29 января 2022 г. Суббота | Время МСК: 04:13:46
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Типы сознания и управленческие решения



Константин Федотов, бизнес-психолог
Источник: Сайт Константина Федотова
добавлено: 13-12-2012
просмотров: 6301
В свое время, работая консультантом по организационному развитию и занимаясь разработкой стратегий развития предприятий, мне приходилось сталкиваться в компаниях клиентов со следующими жалобами руководителей: «Запланировали одно, а получили на выходе совсем другое», «На западе эти модели работают, а в нашей действительности – нет!».

Думаю, что ситуация за последнее время мало в чем изменилась: по-прежнему существуют руководители, у которых ожидаемые результаты сильно отличаются от полученных. Так же планируют, так же реализуют намеченное, так же переживают, что не вышло, как хотели.

Чаще всего ситуация, когда «то, что планировали, не реализовали», происходит с молодыми руководителями (кто недавно начал карьеру). Эти руководители предпочитают действовать в рамках тех знаний, которыми обладают.

Они планируют, внедряют, контролируют исполнение и ожидают нужный им результат. Все вроде бы логично… Вот именно – ЛОГИЧНО!

Итак, давайте разбираться, когда же при планировании нужна логика, а когда диалектика. Именно из-за путаницы использования инструментов на выходе можно получить не тот результат: не ту стратегию, не тот план, не тот список задач, которые потом трудно реализовать в действительности.

Я думаю, что каждый, читающих сейчас эти строки, согласится с тем, что при разных подходах (видах мышления) получаются разные стратегии и планы.

А теперь давайте поближе познакомимся с особенностями мышления (при формальной логике и при материалистической диалектике) и постараемся определить ситуации, где и какое мышление применяется для оценки событий и составления планов.

Материалистическая диалектика представляет собой философский метод исследования. Только с этой позиции можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связать элементы абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, перейти от одних форм обобщения к другим, более глубоким.

Этот тип мышления применяется там, где наблюдается нестабильность среды и развитие «формы» (это то, что постоянно меняется, причем в разных режимах – то быстро, то медленно).

Ситуации имеют предполагаемые начало, развитие и завершение. Но при этом следующий этап развития может продолжаться очень долго или вообще не наступить.

Вероятность риска «застрять» на шаге/этапе – высокая, вероятность наступления следующего шага (появление новой возможности, реализация возможности) непредсказуема (все может быть: событие может наступить, а может и не наступить). Причинно-следственные связи условны или отсутствуют. Т. е. одно не рождает другое. Зато первое может родить и второе, и третье, и четвертое (одно прямо не вытекает из другого, зато одно событие может стать причиной сразу нескольких других событий, как вместе, так и по отдельности).

Использовать диалектику рекомендуется на развивающихся рынках и в развивающихся отраслях, при развитии бизнеса (численность филиалов, освоение новых территорий) или при антикризисном управлении. Преобладает данный тип мышления у предпринимателей (построение взаимосвязей и коммуникаций, определение места чему-то новому в уже имеющейся системе знаний и понятий).

Данный тип мышления подходит для среды, где идут преобразования или развиваются тренды. Он используется там, где разработать конкретный план очень сложно, и скорее нужен список конкретных действий для конкретных ситуаций (способы поведения и реагирования).

Данное мышление преобладает в хаотичном мире, где сами возможности (с учетом стихийных изменений в самой среде) появляются и пропадают достаточно быстро.

Можете проверить на себе, как это работает.

Попробуйте адаптироваться к новым условиям (другой город и другая деятельность). А именно – попробуйте какое-то время жить, планируя свои действия. А затем попробуйте какое-то время жить, «обыгрывая» ситуации (реагировать с учетом обстоятельств). Сверьте свои результаты.

Иногда думать (подбирать наиболее удачный вариант поведения для конкретной ситуации) вредно. В агрессивной и новой среде нужно действовать спонтанно и интуитивно, с учетом ранее полученных навыков и знаний, плюс имеющихся инструкций для конкретных ситуаций.

Эксперименты (в которых автор статьи принимал участие) в рамках научной экспедиции в 2010-2011 гг. («выявление эффективных способов адаптации сознания к разным культурам и обществам») показали, что планирование деятельности во время необходимости быстрого приспособления к условиям среды может дорогого стоить (потери: времени, здоровья, ресурсов).

Формальная логика отвлекается от содержания понятий и имеет дело только с их формой (схемы, модели). Группы понятий, определенным образом связанные между собой по определенным законам, замещают реальные объекты (т. е. реальные люди и события заменяются на абстракции).

Современное общество и образовательные учреждения развивают мышление по стандартам формальной логики. Человек, прошедший через такое обучение и воспитание, чаще всего мыслит на основе «причинно-следственных цепочек». А то, что в самих цепочках могут происходить изменения в содержании (изменение взаимосвязей элементов в системе, изменение самих элементов), вот это уже не учитывается.

Такой логический тип мышления подходит для планирования в стабильной среде (те же рынки, тот же спрос, те же условия организации бизнес-процессов, та же конкурентная среда, те же расходы), где существует высокая вероятность повторения ситуаций (цикличность). Восход – зенит – закат. Ночь – день – ночь. Весна – лето – осень – зима.

Схема этого типа мышления: «нам понятны условия, где возникают возможности, реализуя которые можно получить определенный результат».

Данный тип мышления подходит для тех случаев, когда можно поддерживать определенные условия внутренней и внешней среды организации (влиять на появление возможностей или угроз).

Правила этого мышления (его еще иногда называют системным):

  • возможности появляются при целенаправленном влиянии на среду;
  • изменяя условия среды, создаем предпосылки для появления возможностей.

Рекомендуется использовать этот тип мышления в условиях сложившихся «правил игры» и в стабильных ситуациях (устойчивые положения экономики и политики). А так же при стабильном положении на рынке самого бизнеса.

Преобладает данный тип мышления у наемного менеджера, работающего в рамках знакомых ему технологий. При таком мышлении стратегическое планирование возможно и реализуемо.

Данный тип мышления эффективен в ситуациях, когда нетрудно с высокой точностью предсказать возможности и угрозы среды и, зная свой потенциал организации, выстроить эффективную модель поведения – разработать стратегию, ориентированную на возможности для развития или на ликвидацию угроз, чтобы выжить.

Использование одновременно одного (диалектика) и другого (логика) типа мышления может наблюдаться при планировании деятельности предприятия, когда при общей стабильной ситуации (политика и экономика) может существовать нестабильность на локальном рынке или в отдельной отрасли (идет становление). Такое интегрированное мышление (совмещающее разные подходы) возможно при Философском типе сознания.

Сразу же хочется внести уточнение, что про типы сознания (философский, религиозный, бытовой, научный, художественный) в этой статье будет упомянуто чуть позже. Пока же вернемся к типам мышления.

На разных стадиях жизни организации (выживание – приспособление – целенаправленность) применяют разные типы мышления для разработки планов.

Выживание – диалектика должна преобладать над логикой (главное – среда, исходим от ее условий). Преобладает интуиция. «Плывем по течению, главное плыть и не утонуть». Нужно уметь быстро реагировать.

Приспособление – диалектика и логика (главное грамотно использовать имеющиеся ресурсы – ориентация на развитие или удержание позиций). Преобладает здравый смысл, и учитывается интуиция. Ресурсы сравниваются с условиями среды. «Учитываем направление течения и время его изменения, используем это при заплыве по течению или против него».

Целенаправленность – логика преобладает над диалектикой. Ресурсы используются для изменения условий среды. «Меняем течение в зависимости от желания плыть в конкретном направлении».

Теперь предлагаю сопоставить вышеизложенное со «Спиральной динамикой» Кена Уилбера и классификацией «Типов сознания», чтобы проследить, какой тип сознания и в каких условиях среды подходит для планирования деятельности предприятия. При этом важно помнить, что доминирование определенного типа сознания влияет на поддержание определенного типа мышления (начинает преобладать логическое или диалектическое мышление).

 

Тип общества
(Спиральная динамика)

Красный
Выживает сильнейший главное – вооружение (технологии)
(Россия с 1994 по 2000 г.)

Синий
Работа по правилам;
главное – соблюдать закон (Россия с 2003 по 2008 г.)

Среда

агрессивная, нестабильная;
становление экономики

присутствует стабильность;
экономика уже существует

Тип мышления

преобладает диалектика

начинает преобладать логика

Тип сознания

преобладает бытовое   (ситуация – действие),
присутствует философское

преобладает научное
(ситуация – метод), присутствует философское

Глядя на таблицу, становится понятно, почему в первую очередь стоит отталкиваться от условий среды, где находится бизнес, и где (при планировании) стоит применять формальную логику, а где делать упор на диалектику.

Теперь давайте более подробно коснемся темы «Типы сознания».

Тип сознания – это набор определенных шаблонов восприятия и обработки информации.

От доминирования определенного типа сознания (большей активности определенной нейронной сети мозга по отношению к другим) зависит качество работы с полученной и имеющейся информацией. Информация, воспринятая через разные интерфейсы (типы сознания), по-разному обрабатывается личностью.

Изменения среды и деятельности влекут за собой изменения в доминировании определенного типа сознания.

Планирование деятельности, произведенное личностью с использованием определенного типа сознания, может оцениваться со временем той же личностью, как неправильное. Происходит такая переоценка в результате появления новой доминанты в нейронных сетях – нового типа сознания.

Итак, какие же типы сознания бывают и что для них характерно?

Философский тип (мало подвержен изменению, долго формируется). В основе обучения – существующие философские школы, учения.

Интегрированный взгляд на жизнь. Увязывает между собой разные знания и позволяет шире смотреть на явления.

Проявляется в интеллектуальной деятельности следующим образом: как связать одно с другим? как одно может повлиять на другое?

Проявляется в поведении: задумчивость, наблюдательность.

Место нахождения нейронных сетей, поддерживающих работу этого типа сознания, – левое и правое полушарии мозга.

Научный тип (изменяется со временем при получении новых знаний). Формируется базовыми общедоступными знаниями и специальным образованием.

Понимание явлений и умение их объяснять, выстраивание причинно-следственных связей.

Проявляется в интеллектуальной деятельности следующим образом: попытка найти новые подходы или объяснения, выстроить/сформулировать некую теорию или гипотезу.

Проявляется в поведении: задумчивость, поиск новой информации, обучение.

Место нахождения нейронных сетей, поддерживающих работу этого типа сознания, – левое полушарие мозга.

Религиозный тип (мало подвержен изменению, формируется быстро). В основе формирования – религии и учения.

Осознание духовных потребностей (творчество, познание мира, религиозные состояния). Нравственное поведение и соблюдение морали. Ритуальный образ жизни, закрытость от социума.

Проявляется в интеллектуальной деятельности следующим образом: сосредоточенность на одном (Боге, творчестве, любви).

Проявляется в поведении: сосредоточенность на своих состояниях и служении, отрешенность от суеты.

Место нахождения нейронных сетей, поддерживающих работу этого типа сознания, – правое полушарие мозга.

Художественный тип (изменяется со временем в результате смены вкусов и нравов в среде/обществе, появления нового опыта). В основе формирования – творческая деятельность.

Самореализация талантов, интуитивное отношение к жизни, созидание.

Проявляется в интеллектуальной деятельности следующим образом: возникают новые идеи, спонтанное связывание одного с другим.

Проявляется в поведении: одержимость некой деятельностью.

Место нахождения нейронных сетей, поддерживающих работу этого типа сознания, – правое полушарие мозга.

Бытовой тип (изменяется быстро с учетом изменений в обществе и условиях внешней среды, с учетом появления новых технологий, освоения новых способов ведения дел). Формируется в результате личного опыта и усвоения знаний, получаемых от других людей (родители, учителя, воспитатели, знакомые, коллеги и т. д.).

«Как и что делать в конкретной ситуации». Имеет свою специфику с учетом особенности среды и культуры (в разных обществах по-разному строят, лечат, ведут дела, готовят блюда и т. д.).

Проявляется в интеллектуальной деятельности следующим образом: мысли о текущих проблемах и ситуациях, которые возникают с учетом изменений во внешней среде и основной деятельности.

Проявляется в поведении: направленность действий на реализацию плана, устранение препятствий, удовлетворение потребностей.

Место нахождения нейронных сетей, поддерживающих работу этого типа сознания, – левое полушарие мозга.

Ведущий (доминирующий) тип сознания определяет систему координат – что важнее сейчас, формирует определенное восприятие, влияет на качество мышления.

Тип сознания определяет фокус внимания. На основе воспринятой информации, личность формирует определенное отношение к тому или иному событию и делает соответствующие выводы.

Решение, принятое определенным типом сознания (с учетом шаблонов восприятия и обработки информации), может не соответствовать тем потребностям бизнеса, которые возникают с учетом изменений в среде.

 Таким образом, возвращаясь к изложенному ранее в таблице, в нестабильной среде (для выработки решения) нужен смешанный тип сознания – Философский и Бытовой. Применение же Научного типа сознания в нестабильной среде может навредить делу (например, когда учащийся бизнес- школы пытается применить полученные им знания в тех ситуациях, где нужны совершенно иные знания или другой подход к оценке ситуации).

Восприятие информации и ее интерпретация могут сильно влиять на качество управленческого решения!

Простой пример, как одна и та же информация может восприниматься разными типами сознания.

Наверное, вы иногда замечали, что если смотреть на белый фон, то перед глазами появляются белые или черные «мушки». С точки зрения Религиозного типа сознания (мистика, эзотерика, религия, учения, мифы) это явление можно воспринять так: «вижу вибрации – передвижение энергии». А вот с точки зрения Научного типа сознания это явление может подсказать, что началась деструкция стекловидного тела (проблемы с хрусталиком).

В первом случае можно сделать вывод, что у вас открылись сверхвозможности. Во втором случае – что пора сходить к офтальмологу. Думаю, вы уловили суть. Одно и то же явление, но разное восприятие. Это приводит к разным выводам и, соответственно, к разному поведению.

То же самое и с бизнес-решениями. Если ситуацию, возникшую в бизнесе, будет оценивать человек с доминирующим у него Религиозным типом сознания, то разработку плана реагирования можно свести вообще к одному пункту: «На все воля Бога».

Казалось бы шутка, но такова реальность. Доминирующий на данный момент времени в психике тип сознания рождает решения, соответствующие шаблонам восприятия и обработки информации для этого типа.

Если для решения нужной задачи выбрать не тот тип сознания, то могут возникнуть следующие проблемы:

  • Решение не связано с действительностью (невозможно реализовать принятое решение в существующих условиях среды).
  • Принятое решение возможно реализовать только в конкретных условиях среды (которые сначала нужно создать).
  • Принятое решение не подходит для ситуации (реализация плана даст не тот результат/эффект).

 Чтобы управленческие решения были адекватны (соответствовали ситуациям) любому руководителю необходимо уметь быстро перестраиваться с одного типа сознания в другой осознанно (т.е. управлять этим процессом самостоятельно). А для этого необходимо владеть навыками и знать технологии, которые позволяют получать такой результат (изменять тип сознания, т.е. шаблоны восприятия и оценки информации).

 Руководствуясь этим (поняв запрос, идущий от бизнес - среды), автор статьи в период 2010г -2011г провел исследования (гипотеза - тип сознания меняется в результате воздействия внешней среды на психику и в результате освоения новой деятельности), и в 2012г. разработал прикладные методы, позволяющие эффективно менять доминанту типа сознания в заданном направлении («Способ коррекции сознания взрослого на основе интегрального подхода (нейропсихология, нейрофизиология, физиология, психология)» и «Способ создания необходимых функциональных состояний психики для интеллектуальной и творческой деятельности»).

 Данные способы изменения качества психических процессов позволяют менять доминанту в типах сознания у клиентов в сжатые сроки (создавать большую активность одного типа сознания относительно других).

 Эти методы сейчас применяются автором статьи в его профессиональной деятельности (консультирование руководителей) и используются для: создания творческих состояний в проектных группах, подготовки команд управленцев к стратегическим сессиям.

 Как только методы зарекомендуют себя на практике, их можно будет использовать для целей бизнес-обучения.

 При использовании материала ставьте ссылку на автора и источник http://www.9-1-1.info

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.121 сек.
Яндекс.Метрика