![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Бухгалтерская отчетность по-новомуГодовая бухгалтерская отчетность по российским стандартам за 2012 год будет формироваться в весьма необычных условиях. Опубликовано в журнале "Бухгалтерские вести" №8 от 5 марта 2013 годаАндрей Никитин, аудитор Аудиторско-консалтинговой группы «БАНКО» Источник: Деловой Петербург добавлено: 18-03-2013
просмотров: 5866 С одной стороны, ведение бухгалтерского учета в 2012 году осуществлялось в рамках утратившего силу Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», с другой стороны, составлять отчетность придется с учетом требований вступившего в силу Федерального закона от 06.12.11 №402-ФЗ (далее Закон №402-ФЗ) с таким же названием.
Новое в нормативном регулировании форм бухгалтерской отчетностиНовый Закон «О бухгалтерском учете» внес изменения не только в состав бухгалтерской отчетности, но и в названия некоторых ее форм. Так, согласно п. 1 и 2 ст.14 данного Закона, годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств для некоммерческих организаций) и приложений к ним. В годовой отчетности, таким образом, отсутствуют пояснительная записка и аудиторское заключение, а от некоммерческих организаций больше не требуется составлять отчет о прибылях и убытках. Минфин России в Информации ПЗ-10/2012 рекомендует при сдаче годовой отчетности применять действующие формы, переименовав их с учетом требований нового Закона. Позиция финансового ведомства вполне обоснована, так как название формы «Отчет о прибылях и убытках» больше не соответствует ее содержанию, учитывая показатели в справочном разделе данной формы. Кроме того, согласно п. 15 ст. 21 Закона №402-ФЗ федеральные и отраслевые стандарты не должны вступать в противоречие с данным Законом. Для некоммерческих организаций отчет «о целевом использовании полученных средств» теперь в годовой отчетности должен наименоваться «отчет о целевом использовании средств». Между тем, в Информации ПЗ-10/2012, ссылаясь на требования п. 1 ст. 13 Закона №402-ФЗ, Минфин России отразил ситуации, при которых некоммерческим организациям все же следует заполнять показатели отчета о финансовых результатах. В частности, это касается некоммерческих организаций, получивших существенный доход от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности. Возникает вопрос, следует ли также менять название этой формы и в промежуточной отчетности. Согласно п. 3 ст.14 Закона №402-ФЗ, состав промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливается федеральными стандартами. С учетом требований п. 1 ст. 30 вышеупомянутого Закона, до их утверждения следует руководствоваться действующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Пунктом 49 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» промежуточная бухгалтерская отчетность предусмотрена в составе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено учредителями (участниками) организации. Следовательно, формально, начиная с первого квартала 2013 года, формы промежуточной отчетности вновь будут иметь привычные всем наименования. Итак, порядок составления годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год и промежуточной, начиная с первого квартала 2013 года, регулируется как новым Федеральным законом, так и действующими правилами, которые не должны ему противоречить. Речь идет о ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и Приказе Минфина РФ от 02.07.10 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее Приказ №66н). Несмотря на то, что Закон №402-ФЗ был опубликован в 2011 году, в минувшем году финансовым ведомством не внесено ни одного изменения в ПБУ 4/99, поэтому данным положением следует руководствоваться в той части, которая не противоречит вышеназванному Закону. В Приказ №66н, напротив, внесен ряд изменений, вступающих в силу начиная с бухгалтерской отчетности за 2012 год. Так, Приказом Минфина РФ от 05.10.11 №124н (подп. 1 п. 1 и подп. 1 п. 4), раздел I бухгалтерского баланса «Внеоборотные активы» после строки «Результаты исследований и разработок» дополнен строками «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы». Это изменение касается организаций, осуществляющих затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр, и обусловлено применением в учете с 01.01.12 нового ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов». Следующее изменение касается значительно большего числа организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства. Речь идет о Приказе Минфина РФ от 17.08.12 №113н, которым утверждены формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства. Ранее в Приказе №66н уже имелись послабления для организаций-субъектов малого предпринимательства. Так, согласно п.6 этого Приказа, в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках субъекты малого предпринимательства могли включать показатели только по группам статей без их детализации, а в приложениях к этим формам приводить только наиболее важную информацию. При этом, было не ясно что конкретно понималось под группами статей и какие показатели можно было не детализировать. В анализируемом Приказе №66н (в редакции Приказа Минфина России от 17.08.12 №113н) финансовое ведомство, по сути, предложило субъектам малого предпринимательства вариант объединения групп статей для двух форм бухгалтерской отчетности. В частности, в новом варианте не выделены показатели, которые следует раскрывать организациям, применяющим некоторые необязательные для субъектов малого предпринимательства положения по бухгалтерскому учету, например, ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 8/2010 «Оценочные, условные обязательства и условные активы». В таблице, опубликованной в журнале "Бухгалтерские вести" №8/2013 на стр. 14, представлены укрупненные показатели упрощенного баланса и соответствующие им показатели первоначальной версии этой формы. Аналогичной трансформации подвергся отчет о финансовых результатах для малых предприятий. В таблице, опубликованной в журнале "Бухгалтерские вести" №8/2013 на стр. 14, представлены укрупненные показатели упрощенного отчета о финансовых результатах и соответствующие им показатели первоначальной версии того же отчета (показатели, не поменявшие своего наименования, в таблице не приводятся). Вряд ли упрощение рассмотренных выше форм бухгалтерской отчетности для малых предприятий приведет к сокращению трудоемкости ее составления, поскольку, с учетом нынешней автоматизации бухгалтерского учета, заполнение строк бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах и так не представляет большой сложности. Куда более трудоемким является заполнение пояснений, оформленных в табличной форме. В подпункте «б» п. 4 Приказа №66н сказано, что содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения №3. Несмотря на то, что в данном приложении приводится лишь пример таких пояснений в табличной форме, их содержание воспринимается как позиция финансового ведомства относительно минимальных требований к пояснениям в составе приложений к балансу и отчету о финансовых результатах. Между тем, некоторые таблицы в приложении №3 предусматривают отражение данных, не требуемых действующими положениями по бухгалтерскому учету. Например, ни одно из действующих положений не предусматривает раскрытие в отчетности информации об изменениях за период (поступление и выбытие) дебиторской и кредиторской задолженностей. Таким образом, предложение малым предприятиям новых форм бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах является лишь формальным упрощением учета и отчетности для этих субъектов, так как эти упрощения нивелируются требованиями к заполнению пояснений в табличной форме в составе приложений к первым двум формам отчетности. Кроме того, такие упрощения подойдут лишь тем малым предприятиям, основными пользователями бухгалтерской отчетности которых являются налоговая инспекция и органы статистики. Для организаций, предоставляющих отчетность таким пользователям, как заказчики, кредитные организации и т.п., ее составление по упрощенному варианту может оказаться проблематичным. Дело в том, что бухгалтерская отчетность предназначена давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Это напрямую следует из п.1 ст.13 Закона 402-ФЗ. Поэтому, представление пользователям упрощенных форм отчетности усложнит расчет важных финансовых показателей деятельности организации, особенно в отношении промежуточной отчетности, не содержащей пояснений, и, как следствие, затруднит принятие экономических решений. В Приказ №66н также внесены изменения Приказом Минфина РФ от 04.12.12 №154н, утвердившим формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств социально-ориентированных некоммерческих организаций. Как и в упрощенных формах для малых предприятий, финансовое ведомство предложило вариант укрупнения показателей первых двух форм отчетности некоммерческих организаций. Однако, в отличие от малых предприятий, для социально-ориентированных некоммерческих организаций упрощенные формы будут носить обязательный характер, поскольку в Приказе №66н не сказано, что данная категория юридических лиц может применять обычные формы отчетности, как это сделано в п.6 того же Приказа в отношении малых предприятий. И в заключение, хочется обратить внимание на новый порядок представления в отчетности информации, которая традиционно включалась в состав пояснительной записки. В подпункте «а» п. 4 Приказа №66н сказано, что приложения могут оформляться как в табличной, так и в текстовой форме, следовательно, информация, подлежащая раскрытию в составе бухгалтерской отчетности, которую раньше раскрывали в пояснительной записке, теперь включается в текстовую часть приложений. Согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», полный комплект финансовой отчетности, в частности, включает примечания, состоящие из краткого обзора основных положений учетной политики и прочей пояснительной информации, поэтому данное изменение состава отчетности, по-видимому, является отголоском влияния международных стандартов. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|