходимые специалисты, уже готовые к выполнению своих обязанностей. Службы подбора персонала применяют передовые методики оценки. Часто привлекаются внешние консультанты. Важен климат в коллективе, так как от него зависит работоспособность проектных групп. 4. В компаниях, ориентированных на культуру личности, подбор персонала базируется на таких ценностных характеристиках, как:
Ведущие ценности кандидата – стремление к самосовершенствованию, к признанию в профессиональных сообществах. Учет на практике рассмотренной выше зависимости особенностей подбора персонала позволит компаниям значительно снизить издержки. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|