15 сентября 2019 г. Воскресенье | Время МСК: 17:39:33
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Мы любим ценовые войны. Но это - неправильный путь - президент "Tele2 Россия" Дмитрий Страшнов




Источник: ИА "Финмаркет"
добавлено: 26-05-2011
просмотров: 4145
"Tele2 Россия" - самое быстрорастущее подразделение шведского телекоммуникационного холдинга Tele2. Несмотря на то, что компания работает только в регионах, не оперирует на московском рынке и не обладает лицензией на развертывание сетей связи третьего поколения (3G), она стабильно уже несколько лет занимает четвертое место по количеству абонентов в РФ.

Организовав сети четвертого поколения по технологии LTE в Швеции, Tele2 рассчитывает поделиться своим опытом с российскими коллегами. Однако участие оператора в консорциуме, который будет разрабатывать схему внедрения 4G в России, пока под вопросом.  

В интервью "Интерфаксу" президент "Tele2 Россия" Дмитрий Страшнов рассказал, что будет делать оператор, если 4G-частоты ему получить не удастся, почему Tele2 любит ценовые войны и покупкой каких активов интересуется на российском рынке.

- Вы направили письма с просьбой включить Tele2 в пул операторов, разрабатывающих к июлю схему внедрения 4G в России главе Минкомсвязи Игорю Щеголеву и гендиректору "Ростелекома" Александру Провоторову. Как оцениваете свои шансы на включение в пул и в целом получение частот?

- Ответа мы пока не получили. Изначально подразумевалось, что консорциум будет открыт для всех желающих операторов связи. И своим письмом мы заявили, что хотим принять участие в деятельности консорциума.

Можно предположить, что вхождение в число участников этого объединения является гарантией получения частот, а кто не в консорциуме, тот ничего не получит, но я надеюсь, что это не так. Скорее, задача консорциума - это все-таки выработка методики конверсии частотного ресурса и проведение определенных работ в этом направлении. Хотя министерству и профильным институтам было бы проще и правильнее взять этот процесс на себя, предоставив уже готовый продукт в виде высвобожденного частотного ресурса на открытый рынок.

- Минкомсвязи и профильные ведомства обсуждали вопросы, связанные с конверсией частот для 4G, больше года…

- Это очень печально, что у них ничего не получилось. И сейчас мне сложно предположить, каким образом консорциум из трех-четырех игроков, которые, по сути, являются конкурентами, сможет выработать общую методику взаимодействия. Интересы у операторов несколько разнятся. Но для того, чтобы понять, как консорциум будет взаимодействовать, нам надо туда попасть, потому что сейчас прозрачности нет. У большинства участников консорциума на сегодняшний день остаются те же вопросы, что и у нас.

- О каком вкладе в деятельность консорциума со стороны Tele2 идет речь? Что компания может предложить?

- У нас есть опыт развертывания и эксплуатации сетей 4G, в частности, совместной опорной сети с Telenor в Швеции. Этот опыт можно применять в России. Здесь можно построить две-три опорные сети, сэкономив существенное количество средств, и сделать проект перехода на 4G более привлекательным, за счет совместной эксплуатации сети. Мы можем предоставить открытый доступ ко всей технической документации, к результатам измерений для Роскомнадзора, Минкомсвязи. Думаю, что эти ведомства должны воспользоваться такой возможностью.

- Какой еще опыт получил Tele2 при оказании услуг 4G? Насколько вообще востребована эта услуга?

- Объемы продаж контрактов превзошли ожидаемые более чем в 2,5-3 раза. Первая партия модемов уже полностью распродана. Сейчас пока еще рано еще что-то прогнозировать, но то, что рост будет экспоненциальный - это однозначно. Это видно прекрасно на примере 3G. Думаю, что 4G побьет эти рекорды.

- Если вы сотрудничаете с Telenorв Швеции, то планируете ли взаимодействовать с "Вымпелкомом" в России? Например, глава Vimpelcom Александр Изосимов считает, что 5 сетей LTE в РФ строить не нужно: операторам необходимо кооперироваться. Сколько, по вашему мнению, нужно сетей в России?

- Любой значительный оператор, который считает деньги и готов идти на партнерство аналогичное тому, как у нас с Telenor, для нас является привлекательным партнером. С "Вымпелкомом" мы по этому вопросу переговоры не вели. Но мнение, высказанное Александром Изосимовым, является хорошим знаком.

- А вас не пугает опыт с 3G и слова Игоря Щеголева о том, что полностью иностранные компании, вроде Tele2, не смогут участвовать в исследованиях, поскольку это предполагает доступ к российскому военному оборудованию?

- Как вы сами воспринимаете этот комментарий?

- Как мне кажется, раздача частот 4G может стать иллюстрацией к поговорке "Всем сестрам по серьгам".

- Tele2 - шведская компания, ее акции торгуются на Стокгольмской фондовой бирже, а в составе акционеров нет государства. И это отличает нас от зарубежных акционеров других российских компаний связи. Поэтому вопрос гостайны и доступа к каким-то военным технологиям - немного не по адресу.

- А есть ли какой-то план "Б", если 4G-частоты все же получить не удастся? Ведь закончится же когда-то эра модемов EDGE, а рост операторских доходов, как прогнозируется, будет происходить за счет мобильной передачи данных.

- Я оптимист, и думаю, что за четыре-пять лет должно что-то произойти, если не в области индустриальной, политической или разрешительной, то в области технологий. Технологии не стоят на месте, и даже тот ресурс, который есть, будет использоваться для скоростной передачи данных. Мы настроены позитивно, в ближайшие два-три года у Tele2 в России будет органический рост за счет развития новых регионов, которые будут "подтягиваться" к уровню зрелых регионов.

Сейчас в ARPU наших абонентов 80% занимают голосовые услуги, а 20% - дополнительные (VAS). Передача данных в доходах от VAS занимает порядка 8-10%. В следующем году они вырастут до 12%, в ближайшие два-три - до 15-25%. Как только они приблизятся к 50%, это будет критично, но в настоящий момент - нет.

Мы идем вместе с рынком, и пока не ожидаем, что объем передачи данных в денежном выражении будет расти в геометрической прогрессии. Когда это произойдет, то, безусловно, наметится отставание в этом сегменте. Но это не значит, что мы будем сильно терять в голосе, имея лишь EDGE и 2G. Хотя и через два-три года голос, как базовая услуга, будет доминировать.

- А не планируете, например, отказаться от LTE и развивать WiMAX? На рынке неоднократно говорили о том, что Tele2 ведет переговоры о покупке "Скартела" (работает под маркой Yota)?

- Мы не считаем WiMAX стандартом связи будущего. Сам по себе, конечно, ценен частотный ресурс. Со временем при применении принципа технологической нейтральности любой ресурс будет иметь определенную стоимость. Но мы считаем нецелесообразным заниматься сейчас развитием WiMAX. Переговоров о покупке "Скартела" не было.

- Если будет введен принцип технологической нейтральности, то покупать компании, владеющие частотным ресурсом, не придется. Но ведь он сейчас не закреплен законодательством?

- Но к этому все идет. Хотя принцип должен распространяться на весь частотный ресурс, который есть в наличии, а не выборочно, исходя из того, у кого есть этот частотный ресурс. В проекте о дальнейшем развитии связи четвертого поколения, подписанном, в том числе, и премьером, присутствовали элементы технологической нейтральности, применимые для диапазона 900 МГц, 2,1 МГц, но диапазон 1800 МГц там не упоминается. Этому может быть два объяснения. Диапазон 1800 МГц не нуждается в конверсии, "расчистке". Если именно этим обусловлено его отсутствие в плане, то это объяснимо. Если же этот диапазон принципиально исключен из списка частот, на которых предполагается внедрение технологической нейтральности, то это выглядит странным.

Диапазон 1800 МГц используют многие операторы - и федеральные, и региональные

У нас полоса пропускания достаточно низкая, но мы сможем построить сеть, ведь на 15 МГц можно освободить часть диапазона для 4G. Упаковать, по крайней мере, хорошей качественной связью, скоростным интернетом города. Хотя такой вариант будет стоить дороже, чем для других игроков. Ведь если у компании есть частотный ресурс в разных диапазонах, то чем больше совокупная ширина полосы, тем операторам легче делать 4G, оставаясь в 3G и в GSM.

- Планируете ли вы какие-то сделки M&A, чтобы расширить свою географию в России? Ранее говорилось об интересе к СМАРТС и НТК.

- Мы находимся в постоянном диалоге со СМАРТС уже несколько лет. Но пока ситуация никак не развивается. Что касается НТК, мы изучали эту компанию, и четко понимаем ее потенциал на сегодняшний день. Нам, как диаскаунтеру, проще покупать какие-то активы, которые неэффективно используются, переделывать их и на этом зарабатывать или получать лицензии и строить сети самостоятельно "с нуля".

- В каких конкурсах на GSM-частоты планируете участвовать? Планируете ли увеличивать капзатраты, если что-то выиграете?

- Мы будем участвовать во всех конкурсах. Наши шансы на победу выше в тех регионах, где выставлено более одного лота. После итогов конкурсов мы сможем более четко прогнозировать, какие объемы капзатрат необходимы, чтобы выполнить условия лицензий. На сегодняшний день в бюджет компании эти капзатраты не заложены, это дополнительные средства. Но мы готовы выполнить самые жесткие условия, чтобы расширить свою территорию, чтобы по числу регионов еще больше приблизиться к игрокам федерального масштаба.

- Есть ли у вас целевой план по новым подключениям?

- По итогам 2010 года у нас 4 млн новых абонентов, а абонентская база превысила 18 млн. У нас расписаны целевые объемы подключений помесячно, для каждого региона. В 2011 году мы планируем довести количество пользователей до 20-21 млн. Теоретически можно рассуждать о цифрах вряд ли больше 25 млн, но порядка 23-24 млн. На изменение числа абонентов могут повлиять и другие факторы. Например, MNP (переносимость номера), которая, я надеюсь, скоро появится в России. Это уже произошло на Украине, в ряде стран СНГ, есть на Западе.

- Не боитесь, что "Вымпелком", который уступил долю рынка по абонентам и выручке "Мегафону", будет слишком агрессивно вести себя и не даст вам выполнить план по подключениям?

- "Вымпелком" - существенный игрок с большой долей рынка, и любая агрессивная ценовая политика с его стороны, безусловно, повлияет на весь рынок. За примером далеко ходить не надо: если в прошлом году средняя рентабельность EBITDA по телекоммуникационной индустрии была 50%, то сейчас 45-47%. Это уже показатель того, что цены идут вниз.

- То есть участникам рынка пора начинать готовиться к ценовым войнам. Вы их не боитесь?

- Мы любим ценовые войны. У Tele2 стоимость операций гораздо меньше, поэтому мы выиграем в любом случае. Но ценовые войны - это неправильный путь. Конкурировать надо не только в области цен, хотя цены - один из основных механизмов.

Мы смотрим на свои операции с точки зрения регионов присутствия. По каждому региону отдельно у нас свои задачи. В основном, конечно, мы соревнуемся с "большой тройкой", где-то есть компании "Связьинвеста". Но мы на уровне регионов все же видим своими основными конкурентами "большую тройку".

- Вы по примеру "большой тройки" начали развивать собственную розницу?

- Сейчас мы открыли два пилотных супермаркета в Санкт-Петербурге и в Краснодаре для того, чтобы протестировать новую концепцию развития розницы. Если все будет нормально, то мы будем тиражировать эту модель. Будем переделывать наши магазины - их на сегодняшний день более четырехсот. И, прежде всего, наши затраты будут связаны с использованием новых стендов, нового оборудования, кассовых аппаратов, интерактивных экранов, с помощью которых можно выбрать покупку и т.п. Думаю, что на каждый магазин будет потрачено около $15-25 тыс. Мы собираемся привести наши магазины к единому стандарту: стандартный набор услуг, стандартный набор телефонов.

Но строить свою розницу только потому, что это делают все - это неправильный посыл. Для нас, помимо коммерческой, очень важна маркетинговая составляющая, восприятие бренда нашими существующими и потенциальными клиентами. Новый формат розничной сети повысит лояльность абонентов, увеличит объем продаж, хотя сейчас я бы не стал говорить, насколько именно.

- За счет каких средств компания развивает бизнес в России? Это только деньги, заработанные в России, или сюда также направляются средства, полученные на других рынках? Планирует ли Tele2 привлекать капитал для инвестиций в РФ на долговом рынке - евробонды или рублевые облигации?

- У нас есть определенные сценарии развития, но сейчас о них говорить рано. Группа Tele2 финансово здорова, у нас почти нет внешних долгов, в отличие от других игроков. Поэтому вопросы финансирования для нас на сегодняшний день не представляют проблем, именно поэтому мы с уверенностью говорим о нашей способности выполнить обязательства как по строительству сетей GSM, так и по развертыванию LTE. На сегодняшний день по всем странам присутствия финансирование идет через материнскую компанию, этот способ нас устраивает.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.211 сек.
Яндекс.Метрика