29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 14:09:10
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Убить вуз

Методика эффективности или шельмования предложена обществу?



Александр Запесоцкий (ректор СПбГУП, член-корреспондент РАН, академик РАО)
Источник: Российская газета
добавлено: 21-12-2012
просмотров: 4148

В каждой сложившейся профессиональной сфере есть ниши шарлатанства со своими методами, своими технологиями. У мастеров игорного промысла - наперстки, в высшем образовании, по-моему, - рейтинги. Ранжирование вузов по специально отобранным параметрам - это когда число книг в библиотеке складывают с числом пирожков в столовой, множат на число профессоров и делят на число студентов. Если результат не удовлетворяет заказчика, все это можно умножить на количество любовниц у профессуры. Или разделить, когда место в рейтинге снова не подходит. В особо сложных случаях центр тяжести в подсчетах переносится на нобелевских лауреатов, работавших в вузе до 1917 года и т.д.

Недавний скандал в высшей школе на предмет "неэффективности" вузов связан с подобными манипуляциями. Формально виновным оказалось минобрнауки. Только, по-моему, министерство тут ни при чем. Весь фокус - где, у кого и почему появилась идея мониторить вузы не по официально принятым лицензионным показателям, а по дурным, для особых нужд изобретенным. Ну, можно ли с провинциального института культуры спрашивать за количество обучающихся иностранцев, разве он для того создан?

Есть ли резоны требовать от пединститутов, чтобы огромные деньги зарабатывали? Им бы студентов подготовить, чтобы деток в сельских школах учили...

Александр Запесоцкий: Ректорского сообщества в стране, увы, больше не существует.
Фото:СПБГУП

Думаю, здесь сказывается опасное перерождение ректорского корпуса, неоправданная замена уникального слоя вузовских управленцев под надуманным предлогом достижения 65-летнего возраста. Те, кто пришел на их места, в большинстве своем пока не способны или не решаются выполнять функции экспертного сообщества. И расцветают теперь людоедские идеи, давно артикулируемые некоторыми функционерами высшей школы: "Все умрут, а я останусь".

Увы, укрепилась, утвердила себя новая категория ректоров - лоббисты. Раньше они ограничивались выбиванием супергрантов для своих вузов, теперь уже перешли к уничтожению конкурентов руками чиновников. Похоже, уничтожить им нужно тех, кто не по административным коридорам рыщет, а работает в своих вузах над реальным качеством.

Если верить сообщениям прессы, то скандальная методика шельмования "неэффективных" вузов была продвинута Российским союзом ректоров и некоей "Ассоциацией ведущих вузов". На самом деле, по всей видимости, - отдельными функционерами, присвоившими себе право выступать от имени этих организаций. Являясь 21 год членом РСР, могу сказать совершенно определенно: мы никому не давали полномочий на применение подобных методик. Не сомневаюсь, что и большинство вузов, записанных чиновниками в "Ассоциацию ведущих", тоже ничего об этом не слышали. К слову сказать, саму эту ассоциацию надо бы хорошенько рассмотреть при дневном свете: кто эти "ведущие", кто их таковыми определил или назначил? Среди "ведущих" наряду с сильными есть и откровенно дутые авторитеты. Есть такие, которых никто реально никогда не проверял. Есть там и ректоры-"голые короли", чуть ли не каждый день поучающие страну на тему образования с экранов телевизоров... Похоже, общество и не заметило, что в ходе столь нужного стране укрепления вертикали власти на струны этой вертикали наросли опасные полипы, в погоне за обогащением пытающиеся уничтожить вполне дееспособные, нужные стране учреждения.

Характерно, что некоторые из "неэффективных" на деле работают намного лучше многих "самых ведущих". Вот некоторые "ведущие" открыли у себя в последние годы подготовку актеров и музейных работников. Кто-то поверит, что готовят их там лучше, чем в "неэффективных" петербургских театральной академии и университете культуры? Другие "ведущие" начали осваивать подготовку историков. Неужели уже освоили лучше, чем в "неэффективном" РГГУ?

Общественность ругает минобрнауки. А мне не хочется: там сильные чиновники, работающие чуть ли не по 20 часов в сутки. Только многие идеи, которые им поручается реализовывать, увы, никуда не годятся. Где и кем они разрабатываются, - вопрос мутный. Недавно вся страна не могла найти авторов... нового закона об образовании.

Кто те гении, что в тайне творят сыплющиеся на нас "реформы"? Российская академия образования отодвинута на обочину процесса. Ректорского сообщества в стране, увы, больше не существует. В системе-то образования и ПТУ сократили изрядно, и техникумы потрепали. Теперь очередь до вузов дошла...

P.S.

Недавно специалистов потрясли очередные новости: "ведущие" вузы страны пришивают новые карманы к штанам в ожидании баснословных траншей из госбюджета "на улучшение своих позиций в мировых рейтингах". Если так дело пойдет - сколько же педагогических вузов, институтов культуры и искусства в стране закрыть нужно будет?

Мнения
Ирина Ивойлова

Валерий Бабин, ректор Горноалтайского государственного университета:

- Индикаторы мониторинга совершенно не совпадают с требованиями государственной аккредитации, которую вуз успешно прошел два года назад. Возьмите хотя бы площадь на одного студента. При госаккредитации наши восемь метров на одного студента всех устраивали, а для мониторинга, оказалось, надо иметь не менее 11 метров. Думаю, большинству ректоров так и осталось непонятным - чем обоснован этот норматив?

