23 апреля 2024 г. Вторник | Время МСК: 14:40:13
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Гений места: Сергей Выходцев



Наталья Ульянова
Источник: Бизнес-Журнал онлайн
добавлено: 24-05-2011
просмотров: 5546
Придумал, как привлечь на Байкал туристов, создать рабочие места в депрессивном регионе и сохранить при этом экологию. Однако «лабораторную работу» пришлось временно отложить.

Почти каждое начинание Сергея Выходцева — результат синтеза. Вероятно, все дело в том, что по образованию он химик. Мало того, оценивая проекты предпринимателя, легко прийти к мысли, что в их основе всегда лежит некоторый базовый принцип. Или, если хотите, универсальная формула. Берется идея, к ней добавляется тот или иной субстрат органического происхождения, а затем главный элемент — вода или другая жидкость. Ну а на выходе результатом «химической реакции» обычно становятся деньги.

Этому правилу вполне соответствуют почти все запущенные Выходцевым бизнесы. В том числе такие хиты, как «Инвайт» и «Быстров». В обоих случаях требовалось просто добавить воды. Ну и… немного маркетинга. Труднее уложить в схему премиальный биопродукт Velle, выпускаемый на основе «купажированной» овсянки по карельскому рецепту (в этом году Выходцев надеется вывести его на полки европейских магазинов). Но и здесь, если разобраться, присутствуют все три необходимых элемента — свежая рыночная идея, органическая основа и жидкость.

Технология получения топлива (по свойствам аналогичного дизельному) на основе водорослей? И здесь все сходится: снова налицо перспективная рыночная ниша (альтернативная энергетика нынче — безусловный хит), органическая основа и опять-таки жидкость. Этот проект Выходцев реализовал в Калифорнии, а недавно выгодно продал патент компании, которая уже использует разработку в промышленных масштабах. Правда, для этого пришлось потратить годы на отладку всей производственной цепочки — от выращивания водорослей до их обработки и отжима, в результате чего и получается экологически чистое биотопливо. И мало кто знает, что идея эта пришла в голову российскому предпринимателю лет десять тому назад на Байкале, где Выходцев и экспериментировал с местными водорослями.

История создания рекреационной зоны для развития экотуризма на Северном Байкале — еще одна вариация на ту же тему. Идея перспективная. Основа — биологическая (в данном случае экологическая). И снова жидкость — в варианте крупнейшего природного хранилища пресной воды. Разве что, в отличие от других начинаний Выходцева, выходивших на уровень окупаемости за три–пять лет, проект Organic Escape планируется запускать не как ракету, а по более пологой траектории. «Я думаю, — с грустной иронией говорит предприниматель, — что этот проект в итоге можно будет назвать дембельским аккордом. Как в армии».

Строго говоря, коммерческий интерес — далеко не главное во взаимоотношениях Выходцева с Байкалом. Впервые на берег великого озера он вступил лет десять назад в роли туриста и настолько проникся этими местами, что с тех пор бывает здесь не реже четырех раз в год, построив на Северном Байкале усадьбу. Энергетику этой территории предприниматель считает совершенно особенной. Однако, оставаясь прежде всего деловым человеком, со временем Выходцев решил использовать «гений места» не только для личного отдыха.

Успешный опыт в туристическом бизнесе у Сергея уже был. По сути, с туризма он и начинал свою карьеру на рынке, организовав вместе с партнером в Зимбабве туристическую компанию Kivi в 1993 году — на пике российского выездного туризма. Туроператор работал в сегменте экономкласса и адресовал свои услуги максимально широкой аудитории.

«За несколько лет мы объездили весь Африканский континент, — вспоминает Выходцев. — Были везде — от Кейптауна до Каира. И занимались всем — от оформления виз до «африканского досуга». Построили сеть отелей. Бизнес был довольно успешным. Даже сложился постоянный круг клиентов, которые каждый год хотели вернуться в Африку».

Путешествия по Африке увлекали предпринимателя недолго. В 1995 году он продал свои африканские отели и полностью погрузился в работу по выводу на рынок высокомаржинальных продуктов. Но в 2002-м, по собственному признанию, «завершив очередной виток в своей жизни», решил вернуться к экспериментам на ниве туризма. Только теперь уже на российских просторах. Так появилась компания, организующая VIP-туры на Байкал.

Поначалу Выходцев ориентировался на клиентов, готовых тратить на активный отдых примерно по 500 евро в день. Но вскоре выяснилось, что даже при таких ценах спрос превышает предложение. Желающих было все больше. А инфраструктура (кроме главного центра притяжения — собственно озера) отсутствовала.

— Все-таки Северный Байкал, — говорит Сергей Выходцев, — это не Африка, где можно построить гостиницу в «чистом поле». К тому же на Черном континенте многое осталось от колонизаторов. На Байкале же цивилизации, мягко говоря, не много.

Стало ясно, что проект необходимо выводить на другой уровень, встраивая его в более масштабную программу устойчивого развития региона, долговременных инвестиций и четко фиксируя предложение в нише экологического туризма. Тем более что в последнем обстоятельстве Выходцев, считающий себя без пяти минут местным жителем, сам кровно заинтересован. «Лично мне, — откровенно признается предприниматель, — совершенно не нравится, когда на Байкал приезжают туристы, привозящие с собой тележки и рефрижераторы, рассчитанные на тонны рыбы и кубометры дерева, — чтобы окупить свой отдых. Туризм должен быть… осмысленным».

Впрочем, и дисциплинированных туристов, по оценкам Выходцева, Северный Байкал может выдержать в количестве не более 120–150 тысяч человек в год. «С бОльшим потоком хрупкая экосистема просто не справится, — уверен предприниматель. — Но и эти «тысячи» пока находятся в зоне «отложенного спроса». Причина заключается в том, что Байкал — это пока только Байкал, и ничего, кроме Байкала. Хотя, судя по исследованиям, которые провели наши партнеры за рубежом, развитие туристической отрасли в этом регионе привлекло бы необходимое число клиентов, готовых платить за экологически чистый отдых».

Непосредственно перед кризисом, в 2008 году, Выходцев запустил широкомасштабный проект «Organic Escape: побег в чистоту», предполагающий аккуратное превращение полутора тысяч гектаров в районе Северного Байкала в экокомплекс. Пришлось нанять профессионалов с международным опытом в области развития туристических рекреаций в местах со схожими климатическими условиями — в Финляндии и на Аляске. Одновременно началась подготовка планов развития территории.

Объем инвестиций на подготовительном этапе составил несколько миллионов долларов. Это были личные средства Выходцева и вложения его деловых партнеров. Первая очередь строительства требовала около 150 млн евро. При этом, согласно экономической модели, первую прибыль инвесторы могли получить уже к 2018 году. Во многом активность предпринимателя строилась в расчете на партнерство с государством (по планам, примерно четверть инвестиций должна была пойти из госбюджета). Тем более что власти к этому моменту наконец-то анонсировали целевую программу, поддерживающую региональные проекты, связанные с развитием внутреннего и въездного туризма.

— Было понятно, что без серьезной государственной поддержки мы ничего не сделаем, — продолжает Выходцев. — Подобные проекты жизнеспособны только в режиме государственно-частного партнерства. Причем этот инструмент — вполне реальная штука, которая работает во всем мире. Схема такова. Сначала идут государственные инвестиции, которые (будем называть вещи своими именами) никогда не вернутся. В нашем случае речь идет о строительстве дорог и причала. Затем вкладываются средства субъекта федерации, который строит линии электропередач, очистные сооружения и финансирует энергетические решения. И вот уже на этот почти готовый «бутерброд» в качестве «слоя масла» приходят частные инвестиции. Строятся гостиницы, пансионаты и так далее. Это уже те деньги, которые могут окупиться через 3–5 лет. Весь мир развивается по такому сценарию. Многострадальный ли это Египет, благополучная ли Калифорния или классика туристического жанра Париж — не важно. Логика всегда одна и та же.

По планам Выходцева, первая очередь строительства должна была начаться в 2010 году. Однако ознаменовавшийся началом глобального экономического кризиса 2008-й сделал свое дело. «Я понимал, — признается Сергей, — что сдвиги в мировой кредитной политике приведут к пересмотру наших кредитных линий. Но даже в самом страшном сне не мог представить себе, что все инвесторы в одночасье отвернутся от проекта».

И все-таки Выходцев не решился бросить начатое. Мало того, сегодня он уверяет, что «никакой драмы нет». Проект продолжает развиваться. Хотя и другими темпами.

Оптимистический прогноз предпринимателя — начало комплексного строительства через десять лет. В худшем случае его можно будет начать лет через двадцать–тридцать. Такие туманные перспективы обусловлены прежде всего тем, что предложенная Выходцевым инициатива так и не стала объектом целевого государственного софинансирования. В 2010 году Республика Бурятия совместно с проектом «Organic Escape: побег в чистоту» вошла в шорт-лист регионов — претендентов на реализацию ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011–2016 годы», но не победила. Так что в ближайшее время бюджетные инвестиции пойдут на проекты в более освоенных местах («Золотое кольцо России», «Плёс», «Белокуриха-2» и других).

Почему идея, объединившая поначалу крепкий пул инвесторов, осталась без государственной поддержки, ясно не до конца. В том числе и самому Выходцеву, которому ход событий виделся совсем иначе. На недавней межведомственной комиссии представители профильного министерства утверждали, что готовы продолжать финансирование региональных проектов, стимулирующих развитие туризма. А также сетовали на «дефицит» подобных инициатив. Так, в этом году (к концу марта) на рассмотрение в курирующее туризм ведомство поступили проекты всего от двух регионов России. И то — с опозданием. Мало того, как сообщили «Бизнес-журналу» в министерстве, 96 млрд рублей, которые запланировано выделить на развитие туристического бизнеса до 2018 года, предназначены не только для финансирования проектов, которые уже прошли отбор, так что министерство ждет предложений…

Впрочем, предприниматель не намерен опускать руки. По словам Сергея Выходцева, даже в рамках нынешнего сценария можно обнаружить позитив. По крайней мере, в прошлом году он выиграл межреспубликанский конкурс на создание зоны экономического благоприятствования. Таким образом, инвесторы проекта «Organic Escape: побег в чистоту» получат ряд преференций. В том числе — пониженные налоговые ставки и льготные кредиты. Так что у Выходцева появились некоторые аргументы для того, чтобы продолжать работу и не растерять партнеров, среди которых несколько российских компаний, два международных банка и венчурный фонд.

Вообще-то предприниматель не скрывает, что изрядно устал от постоянной борьбы за осуществление своей идеи. Но отдыхать в этом году он снова поедет на Байкал. Хотя очевидно, что одновременно придется и поработать. Намеченная на конец июля поездка, организуемая Organic Escape, по складывающейся традиции станет еще и поводом для общения с инвесторами. На этот раз в «инфотур» по Байкалу Выходцев пригласил около пятидесяти предпринимателей. Возможно, таким образом удастся «завербовать» еще нескольких единомышленников, готовых участвовать в проекте.

Ныне, по словам Выходцева, его мечты о туристическом будущем Байкала так или иначе разделяет около двухсот деловых людей. Но далеко не все готовы активно инвестировать. «Это большая проблема — найти нормальных, мотивированных людей, которые готовы ехать на Байкал, а не заниматься примерно тем же самым, но — в Мытищах, — говорит Сергей. — Проблема и в том, как найти людей и подготовить квалифицированные кадры в самом регионе. Так что сейчас мы запускаем блиц-программу, задача которой — подготовить таких людей, найти интересные стартапы — в том числе в самой Бурятии. Что же касается инфотура, то это уже третье подобное мероприятие. Каждый раз мы выезжаем на природу и обсуждаем вопросы у костра. Каждый раз возникают новые идеи и планы, а также… новые вопросы».

Вопросов и правда множество. Как рассказал «Бизнес-журналу» известный предприниматель, который уже поучаствовал в экспедиции Выходцева, несмотря на магию Байкала, практически единственное, что здесь пока можно делать, — это сидеть у костра и общаться.

«Бизнес не может развиваться на голом, хотя и прекрасном месте, — говорит участник байкальских посиделок. — Без государственной поддержки думать об этом — утопия. Проблем много. Начиная с транспорта (добираться туда трудно: я привык к риску, но, очевидно, не каждый иностранец полетит на том, на чем летали мы) и заканчивая тем, что не мешало бы восстановить на Байкале выпуск судов. Раньше здесь работал завод, но теперь он закрыт. И как его запустить — не ясно. Доставить же сюда построенные в других местах плавсредства невозможно. Да, по Байкалу плавает парочка пароходов, спущенных на воду еще в советское время. И они даже приносят прибыль своим владельцам. Ведь туристов немало, а потребность в перемещении по воде огромна. Но возможности этого «флота» очень ограничены. В общем, этот проект слишком зависим от государственной поддержки и нуждается в мощной, причем построенной с нуля, инфраструктуре. Энтузиазма одних инвесторов здесь, очевидно, недостаточно».

 Выходцев все это прекрасно понимает. А потому, отложив на время в сторону строительство плавучих отелей, этнопарков, рыбацкой деревни и других фрагментов индустрии будущего байкальского гостеприимства, делает ставку на вторую часть плана, предполагающую возведение объектов не в «дикой» местности, а в черте Северобайкальска. По крайней мере инфраструктура здесь имеется. Начать Выходцев хочет с постройки двух гостиниц, о чем и ведет сейчас переговоры с инвесторами.

Есть у предпринимателя и еще один план, связанный с Байкалом. Он хочет замкнуть логическую цепочку и развернуть на озере производство биотоплива из водорослей — сугубо для нужд проекта. Готовые заводы он планирует покупать у тех самых инвесторов, которые год назад приобрели у него патент на технологию. Выходцев считает, что эта идея более чем подходит Байкалу.

— Конечно, — соглашается он, — такое топливо намного дороже традиционного. Но очевидно, что только его можно здесь использовать. Думаю, органическое топливо станет одной из составляющих экологической привлекательности Байкала: клиент всегда будет знать, что платит за чистый воздух.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.109 сек.
Яндекс.Метрика