28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 20:06:10
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Владислав Кочетков: «Иногда важно налить вечером с коллегой по двести вискаря и обсудить работу иначе»




Источник: Журнал "Финанс."
добавлено: 24-05-2011
просмотров: 4288
Президент – председатель правления инвестиционного холдинга «Финам» считает, что работа руководителя компании и пресс-секретаря отличается скорее технически. Сам он любит путешествовать, а его компания – открывать зарубежные офисы.

Интервью с участником проекта «33 перца-2011»

Владислав, ваш случай считается нетривиальным: жил себе на свете простой пресс-секретарь, каких десятки на рынке, и вдруг – «бах!» – стал руководителем весьма серьезной компании. Ведь, вроде, все происходило у всех на виду, и ничто не предвещало столь головокружительной карьеры.

– Повезло в какой-то степени. Дошел до этого, конечно, достаточно непросто, но в целом – просто работал, решал задачи по мере накопления, переходил на новый уровень. Вот и предложили должность. Сам о карьере не думал.

Но какой-то секрет у этого должен быть? Не может же быть так, что карьеры вообще не было? Какое-то образование особенное?

– Учился в Мордовском госуниверситете, историко-социологический институт, специальность «регионоведение», со специализацией «управление социальными процессами в регионе». Знаю, сколько крестьян должно приходиться на один дом культуры, оптимальное расстояние между автобусными остановками на селе. Как вы сами понимаете, в жизни не особо пригодилось. В активе три полных и четыре начатых успешных кандидатских – подрабатывал их написанием на последних курсах. А свою так и не написал – из аспирантуры отчислили, так как переехал в Москву. Времени на поездки в Мордовию не было.

В Москву же люди не просто так едут, а чтобы расти, верно?

– Все проще: работал в правительственной газете «Известия Мордовии». Женился, денег стало не хватать, вот и стал в 2002 году собираться Москву. Взяли в фирму «Магазин готового бизнеса» руководителем департамента по PR, рекламе и связям с общественностью. «Департамент» первое время состоял из меня одного, первый подчиненный появился через год, уходил – было трое.

А как попали в «Финам»?

– Команда менеджеров переходила – «Финам» планировал запустить направление бизнес-брокериджа. А я как раз к 2005 году уже немного научился разбираться в финансовом рынке и, по собственному ощущению, дорос до новой работы. И так совпало, что практически одновременно с нашим приходом из «Финама» уволился пресс-секретарь. Работы по новому направлению поначалу практически не было, и я от скуки писал пресс-релизы. Вот через три недели мне и предложили занять место пресс-секретаря. Я согласился, и, наверное, правильно: направление бизнес-брокериджа пошло не очень удачно, сейчас в «Финаме» из той команды остался я один.

На время вашего «пресс-секретарства» приходится одна из громких историй – как «Финам» решил в рекламных целях раздать паи одного из своих ПИФов всем покупателям журнала Forbes, а из-за накладки с документами сумма «подарка» оказалась в сто раз больше, чем предполагалось. Это же вы придумали? И чем кончился для пресс-секретаря такой просчет?

– Автор идеи не я, а Сергей Михеев, создатель Finam.ru и вообще главный «генератор» маркетинга в компании. Просто я оказался на передовой, лицом проекта – зато и запомнился. А чем закончилась история – ну, раз должны были, то и выдавали паи, отработали по полной. Затраты оказались выше, но и PR эффект тоже сильнее. А проект в течение года окупился. Мы же провели эти акции не только в Москве, но потом и в Омске, Краснодаре, Владимире и еще паре городов. В итоге в фонде набралось 9 тыс. пайщиков – и, хоть мы и не первые по СЧА, но по числу инвесторов – в десятке.

И за умение «держать удар» назначили президентом? Ведь время у компании в момент вашего назначения было непростое?

- Да, уходила часть первых лиц. Главный акционер, Виктор Ремша, оставил пост генерального директора, сосредоточившись на стратегическом управлении, ушли из компании занявший эту должность годом ранее Игорь Степанян и финансовый директор Мария Игнатьева. Однако это внешне видимые обстоятельства. На самом деле логика такая: Ремша остается председателем совета директоров, для него «Финам» – главная, но лишь одна из многих компаний. Всего у него порядка двадцати проектов в России, Европе и т.д. Это финансовые компании, интернет-ресурсы и множество всяких вещей. И если посмотреть на происходившее в течение нескольких лет перед этим, то можно увидеть, что бизнес уже давно перестраивался под управление наемным менеджером. Так что уход Виктора Ремши от оперативного управления все равно состоялся бы достаточно скоро. А если убрать этот момент, то стечение остальных обстоятельств будет выглядеть для бизнеса уже не столь значительным

Но все равно ведь для остальных сотрудников компании такое кадровое решение могло только усилить шок.

– Только кажется, что практика подобных назначений мало распространена, на самом деле случаев достаточно. Характерный пример – в феврале канцлер ФРГ Ангела Меркель назначила своего пресс-секретаря Йенса Вайдманна руководить Бундесбанком. Или нынешний министр связи и коммуникаций Игорь Щеголев раньше был пресс-секретарем премьер-министра Евгения Примакова. Просто в российском восприятии эта профессия выглядит, как «второй сорт» – паразит, не топ-менеджер. А объем работы серьезный. Пресс-секретарь должен досконально знать весь бизнес, коммуникации внутри компании и так далее. Поэтому 12-14 часов рабочего дня всегда найдется, чем занять. Восприятие, как «зиц–председателя» было больше в газетах. В компании же меня хорошо знали все руководители, Виктор озвучил всем мои новые обязанности. Так что ни о каких вопросах по поводу моего назначения я не слышал.

Что поменялось в бизнесе «Финама» с вашим приходом?

– «Финам» остается диверсифицированным ходингом, ориентированным, прежде всего, на розницу. Работа с институциональными инвесторами не пошла – своих игроков хватает. В кризис мы немного усилились в этом сегменте, но потом пошел возврат клиентов к прежним контрагентам. В 2010 году вошли в капитал УК БИН-банка, оставили институционалов на ней.

Одно из ключевых направлений развития – «доступные вип-услуги». Традиционно мы занимаемся ритейлом. Это бизнес далеко не сверхрентабельный: у половины брокеров он идет «в ноль» или даже в убыток – это скорее способ привлечь клиента, чтобы продать ему всякие дополнительные услуги. У нас получше, но тоже о сверхприбылях речи не идет. Но вот мы ввели услугу доверительного управления со сниженным порогом входа – от 1 млн рублей, и привлекли миллиард. Притом, что управляющая компания у «Финама» относительно небольшая, это хороший показатель. Планируем развивать этот тренд и вводить персональных консультантов для клиентов с портфелем от 300 тыс. рублей. А для клиентов с порогом от 100 тыс. рублей сделали «автотрейдинг»: это как бы брокеридж с подключением к стратегии доверительного управления, такой гибрид, когда за клиента торгует робот. Комиссия выше – 0,1% от суммы сделки, сделка заключается автоматически. И только за этот год привлекли более тысячи клиентов.

Развиваем и другие направления диверсификации: до кризиса не было собственного опционного деска, и это хорошо, так как на этом многие влетели. Сейчас дозрели и запустили. Открыли полноценный офис на Кипре, в этом году надеемся выйти в Лондон и Франкфурт. Планируем выход в Азию: Китай, Вьетнам, Таиланд, но пока только присматриваемся к местному регулированию и разрабатываем стратегию выхода. Форекс пошел неплохо – мы особо его не продвигаем, но многим нравится ликвидность и издержки меньше, чем при работе на NYSE и LSE. Конечно, многие клиенты слишком рискуют, и процент обнулившихся счетов стабильно высок, но это уже не наша вина, а человеческая психология: если человек может взять стократное «плечо», то он чаще всего его берет.

Вы продолжаете говорить о компании, как профессиональный пресс-секретарь. Что изменилось в вашей работе?

– Работается весело, позитивно. Круг интересов у меня и тогда был широкий – надо знать смежные отрасли, много аналитики проходило. Но там работал с идеями и бумагой, а здесь – с идеями и с людьми. То есть пиар был больше «электронной» работой, а в этой должности у меня сегодня уже прошло 12 встреч и впереди еще две.

Помнится, вы говорили о семье – с ней вообще видеться получается?

– Работаю по 12-14 часов в день – нравится, получаю удовольствие и от процесса, и от результата. Жена ложится достаточно поздно. Приезжаю к полуночи, ложимся около трех. И много ездим – в год 6-8 выездов по разным городам. Иногда на выходные даже летаем. Так что с женой и сыном вижусь.

Ложиться в три – значит постоянно не высыпаться?

– Я на работе обычно не рано, в 10-11. Почти всю жизнь у меня был свободный график. Да и у многих сотрудников – тоже. Если нет привязки к внешним факторам, например, началу торгов, то главное – решать поставленные задачи.

И даже время для увлечений у вас есть?

– Играю на досуге с коллегами в «Что? Где? Когда?». В юношеской команде выигрывал чемпионат России, СНГ и Израиля. Сейчас времени мало, но иногда собираемся с пивом на седьмом этаже офиса и отыгрываем один-два турнира, чтоб мозг работал. Еще люблю путешествия, и с этим все хорошо – кроме поездок с семьей выпадает еще 10-15 командировок в год.

Если бы вы не стали тем, кто есть сейчас – кем бы вы были?

– Если бы меня не повысили, то остался бы в «Финаме». Хедхантеры меня любят, даже в кризис приходило 1-2 звонка в месяц, но я всегда оставался. Другой сценарий – сидел бы в докторантуре и готовил диссертацию по региональной политологии. Когда женился, то больше интересовался наукой, это необходимость содержать семью толкнула на корыстный путь.

Что можно посоветовать человеку, сейчас делающему выбор между «корыстью и наукой»?

- Важно подобрать работу в удовольствие. Я переехал на зарплату в $200, из которых $150 отдавал за квартиру в Марьино. Так что, по сути, не одна корысть там была. Важно получать удовольствие – так гораздо проще построить карьеру, чем рассылая резюме, шагая по головам. И еще – важно не «уметь строить», а просто строить отношения с людьми. Поэтому, как это ни «антинаучно» и крамольно прозвучит, но, по моему опыту, непьющие люди редко становятся эффективными менеджерами. Выпить с кем-то ради карьеры – это пустое, и ничего в конечном счете не даст. Но бизнес – это система взаимоотношений, и иногда важно налить вечером с коллегой по двести вискаря и обсудить работу по-другому, так, как в течение дня невозможно.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика