20 мая 2019 г. Понедельник | Время МСК: 13:41:00
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Неизвестная бухгалтерия



Вартан Ханферян
Источник: Журнал "Эксперт"
добавлено: 17-01-2011
просмотров: 5817
Доминирование небольшого числа крупных компаний делает российский сектор аутсорсинга учетных функций весьма похожим на рынок аудиторских услуг. Однако причины подобной концентрации разные

Аутсорсинг бухгалтерских и прочих административных служб в практике российских компаний дело не новое — рынок этих услуг зародился еще в начале 1990-х. Сегодня потенциальным клиентам несложно передать на аутсорсинг почти весь «беловоротничковый» функционал, в том числе ИТ, корпоративную связь, управление производством, подбор кадров, административно-хозяйственную деятельность, транспорт, логистику и другие не менее важные бизнес-процессы. Особое место в этом перечне в силу их критической значимости для ведения бизнеса занимают учетные (финансовые) функции. Об этом, в частности, свидетельствуют данные первого рейтинга компаний в области аутcорсинга функций учета, подготовленного агентством «Эксперт РА».

Впрочем, обо всем по порядку. Результаты первого исследования показали, что, несмотря на свою относительную зрелость (более 15 лет развития), сектор аутсорсинга учетных функций пока остается весьма небольшим. Фирм, обеспечивающих аутсорсинг учетных функций, появилось немного, а масштабной практикой этих услуг занимается всего около дюжины компаний. Большая часть из них представлена в нашем списке. В России пионерами аутсорсинга функций учета, как и многих других его видов, были иностранные фирмы. Так, в 1994 году свои услуги иностранным фирмам, работающим на территории России, начала предлагать международная компания Intercomp Global Services.

Всего в рамках исследования были собраны сведения примерно о 80 компаниях, специализирующихся на аутсорсинге учетных функций, а их совокупная выручка по итогам 2009 года составила 3,2 млрд рублей (см. график 1). Для сравнения: суммарные доходы ста крупнейших игроков рынка аудиторско-консалтинговых услуг в 2009 году составили свыше 59 млрд рублей. На рынке аутсорсинга учетных функций работает еще несколько крупных структур в этой области, не принимавших участия в рейтинге (UCMS Group, АБУ, АВЕНИР, ФБК). Остальная часть рынка представлена АКГ и небольшими консалтинговыми и бухгалтерскими фирмами https://Bugalterra.ru.

Важная характерная черта сектора — высокая концентрация бизнеса: почти половина совокупной выручки компаний рейтинга приходится на пять фирм. В этом отношении рынок аутсорсинга учетных функций сильно напоминает рынок аудита. Однако во всем остальном они мало похожи. В отличие от аудита, спрос на который в огромной мере диктуется требованиями законодательства, объем и структура рынка аутсорсинга учета целиком зависят от текущих рыночных условий.

Доминирование крупных компаний в секторе аутсорсинга учетных функций участники рейтинга в первую очередь связывают с невысоким уровнем проникновения аутсорсинга учета в российскую бизнес-среду. Основные потребители аутсорсинга учетных функций — иностранные компании и крупный российский бизнес. Компании среднего и малого бизнеса обращаются за этими услугами реже. Учетные функции — это альфа и омега любого бизнеса. Допустить постороннего к информации о всех финансовых потоках, причем не на разовой, как это имеет место в аудите, а на постоянной основе, пока готовы лишь немногие компании с полностью прозрачным, легальным бизнесом. Нельзя сбрасывать со счетов и стоимость услуг аутсорсеров — важный фактор для некоторых компаний, в первую очередь провинциальных.

В этой связи отечественный бизнес находит различные альтернативы классическим услугам аутсорсинга учета. Например, крупный бизнес нередко создает собственные сервисные центры по комплексному бухгалтерскому обслуживанию зависимых предприятий. К преимуществам такой формы относят обеспечение единых стандартов учета, экономию фонда оплаты труда, а также независимость бухгалтерии от менеджмента. «При аутсорсинге компаний холдинга повышается прозрачность и качество бухучета, растет эффективность работы бухгалтерских подразделений, когда одно и то же число бухгалтеров обслуживает большее количество юридических лиц. Кроме того, снижается вероятность искажения данных, повышается их достоверность, улучшается система внутренних контролей», — поясняет Алексей Митенков, генеральный директор ООО «ОМК-Аудит», общего центра обслуживания группы ОМК.

Для малого же бизнеса на рынке сейчас можно найти ИТ-решения (специализированное ПО + интернет), позволяющие регулярно готовить и сдавать отчетность без личного присутствия. Это сервисы SAAS (Software as a servise), не требующие специальных знаний в бухгалтерии, позволяющие создавать первичную документацию (счета, акты, накладные) и обеспечивающие автоматическое формирование отчетности и ее отправку. «Уникальность технологии в том, что предпринимателю не нужно устанавливать ПО, работать можно с любого компьютера, подключенного к интернету, на любой операционной системе, в любом браузере. Данные хранятся на удаленных серверах за рубежом в зашифрованном виде. При этом предприниматель платит только за доступ к сервису и поэтому может сократить расходы на бухгалтерию», — описывает преимущества услуги генеральный директор ООО «Мое дело» Максим Яремко. Стоимость такого сервиса действительно мала и, по словам основателя этого проекта, колеблется в пределах 100 долларов в зависимости от вида организации (ООО или ИП) и наличия сотрудников.

Как бы то ни было, в стремлении оптимизировать бизнес отечественные компании постепенно меняют отношение к передаче учета на аутсорсинг, что, в свою очередь, способствует развитию рынка аутсорсинга. Об этом свидетельствуют доходы участников рейтинга, продолживших свой рост вопреки кризису, снижению зарплат бухгалтерских специалистов (по словам участников в два раза), а также изменению ценовой политики провайдеров аутсорсинга.

По итогам 2009 года прирост совокупной выручки от аутсорсинга учетных функций составил примерно 20%. Среди участников рейтинга лишь десять компаний имеют отрицательный прирост дохода. Основной фактор, способствующий развитию рынка, — увеличение финансовой прозрачности компаний. «Если раньше бухгалтерия была очень закрытым организмом, то сейчас ситуация меняется. Мы бесконечно далеки от Запада в этом вопросе, но положительный тренд на сегодняшний момент прослеживается. Компании начинают понимать, что, отдав на аутсорсинг непрофильные функции, они получают не только независимость от конкретных людей внутри компании, но и более опытных специалистов, заточенных на определенные задачи. К тому же чаще всего аутсорсинг выгоден с экономической точки зрения», — поясняет генеральный директор АКГ «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.

К другим факторам роста рынка участники рейтинга причисляют развитие технологий и коммуникационных систем, обеспечивающих дистанционное обслуживание независимо от расположения клиента и аутсорсера. Это дает возможность работать с регионами и может обеспечить приток новых клиентов. Спрос на инструменты аутсорсинга должно обеспечить и развитие современных методов управления, внедрение в практику отечественного бизнеса западных технологий и технологических преимуществ.

Преимущественный сервис

Аутсорсинг бизнес-процессов строится на простом принципе: если при организации (ведении) дела нет возможности выполнить (или выполнить эффективно) определенный процесс, то лучше передать его на исполнение тому, кто сможет сделать лучше и дешевле.

Этот общий принцип полностью приложим и к аутсорсингу учетных функций. При принятии решения о передаче учетных функций на аутсорсинг любой компании приходится взвешивать две группы факторов. На одной чаше весов риски, связанные с конфиденциальностью, и стереотипы, существующие в деловой среде. На другой — избавление от непрофильных процессов, экономия на персонале, оборудовании и ПО, снижение рисков, связанных с ведением учетных функции внутри компании.

По словам вице-президента по развитию бизнеса компании Intercomp Global Services Сергея Бучина, сегодня для многих российских предприятий вторая чаша становится все более весомой. «Интерес к аутсорсингу растет — компании начинают рассматривать его как инструмент для повышения управляемости и снижения издержек, при этом ломаются стереотипы, что все нужно держать у себя», — поясняет он.

Роль ледокола в ломке стереотипов играют базовые преимущества аутсорсинга перед внутренней организацией функций учета. Во-первых, как уже говорилось, это возможность оптимизации затрат и повышения качества учета. Благодаря специализации, подготовленным специалистам, а также эффекту масштаба при выполнении однотипных операций сразу для нескольких заказчиков, провайдер может выполнить функции учета дешевле. Во всяком случае, считают участники рейтинга, не дороже, чем содержание специалистов при их неполной загрузке. «Содержать в штате главного бухгалтера, помощника бухгалтера и специалиста кадровой службы выльется (с учетом налогов, расходов по установке и обновлению ПО, на повышение квалификации, компенсацию обедов, аренду офиса) в весьма круглую сумму. С учетом среднерыночных ставок по оплате труда можно выйти на цифру 200 тысяч рублей в месяц, или почти 2,5 миллиона рублей в год. Но аналогичный объем работы профессиональный провайдер может реализовать за 70 тысяч рублей в месяц, что составит 840 тысяч рублей в год», — рассказывает коммерческий директор ООО «Бухгалтерская Компания “Константа”» Сергей Заволокин. Иными словами, выгода заказчика вполне очевидна, плюс к тому он избавляется от расходов на дополнительные рабочие места, оборудование, инсталляцию и поддержку специального ПО.

