28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 18:00:10
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Проект комплексного стандарта по консолидированной финансовой отчётности



Светлана Половинкина, старший менеджер компании "Эрнст энд Янг"
Источник: Бухгалтерия.ru
добавлено: 08-02-2011
просмотров: 5299
В декабре 2008 г. Совет по МСФО опубликовал проект стандарта 10 ED 10 «Консолидированная финансовая отчетность», в котором предложил новые принципы и требования в отношении раскрытия информации для консолидированной финансовой отчетности. Если проект этого стандарта будет утвержден, он может оказать существенное влияние на определение периметра консолидации группы, и увеличить объем дополнительно раскрываемой информации.

В этой статье мы постараемся рассмотреть основные положения стандарта и ряд важных вопросов, ответы на которые помогут понять суть и смысл внесенных изменений.

Определение контроля

Одной из основных задач проекта ED 10  была разработка единого принципа контроля, который применялся бы в отношении всех компаний.  В проекте стандарта Совет по МСФО предлагает единый принцип консолидации, который будет применяться всеми компаниями.

Предлагается новое определение понятия «контроль над компанией», которое будет применяться в отношении всех инвестиционных структур. Согласно проекту контроль определяется как «возможность компании, составляющей финансовую отчетность, управлять деятельностью другой компании с целью получения отдачи на инвестиции для компании, составляющей финансовую отчетность».

Определение включает три компонента:

  • Возможность управлять деятельностью другой компании. Используемый в настоящее время термин «возможность управления стратегической операционной и финансовой политикой», означает всего лишь один способ, при помощи которого может быть получен контроль, поэтому потенциально новое определение может охватить большее количество компаний.
  • Отдача на инвестиции может быть положительной (прибыль) и отрицательной (убыток) и изменяться в зависимости от деятельности контролируемой компании.
  • Взаимосвязь между возможностью управления и отдачей на инвестицию. Возможность компании, составляющей финансовую отчетность, управлять деятельностью должна быть сопоставима с отдачей, получаемой от такой компании. Допущение, лежащее в основе проекта стандарта, заключается в том, что компания, получающая наибольшую в абсолютном измерении отдачу на инвестиции в другое предприятие, вероятнее всего, имеет возможность его управлением.

Согласно проекту стандарта контроль должен существовать в текущий момент времени, и его наличие должно повторно анализироваться на постоянной основе—об этом умалчивает МСФО (IAS) 27.

Определение стороны, имеющей полномочия на управление деятельностью с целью получения финансовых результатов, в структурированных компаниях может вызвать затруднения, поскольку могут присутствовать несколько источников полномочий, или же в некоторых случаях они могут отсутствовать вовсе (например, в структурах, действующих по принципу «автопилота»).

Отбили все желание…

Рассмотрим случай, когда предприятие специального назначения выкупает дебиторскую задолженность у различных компаний, которые предоставляют кредитные гарантии и продолжают нести ответственность за погашение задолженности дебиторами. Третья сторона несет ответственность за управление краткосрочными облигациями, которые используются для финансирования компании специального назначения.

На этом примере видно, что как передающая сторона, так и управляющий коммерческими векселями имеют полномочия на извлечение прибыли, но должен ли при этом кто-либо из них консолидировать рассматриваемую компанию в своей финансовой отчетности? Мы полагаем, что требование в отношении демонстрации как «полномочий», так и «прибыли» может привести к тому, что компании, консолидируемые в настоящее время, не будут консолидироваться в будущем.

Предложенное определение контроля шире существующего, поскольку акцент делается на финансовом результате, получаемом в результате участия в деятельности другой компании. Тем самым признается, что финансовый результат может иметь различные формы (т.е. быть отрицательным, положительным или возникшим в результате синергии, и может быть отражен непосредственно в финансовых результатах инвестора), в то время как текущий стандарт говорит о возможности получения выгоды.

Несмотря на то, что мы поддерживаем более широкое определение контроля и включение в него всех типов финансовых результатов, которые может получить компания-составитель отчетности, контролируя другую компанию, мы обеспокоены отсутствием ясности в отношении границ данного определения.

Опционы и конвертируемые инструменты

Стоит рассмотреть конвертируемые инструменты и опционы, которые могут быть исполнены в текущий момент времени.

Наличие опционов, которые в случае исполнения предоставили бы компании, составляющей финансовую отчетность, более половины прав голоса в другой компании, недостаточно для того, чтобы продемонстрировать наличие контроля. Вместо этого компании, располагающие такими опционами, должны проанализировать другие действующие соглашения и определить, есть ли у них возможность управлять деятельностью другой компании.

Согласно проекту стандарта компания, которая составляет финансовую отчетность и которой не принадлежит большинство прав голоса, может иметь возможность управлять деятельностью другой компании.

Это может произойти в тех случаях, если:

  • ей принадлежит больше прав голоса, чем любой другой стороне;
  • ее прав голоса достаточно для того, чтобы у нее была способность принимать стратегические решения в отношении операционной и финансовой политики.

Хотя мы считаем, что контроль может иметь место в отсутствие большинства голосов, мы обеспокоены тем, что предложения приведут к ситуации, когда многие компании будут консолидироваться просто ввиду обстоятельств, в которых инвесторы оказываются, а не в результате обдуманных действий инвесторов, направленных на получение контроля.

Данный аспект проекта стандарта носит настолько неопределенный характер, что мы можем предвидеть консолидацию в следующих двух ситуациях:

  • компании-составителю отчетности принадлежит 49% голосов, а оставшиеся голоса распределены среди многочисленных участников, удерживающих небольшие пакеты голосующих акций
  • компании-составителю отчетности принадлежит 20% голосов, а оставшиеся голоса распределены среди многочисленных участников, удерживающих небольшие пакеты голосующих акций

С нашей точки зрения, во второй ситуации контроль отсутствует, и объект инвестиций консолидироваться не должен. Мы считаем, что необходимо уделить намного большее внимание доказательствам наличия контроля на практике, учитывая при этом решения, принимавшиеся инвестором, или действия, осуществленные им.

Право вето и права по утверждению решений

Также проект коснется права вето и права по утверждению решений, принадлежащие другим сторонам.

Согласно проекту стандарта  компания, составляющая финансовую отчетность, может осуществлять контроль над другой компанией даже в том случае, если другие стороны обладают правами, обеспечивающими защиту их интересов в такой компании. Однако такие права, обеспечивающие защиту интересов неконтролирующих акционеров, не должны ограничивать способность компании, составляющей финансовую отчетность, управлять стратегической операционной и финансовой политикой контролируемой компании.

В данном контексте в Основе для выводов отмечается следующее: «Некоторые заинтересованные стороны обращались к Совету с просьбой предоставить указания, аналогичные тем, которые содержатся в EITF 96-16 «Учет инвестором объекта инвестиций в условиях, когда инвестору принадлежит большинство прав голоса, однако миноритарный акционер или акционеры имеют определенные права по утверждению решений либо наложению вето». Совет пришел к выводу о целесообразности такого подхода, поскольку это руководство является общепринятым и включение его в предложенный МСФО способствовало бы международной конвергенции»

Агентские отношения

В настоящее время в МСФО (IAS) 27 не содержится указаний о том, каким образом должны отражаться при определении контроля агентские отношения. Как следствие этого, в данном вопросе существует неопределенность. В проекте стандарта  однозначно указывается, что компания, составляющая финансовую отчетность, не осуществляет контроль над другой компанией, если она выступает в качестве агента или от имени другой стороны. Следующие ситуации указывают на то, что компания выступает в качестве агента:

  • компания получает вознаграждение, соразмерное предоставленным услугам;
  • компания получает вознаграждение за достижение определенных результатов, при этом согласно соглашению компания не обязана возвращать ранее полученное вознаграждение в случае уменьшения стоимости портфеля активов в последующем периоде.

Также в проекте предлагаются дополнительные указания по оценке значимости прав на отстранение руководства потенциально контролируемой компании и получения переменного вознаграждения в качестве платы за управление. Несмотря на определенную полезность данных указаний, они не решают некоторые более широкие вопросы определения наличия агентских отношений (к примеру, роль прав на отстранение руководства потенциально контролируемой компании, при использовании которых должно соблюдаться требование о предварительном уведомлении, предусматривающее длительный период с момента уведомления до использования прав, или требование о выплате руководству неустойки за его отстранение).

… в проекте предлагаются дополнительные указания по оценке значимости прав на отстранение руководства…

Структурированные компании

В проекте стандарта вводится новый термин «структурированные компании», который заменяет термин «компании специального назначения». Структурированная компания—это компания, деятельность которой ограничена рамками, в которых она управляется соответствующим органом управления.

В проекте стандарта 10 не содержится четких критериев, определяющих, когда компания, составляющая финансовую отчетность, должна консолидировать структурированную компанию. Скорее, компания должна учесть все факты и обстоятельства при определении наличия у нее возможности управлять деятельностью структурированной компании, позволяющей влиять на ее прибыль (убыток). Например:

  • какова цель и структура структурированной компании?
  • какую прибыль (убыток) получает компания, составляющая финансовую отчетность, от своего участия в структурированной компании?
  • в какой степени предопределена деятельность структурированной компании?
  • имеет ли компания, составляющая отчетность, возможность изменять ограничения или заранее предопределенную стратегическую политику структурированной компании?
  • каково влияние соответствующих соглашений?
  • выступает ли компания в качестве агента во взаимоотношениях со структурированной компанией?

Раскрытие информации

Одной из основных задач данного проекта является усовершенствование раскрытия информации как о включаемых, так и о не включаемых в периметр консолидации компаниях.

Хотя мы и согласны с необходимостью раскрытия дополнительной информации, она должна быть полезной и содействовать пользователям финансовой отчетности в принятии решений. Мы обеспокоены тем, что предложенный объем раскрываемой информации настолько велик, что многие пользователи финансовой отчетности будут «завалены» этой информацией, что приведет к обратному результату.

Раскрытие информации предусматривает также предоставление подробных данных о компаниях, в отношении которых компания-составитель отчетности не обладает контролем, но с нашей точки зрения, на практике компании–составители отчетности будут испытывать сложности со своевременным получением подобной информации с экономически обоснованными затратами.

…. раскрытие информации предусматривает предоставление подробных данных о компаниях, в отношении которых компания-составитель отчетности не обладает контролем…

В проекте стандарта предлагаются значительные новые требования к раскрытию информации, в том числе:

  • Описание суждений, используемых при принятии решения о том, контролирует ли компания другую организацию
  • Подробная информация об ограничениях, обусловленных активами и обязательствами, удерживаемыми дочерними компаниями, включая степень, в которой неконтрольные доли участия могут ограничивать деятельность подобных дочерних компаний
  • Характер участия компании-составителя отчетности в структурированных компаниях, контроль над которыми отсутствует, и риски, связанные с таким участием.
  • В данном контексте участие подразумевает договорные и недоговорные отношения, подвергающие риску компанию-составителя отчетности. Сюда входит раскрытие следующей информации:
    • Стоимость активов, переданных структурированным компаниям, на дату их передачи
    • Доход, полученный от участия в структурированных компаниях
    • Описание типа дохода. Подобная информация раскрывается по соответствующим категориям (определяемым соответствующим риском).

Предлагается, чтобы такие количественные данные раскрывались за текущий и два предшествовавших ему отчетных периода. Также предлагается раскрывать информацию о максимальном размере возможных убытков, обусловленных участием в структурированной компании, и используемом методе для определения данной величины.

Переходные положения

В проекте стандарта ED 10 предлагается, чтобы компании применяли новый МСФО перспективно. По сути, если на дату принятия стандарта компания, составляющая финансовую отчетность, определяет компанию, подлежащую консолидации на данный момент, то она должна учитывать ее как объединение бизнеса. Аналогичным образом, если компания, составляющая финансовую отчетность, приходит к выводу о том, что она больше не контролирует дочернюю компанию, она должна отразить ее выбытие на эту дату.

Материалы предоставлены редакцией журнала "Консультант"

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.108 сек.
Яндекс.Метрика