20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 07:40:18
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Оценка инфраструктуры корпоративной отчетности в России



Л. З. Шнейдман
Источник: Издательство "Бухгалтерский учет"
добавлено: 19-12-2012
просмотров: 4897
Развитая инфраструктура корпоративной отчетности является непременным атрибутом современной экономики. Она играет важную роль в обеспечении прозрачности деятельности экономических субъектов, укреплении доверия инвесторов к ним, мобилизации национальных и международных финансовых ресурсов, достижении финансовой стабильности. В связи с этим особую актуальность приобретает оценка наличия и состояния такой инфраструктуры.

Л. З. Шнейдман, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России

В апреле – августе 2012 г. в России была проведена международная оценка инфраструктуры корпоративной отчетности. Подобного рода проект реализован в России впервые. Одновременно с нашей страной оцениваласьинфраструктура корпоративной отчетности в Китае, Бразилии, Мексике, Нидерландах, Вьетнаме и ряде других государств.

Методика оценки

Оценка осуществляласьпо методике, разработанной в рамках Конференции по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД) и рекомендованной к использованию Межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН.

В ходе такой оценки устанавливается наличие и состояние национальной инфраструктуры (потенциала) качественной корпоративной отчетности. Конечная цельоценки – выявление проблемных областей и определение дальнейших действий по совершенствова нию системы корпоративной отчетности в стране.

Для целей оценки понятие корпоративной отчетности применяется в широком смысле, как вся совокупностьфинансовой и нефинансовой информации об экономическом субъекте, предоставляемой внешним пользователям, включая государственные органы. Корпоративная отчетностьвключает консолидированную и индивидуальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, экологическую отчетность, отчетность о социальной ответственности, отчетность о корпоративном управлении.

При этом предметом исследования в ходе оценки является не только процесс составления отчетности, но также процессы предоставления ее внешним пользователям и обеспечения ее достоверности (аудит, контрольи надзор качества).

Под инфраструктурой корпоративной отчетности понимается совокупностьусловий, необходимых и достаточных для формирования экономическими субъектами качественной и надежной корпоративной отчетности и доступа к ней всех заинтересованных лиц. Для целей оценки выделены следующие элементы инфраструктуры: нормативноправовая база; институциона льная основа; кадровый потенциал; процесс создания и укрепления инфраструктуры. Характеристика каждого элемента инфраструктуры складывается в ходе анализа информации, отвечающей на ряд вопросов.

По элементу "Нормативноправовая база" оценивается наличие правовой базы: составления и представления финансовой отчетности и раскрытия информации; ведения аудиторской деятельности, включая допуск к этой деятельности; составления и раскрытия экологической и социальной отчетности; осуществления мониторинга, контроля и надзора соблюдения требований к корпоративной отчетности; корпоративного управления; профессиональной этики; проведения расследований и принятия мер воздействия за нарушение требований к корпоративной отчетности. Вопросы оценки рассматриваются в отношении разных категорий экономических субъектов: публичных и непубличных компаний, малых и средних предприятий, организаций, имеющих особое значение для общества.

В качестве показателей, характеризующих элемент инфраструктуры "Институциональная основа", приняты: реализация важнейших институциональных функций, необходимых для составления и представления качественной отчетности (включая четкостьопределения связанных с ними обязанностей соответствующих органов); координация деятельности различных органов; обеспеченностьи стабильностьфинансирования институтов; наличие и состояние профессиональных ассоциаций бухгалтеров и аудиторов.

Характеристика элемента "Кадровый потенциал" предполагает ответы на вопросы, посвященные профессиональному обучению и аттестации, системе оценки профессиональных способностей и качеств, требованиям к практическому опыту, системе непрерывного повышения квалификации, специальной подготовке, требованиям к младшему бухгалтерскому персоналу. Данный элемент рассматривается в отношении бухгалтерского и аудиторского персонала, а также персонала контролирующих и надзирающих органов.

Элемент "Процесс создания и укрепления инфраструктуры" подразумевает наличие национальной стратегии создания, поддержания и совершенствования инфраструктуры корпоративной отчетности, а также плана действий по ее реализации.

Выявляемые в ходе оценки характеристики инфраструктуры корпоративной отчетности сопоставляются с контрольными показателями. Состав контрольных показателей и вопросы оценки определены на основе международно признанных систем стандартов и кодексов, регулирующих различные элементы инфраструктуры качественной корпоративной отчетности. Контрольные показатели формируют Международные стандарты финансовой отчетности, Международные стандарты аудита, Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора, Международные стандарты бухгалтерского образования, Международные стандарты ревизионной деятельности, стандарты Глобальной инициативы по отчетности, кодекс этики профессиональных бухгалтеров, др.

При сопоставлении характеристик элементов инфраструктуры с контрольными показателями определяются количественные показатели состояния инфраструктуры корпоративной отчетности. Эти показатели рассчитываются по всем элементам, за исключением процесса создания и укрепления инфраструктуры, количественная оценка которого методикой не предусмотрена. Количественные показатели рассматриваются для целей оценки исключительно как индикативные, характеризующие в большей степени тенденции, чем достижения в создании и поддержании инфраструктуры.

Сопоставление состояния инфраструктуры корпоративной отчетности с контрольными показателями проводится в рамках страныобъекта оценки. Вместе с тем результаты оценки могут использоваться для сравнения потенциала корпоративной отчетности в разных странах1. Кроме того, оценка является инструментом мониторинга прогресса инфраструктуры в сравнении с прошлыми достижениями.

Организация оценки в России

В проведении оценки в России участвовали представители 13 государственных и негосударственных органов и организаций, имеющих непосредственное отношение к регулированию, подготовке и надзору за корпоративной отчетностью. Среди них Минфин России, Минэкономики России, ФСФР России, Росфиннадзор, Банк России, Фонд "Национальный совет по финансовой отчетности", некоммерческие партнерства "Аудиторская палата России", "Московская аудиторская палата", "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России", автономная некоммерческая организация "Единая аттестационная комиссия", международные аудиторскоконсультационные фирмы Большой четверки.

Проведение оценки координировал независимый эксперт, избранный ЮНКТАД, – аудиторская организация "ФБК".

Оценка проводилась путем подготовки участниками ответов на вопросы специально разработанной анкеты. Анкета содержала детальные вопросы по каждому элементу инфраструктуры корпоративной отчетности, ответы на которые позволили оценитьналичие и состояние этих элементов, а также их соответствие контрольным показателям. Каждый участник подготавливал ответы на те вопросы анкеты, которые относятся к сфере его компетенции. Подготовленные участниками оценки ответы были обсуждены на проведенном координатором оценки круглом столе. Окончательные ответы на все вопросы анкеты принималисьпутем достижения консенсуса всех участников оценки.

Для достижения единообразия при анализе анкеты вопросы, включенные в нее, сформулированы таким образом, что предполагают лишьдва варианта ответа – "да" или "нет". Все вопросы посвящены доступным для проверки фактам, характеризующим потенциал корпоративной отчетности. С этой целью каждый утвердительный ответ, как правило, подтверждается указанием соответствующей нормативной базы или иными пояснениями. Вопросы анкеты не касаются реализации стандартов и кодексов субъектами экономической деятельности.

По результатам анализа ответов на вопросы анкеты были определены количественные показатели состояния инфраструктуры корпоративной отчетности. При этом для каждого элемента инфраструктуры количественный показательрассчитывался по следующей формуле:

Ai = Σ (Y/CL) : Qi,

где A – оцениваемый элемент инфраструктуры корпоративной отчетности;
Y – "да" (утвердительный ответ), соответствующий одному баллу для каждого показателя (за отрицательный ответ начисляется ноль баллов);
i – показатель от 1 до I соответствующего элемента инфраструктуры;
CL – подвопросы к отдельным вопросам по некоторым из показателей данного элемента инфраструктуры;
для вопросов, не сопровождаемых подвопросами, CL = 1, поскольку по соответствующей теме необходимо ответить только на один вопрос.

Максимальная количественная оценка для каждого элемента инфраструктуры определена в 100 %.

С целью обеспечения объективности результатов проведенной оценки ЮНКТАД была организована и проведена независимая экспертиза ответов на вопросы анкеты. Для этих целей ЮНКТАД были назначены независимые международные эксперты.

Результаты оценки: состояние инфраструктуры

Проведенная оценка дала следующие количественные показатели, характеризующие инфраструктуру корпоративной отчетности в Российской Федерации.

Оценка нормативноправовой базы в целом превысила 71 %. Полное соответствие контрольным показателям данного компонента выявлено по вопросам нормативного обеспечения разрешения на занятие аудиторской деятельностью и профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов. Системы нормативного регулирования финансовой отчетности и аудита оценены на 77,7 % и 73,8 % соответственно.

Существенное отставание в данном компоненте имеется в области правовой базы экологической и социальной отчетности, а также отчетности о корпоративном управлении (14,3 %). Недостаточен потенциал регулирования расследований в отношении искажения корпоративной отчетности и деятельности аудиторов, а также мер воздействия за нарушение действующих правил корпоративной отчетности (около 64 %).

Показатель оценки институциональных основ под готовки корпоративной отчетности составил чуть больше 68 %. Выявлена высокая степеньсоответствия контрольным показателям таких элементов инфраструктуры, как ее финансирование и профессиональные ассоциации бухгалтеров и аудиторов.

Наиболее слабым элементом этого компонента оказаласьсистема координации процессов регулирования и надзора за корпоративной отчетностью (33,3%).

Оценка кадрового обеспечения процессов, связанных с корпоративной отчетностью, превысила 79 %. Полное соответствие имеется по следующим элементам инфраструктуры: профессиональная квалификация и общий уровеньобразования бухгалтеров и аудиторов, оценка их профессиональных способностей и качеств, требования к их практическому опыту, непрерывное повышение квалификации ими.

Заметно более низкие показатели в этом компоненте получены при оценке профессионального уровня обучения и подготовки бухгалтеров и аудиторов, а так же при оценке их общего уровня квалификации, т. е. по наиболее важным и существенным элементам. Не высокой оказаласьтакже оценка существующих квалификационных требований к младшему бухгалтерскому персоналу.

Результаты оценки: направления совершенствования инфраструктуры

Анализ результатов оценки позволил определить направления дальнейшего совершенствования инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации. В сфере нормативноправового регулирования необходимо осуществление, в частности, следующих мер:

  • дальнейшее сближение правил ведения бухгалтерского учета и отчетности с МСФО, установление стабильной системы переводаМСФО на русский язык;
  • обсуждение необходимости и целесообразности введения МСФО для малого и среднего бизнеса;
  • переход к применению международных стандартов аудита на территории Российской Федерации, установление стабильной системы перевода МСА на русский язык;
  • установление отчетности о выбросах, имеющих отношение к изменению климата, отчетности об экологической устойчивости организаций, обеспечение достоверности содержащейся в этих отчетах информации;
  • введение обязательного аудита для целей регистрации эмитента на фондовой бирже;
  • создание комитетов по аудиту в составе советов директоров общественно значимых организаций, введение специальных требований к членам таких комитетов;
  • развитие системы расследований, проводимых надзорными органами;
  • дальнейшее сближение правил ведения бухгалтерского учета и отчетности в общественном секторе с МСФООС;
  • активизация применения международных стандартов ревизионной деятельности.

С целью совершенствования институциональных основ корпоративной отчетности необходимо: расширение сферы надзора за качеством бухгалтерской отчетности; усиление координации надзора за соблюдением норм профессиональной этики бухгалтеров; определение органа, ответственного за распространение передовой практики в вопросах корпоративного управления и социальной ответственности организаций; координация законотворческой деятельности органов, занятых вопросами корпоративной отчетности; улучшение механизмов информационного обмена между органами, занимающимися вопросами корпоративного управления; усиление координации деятельности профессиональных ассоциаций бухгалтеров.

В вопросах кадрового потенциала важнейшими направлениями работы являются: повышение квалификации бухгалтерского и аудиторского персонала; совершенствование программ подготовки бухгалтеров и аудиторов; улучшение подготовки специалистов для органов, регулирующих корпоративную отчетность в стране; введение квалификационных требований для младшего бухгалтерского персонала, в том числе требования непрерывного повышения квалификации.

Главным резервом для улучшения самого процесса создания и поддержания инфраструктуры корпоративной отчетности является разработка и реализация соответствующего стратегического плана действий, а также финансовое и кадровое обеспечение такого плана, систематический мониторинг его исполнения.

В целом проведенная оценка подтвердила наличие в Российской Федерации развитой инфраструктуры корпоративной отчетности и достаточно высокую степеньсоответствия ее международно признанным стандартам. Осуществление комплекса мероприятий, сформированного по результатам оценки, обеспечит совершенствование этой инфраструктуры и будет способствоватьулучшению делового и инвестиционного климата в стране


1 На данном этапе ЮНКТАД принято решение не проводитьмежстрановые сравнения.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика