19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 12:48:04
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

О страхе



Ицхак Адизес
Источник: Harvard Business Review Russia
добавлено: 12-08-2011
просмотров: 4311
Я часто выступаю перед российскими топ-менеджерами и сопровождаю свои лекции показом слайдов. Однажды я случайно перевернул слайд, и собравшимся пришлось выворачивать шею, чтобы прочесть написанный на нем текст. Очень неудобно, согласитесь! Так вот никто, ни один из пятисот присутствующих, не сказал мне о моей ошибке. Этот факт заинтриговал меня, и с тех пор я стал специально переворачивать слайды — то так, то эдак. Реакция слушателей оставалась неизменной. Проделай я нечто подобное в Соединенных Штатах, кто-нибудь сразу же вежливо указал бы мне на мой промах. Российская же аудитория безмолвствует. 

Как показывает мой многолетний опыт работы консультантом, в России люди привыкли молчаливо соглашаться с властью. Власть не принято критиковать, ее действия не принято публично подвергать сомнению. Когда я встречаюсь с российскими топ-менеджерами, чтобы обсудить проблемы их компаний, мне приходится преодолевать сильнейшее сопротивление с их стороны. Ни на первой, ни на второй встрече свободного общения добиться практически невозможно. А уж если на собрании присутствует высшее руководство — пиши пропало: все остальные молчат как рыбы. 

Ицхак Адизес — основатель и президент Института Адизеса (Санта-Барбара, Калифорния), специалист по повышению эффективности организаций путем глубоких преобразований.

Мне кажется, причина такого поведения — не только в национальных и культурных особенностях или в традиции принимать действия властей как данность, но и в неосознанном, глубоко укоренившемся страхе. Страхе проявить инакомыслие и вольнодумство, которые испокон веков сурово карались в России. Я убежден: страх — один из самых значительных факторов, снижающих качество бизнес-менеджмента. 

Мой знакомый американец, специалист по совершенствованию организационной структуры, рассказывал мне такую историю. На «разминочном» тренинге, который он проводил в одной российской компании, он попросил людей рассказать о себе нечто такое, чего никто из присутствующих не знает. Цель задания заключалась в том, чтобы раскрепостить людей, сделать встречу менее формальной, а общение — более легким. Ответом моему приятелю была гробовая тишина. Обескураженный, он во время перерыва подошел к одному из участников тренинга и спросил, почему никто не захотел высказаться. И снова ответ поставил его в тупик: «А откуда нам знать, как вы собираетесь использовать наши откровения?» 

Страх перед власть имущими, перед начальством, перед людьми, занимающими более высокое положение, пагубным образом отражается на поведении менеджеров, не дает им свободно выражать свои мысли, сомнения, идеи. Как в такой ситуации выявлять возникающие в организации трудности? Как собирать мнения сотрудников? Как оперативно реагировать на проблемы? Ведь, чтобы окончательно решить проблему, необходимо рассмотреть все возможные последствия действий по ее устранению. Как тут обойтись без участия менеджеров компании? Кроме того, страх тормозит инновационный процесс, удерживая людей от рискованных поступков. А если сотрудники всегда шагают в ногу и слепо повинуются указаниям начальства, то о каком развитии может идти речь?! 

Тем не менее во всем, что касается знаний, квалификации, опыта, интеллектуальной смелости, руководители российских компаний выше всяких похвал. Более того, я убежден: по этим показателям они могут занять первые места в мировом рейтинге. Так почему же инновации и гибкий подход к бизнесу так трудно приживаются в России? 

Представьте себе пустыню. Казалось бы, безотрадное, забытое богом место: сотни километров песка. Но вот вы набредаете на оазис и видите настоящее чудо: цветы, зелень, деревья… 

Единственное, чего недостает пустыне, чтобы стать раем на земле, — вода. То же и с российскими топ-менеджерами: чего им не хватает для триумфа, победы, для того, чтобы стать лучшими в мире? Я отвечу: надежды, открытости и благоприятных условий — условий, не оставляющих места для страха.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика