25 марта 2023 г. Суббота | Время МСК: 08:03:54
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Россияне очень любят рисковать

Профессор Манел Бауселз о российском бизнесе



Юрий Митин
Источник: КоммерсантЪ
добавлено: 09-04-2013
просмотров: 3423
Зачем управленцу изучать теорию принятия решений и как ее применять на практике? Существуют ли эффективные стратегии принятия решений в случае нехватки информации? Об этом и многом другом в рамках проекта "Коммерсантъ в "Сколково" Юрию Митину расскажет Манел Бауселз — профессор теории принятия решений в бизнес-школе "Сколково".

Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ
— В рамках проекта "Коммерсантъ в "Сколково" у нас "Большой разговор" с преподавателем по теории принятия решений в бизнес-школе "Сколково", Манелом Баусэлзом. У меня вопрос по вашей ключевой теме — по процессу принятия решений. Я бы сказал, что это не самая простая тема для студентов. Как вы делаете обучение интересным? И что для студентов самое главное? 
 

— Я стараюсь показать им пример ситуаций, из которых нужно найти выход. Мне нужно, чтобы студенты доказывали свой выбор мне, а не наоборот. И я пытаюсь иногда быть адвокатом дьявола — намеренно выбираю такую стратегию, чтобы студент приложил максимальные усилия для защиты своей позиции. Тогда я говорю: "Я не очень понимаю, о чем вы. Объясните, пожалуйста". Лучший способ научиться — это объяснить другому человеку тему, которой вы обучаетесь, а не прочитать о ней или услышать от преподавателя. Вот к этому я и иду: мои студенты или в группах, или во время работы в классе должны друг другу объяснять сложные моменты.
 

— Что вы ответите студенту, который говорит: "Я закончил математический факультет и знаю логику, поэтому не уверен, что ваша методика применима по отношению к моему бизнесу"? 
 

— Студенты могут считать некоторые вещи в большей степени походящими для реальной жизни, некоторые — в меньшей. Я понимаю подобные высказывания. Но многие ситуации, о которые мы говорим, действительно применимы. Мы изучаем бюджетные проблемы, которые взяты из реальной жизни. Изучаем ошибки, которые люди обычно совершают, когда делают прогнозы, расчеты, обмениваются информацией. Мы также рассматриваем, как иногда команды не могут аккумулировать всю имеющуюся информацию, потому что они уделяют слишком много внимания вещам, которые этого внимания недостойны. И, напротив, они не обращают должного внимания на уникальные данные, которыми владеет один из членов команды. Так что, я думаю, что наши примеры действительно встречаются в жизни. Правда в том, что жизнь намного сложнее, чем то, чему можно научить в классе. Но мне также кажется, что учить нужно тому, что уже было исследовано, так студенты будут получать более релевантную информацию.
 

— Вы являетесь профессором в нескольких бизнес-школах и университетах. Также вы старший экономист в компании RAND. Многие называют вашу корпорацию мозговым центром. Можете о ней рассказать? Чем она знаменита? 
 

— Корпорация была основана после Второй Мировой войны, она очень известна в США. В 50-х она была очень популярна, потому что здесь работали многие нобелевские лауреаты, которые стали авторами многих открытий в области информатики, экономики, социальных наук. Сейчас компания занимается консалтингом и сотрудничает с правительством США в военной и мирной сферах. Я работаю в гражданском подразделении. Наш департамент называется "Труд и население". Мы изучаем проблемы, связанные с принятием решений о выходе на пенсию, здоровьем и так далее.
 

— Можете рассказать, над какими проектами вы работаете в RAND? Какие решения нашли применение в реальном бизнесе? 
 

— Например, сейчас я работаю над проектом, цель которого выработать схему для прогнозирования вероятности несчастных случаев. Она, в свою очередь, поможет им принимать более взвешенные решения относительно страхования. Например, вы хотите купить телевизор в Москве. Вам предложат дополнительную гарантию. Хочется ли вам отдавать лишнюю сотню долларов? Знаете, люди подсознательно очень плохо принимают решения относительно страхования. Одна из причин: они просто не знают, насколько велика вероятность несчастного случая. Поэтому считают, что лучше заплатить лишние деньги и полностью себя обезопасить. Но они не понимают, что вероятность того, что с их аппаратурой что-то случится, 5-7% максимум. Это очень маловероятно. 
 

Представьте, сколько можно сэкономить, если не платить за дополнительную страховку. В общем, мы стараемся сделать инструмент, который бы позволил посчитать вероятность несчастного случая и принять решение о необходимости страхования. Должен сказать, что для очень серьезных вещей страхование — хорошая штука. Например, стоит страховать дом от пожара или землетрясения. Но для относительно мелких вещей страхование не нужно, если вы, конечно, не склонны регулярно забывать iPhone в штанах, забрасывая их в стиральную машину.
 

— У меня вопрос по бизнес-стратегии. Если сравнивать разные бизнес-ситуации для корпорации и стартапа, то стратегии по оценке риска будут различными? 
 

— Вопрос сложный, потому что я на стратегии не специализируюсь. Но принципы принятия решений одинаковы для всех. Но в маленьких компаниях, стартапах все решения имеют высокий риск. Нужно решать, как определять бизнес, какие партнеры вам нужны, какие изменения и так далее. Это динамичный процесс, нужно быть очень гибкими. В большой корпорации о гибкости нет и речи. Нужно обеспечивать эффективные процессы, все делать правильно, работники должны быть мотивированы, инновации нужно разрабатывать, защищать свою долю рынка. Поэтому многие предприниматели очень хороши на этапе запуска проекта, но потом, когда компания уже устоится, они попадают в другую среду. В целом же при принятии решений нужно быть объективными, учитывать вероятность неудачи и риски. Это подходит и для стартапов, и для корпораций.
 

— Вы обучаете студентов в бизнес-школах Испании, Англии, США, России. Если сравнить студентов EMBA в этих странах, можно сказать, что мотивация, стоящая за принятием решений, у них одна и та же? Возможно, где-то больше полагаются на математику/логику, а где-то — на интуицию? 
 

— Люди из разных стран, на самом деле, похожи друг на друга и особенно не отличаются. Везде бизнесмены хотят, чтобы их дело процветало, хотят развивать идеи, получать отдачу, зарабатывать деньги. Есть, конечно, незначительные особенности. Например, россияне полны свежих идей, потому что в России сейчас открываются прекрасные возможности для бизнеса. Здесь ситуация более оптимистичная, чем в других странах.
 

— Российские бизнесмены похожи на европейских? Возможно, наши больше полагаются на интуицию? 
 

— Я заметил, что россияне очень любят рисковать.
 

— В вашей родной Испании сейчас проблемы с безработицей, и вообще экономика в неважном состоянии. Что с точки зрения принятия решений пошло не так и привело страну в такое состояние? 
 

— Ситуация в Испании — это гиперболизированная версия того, что происходит в других странах. Правительство тратило много денег и вогнало страну в долги. Теперь в Испании государственный сектор играет слишком большую роль, и это создало большие проблемы. Урезание расходов вызвало значительную рецессию. Но мне кажется, что это все равно бы произошло рано или поздно. Мое мнение — нужно уменьшить роль государственного сектора. Сейчас же уменьшение расходов необходимо, чтобы обеспечить экономический рост. А корень проблем в лопнувшем кредитном пузыре в сфере недвижимости. Конечно, было бы хорошо научиться избегать подобных ситуаций. 
 

— Что думаете о будущем испанской экономики? Как долго продлится рецессия? 
 

— Я не специалист по макроэкономике. Но могу предположить, что пока государственный сектор не уменьшится, а частный не выйдет из кризиса и не приступит к агрессивным мерам, пока предприниматели не найдут новые способы для ведения бизнеса, пройдет немало времени. По всей видимости, экономика не сможет восстановиться в кратчайшие сроки. Но иногда, как вы, наверное, знаете, экономика характеризуется нелинейным поведением. Ее восстановление может начаться непредсказуемо.
 

— Как вы решили стать преподавателем бизнес-школы "Сколково"? Что вас мотивировало? 
 

— На меня вышли представители бизнес-школы "Сколково", меня порекомендовал мой коллега Хауме Рибера. Для меня это прекрасная возможность. В тот момент я работал в школе экономики и бизнеса Pompeu Fabra, так что приглашение в "Сколково" было своего рода комплиментом. В Pompeu Fabra я больше был сосредоточен на исследованиях, а не на преподавании. Так что момент для прихода в бизнес-школу "Сколково" был идеальный.
 

— Вы, конечно, даете студентам бизнес-школы "Сколково" домашнее задание. Возможно, какие-то примеры решений вам показались особенно интересными и креативными? 
 

— Конечно, нужно постоянно совершенствовать кейсы, которые вы используете, делать их более актуальными. Большинство моих кейсов содержат информацию и ситуации, о которых я узнал от студентов. Сейчас я стараюсь найти применение и той информации, которую получаю от студентов бизнес-школы "Сколково". Например, у меня есть сложный кейс — в нем рассматривается ситуация с выбором места для офиса. Но один из студентов привел не менее красочный и интересный пример, в котором речь идет о принятии решения о покупке машины. В этом году студенты мне также рассказали о том, как добиться государственного финансирования проектов. Возможно, это войдет в новый кейс.
 

— В чем различие между бизнесменами, обучающимися на программах EMBA в различных странах? И нужен ли сейчас диплом Executive MBA, чтобы быть успешным и хорошо разбираться в бизнесе? 
 

— Я верю в концепцию EMBA. Эта программа затрагивает массу важнейших аспектов: лидерство, коммуникации, принятие решений, маркетинг, операционный менеджмент. К тому же концепция Executive MBA позволяет учиться без отрыва от работы. В то же время она, конечно, очень требовательна, нужно много сил, чтобы ее пройти. Но студенты могут по завершении каждого модуля приступать к применению знаний непосредственно в своей компании, на своем рабочем месте. Это внушительное преимущество.
 

— Кому вы бы посоветовали поступать в бизнес-школу "Сколково"? 
 

— Я бы рекомендовал программу "Сколково" Executive MBA тем управленцам и предпринимателям, которые поставили перед собой амбициозные цели, которые хотят узнать много нового, расширить кругозор, познакомиться с коллегами из различных отраслей и по-новому взглянуть на свою компанию.

 

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2023, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.104 сек.
Яндекс.Метрика