Вуз ведет большую научную работу. В университете есть гранты президента, минобрнауки, РГНФ и РФФИ, совместные проекты с зарубежными партнерами. В прошлом году только один Минобрнауки выделил на выполнение НИОКР более 7 миллионов рублей.

В Республике Алтай 210 тысяч жителей, из них учатся и работают в университете более 6 тысяч человек. Вуз обеспечивает всю республику кадрами - от юристов до педагогов. И вдруг - "неэффективный"!

Университет выполняет еще и очень важную функцию по сохранению родного языка. У нас сильнейшая кафедра алтайского языка, который относится к тюркской языковой группе. К нам в магистратуру приезжают учиться даже из Якутии, и именно в нашем вузе ежегодно проходит заключительный тур Всероссийской олимпиады по тюркским языкам. Мы планируем открыть самостоятельный факультет алтайской филологии.

Нельзя все вузы - на "задворках Империи" и в столицах, гуманитарные и технические мерить одной меркой!

Следим за ситуацией

Доживем до февраля

Решение по реорганизации неэффективных вузов будет принято в начале будущего года

Мария Агранович

Минобрнауки пообещало к концу февраля представить в правительство рекомендации по реорганизации вузов, которые будут признаны окончательно неэффективными.

В ближайшие три месяца будут работать консультационные группы, с руководителями вузов будут обсуждать возможные варианты выхода из кризиса. И здесь, подчеркивают эксперты, очень важно с особой осторожностью отнестись к попавшим в "черный список" региональным вузам, которые, кроме обучения, выполняют еще и важную социальную функцию, обеспечивают местные производства молодыми кадрами.

Сегодня и так существует огромная проблема - 80 процентов выпускников вузов, поступивших по целевым направлениям регионов, не хотят возвращаться домой. Многие предприятия на местах испытывают настоящий кадровый голод. Не учитывать это нельзя. Как нельзя мерить все вузы единым аршином.

Критерии оценки обсуждались с ректорским сообществом и утверждены ассоциацией ведущих вузов, одобрены Российским союзом ректоров. Но, по мнению самих же ректоров, они далеки от идеала. Надо сказать, что есть и еще один, очень скандальный нюанс, о котором чиновники почему-то предпочитают не говорить: данные, которые вузы вводили в систему, проходя мониторинг, датируются мартом 2011 (!) года. Это самые последние отчеты, которые есть по вузам. То есть, по сути, оценка проводилась по устаревшим результатам. С тех пор прошло уже больше года, многие вузы развиваются, у них есть динамика. Но в мониторинге этого не видно.

Сейчас на сайтах некоторых вузов, попавших в "неугодные", висит "красная строка": "Наш вуз оказался в списке с признаками неэффективности в результате технической ошибки". Видимо, таким образом, руководство старается хоть как-то успокоить студентов, многие из которых уже всерьез задумались о том, куда теперь переводиться и где продолжать обучение.

Еще один "подводный камень" мониторинга: сейчас многие вузы находятся в стадии реорганизации и не успели еще полностью войти в рабочий режим в новом составе. А данные пришлось указывать уже совместные, усредненные. Так случилось и в Московском государственном университете дизайна и технологии. Вуз с 80-летней историей, ведущий вуз в области легкой текстильной промышленности тоже оказался среди "неэффективных".

- Мониторинг застал нас как раз в процессе реорганизации, - рассказывает ректор вуза Валерий Белгородский. - В 2011 году к нам присоединился Московский государственный текстильный университет имени Косыгина. В свое время он был головным в отрасли и обучал 10 тысяч студентов. Сейчас их около трех тысяч, и уже второй год не проводится набор на бюджет. Было принято решение ввести университет в состав нашего, чтобы не потерять уникальный опыт. Но, к сожалению, в мониторинг нам пришлось включать показатели этого вуза, и они прилично потянули нас вниз. С момента реорганизации прошел только год, а, для того чтобы объединенный вуз заработал в полную силу, нужно 2-3 года, не меньше.

Кстати, в МГУДТ на некоторые специальности, например, на такую редкую, как "социология моды", конкурс меньше 10-15 человек на место не бывает.

- Внутри вуза мы открыли колледж, чтобы сохранить, может, и не очень популярные сегодня специальности, но уже дефицитные, - говорит ректор. - Однако в мониторинге это тоже не учитывается. В целом - это сильнейший удар по имиджу известных, сильных вузов. При том, что часть из них - крупные университеты, на базе которых работает Центральное учебно-методическое объединение вузов России.

Официально

Александр Климов, замминистра образования и науки:

- Окончательный список неэффективных вузов будет сформирован к 1 декабря. Предложения министерства по их реорганизации будут готовы к концу февраля. Вузы не будут закрываться. По согласию педагогического коллектива более слабые вузы будут присоединяться к сильным.

Кстати

Сегодня в Москве проходит очередное заседание Общественного совета при министерстве образования и науки. Повестка дня - ЕГЭ и профессиональный стандарт учителя. Темы, которая уже вторую неделю будоражит общество: список неэффективных вузов, - среди обсуждаемых нет. И хотя среди членов Совета нет ни одного ректора, наверняка без "разбора полетов" не обойдется.

Ведь, средний балл ЕГЭ - это первый из ключевых критериев оценки эффективности вузов.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика