18 июня 2021 г. Пятница | Время МСК: 19:07:57
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Как валютный курс влияет на экономические результаты деятельности



Леонид Евгеньевич Cтpoвский, доктор экономических наук, профессор
Источник: Элитариум
добавлено: 29-11-2011
просмотров: 7655
Как влияют изменения валютного курса на экспортеров и импортеров; предприятия, работающие на внутреннем рынке и имеющие иностранных конкурентов; юридические и физические лица — заемщики кредитов в валюте; инвесторов и потребителей. Проанализируем влияние валютного курса на любое юридическое либо физическое лицо, представив его как конструктор чистых субъектов.

Автор: Леонид Евгеньевич Cтpoвский, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления внешнеэкономической деятельностью предприятия факультета международных отношений Уральского федерального университета (УpФУ).

Для выявления влияния валютного курса выделим хозяйствующие субъекты в следующие группы:

  • экспортеры;
  • импортеры;
  • предприятия, работающие на внутреннем рынке и имеющие иностранных конкурентов;
  • предприятия, работающие на внутреннем рынке и не имеющие иностранных конкурентов;
  • юридические и физические лица — заемщики кредитов в валюте;
  • юридические и физические лица — инвесторы (кредиторы), осуществляющие инвестиции (выдающие кредиты) в валюте;
  • потребители.

Анализ проводится с определенным допущением: исследованию подлежат так называемые чистые субъекты. Такой субъект сталкивается с валютными рисками сам, в то время как его партнеры не сталкиваются, и валютный риск влияет на субъект только через его основную деятельность, но не через партнеров. Применяя такой подход, можно проанализировать влияние валютного курса на любое юридическое либо физическое лицо, представив его как конструктор чистых субъектов. Например, компанию «Автолэнд» — импортера и официального дилера иностранных автомобилей — можно проанализировать как импортера и дополнительно следует учесть влияние валютного риска на потребителей-клиентов.

Проведем анализ влияния изменений валютного курса в расчете на каждую 1 000 долл. выручки или себестоимости. Для реального предприятия с определенными доходами или расходами после определения воздействия валютного риска на каждую 1 000 долл. можно легко определить влияние изменения курса.

Пример 1. В начале года курс (К1) ставил 1 долл. = 30 руб. Как отразится на хозяйствующих субъектах девальвация рубля до 34 руб./долл. (К2) либо его ревальвация до 26 руб./долл. (К3)?

I. Экспортеры

Экспортер — концерн «Альфа» поставляет партию товара на сумму 1 000 долл. Портфель заказов формируется в начале года при курсе 1 долл. = 30 руб. На основе плана продаж предприятие определяет бюджет расходов исходя из установленной учредителями рентабельности продаж 10%.

Выручку предприятие получает в долларах и переводит в рубли по текущему курсу, что делает ее зависимой от курса доллара. При заданной рентабельности и плановой выручке 30 000 руб. (1 000 долл.) себестоимость составит 27 000 руб. Затраты предприятие осуществляет в рублях. На основе допущения о чистых субъектах будем считать, что предприятие закупает сырье, материалы и прочее у партнеров, на цены которых валютный курс воздействия не оказывает. Заработная плата также выплачивается в рублях и к доллару не привязана. Таким образом, валютный курс на себестоимость «Альфы» не влияет.

1 долл. = 30 руб. (К1): выручка = 30 000, себестоимость = 27 000, прибыль = 3 000

1 долл. = 34 руб. (К2): выручка = 34 000, себестоимость = 27 000, прибыль = 7 000

1 долл. = 26 руб. (К3): выручка = 26 000, себестоимость = 27 000, прибыль = -1 000

В результате прибыль экспортера при девальвации рубля повысится, а при ревальвации — снизится.

II. Импортеры

Импортер — автосалон «Бета» закупает партию комплектующих стоимостью 1 000 долл. при курсе 1 долл. = 30 руб. на условиях отсрочки платежа. Цену комплектующих предприятие определяет исходя из данного курса и установленной рентабельности продаж. При заданной рентабельности и плановой себестоимости в 30 000 руб. (1 000 долл.) плановая выручка составит 33 333 руб. Потребитель приобретает комплектующие за расчетную цену в 33 333 руб. Даже если курс неблагоприятно изменится, автосалон не сможет потребовать доплату. Таким образом, выручка не зависит от валютного курса, формируется в рублях и составляет 33 333 руб.

Автосалон оплачивает поставку комплектующих на условиях отсрочки платежа в долларах. Это означает, что после получения рублевой выручки «Бета» приобретает доллары по текущему курсу и отдает их поставщику. Таким образом, себестоимость зависит от валютного курса.

1 долл. = 30 руб. (К1): выручка = 33 333, себестоимость = 30 000, прибыль = 3 000

1 долл. = 34 руб. (К2): выручка = 33 333, себестоимость = 34 000, прибыль = -667

1 долл. = 26 руб. (К3): выручка = 33 333, себестоимость = 26 000, прибыль = 7 333

Прибыль импортера возрастет при ревальвации рубля и снизится при девальвации.

III. Предприятия, работающие на внутреннем рынке и имеющие иностранных конкурентов

Кондитерская фирма «Гамма» формирует портфель заказов в начале года на сумму 30 000 руб. (1 000 долл.). Плановый уровень рентабельности продаж 10%, себестоимость 27 000 руб. «Гамма» имеет иностранного конкурента Nestle.

На первый взгляд на экономические результаты «Гамма» валютный курс оказывать влияния не будет. Однако, как будет показано ниже, прибыль предприятия, работающего на внутреннем рынке и имеющего иностранных конкурентов, будет зависеть от изменения курса.

При девальвации рубля с К1 = 30 руб./долл. до К2 = 34 руб./долл. цена конфет отNestle увеличится, в то время как цена отечественных товаров не изменится. Иностранный производитель, желая получить за конфеты 1 долл., будет продавать их при К1 за 30 руб., а при К2 за 34 руб., что приведет к росту спроса на продукцию «Гамма» за счет снижения спроса на продукцию Nestle. Таким образом, «Гамма» увеличит выручку при девальвации рубля, и наоборот, при ревальвации — снизит. Насколько именно выручка изменится, будет зависеть от дополнительных факторов: качества продукции и т.д. Для более точных расчетов необходимо провести дополнительные маркетинговые исследования.

Предприятие осуществляет затраты в рублях. Таким образом, валютный курс с учетом допущения о чистых субъектах на затраты не влияет, и при изменении курса доллара себестоимость остается 27 000 руб.

В результате девальвация рубля окажет на прибыль «Гамма» положительное влияние, а ревальвация — отрицательное.

IV. Предприятия, работающие на внутреннем рынке и не имеющие иностранных конкурентов

ОАО «Завод Дельта» планирует продажи в начале года на уровне 30 000 руб. (1 000 долл.) с рентабельностью продаж 10%, плановая себестоимость 27 000 руб.Поскольку предприятие не имеет иностранных конкурентов, то валютный курс не будет оказывать воздействие на выручку. Влияние валютного курса на потребителей предприятий не учитывается при допущении относительно чистых субъектов. Таким образом, выручка не изменится и составит 30 000 руб.

Валютный курс не окажет влияния на затраты, так как предприятие осуществляет их в рублях, себестоимость будет составлять 27 000 руб. Не испытает влияния валютного курса и прибыль предприятия.

V. Юридические и физические лица — заемщики средств в валюте

Предприятие «Игрек» получает от иностранного банка кредит в размере 1 000 долл. под 6% годовых на 1 год при курсе К1 = 30 руб./долл. Предприятие осуществляет свои затраты в рублях, поэтому «Игрек» обменивает полученную валюту на рубли по курсу К1. Через год «Игрек» заработанные рубли меняет на доллары и возвращает иностранному банку.

Полученные доллары «Игрек» меняет на рубли по курсу К1. Таким образом, выручка составляет 30 000 руб. и от изменения курса не зависит. Через год предприятие должно будет вернуть с учетом процентов 1 060 долл. Если курс не изменится, то себестоимость составит 31 800 руб., при К2 = 34 руб./долл. — 36 040 руб., при К3 = 26 руб./долл. — 27 560 руб. Прибыль при при К1 (30 руб./долл.) = -1 800 руб., при К2 (34 руб./долл.) = -6 040 руб., при К3 (26 руб./долл.) = 2 240 руб.

Таким образом, при девальвации рубля стоимость кредита для предприятия вырастет, а при ревальвации — снизится. В нашем примере предприятие при ревальвации вернет в рублях сумму меньшую, чем занимало. Аналогичное воздействие будет оказывать изменение валютного курса на физических лиц, занимающих в валюте.

VI. Юридические и физические лица, инвестирующие средства (выдающие кредиты) в валюте

Инвестор — вкладчик N приобретает 1 000 долл. и вкладывает их в банк под 10% годовых.

Понятия «выручка» и «себестоимость» применимы только в отношении юридических лиц. Но для сопоставимости результатов нашего анализа будем понимать под выручкой физических лиц их доходы (заработную плату, доход от продажи имущества, сумму взятого кредита, сумму возвращенного вклада и пр.), под себестоимостью — их затраты (на питание, коммунальные платежи, плату за кредит, сумму произведенного вклада и пр.).

1. Вкладчику в конце года вернут сумму в размере 1 100 долл. с учетом процентов. Таким образом, выручка при курсе 30 руб./долл. составит 33 000 руб., при К2 = 34 руб./долл. — 37 400 руб., при курсе 26 руб./долл. — 28 600 руб.

Господин N приобретал 1 000 долл. при курсе 30 руб./долл. Таким образом, себестоимость составила 30 000 руб.

Прибыль при при К1 (30 руб./долл.) = 3 000 руб., при К2 (34 руб./долл.) = 7 400 руб., при К3 (26 руб./долл.) = -1 400 руб.

В результате прибыль вкладчика увеличится при девальвации рубля, а при ревальвации — снизится. Для юридических лиц — инвесторов изменение валютного курса будет оказывать такое же влияние.

VII. Потребители

Гражданин N получает заработную плату 30 000 рублей, его затраты — 20 000 руб. в месяц, в том числе на отечественные товары и услуги — 12 000 руб., на импортные 8 000 руб. (267 долл. при курсе 30 руб./долл.).

Заработная плата (выручка) гражданина N от валютного курса не зависит. Затраты (себестоимость) господина N при курсе 30 руб./долл. составят 20 000 руб. На отечественные товары и услуги, потребляемые N, валютный курс влиять не будет. Долларовая цена импортных товаров меняться не будет и останется равной 267 долл. Рублевый эквивалент изменится. Если при курсе К1 = 30 руб./долл. эта сумма составит 8 000 руб., то при курсе К2 = 34 руб./долл. — 9 078 руб., а при курсе К3 = 26 руб./долл. — 6 942 руб. Таким образом, совокупные затраты господина N при К1 составят 20 000 руб., при К2 — 21 078 руб., при К3 — 18 942 руб.

Прибыль при при К1 (30 руб./долл.) = 10 000 руб., при К2 (34 руб./долл.) = 8 922 руб., при К3 (26 руб./долл.) = 11 058 руб.

В результате прибыль физического лица будет увеличиваться при ревальвации рубля и снижаться при его девальвации.

Далее следует обобщить результаты анализа. На какие группы хозяйствующих субъектов девальвация и ревальвация рубля оказывает положительное воздействие, а на какие — отрицательное, определяется по табл. 1.

Таблица 1. Положительное и отрицательное влияние изменения валютного курса на экономические результаты хозяйствующих субъектов

Девальвация рубля и ревальвация доллара Ревальвация рубля и девальвация доллара
Положительное влияние Отрицательное влияние Положительное влияние Отрицательное влияние
• экспортеры;

• внутренние предприятия с иностранными конкурентами;

• юридические и физические лица, инвестирующие средства в валюте.

• импортеры;

• юридические и физические лица — заемщики кредитов в валюте;

• потребители.

• импортеры;

• юридические и физические лица — заемщики кредитов в валюте;

• потребители.

• экспортеры;

• внутренние предприятия с иностранными конкурентами;

• юридические и физические лица, инвестирующие средства в валюте.

Примечание. Изменение валютного курса не влияет на предприятия, работающие на внутреннем рынке и не имеющие иностранных конкурентов.

В результате было установлено, что предприятия, не связанные с экспортно-импортными операциями и не имеющие иностранных конкурентов, влияния валютных рисков не испытывают. Однако в реальной экономике таких предприятий практически не существует. Любое предприятие имеет клиентов, которые тоже включены в рыночные отношения и вследствие этого испытывают влияние колебаний валютного курса.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2021, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.312 сек.
Яндекс.Метрика