Не менее важное преимущество аутсорсинга — повышение качества и надежности функций учета за счет специализации провайдера. «При решении похожих задач аутсорсеры уже накопили большой опыт и могут использовать новейшие технологии и высококвалифицированный персонал», — считает Сергей Бучин. Кроме того, провайдеры имеют возможность более эффективно организовать время специалистов. Полная загрузка специалиста достигается его включением в обслуживание одновременно нескольких клиентов.

Во-вторых, передача учета на внешнее исполнение позволяет заказчику сфокусироваться на основной деятельности и уделить больше внимания главным целям, развитию технологий и удовлетворению потребностей клиентов.

В-третьих, применение аутсорсинга позволяет уменьшить риски клиента, прежде всего связанные с человеческим фактором. Проблемы с больничными, отпусками, прогулами или нелояльностью сотрудников, выполняющих функции учета, по сути выводятся за бизнес-периметр компании и замещаются жесткими договорными обязательствами между заказчиком и исполнителем, который несет материальную ответственность за результат и своевременность выполнения работ.

Среди других преимуществ, снижающих риски, участники рейтинга отмечают высокий уровень конфиденциальности при работе с информацией заказчика. Без доверия и солидной репутации развиваться и удержать клиентов в этом бизнесе нереально, поэтому данный аспект деятельности всегда находится под самым пристальным вниманием со стороны компаний-аутсорсеров и уже стал неотъемлемой частью культуры аутсорсингового бизнес-сообщества. Наконец, аутсорсинг учетных функций может быть весьма полезным на начальном этапе бизнеса, при создании startup или выходе на новый рынок. Так, при открытии представительства или дочерней организации необходимость найма специалистов финансовой службы еще отсутствует, а функции в определенной степени нужно уже выполнять.

Фабрика учета

Услуги аутсорсинга учетных функций можно условно разделить на несколько типов. Каждый из них имеет свой уровень популярности на отечественном рынке.

Наиболее востребован сейчас аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета, предполагающий бухгалтерское обслуживание клиента на постоянной основе. Услуги включают выполнение провайдером функций главного бухгалтера, полное ведение бухгалтерского и налогового учета или отдельных участков бухучета, подготовку годовой отчетности, а также предоставление проектных услуг по проверке и восстановлению учета, инвентаризации товарно-материальных ценностей и основных средств, разработке учетной политики и т. д.

В России это наиболее емкое направление аутсорсинга функций учета. На его долю по итогам 2009 года приходится 45% (примерно 1,3 млрд рублей) совокупной выручки участников рейтинга (см. график 2). Почти все компании из списка крупнейших предоставляют услуги по бухгалтерскому обслуживанию.

Главными потребителями аутсорсинга бухгалтерского и налогового учета выступают предприятия нефинансового сектора и промышленных отраслей. Почти половина выручки, полученной от аутсорсинга учетных функций в рассматриваемых отраслях, приходится именно на обеспечение бухгалтерского и налогового учета (см. график 3). А вот финансовые институты прибегают к аутсорсингу учета бухгалтерии и налогов реже. Так, на долю выручки от данного вида услуг, полученной при работе участников рейтинга с банками, приходится всего 12% (см. график 4). По словам генерального директора аутсорсингового подразделения группы BDO в России Сергея Тиунова, такая низкая доля банков, пользующихся услугами аутсорсинга бухгалтерского и налогового учета, связана с тем, что банковские стандарты учета принципиально отличаются от учета в других организациях, а их интерпретация часто меняется. «Кроме того, банковский учет сильно завязан на транзакции клиентов и на контрольные процедуры ЦБ РФ. Поэтому в наших сегодняшних условиях банковский бухгалтерский учет является скорее частью ключевых компетенций бизнеса, а не вспомогательным процессом. Такие ключевые компетенции никогда не подлежат аутсорсингу, поскольку являются основой бизнеса и формируют добавленную стоимость», — резюмирует г-н Тиунов.

В целом спрос на комплексное сопровождение в области бухгалтерского и налогового учета продиктован стремлением бизнеса повысить свою производительность, снизить риски и оптимизировать затраты. «Производительность бухгалтера аутсорсинговой компании заведомо выше, чем бухгалтера внутри компании. Внешний бухгалтер не будет заниматься агрессивной налоговой оптимизацией (только налоговым планированием), не будет исправлять ошибки отдела продаж, не будет создавать массовку на совещаниях и не будет прибегать по первому звонку (бесплатно), но будет работать по заранее согласованной процедуре. Поэтому аутсорсинг оправдан, когда есть стремление к высокой степени организации бизнеса, к четким правилам и процедурам, к снижению рисков и концентрации на ключевом бизнесе», — считает Сергей Тиунов.

Высокий спрос на бухгалтерское сопровождение отчасти связан и с экономическим кризисом. В стремлении повысить эффективность заказчики пытаются выбрать пути снижения затрат, больше концентрироваться на основной деятельности и развитии бизнеса. Возможность снижения затрат, а также наличие у провайдера отработанных технологий учета придают аутсорсингу в посткризисный период дополнительную привлекательность. Стоит отметить также, что заметный спрос на аутсорсинг бухгалтерии формируется за счет работающих на территории России иностранных компаний и их представительств, для которых аутсорсинг давно стал стандартным инструментом эффективного бизнеса.

Аутсорсинг расчета заработной платы — второе масштабное направление. В 2009 году на его долю пришлось 22% совокупных доходов участников рейтинга. При обеспечении расчета зарплат компания-аутсорсер несет ответственность за выполнение операций по расчету зарплаты сотрудников, отпускных и больничных, компенсаций при увольнении, вознаграждений и выплат в денежной и натуральной форме. Сюда же относятся ведение налоговых карточек и подготовка справок в налоговые органы, оформление медицинских и страховых полисов.

Спрос в этом сегменте обусловили те же причины: сокращение расходов и оптимизация деятельности заказчика. Однако дополнительную популярность услугам обеспечивает стремление заказчика к конфиденциальности данной информации. «Кроме отказа от непрофильной деятельности и снижения издержек клиенты часто преследуют цель повысить уровень конфиденциальности информации о выплачиваемых суммах. Вероятность утечки информации через бухгалтера аутсорсинговой компании, имеющего минимальные личные контакты с сотрудниками клиента, близка к нулю», — комментирует генеральный директор компании «Норд Аутсорсинг» Станислав Лобанов.

Аутсорсинг подготовки финансовой отчетности как вид учетных функций делится на два направления: подготовку отчетности по российским стандартам бухучета и международным стандартам финансовой отчетности. По итогам 2009 года доля выручки участников рейтинга от рассматриваемых услуг составила 8 и 7% соответственно. Численность компаний, практикующих эти виды деятельности, также невелика. Из общего числа фирм в списке 28 имеют опыт аутсорсинга подготовки отчетности по РСБУ и 19 — подготовки отчетности по МСФО.

Не столь высокую популярность этих направлений можно связать с тем, что подготовка финансовой отчетности зачастую входит в комплексное обслуживание по бухгалтерскому и налоговому учету и поэтому не приводится участниками рейтинга отдельно в структуре выручки. Подготовка же отчетности по МСФО в принципе специфический продукт, требующий специальных знаний и опыта, а он имеется не у многих компаний.

Тем не менее здесь тоже существуют факторы спроса. К ним относятся экономия финансовых и временных ресурсов. «Если в штате компании нет сотрудника, обладающего достаточными знаниями и опытом в области МСФО, то функции по подготовке или проверке отчетности разумнее передать профессиональным специалистам. Кроме того, содержание специалиста по МСФО может обойтись дороже услуг аутсорсинговой компании. Важным фактором является и то, что, передавая функции по подготовке отчетности аутсорсеру, финансовые специалисты клиента не отвлекаются от основной деятельности», — рассказывает руководитель департамента аудита АКГ «Бейкер Тилли Русаудит» Михаил Грибов.

В рамках аутсорсинга кадрового делопроизводства и учета провайдеры аутсорсинга учета выполняют общепринятые в кадровом учете функции. Это оформление и расторжение трудовых отношений, оформление (и ведение записей) трудовой книжки, больничных листов, отпусков и командировок, формирование табелей учета рабочего времени, взаимодействие с государственными фондами.

Данный тип услуг пока слабо развит в России. На его долю приходится всего 5% общего дохода участников рейтинга. При этом оказание таких услуг зачастую сочетается с услугами по расчету зарплат или в комбинированном виде включается в услуги по кадровому аутсорсингу. «Основная проблема развития данного типа услуг связана с узостью отечественного рынка. В России возможностями HR-аутсорсинга пользуются преимущественно крупные компании, в то время как на долю малого бизнеса приходится совсем небольшой процент. При этом на Западе кадровым аутсорсингом практически в равной степени пользуется и крупный, и малый бизнес, что в целом способствует развитию сферы аутсорсинговых услуг», — считает директор лизинговой компании АНКОР Ирина Авдонина.

Впрочем, спрос в этом сегменте скорее всего будет расти по тем же причинам, что и аутсорсинг бухгалтерского функционала. Прежде всего речь идет об экономии на персонале и снижении рисков. Провайдер обеспечивает кадровый учет в полном соответствии с законодательством, что снижает риски клиента по некорректному ведению кадрового учета и в случае трудовых споров.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.186 сек.
Яндекс.Метрика