28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 22:05:10
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Российская экономика: воз и ныне там



Виталий Тарлавский
Источник: Экономика и Жизнь
добавлено: 19-04-2012
просмотров: 4028
Как известно, сражения выигрывают генералы, а проигрывают солдаты. Ещё говорят, что у победы много отцов, а поражение всегда сирота. Противоречие между данными утверждениями если и есть, то кажущееся: стать конкретным отцом-победителем без генеральской должности сложно, а назначить (как бы ни хотелось) из множества безымянных солдат ответственных за поражение – не получается по определению.

Вот и российскую экономику назвать успешно развивающейся под силу, пожалуй, только Росстату и ограниченному числу бенефициаров (прямых выгодоприобретателей достижений – скромных, но вполне весомых для узкого круга избранных). Правда, и «искать крайнего» – ответственного за якобы полный экономический развал народного хозяйства страны тоже некорректно.

В самом деле. ВВП растёт (пусть медленнее, чем в других странах БРИКС, но быстрее, чем у мировых лидеров), инфляция минимальная, зарплаты, пенсии, стипендии индексируются. Конечно, не секрет, что ежегодный сырьевой вклад достигает 5% роста ВВП из 7,2-7,3%, а в его отсутствие уровень деловой активности может обеспечить экономике лишь 1-3% годового роста (Проблемы экономики: копать глубже – см. здесь же). Но победителей не судят, по крайней мере пока цены на нефть неудержимо идут вверх.

Безусловно, актуально другое – разобраться в происхождении очевидных проблем, которые сегодня тормозят развитие отечественной экономики, а завтра способны ввергнуть её в жестокий кризис. Без этого даже самые замечательные идеи и проекты останутся нереализованными, разве что выделенные средства традиционно дойдут до нужного адресата. Важно при этом не только и не столько искать виновных (назначать «стрелочников» мы научились с блеском – за каждой проблемой стоят удачливые или не очень «исполнители»), сколько находить и соединять единомышленников, имеющих общие цели, готовых к сотрудничеству через взаимный интерес и взаимную выгоду.

Понятно, что общие цели формулируются как общественный компромисс, как результирующая далеко не всегда совпадающих целей различных социальных групп. Это, между прочим, предполагает, что бизнес ориентируется не на предельную рентабельность и максимально возможную прибыль «любой ценой», а на прибыль наибольшую в данных условиях и одновременно не разрушающую общественную стабильность, укрепляющую уверенность в историческом предназначении рыночной экономики способствовать удовлетворению потребностей большинства. Иными словами, не столько провозглашает на словах, сколько доказывает делом свою социальную ответственность и общественную полезность, а не всепоглощающий корпоративный эгоизм.

Население должно иметь наиболее достижимые при данном уровне экономического развития гражданские права и социальные гарантии, не опирающиеся, однако, исключительно на государственный патернализм и не поощряющие тем самым общественную пассивность граждан, а, напротив, развивающие их инициативу, самодеятельность и самостоятельность.

В свою очередь, именно государству, устанавливающему правила игры, надлежит «равно дистанцироваться от игроков», а не «равно удалять» их по высочайшему, но субъективному «государевому» разумению. И при этом исключить возможность для представителей власти заинтересованно воплощать в практику свой «ресурсный статус», переориентировав их административные и должностные таланты и способности на персональную ответственность перед обществом.

*****

В нашей действительности трудно представить гармонию в классическом треугольнике «государство (власть) – общество – бизнес». Кажущиеся неустранимыми, противоречия между рассматриваемыми системными элементами способны вызвать скепсис. Разочарование, пессимизм и ощущение неопределённости многократно зафиксированы различными социологическими службами по итогам опросов различных групп населения и бизнеса. Тем интереснее некоторые оценки (усреднённые данные) по затронутым темам, которые содержатся в более чем 55 тысячах анкет «Федерация» и «Регион» от студентов экономических специальностей из 21 субъекта Российской Федерации. Опрос выполнен аналитическим центром газеты «Экономика и жизнь» в рамках проекта «Молодо – не зелено» (руководитель проекта – Татьяна Иванова, главный редактор ЭЖ).

Как недостаточную охарактеризовали роль государства в развитии региональных экономик более половины опрошенных (56%), избыточной назвали 10% (столько же затруднились ответить), достаточной – чуть более 20%. При этом основное влияние на социально-экономическую стабильность в регионах в целом оказывают именно властные структуры всех уровней (64%). Роль местных предпринимателей многократно меньше (11%), а гражданского общества – практически незаметна (7%).

Оценка действий органов государственной власти через механизмы правового и административного регулирования также имеет значительную негативную составляющую. В целом три четверти опрошенных считают, что власть не только неэффективно (формально) решает проблемы населения, но и полностью отгородилась от граждан, действуя в собственных интересах. Лишь 13% студентов уверены в активном взаимодействии власти с гражданским обществом.

Более 40% студентов считают региональную политику России неэффективной либо низкоэффективной, 44% – оценивают её эффективность как среднюю, 11% – как высокую.

Вместе с тем большинство (64%) уверено, что государственное регулирование экономики в регионах, равно как и финансовый контроль (60%), надо усиливать, против – менее трети опрошенных. Понятно, что речь идёт не о восстановлении «госплановских» функций, а о гибких рыночных механизмах, используемых государством, чтобы стимулировать отечественных предпринимателей к производству общественно необходимых товаров и услуг, потребность в которых не удовлетворяется местными производителями в натуральном и стоимостном выражении.

Можно по-разному относиться к полученным результатам, но запрос на новую государственную региональную политику, ориентированную на интересы большинства, ставящую заслон местечковой вседозволенности и безнаказанности, подчиняющую власть, бизнес и общество закону, а не административному нажиму, очевиден.

*****

Заявленная «государственническая» позиция отнюдь не свидетельствует об «антирыночности» молодого поколения, ибо во многом определяется объективными проблемами, имеющими к нему непосредственное отношение. Не может успешно развиваться рыночная экономика, если она всерьёз не опирается на энергию и активность молодёжи, пробующую себя в бизнесе и государственных структурах, стремящуюся реализовать свои творческие амбиции.

Характерно, что создать собственную компанию хотели бы почти три четверти студентов. При этом порядка половины из них верят в её успешное будущее, а около 30% – не верят изначально. Отрицательно относятся к такому предложению чуть более 10%.

Но открыть своё дело совсем не просто, напротив, сложно или даже невозможно – в этом убеждено более 60% студентов. Ещё менее 15% считают открытие собственного бизнеса неперспективным. Верят в успех менее 10%.

По этой причине логична и не случайна оценка темпов развития в регионах малого и среднего бизнеса. Порядка 40% характеризуют их как низкие и крайне неудовлетворительные, столько же – как средние, менее 10% – как высокие.

На фоне многочисленных опросов, свидетельствующих, скорее, о негативном отношении населения к российскому бизнесу в целом, слегка добавляет оптимизма убеждение большинства молодых людей (до 70–90% опрошенных) в необходимости таких качеств, как мораль и профессиональная этика в современном бизнесе (Молодо – не зелено: что показал опрос – см. здесь же).

Заслуживает внимания взвешенный подход к определению баланса общественных и личных интересов. Для современной молодёжи логичным подтверждением того, что «жизнь удалась», являются высокая зарплата (от 40% до двух третей опрошенных), любимое дело (40–60%), хорошая семья (до половины ответивших), престижная работа (30–40%).

Оценка «удовлетворительно», выставленная по большинству аспектов российской экономической (и не только) действительности – причина и следствие фактического отсутствия российской бизнес-элиты, способной стать реальным авангардом и вдохновителем давно назревших преобразований. Неудивительно, что изначально позитивный настрой молодых людей на высокую экономическую активность в рыночных условиях по мере вхождения в реальную жизнь постепенно приобретает усиливающуюся минорную составляющую.

И всё же хотелось бы надеяться, что в целом способность к адекватной реакции на современные вызовы отражает общую позицию российской молодёжи. Тем более удручает отсутствие целевой комплексной программы её продуманного и последовательного вовлечения в рыночную экономику как неотъемлемого элемента молодёжной политики властей на федеральном и региональном уровне. Правда, и сама концепция молодёжной политики всё ещё далека от системного завершения…

*****

У российского общества немало претензий к власти и бизнесу – закономерных и обоснованных. Тотальная коррупция (по сведениям Национального антикоррупционного комитета, в 2011 году общий объём взяток достиг 300 млрд долл.), «теневая экономика» (30% ВВП, по данным Росстата), «нечестная приватизация», нарастающий отток капиталов за рубеж (только за первый квартал текущего года вывезено 35,1 млрд долл.), несправедливое распределение произведённого дохода и многое другое – это хорошо известная данность.

Но ведь и бизнес подвергается жёсткому силовому давлению. За последние десять лет каждый шестой российский предприниматель привлекался к суду. По данным вице-президента «Деловой России» Андрея Назарова, озвученным на заседании рабочей группы «открытого правительства», по экономическим статьям за этот период были осуждены порядка 3 млн предпринимателей. Учтём отсутствие должных гарантий прав собственности, налоговый пресс, результатом которого становится растущий уход предпринимателей «в тень», туманные обещания «налогового маневра», вселяющего, скорее, неуверенность вместо стабильности и понятных перспектив…

С трудом верится, что при подобных обстоятельствах через 2-3 года Россия войдёт в пятёрку крупнейших экономик мира, о чем заявил 11 апреля Владимир Путин с трибуны Государственной Думы. Разумеется, если цена нефти подскочит до 150 долл. за баррель, это может произойти раньше и без особого для этого напряжения национальных сил и умений. Вот только зачем обманываться – качество такого «скачка» будет весьма сомнительным, а успех недолговечным.

Чем гипнотизировать себя иллюзиями и завораживающими цифрами, не продуктивнее ли обратить внимание, что в России власть, бизнес и общество ведут себя словно «лебедь, рак да щука» из известной басни Крылова, в которой с первых же слов становится ясно: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». Но ведь не о фауне ведём речь, и не в параллельных мирах всё происходит…

Давно пора понять, что в этом треугольнике, существующем в единой пространственно-временной области, доминирующий элемент – общество, что государственные органы и бизнес-структуры – своего рода исполнительные механизмы. По этой причине их интересы должны быть подчинены общественным интересам, определяться ими.

Отсюда первейшая задача – переосмыслить противоречия, выявить сближающие и сформулировать единые позиции, на этой основе разработать понятную и легитимную «дорожную карту» общественных (прежде всего экономических и социальных) интересов, достижение которых не только составляет важнейшую цель Стратегии развития, но есть обязательное (необходимое и достаточное) условие удовлетворения интересов власти и бизнеса.

А никак не наоборот!

P.S.

Просим обратить внимание на опрос Аналитического центра, размещённый на главной странице сайта «Экономика и жизнь». Заранее благодарим вас за ответ.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.104 сек.
Яндекс.Метрика