23 апреля 2024 г. Вторник | Время МСК: 07:47:34
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Александр Коваль: «Страховщиков ожидает эпоха жесткого регулирования»



Татьяна Емельянова
Источник: Журнал "Финанс."
добавлено: 21-09-2010
просмотров: 6021
Интервью. Глава Росстрахнадзора рассказал о новых требованиях к финансовой отчетности страховщиков, о мерах, которые ведомство планирует применять с 27 июля, когда вступят в силу поправки к закону о банкротстве.
Фото: Павел Перов

Александр Павлович, с наступлением кризиса много говорят об усилении роли надзора на финансовом рынке. Как вы считаете, должен ли  сегодня страховой надзор по строгости приближаться к банковскому?

– Исторически сложилось, что страховой рынок у нас менее развит, чем банковский. Однако во всем мире иначе – там совокупные активы страховщиков и пенсионных фондов превышают совокупные активы банков. Страховщики не в меньшей степени, чем банки, привлекают средства населения. Причем до половины и более объема собранной премии в разных странах приходится на страхование жизни и пенсионное страхование. У нас же их доля пока не превышает двух процентов. Но эта ситуация, я уверен, изменится, наши страховщики будут аккумулировать все больше средств населения. Поэтому государство просто обязано защищать своих граждан и усилить контроль над этим рынком. Я убежден, требования к платежеспособности, финансовой устойчивости страховщиков должны быть не менее, если не более жесткими, чем к банкам. Страхование – более консервативный финансовый институт, потому и контроль должен быть строже.
Я не хочу пугать страховщиков, но требования к ним должны стать жестче. Об этом я говорил недавно с председателем правительства. Задача поставлена четко: через полтора-два года на страховом рынке России должны остаться только финансово устойчивые и платежеспособные компании. Кто из страховщиков не чувствует, что он к этому готов, лучше пусть заранее сдаст лицензию.

Какие инструменты есть у Росстрахнадзора для мониторинга финансовой устойчивости компаний? Их спектр расширяется?

– О финансовой устойчивости страховщиков мы можем судить не только по жалобам населения, но и на основе анализа финансовых показателей. Правда, страховщики научились к отчетной дате «подтягивать» эти данные, а часто и откровенно искажать их, фальсифицировать. Именно поэтому совместно с Минфином был разработан целый ряд поправок к закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации», которые предъявляют новые требования к отчетности страховщиков и дают надзору больше полномочий по сбору финансовой информации. В начале июля Госдума приняла эти поправки  в первом чтении. Я надеюсь, что осенью они будут приняты и вступят в силу с начала следующего года.

Что самое главное в законопроекте?

– Страховщики должны стать более прозрачными и открытыми для потребителя страховых услуг. С принятием этого закона они будут обязаны публиковать гораздо больше информации о своем финансовом положении: годовую бухгалтерскую отчетность, консолидированную финансовую отчетность и специализированную.

А Росстрахнадзор? Он будет публиковать на своем сайте более подробную информацию о страховщиках?

– Безусловно. Все наши управления уже представили сведения о том, какую информацию планируют размещать на сайте. Предстоит ее проанализировать, чтобы решить, что мы можем раскрыть, а что нет. Но, уверяю, все, что можем и что не запрещено, – мы раскроем для страхователей.

Что такое специализированная отчетность страховщиков? Какие данные обязаны будут предоставлять в надзорные органы компании?

– Специализированная отчетность включает восемь укрупненных показателей: нормативное соотношение капитала и принятых обязательств, состав и величину страховых резервов, состав и структуру активов, в которые размещены резервы и собственный капитал, операции по перестрахованию, финансовые результаты по отдельным видам страхования, данные о фонде предупредительных мероприятий. Конкретные требования к этой отчетности, к ее содержанию будут определены после принятия закона – отдельным приказом Минфина.

Как изменится порядок предоставления отчетности?

– Параметры статистической отчетности меняться не будут. А вот специализированную отчетность мы будем детализировать. Мы сможем запрашивать определенный перечень данных раз в месяц, даже еженедельно, если понадобится. Нас прежде всего интересуют качественные показатели: финансовое состояние компании, ее платежеспособность. Интересует все, что касается собственных средств, резервов, активов, которые принимаются в покрытие собственных средств и резервов. В целях финансового мониторинга будет разработан специальный перечень этих показателей.
Мы не будем изобретать ничего нового. Есть группы страховщиков, у которых мы уже запрашиваем данные о состоянии резервов, собственных средств и активов, принимаемых в их покрытие, не на отчетную дату, а в более коротком промежутке времени. За рубежом тоже действуют системы мониторинга страхового рынка. Я общался с коллегами – руководителями надзора разных стран. Они в период кризиса ввели систему тестирования – выделили проблемные компании, системообразующие, которые занимают наибольшую долю рынка. Все они предоставляли в надзор отчетность по определенному перечню показателей еженедельно. Давайте введем для наших страховщиков отчетность раз в неделю хотя бы по ограниченному спектру показателей. У нас будет совершенно другая картина рынка. Скажу мягко – противоречивая и неожиданная. Не такая позитивная, как сейчас. Я далек от мысли, что проблемы существуют у всех страховщиков, но у большинства они есть.

ЦБ может запрашивать у банков отчетность в любой день. Планирует ли ФССН работать со страховщиками в таком же режиме?

– Для этого нам потребуется мощная IT-система. Если мы будем работать в ручном режиме, то эффективность нашей работы будет минимальной. Наверное, пока это главный ограничивающий фактор. Ведь это очень затратное дело. Но такая работа уже ведется.

Для каких целей будет создаваться фонд предупредительных мероприятий?

– Чтобы снизить риски наступления страхового случая. Из этого фонда можно финансировать профилактические мероприятия. В Германии, например, страховщики много средств выделяют на борьбу с пожарами, содержат целые пожарные команды, покупают пожарные машины и прочую технику.
Собственно, сегодня и нашим страховщикам никто не мешает создавать такие фонды. Только инициативы с их стороны я не вижу. Появится ли она после принятия этой поправки? Мне не очень верится. Ведь предполагается, что страховщики будут создавать этот фонд из прибыли. Кому это может быть интересно, особенно сегодня, когда рынок переживает сложные времена? Когда я еще был в Думе, мы пытались внести изменения в Налоговый кодекс, с тем чтобы эти расходы относились на себестоимость. Тогда у страховщиков появится стимул заниматься такой профилактикой. Если будет принят закон о страховании ответственности владельцев опасных объектов, то актуальность этого фонда еще больше возрастет. Поэтому следующий шаг – поправки в Налоговый кодекс. Иначе мы породим схемы.

Каким образом?

– Очень просто – страховая компания договаривается с владельцем какого-то большого объекта: давай сформируем фонд предупредительных мероприятий в размере 50% от объема премий по договору. Эти средства потратим на покупку зонтика над вашим зданием, чтобы его не заливало дождями. Тут много чего можно придумать. Наши страховщики очень изобретательны. Поэтому здесь надо все четко регламентировать. 

Но возможно ли тогда вообще предотвратить схемотворчество?

– Возможно. Именно с этой целью Минфин включил данные о формировании фонда предупредительных мероприятий в специализированную отчетность. А уж какие показатели запрашивать у страховщиков, чтобы избежать такого «схематоза», мы подумаем.

Для чего нужна система внутреннего контроля и аудита?

– Такая система уже существует в некоторых компаниях, где акционеры заинтересованы во внутреннем контроле, в получении достоверной информации обо всех рисках, которые существуют в компании. А теперь появляется обязанность – страховщик должен сам следить за собственными рисками, сам себя контролировать. Это ни в коей мере не отменяет систему внешнего аудита.

Кто будет контролировать процедуру добровольной передачи портфеля?

– По большому счету, все, что написано в этом законопроекте, – дополнение к уже принятым поправкам в части банкротства страховщиков. Это в первую очередь касается процедуры передачи страхового портфеля. Ее контролируют надзор и временная администрация, которая будет введена в компании. Задача администрации – сохранить не только обязательства компании, но и активы под эти обязательства.

Я правильно поняла, что ко второму чтению проект может серьезно измениться, а требования к страховщикам будут еще больше ужесточены?

– Я бы не назвал это ужесточением. Это осмысленное, последовательное движение в сторону пруденциального надзора. Первое чтение – это всегда голосование за концепцию в целом. Ко второму чтению обычно вносится очень много поправок. Мы тоже готовим такой пакет.

Как развивается проект с картами риска?

– Законопроект узаконит нашу работу по оценке рисков, позволит нам применять составленные по компаниям карты риска в части финансового мониторинга. Мы сможем на основе информации, которую нам даст обработка таких карт, применять к компаниям те или иные санкции.

Когда можно ожидать перехода страховщиков на МСФО?

– О переходе на международные стандарты финансовой отчетности в последнее время много говорится. Некоторые страховщики уже это сделали. Прежде всего, крупные и те, у которых есть иностранные акционеры. Но надо понимать – отдельно страховой рынок не может перейти на МСФО. Все субъекты финансовой деятельности должны переходить на новую систему. А для этого надо подготовить персонал: переучить всех сотрудников финансовых отделов, начиная с бухгалтеров, и всех контролеров. Нужно разработать и поменять всю документацию, бланки. И главное – поменять все программное обеспечение. Это огромная работа.
Но есть и другой момент. МСФО действительно  прозрачнее, информативнее, позволяет сделать более глубокий анализ, но это не панацея. Это доказал кризис. Почему-то для всех было шоком, когда компании с громкими мировыми брэндами вдруг обрушились.

Минфин планирует этим летом внести поправки в нормативные документы, регламентирующие структуру страховых резервов? О чем идет речь?

– Проект поправок в Приказ № 149 уже подготовлен в Минфине. Осталась последняя процедура согласования в Минюсте. Все поправки в приказ согласовывались и с нашим ведомством. Страховщиков ожидает целый ряд ограничений. Например, будет запрещено размещать резервы в депозитах банков без рейтинга. Будут ограничены возможности размещения резервов в векселях. Я давно выступаю за такие ограничения. Сам по себе вексель – это нормальный финансовый инструмент. Просто страховщики злоупотребляют доверием надзора и государства, бесконтрольностью в этой части.
Кроме этого, Минфин готовит поправки и в Приказ № 100, касающийся требований к активам, которые принимаются в покрытие страховых резервов. Ограничения и тут затронут банковские депозиты и векселя.
Правда, я убежден, что одних ограничений тут мало. Необходимо также усилить контроль над соблюдением этих приказов. Иначе страховщики по-прежнему смогут обходить все требования – представят в покрытие собственных средств векселя банка, который не вызывает никаких сомнений, из первой десятки. Но при проверке они могут оказаться погашенными пару лет назад или зеркальными. Такое происходит очень часто. И страховщики за это не несут никакой ответственности. Мы выносим предписание, они меняют одни липовые векселя на другие. Проходит несколько месяцев, мы выносим новое предписание, и так может продолжаться очень долго.

Одновременно планируется увеличить долю инвестиций в зарубежные ценные бумаги. Почему?

– Этот рост будет незначительным – с 20 до 30%. Если наши страховщики будут покупать компании в ближнем зарубежье, мы их только поддержим. Не надо замыкаться в границах России. Три недели назад мы вместе с заместителем министра финансов Алексеем Саватюгиным встречались с председателем Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг) Василием Волгой. Он говорил о том, что будет рад, если российские компании станут акционерами украинских страховых компаний. И мы не возражаем, если инвесторы с Украины будут участвовать в капитале российских компаний. Такой пример у нас уже есть – это компания «Россия». На Украине работают дочки «Росно», «Ресо-гарантии», «Росгосстраха».

Приказы вступят в силу уже в этом году?

– Мы понимаем, что страховщики не смогут привести свои активы в порядок одномоментно. На это потребуется время. Мы рассчитываем, что приказы вступят в силу с 1 января или с 1 июля 2011 года.

Совсем недавно вы говорили о прямом отзыве лицензии за двукратную фальсификацию отчетности в пределах 3 млн рублей. Однако в новом законопроекте этой нормы нет. Почему?

– Пока этой нормы нет. Но не исключено, что она появится ко второму чтению. Минфин в этом нас поддерживает. Иначе все новации – и в закон, и в приказы будут бессмысленными. Об этом мы говорили и с председателем правительства. Он тоже считает, что это разумные меры. Посмотрим, поддержат ли нас депутаты.
Страховщики этого опасаются, эта поправка вызвала больше всего споров. Кто-то говорит, что ошибка в 3 млн рублей слишком незначительная, чтобы за нее так сурово карать. Я, например, помню работу бухгалтеров в советское время: бухгалтерия сидела всю ночь и, не поверите, сводила полкопейки. А для наших страховщиков 3 млн рублей – это не сумма. Но если вы не научились считать миллионы, то нечего вам работать в финансовом секторе вообще!

Какие-то штрафные санкции предполагается вводить?

–  Росстрахнадзор никогда не использовал штрафы, хотя, я знаю, их предусматривает для участников рынка ФСФР, за это выступает ФАС. Я до конца не уверен, что это необходимо. У ФССН есть свой набор предупредительных мер – предписание, ограничение, приостановление лицензии. Ввести еще одну предупредительную меру –  штрафы? Страховщики – за.  Это дает возможность компании уйти от более жесткого наказания. Ведь ограничение и приостановление лицензии – это публичные меры, о них сразу становится известно всем: и страхователям, и партнерам по бизнесу, и сотрудникам самой компании.

27 июля вступают в силу поправки в закон о банкротстве. Вы готовитесь к этому моменту?

– Конечно. Вместе с Минфином и Минэкономразвития идет работа по подготовке 25 нормативных документов. 

Вы уже составили список компаний, в которые будет вводиться временная администрация?

– Мы не составляем никаких «черных списков». Все критерии четко определены в законе. Мы обязаны вводить временную администрацию в компаниях, у которых ограничены или приостановлены лицензии. С этого мы и начнем. С начала 2010 года надзор принял решение об ограничении лицензии у четырех страховщиков, о приостановлении – у 54. Что касается остальных мер, вплоть до крайних санкций, все это тоже детально прописано в законе.
Правда, у нас есть некоторые разногласия относительно плана по финансовому оздоровлению компаний. Мы бы хотели, чтобы в числе нормативных документов был такой, который регламентирует форму и структуру такого плана. Почему встал этот вопрос? У ФССН здесь есть некоторый опыт. Страховщики при лицензировании, при получении новых правил представляют в ФССН финансово-экономическое обоснование своей деятельности, свой бизнес-план. Если бы вы видели этот документ. Все обоснование умещается, как правило, на одной страничке. Я опасаюсь, что та же картина будет и с планами по финоздоровлению, если мы не подготовим конкретные требования к этому документу. Хочу напомнить, что такой план компания должна сама представить в ФССН, если понимает, что у нее проблемы с платежеспособностью. Хотелось бы увидеть, кто будет первый? Я думаю, что мы этого не дождемся. Но поскольку такая норма в законе есть, а компания план не представила, то это повод для санкции.
Страховщиков ожидает эпоха более жесткого регулирования. Не все пока почувствовали этот тренд.

Александр Коваль
Родился в1957 году в Москве.
Образование: Московский институт управления им. С. Орджоникидзе по специальности инженер-экономист (1982).
Опыт работы:
2009 – н. в.  – руководитель Федеральной службы страхового надзора.
2002 – 2009 – президент Всероссийского союза страховщиков.
2000 – 2009  –  депутат Госдумы, председатель подкомитета по законодательству о страховании комитета по финансовому рынку.
1997–2000  – заместитель, первый заместитель губернатора Эвенкийского автономного округа.
1990–1996 – занимался производственной и предпринимательской деятельностью.
1987–1990  – инструктор и заместитель заведующего орготделом в Кунцевском РК КПСС.
Семейное положение: женат, имеет сына.
Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика