![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Порядок вещей: Что может элитаСергей Петров Источник: Газета "Ведомости" добавлено: 20-01-2011
просмотров: 4182 Что мотивирует элиту на преобразования? Что движет политическими лидерами, когда они решают начать процесс модернизации? Неотвратимость потрясений и угроза потерять власть? Или ценностные ориентиры? По-моему, шансы на успех заметно увеличиваются, если элита начинает действовать именно в силу убеждений.
Каждая нация рано или поздно сталкивается с выбором: развиваться или деградировать как нация. Ключевую роль при выборе первого пути всегда играло понятие «ответственность элит». Иными словами, успех во многом зависит от того, насколько лидеры отождествляют себя с обществом, насколько их инициатива связана с волей и желанием добиться цели. И главное — насколько они готовы мыслить в категориях общественного блага и личного примера. Не сочтите за пафос — насколько они способны на самоотверженность и самопожертвование. В битве при Каннах римляне потеряли большую часть сената. В трагедии «Титаника» среди спасшихся мужчин не было пассажиров первого класса. Наконец, вспомним, что отцы-основатели США стали символом нации. На мой взгляд, существует безусловная связь между моральным уровнем людей, входящих в политическую элиту, и процветанием государства. Нобелевский лауреат Амартия Сен в книге «Развитие как свобода» подчеркивает, что отставание в развитии государства всегда вызвано эгоизмом элит. Наш исторический опыт показывает, что наполнение формы содержанием для лидеров процесс слишком утомительный. Проще сбрить боярам бороды и начать считать себя европейцем. Нынешняя модернизация рискует стать хрущевским коммунизмом не только потому, что мы пытаемся чинить проводку на тонущем корабле. Вообще, рассуждать о модернизации в условиях нашей системной отсталости и тотальной коррупции все равно что петь «Марсельезу» в церкви. В исковерканной системе ценностей даже самые благонамеренные действия приведут не к тем результатам, ради которых они предпринимаются. Это не значит, что достичь результата благодаря инициативе элит невозможно. Возможно — и тому есть много примеров. В тех случаях, когда элита сознательно лишала себя богатств и привилегий ради процветания всей нации, ее инициативы имели ошеломляющие результаты. Одним из самых поучительных и впечатляющих примеров модернизации является эпоха Мэйдзи Ишин (просвещенного правления) в Японии в конце ХIХ в. Менее чем за 40 лет Япония, бывшая островной сельскохозяйственной и феодальной страной, превратилась в мировую державу. В 1868 г. один из отцов японской модернизации — Кидо Койн продекларировал две ключевые задачи:
После провозглашения основной цели последовала присяга, произнесенная Кидо в том же году, которая состояла из пяти основных пунктов:
Но главное, правительство не боялось говорить правду, и прежде всего себе. «Я не представлял прежде, насколько далеко от Японии ушел западный мир в вопросах цивилизации и просвещения. Наша нынешняя цивилизация — это не настоящая цивилизация. Наше сегодняшнее просвещение — это не настоящее просвещение. Только обучение в настоящих школах поможет устранить отставание», — писал Кидо во время поездки по США многочисленной японской делегации. На острова высадилась целая армия американских, английских, немецких преподавателей, бизнесменов и ученых. Вслед за экономическими реформами наступила пора политических. Элиты сформировали свои ориентиры. Кидо писал: «Мы изучаем физику, экономику, психологию и другие науки не потому, что их открыл Запад, а потому, что в них всеобщая истина. Мы стремимся утвердить в нашей стране конституционное правление не потому, что это западная форма правления, а потому, что оно соответствует природе человека». А что же самураи, которых в 30-миллионной Японии насчитывалось два миллиона и которые жили за счет казны? В 1876 г. власти перестали их содержать, оплатив при этом компенсацию государственными облигациями. У самураев не осталось выбора — пришлось идти работать или заняться предпринимательством на вырученные от продажи ценных бумаг деньги. И некоторые даже преуспели. Бывший самурай Ивасаки Ятаро основал корпорацию «Мицубиси». Отбросьте страшные подозрения — я не призываю к самопожертвованию нашу коррумпированную бюрократию. Просто исторические прецеденты и общение с региональными лидерами иногда дают повод для смелых фантазий. Скажем, о смене ценностной ориентации элиты естественным путем — с помощью полноценного института выборов. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|